Вопрос 3. Взаимодействие овд С общественными организациями по противодействию преступной деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Взаимодействие овд С общественными организациями по противодействию преступной деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности



Под взаимодействием органов внутренних дел с общественными объединениями (в том числе традиционными религиозными организациями) можно понимать согласованную совместную деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению преступной деятельности религиозных организаций деструктивного характера, а также выявлению лидеров, активных участников данных организаций, замышляющих, подготавливающих, совершающих или совершивших административные правонарушения и преступления.

Потребность у органов внутренних дел в такой совместной деятельности уже давно назрела. Как показал опрос сотрудников Центра по противодействию экстремизму и управления уголовного розыска ГУВД по СК[122], для борьбы с преступлениями религиозного характера им требуются специальные знания, как об основах традиционных религий, так и о деятельности псевдорелигиозных сообществ (62% респондентов считают необходимым получение подобных знаний). 75% из опрошенных сотрудников говорят о том, что у них нет достаточных знаний в этой области. Исходя из вышеизложенного, считаем необходимым предложить такую форму взаимодействия, как проведение семинаров с сотрудниками ОВД, закрепленных за данной линией работы и представителями традиционных религиозных организаций. Другой, по нашему мнению, проблемой низкого уровня выявления, предупреждения и раскрытия преступлений с религиозной окраской является отсутствие должного обмена информацией между органами внутренних дел и религиозными организациями (традиционными и нетрадиционными). Наличие обмена информацией, на наш взгляд, будет способствовать недопущению создания псевдорелигиозных сообществ, вступлению большей части людей в подобные организации, а также эффективной и своевременной профилактической работы в отношении активных участников данных организаций. Поэтому, считаем возможным предложить создание координационного центра (совета) по противодействию деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности, в который по нашему мнению, должны входить представители ОВД, общественных (традиционных религиозных) организаций и администрации края по вопросам наций и религии. Также, обмен информацией, во исполнение Приказа МВД РФ от 6.08.1993 г. № 390 «Об утверждении нормативных актов в области регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», по вопросам своевременного выявления и предупреждения преступлений, подготавливаемых и совершаемых лидерами и участниками религиозных организаций деструктивного характера должен осуществляться в ходе проведения совместных конференций. Примером такого взаимодействия могут служить научно-практические семинары, проводимые в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, г. Ставрополе[123].

Следующая проблема, по нашему мнению, состоит в отсутствии совместных действий органов внутренних дел и общественных объединений (традиционных религиозных организаций) по своевременному недопущению совершения противоправных деяний псевдорелигиозными сообществами криминальной направленности. Решение данного вопроса видится в привлечении сотрудниками ОВД представителей традиционных религиозных организаций, в частности Русской Православной Церкви, в качестве специалистов, например, при исследовании религиозной литературы, при анализе деятельности отдельных религиозных организаций, в отношении которых в ОВД находится информация компрометирующего содержания. На основании вышеизложенного, можно предложить следующие формы взаимодействия органов внутренних дел с общественными (традиционными религиозными) объединениями по противодействию деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности на территории Ставропольского края:

-проведение совместных семинаров, конференций с участием сотрудников ОВД, закрепленных за линией противодействия экстремизму и представителями общественных объединений, занимающихся вопросами сектантства и традиционных религиозных организаций, с целью обмена необходимой информацией и знаниями по вопросам деятельности религиозных организаций деструктивного характера;

-создание Координационного центра (совета) по противодействию деятельности псевдорелигиозных сообществ, в который, по нашему мнению, должны входить представители ОВД, общественных (традиционных религиозных) организаций и администрации края по вопросам наций и религии;

-привлечение представителей традиционных религиозных организаций в качестве специалистов по вопросам, связанных с деятельностью отдельных религиозных объединений.

По нашему мнению, организация и четкое определение задач такого взаимодействия позволит органам внутренних дел не только своевременно выявлять лиц, подготавливающих совершение преступлений с религиозной окраской, но и более качественно документировать и собирать доказательства в отношении этих лиц, что не позволит им в дальнейшем избежать уголовной ответственности.

