Тихвинский Успенский мужской монастырь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тихвинский Успенский мужской монастырь.



Восстановление Тихвинского Богородицкого Успенского мужского монастыря после Смутного времени, предпринятое при игумене Макарии, сопровождалось щедрыми царскими пожалованиями. В 1614 году царь Михаил Федорович подтвердил прежние земельные пожалования и право монастыря владеть «…в Тихвинском рядку таможною и замытною и померною пошлиною…», а налоги и «…всякою пошлиною велел сбирати в дом Пресвятыя Богородицы…». В 1613 году монастырь получает «…за многое разорение и за осадное сидение в вотчину…» Никольский Шунский погост в Заонежье, владение которым подтверждено грамотами царя Михаила Федоровича в 1616 и 1622 гг.[5] В этот же период монастырь получает земли в соседнем Антоньевском Дымском погосте по реке Рядани в составе 18 пустошей. Это была вотчина небольшого новгородского Никольского Мостищского монастыря, пришедшего в упадок и запустение. Впоследствии сам данный монастырь был дважды приписан к Тихвинскому монастырю (с 1663 по 1711 гг. и с 1720 по 1764 г.)[6]. В течение XVII века, в разное время, приписными к монастырю были также Николо-Беседный монастырь (в 1607 – 1663 гг.), Троицкая Рекомская пустынь (1685 г.), Николаевская Боровинская, Троицкая Реконьская и Пятницкая Лепрудская пустыни.

Последней грамотой в царствование Михаила Федоровича монастырю была жалованная грамота 1644 года на 5 пустошей в Воскресенском Лученском погосте на месте бывшей деревни Батьков Конец. В дальнейшем при вступлении на престол царей из дома Романовых Тихвинский Успенский монастырь получал подтвердительные жалованные грамоты на все земельные владения вместе с проживающими на них крестьянами. Число зависимого населения непрерывно росло. В 1646 году он имел в Обонежской пятине без монастырских работников и посадских торговых и ремесленных людей – 305 человек зависимого населения, в 1678 году, после возвращения в монастырь в 1673 году заонежской Шунской волости, Тихвинский Успенский монастырь имел 3818 человек зависимого населения[7].

В 1623 году при игумене Александре в монастыре произошел пожар, сопровождавшийся взрывом хранящегося крепостного пороха, уничтоживший все деревянные постройки и частично разрушив каменные. Восстановительные работы заняли несколько лет и потребовали выделения значительных средств, полученных от государственных льгот, пожертвований населения и доходов монастыря.

К середине XVII века экономическое могущество монастыря возрастает во многом благодаря расцвету Тихвинского посада, принадлежащего монастырю, и ставшего важным центром ремесла и торговли на Северо-Западе России. Растет авторитет тихвинских игуменов, что обеспечивает им дальнейшее продвижение по службе. Макарий I в 1618 году хиротонисан в архиепископа Вологодского и Белозерского, а в 1620 году в митрополита Новгородского; Герасим (Кремлев) в 1640 году становится архиепископом Симбирским и Тобольским. Отдельной статьей (глава X, статья 60) Соборного Уложения 1649 года было указано, что за «бесчестье» должностных лиц Тихвинского монастыря виновный выплачивал «игумену – 25 руб, келарю – 20 руб., казначею – 10 руб.». Важным обстоятельством в жизни монастыря стал ежегодный обычай торжественного «поезда» с чудотворной иконой из Тихвинского Успенского монастыря в Москву, сохранявшийся до 1676 года.[8] Игумен Пимен в 1651 году был произведен в архимандриты, а в дальнейшем архимандриты Тихвинского монастыря при богослужении пользовались преимуществами, присвоенными епископскому служению.

К середине XVII века монастырь накопил значительные богатства. Сотни крестьян обрабатывали принадлежащие монастырю десятки тысяч десятин земли. Увеличивались доходы от Тихвинского посада. Росли многочисленные вклады верующих за поминовение их в церковных службах или за место захоронения в пределах монастыря. В тяжелые для России годы к монастырской казне обращалось государство. Во время войны с Польшей в 1655 году царь Алексей Михайлович послал грамоту в Тихвинский монастырь: «Ведомо нам учинилось, что у вас в монастыре есть деньги многие, и мы указали взять у вас на жалование ратным людям 10000 рублей; а в оскорбление себе вы б того не ставили: как служба минется, мы те деньги велим вам отдать»[9].

Война с Польшей затянулась до 1667 года, чередуясь с новой войной со Швецией, и Тихвинский Успенский монастырь с разрешения властей приступил к каменному строительству за свой счет. Начатое в 1668 году каменное строительство крепостных укреплений и монастырских сооружений, закончилось к концу XVII века созданием великолепного архитектурного ансамбля Тихвинского Успенского монастыря.

Власти Тихвинского Успенского монастыря постоянно проводили политику укрепления своего феодального иммунитета. Они удержали за собой, превратившийся в средневековый город, Тихвинский посад. Добивались от правительства необходимых для его развития льгот и постановлений, как например освобождение от содержания отставных стрельцов в 1684 году, или разрешении торговли иностранным купцам на посаде в 1680 году. Для успешного ведения монастырских дел в Новгороде и Москве в условиях приказного аппарата управления XVII в. выделялись специальные люди – монахи московского и новгородского подворий и монастырские стряпчие. В соответствии с установленными обычаями большие расходы шли на «почести» - добровольные приношения всем приказным: от боярина - руководителя приказа до последнего переписчика бумаг. В качестве «почестей» выступали подношения икон, церковных книг, освященной воды, пасхальных яиц, вещей, различных продуктов и денег. Иногда почести стоили больших затрат. В 1684 году за монастырское дело в Новгородском приказе тихвинские монахи дали, не считая трат на оформление дела, думному дьяку Е.И. Украинцеву 30 руб. и стопу серебряную, подьячему И. Уланову – 20 руб., молодому подьячему Н. Ключареву – 10 руб.[10] Всё это заносилось в расходные книги и контролировалось монастырскими властями.

Во второй половине XVII века монастырь превращается в важный культурный центр и становится постоянным заказчиком различных произведений искусства, собирая у себя лучшие художественные силы посада. В монастыре получает распространение книгописание. Одним из самых выдающихся местных иконописцев - Иродионом Сергиевым – в 1658 году была исполнена лицевая пространная редакция «Сказания о чудесах иконы Тихвинской Богоматери». Местные иконописцы получили известность далеко за пределами Тихвинского посада. Их приглашали для работы в Москву, в Великий Новгород, во многие монастыри. Выполненные ими настенные росписи сохранились до нашего времени на фасадах и в галереях Успенского собора монастыря.

Успешному развитию монастыря в данный период успешно содействовали его руководители: архимандриты Иосиф (1661-1666 гг.) - позднее с 1674 года митрополит Рязанский и Муромский; Корнилий (1666-1668 гг.) - с 1673 года митрополит Казанский, а с 1674 года митрополит Новгородский; Иона Баранов (1668-1674 гг.) - архиепископ Вятский и Великопермский; архимандрит Макарий - трижды руководивший монастырем в 1675-1697 гг. и дважды возвращаемый к руководству им по просьбе «братии» Успенского монастыря.

Несмотря на то, что к концу XVII века Тихвинский край был охвачен расколом, старообрядческие идеи не получили поддержки у руководства и большинства монашествующих Тихвинского Успенского монастыря. Он считался одним из самых благонадежных монастырей и постепенно стал использоваться и как место ссылки и заключения государственных преступников.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.005 с.)