Явление иконы Тихвинской Богоматери. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Явление иконы Тихвинской Богоматери.



Огромное значение для исторической судьбы Тихвинского края имело произошедшее в XIV-XVI вв. открытие и становление культа иконы Тихвинской Богоматери. Появление религиозных святынь, открытие тихвинских монастырей, в первую очередь Тихвинского Успенского Большого монастыря, строительство Тихвинского посада и создание торгового и экономического центра в Нагорной половине Обонежской пятины и привело к образованию территориального экономического и культурного сообщества, которое мы называем Тихвинский край.

Явление иконы Богоматерь Тихвинская отмечено Воскресенской и Никоновской летописями в Новгородской земле 1383 годом.[17] Обе записи тождественны, и её первое явление связывается с рекой Оятью, с селением Вымоченицы, затем с местностью Кожел и с Куковой горой, после чего она уже появляется на Тихвине над рекою. Более усложненный путь "светозарного шествия" иконы дан в "Сказаниях о Тихвинской иконе" появившихся в начале XVI века. Согласно им, в разных местах Обонежья было пять последовательных явлений иконы. Первый раз чудотворная икона, шествуя над водами Ладожского озера вдоль Валаамского архипелага, задержалась над островом Вощаным, расположенным к юго-западу от Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, где впервые святыню заметили рыбаки.

Немного позднее икона предстала в воздухе около деревни Вымоченицы на реке Ояти в ста верстах от Тихвина, где местными жителями была поставлена церковь во имя Рождества Богородицы. Следующее явление состоялось в 20 верстах от Тихвина - на месте Кожела на Куковой горе на реке Паше. Здесь позднее была построена церковь Покрова Богородицы. В четвёртый раз икона явилась на правом берегу Тихвинки, где в день явления местные плотники срубили три венца будущего деревянного храма (позднее на этом месте был сооружён храм Всех Святых). На следующее утро поражённые тихвинцы увидели, что икона вместе со срубом переместилась на левый берег Тихвинки. Здесь, в Пречистенском погосте на реке Тихвинке, на окончательно выбранном месте пребывания иконы Тихвинской Богоматери была поставлена церковь Успения Богородицы.

Ещё во время строительства храма Успения Богородицы произошло видение пономарю Юрышу (Георгию) Богоматери и святого Николая. Юрыш был послан в соседние сёла и деревни с известием о явлении иконы и сооружении храма. В четырёх верстах от строительства, там где позднее был основан Николо-Беседный монастырь, Юрышу было видение Богоматери, которая сидела на колоде и велела передать тихвинцам, чтобы на сооружаемой церкви они поставили деревянный крест.

Вернувшийся в Тихвин Юрыш рассказал о видении, но ему мало кто поверил. Железный крест был уже заготовлен, и по завершению строительства храма его начали устанавливать на главке, но невидимой силой строитель был снят с храма вместе с железным крестом. Тогда тихвинцы поверили Юрышу, что он действительно был удостоен видению Богоматери и св. Николая. На Успенском храме водрузили деревянный крест, а на месте видения срубили и освятили часовню во имя св. Николая. Крест для часовни изготовили из колоды, на которой восседала Богоматерь при чуде явления её пономарю Юрышу.

Вопрос появления чудотворной иконы Богоматери в Тихвинском крае широко отражен в различных источниках как церковных, так и светских. Особый общественный интерес к ней был вызван возвращением её после многолетних скитаний военных и послевоенных лет в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь в июле 2004 года.

Ранее советские историки также рассматривали вопрос о первоначальном обретении иконы в Тихвине. Один из вариантов её появления связан с приездом в 1382 году в Новгород епископа Дионисия Суздальского, накануне побывавшего в Византии и получившего благословение от вселенского патриарха Нила. Он, как известно по никоновской летописи, привёз на Русь "кресты и иконы чюдны зело с мощами". Известно также, что одна из икон Тихвинской богоматери, не являющаяся списком с тихвинского образа, но очень близкая к нему, находилась в Афанасьевском монастыре близ г. Мологи с 1377 года, т.е. до появления в Тихвинском крае иконы "Богоматерь Тихвинская"[18]. Всё это ставит дополнительные загадки в происхождении иконы Тихвинской Богоматери.

Местные предания также расширяют географию явлений иконы Тихвинской Богоматери. По одному из них икона первоначально проследовала от Тихвина далее на юг, и на берегу реки Мсты местным жителям было её видение; но затем икона вернулась на берега реки Тихвинки.