 

Вопрос 4. Международное взаимодействие и международное сотрудничество органов внутренних дел по противодействию деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности как вида организованных преступных сообществ

Считаем необходимым в работе уделить внимание международному взаимодействию и международному сотрудничеству органов внутренних дел по противодействию деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности. Разделяя позицию Е.А. Бащеванжи, Т.Г. Ганиева[124], следует отметить, что международное сотрудничество оперативно-разыскных органов Российской Федерации с аналогичными органами зарубежных стран осуществляется на двустороннем, региональном и универсальном уровнях, в первую очередь в борьбе с транснациональной организованной преступностью, международным терроризмом, сектантством. Правовой основой такого сотрудничества являются ратифицированные РФ Конвенции ООН, Совета Европы, решения Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ, международные многосторонние и двусторонние договоры Российской Федерации, соглашения и решения таких органов координации взаимодействия с партнерами из СНГ, как Совет министров внутренних дел, Совет руководителей органов безопасности и специальных служб, Совет командующих Пограничными войсками, Совет руководителей таможенных служб государств — участников СНГ.

В частности, противодействие преступной деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности (тоталитарных религиозных сект) регламентируется следующими нормативно-правовыми актами.

Пресс-релиз Решения Совета Европы от 22 июня 1999 года «О помощи жертвам деструктивных культов и членам их семей».

Резолюция общественного подхода Государств Членов Европейского Содружества к различным нарушениям закона новыми организациями, функционирующими под защитой, предоставляемой религиозным объединениям, 22.05.1984г.

Заявление Европарламента по деструктивной секте Муна, документ № 1-47/84 от 2 апреля 1984г.

Вербальная нота Посольства Федеративной Республики Германии от 22 ноября 1995 г. (ответ германского посольства Министерству иностранных дел Российской Федерации на его ноту № 250/4/ЕД от 13 декабря 1994 г., о деятельности нетрадиционных конфессий в Германии).

Решение Европарламента от 12 февраля 1996 г. Постановление о сектах в Европе.

Решение Кабинета Министров Европейского Совета от 1994 г. «Секты и новые религиозные движения. Рекомендация парламентской ассамблеи №1178 от 1992 г.».

Специальные субъекты международного оперативно-разыскного сотрудничества. Субъекты ОРД, функционирующие в Российской Федерации, могут в соответствии с международными соглашениями осуществлять сотрудничество с ОРО других стран как на прямых контактах, так и через специальные субъекты международного оперативно-разыскного сотрудничества. Такими субъектами являются:

-Международная организация уголовной полиции (МОУП) — Интерпол; Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников Содружества Независимых Государств (БКБОП);

-Антитеррористический центр (АТЦ) государств — участников Содружества Независимых Государств.

Интерпол является ведущей международной организацией, которая, благодаря своей уникальной структуре, правовой базе и техническому оснащению, способна эффективно и рационально координировать международное полицейское сотрудничество более 180 стран, входящих в него.

Технология информационной работы по линии Интерпола определена в Инструкции об организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденной приказом МВД России от 28 февраля 2000 г. № 221 и согласованной с Генеральной прокуратурой РФ, и в межведомственной Инструкции об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов РФ по линии Интерпола, утвержденной совместным приказом МВД России, Минюста России, ГТК России, ФСБ России, ФСНП России, ФПС России от 26 июня 2000 г. № 648/184/560/353/257/302, также согласованной с Генеральной прокуратурой РФ.

В соответствии с межведомственной Инструкцией субъектами оперативно-разыскного сотрудничества по линии Интерпола являются:

- органы внутренних дел;

- органы ФСБ;

- таможенные органы РФ;

- органы ФСИН.

Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников Содружества Независимых Государств создано решением Совета глав правительств государств — участников СНГ от 24 сентября 1993 г. Действующее Положение о Бюро утверждено решением Совета глав правительств государств - участников СНГ от 9 октября 1997 г.

Бюро является постоянно действующим органом, работой которого руководит Совет министров внутренних дел государств — участников Содружества Независимых Государств (СМВД).

Должность директора приравнивается к должности начальника главного оперативного управления МВД государства пребывания (МВД России).

Антитеррористический центр государств — участников Содружества Независимых Государств. Создан по решению Совета глав государств СНГ от 21.06.2000 г. В соответствии с утвержденным Положением о Центре он является постоянно действующим специализированным отраслевым органом СНГ и предназначен для обеспечения координации взаимодействия компетентных органов государств — участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

Решения по принципиальным вопросам деятельности Центра принимаются Советом глав государств СНГ. Общее руководство работой Центра осуществляет Совет руководителей органов безопас­ности и специальных служб государств — участников СНГ.

Основные задачи и функции Центра, регламентирующие противодействие преступной деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности:

- выработка предложений Совету глав государств Содружества Независимых Государств и другим органам СНГ о направлениях развития сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма;

- обеспечение координации взаимодействия компетентных органов государств - участников СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма;

- анализ поступающей информации о состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма и иных проявлений экстремизма в государствах - участниках СНГ и других государствах;

- формирование на базе объединенного банка данных органов безопасности, специальных служб и других компетентных органов государств - участников СНГ специализированного банка данных о:

международных террористических и иных экстремистских организациях, их лидерах, а также причастных к ним лицах; состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма и иных проявлений экстремизма в государствах - участниках СНГ и других государствах; неправительственных структурах и лицах, оказывающих поддержку международным террористам;

предоставление информации на регулярной основе и по запросам компетентных органов государств - участников СНГ, участвующих в формировании специализированного банка данных;

участие в подготовке и проведении антитеррористических командно-штабных и оперативно-тактических учений, организуемых по решению Совета глав государств СНГ, а при необходимости - по поручению глав заинтересованных государств - участников СНГ в соответствии с установленным порядком;

содействие заинтересованным государствам — участникам СНГ в подготовке и проведении ОРМ и комплексных операций по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма;

содействие заинтересованным государствам - участникам СНГ в осуществлении межгосударственного розыска лиц, совершивших преступления террористического характера и скрывающихся от уголовного преследования или исполнения судебного приговора; участие в подготовке модельных законодательных актов, нормативных документов, а также международных договоров, затрагивающих вопросы борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма;

содействие в организации подготовки специалистов и инструкторов подразделений, участвующих в борьбе с терроризмом; разработка моделей согласованных антитеррористических опера­ций и оказание содействия в их проведении;

организация координации взаимодействия при проведении антитеррористических мероприятий по решению Совета глав государств СНГ, а при необходимости - по поручению глав заинтересованных государств — участников СНГ в соответствии с установленным порядком;

участие в разработке межгосударственных программ государств - участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма;

участие в подготовке и проведении научно-практических конференций, семинаров. Содействие обмену опытом в сфере борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма;

установление и поддержание рабочих контактов с международными центрами и организациями, занимающимися вопросами борьбы с международным терроризмом, а также соответствующими специализированными структурами других государств.

Таким образом, международное взаимодействие правоохранительных органов, в том числе ОВД, позволит использовать международный опыт в борьбе с тоталитарными ссеками и, как следствие, более качественно осуществлять противодействие преступной деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности.

Заключение

Подводя итог рассматриваемым вопросам, представляется возможным сделать вывод о том, что эффективным средством противодействия деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности – вида организованных преступных сообществ является взаимодействие органов внутренних дел с органами государственной власти, в том числе, иными правоохранительными органами, средствами массовой информации, общественными организациями. Взаимодействие может быть «внутренним» - совместная деятельность подразделений и служб ОВД, а также «внешним» - со всеми остальными субъектами взаимодействия. При этом взаимодействие по рассматриваемой группе преступлений осуществляется внутри непосредственно государства, а также на международном уровне.

 

 

Юлия Андреевна Лапунова

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.029 с.)