Храм Успения Богородицы в Пречистенском на Тихвинке погосте трижды горел. Здесь ранние новгородские и московские редакции "Сказания о Тихвинской Одигитрии", составленные в начале XVI века расходятся в датах. В новгородской редакции "Сказания..." указано, что храм горел и перестраивался в 1388, 1393 и 1507 годах, а в ранней московской редакции названы 1390, 1395 и 1500 годы.

Культ Тихвинской Богоматери первоначально был распространён в Новгородской земле. Время с 1506 по 1509 гг. - это время утверждения культа Тихвинской Одигитрии, которая с этого времени и стала называться Тихвинской Богоматерью. Активную роль в утверждении её культа сыграл архиепископ Серапион Новгородский. С начала XVI века почитание Тихвинской Богоматери устанавливается в царской семье. Следуют поездки Василия III и Ивана IV в Тихвин на богомолье. Культ Тихвинской Богоматери распространяется на всю Русскую землю. Великий князь Василий III заботится о сооружении в Тихвине каменного Успенского храма (1510-1515), а Иван IV основывает Тихвинский Успенский монастырь. Тогда же устанавливается ежегодный обычай торжественного "поезда" с чудотворной иконой из монастыря в Москву, отменённый лишь в 1676 году. После того как Богоматерь Тихвинская во время польско-шведской интервенции явилась символом борьбы за освобождение Русской земли и "показала свою силу", она стала общерусской святыней.

В середине ХVII века появилось "Сказание об осаде и о сидении в пречестней обители честного и славного Одигитрея чудотворные иконы Тихвинския", которое вошло в наиболее пространную редакцию "Сказания о чудесах иконы Тихвинской Богоматери", составленную в 1658 году. Празднование Тихвинской Богоматери проводится 26 июня (9 июля) в память явления иконы в Пречистенском погосте на Тихвине. В ХVII веке для этого была составлена специальная служба, которая вошла в общерусские служебные минеи.

[1] Тихвинский земский календарь на 1917 год. Петроград, 1916. С. 77

[2] Земля Невская православная. СПб., 2000. С. 146.

[3] Тихвинский земский календарь-справочник на 1917 год. С. 72.

[4] Подвижник «Русского моря». // Наука и религия. 2002. № 9. С. 35

[5] Повесть о житии преподобного старца Евфросина, началника Синозерской пустыни. Комментарии. // Чагода: Историко-краеведческий альманах. Вологда, 1999.

[6] Беловолов Г. Антоний Дымский – ученик Варлаама Хутынского. // СОФИЯ. 1998. № 2.

[7] Историко-Статистическое описание Дымского монастыря с изложением подвижнического жития начальника оного Преподобного Антония. 7-е изд., Новгород, 1885. С. 3-25.

[8] Православная энциклопедия. Т.II. С. 664.

[9] Г.П. Райков. Преподобный Антоний и основанный им Дымский монастырь. // Тихвинский краеведческий альманах Летописец. № 1. Тихвин, 2004. С. 8-13.

[10] Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах. М., 1852. Переиздание 2000. С. 365.

[11] Тихвин. РИД «Алаборг». М., и др. 2004. С. 138.

[12] Шевчук Ю.С. Ленинградская область. Иллюстрированный путеводитель. СПб., 2003. С. 66.

[13] Писцовая книга Обонежские пятины Нагорнее половины, письма и дозору Ондрея Васильевича Плещеева да подъячего Семейки Кузмина лета 7091 году. // Временник МОИДР. Кн. 6. М., 1850. С. 89.

[14] Воробьев В.М., Дегтярев А.Я. Русское феодальное землевладение от «Смутного времени» до кануна петровских реформ. Л., 1986. С. 108, 150.

[15] Смирнова Э., Ямщиков С. Древнерусская живопись. Новые открытия. Живопись Обонежья XIV-XVIII веков. Л., 1974. Репродукция 42.

[16] Мильчик М.И., Варакин Е.П. Иконография деревянного Антониево-Дымского монастыря и его графическая реконструкция. // Народное зодчество. Сборник научных трудов. Петрозаводск, 1992. С. 141-154.

[17] Иванова И.А. Летописные сведения об иконе «Богоматерь Тихвинская». // ТОДРЛ. Т. XXIV. Л., 1969. С. 242-244.

[18] Поселянин Е. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон.// Отдых христианина. 2002.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.007 с.)