Проблемы правового обеспечения охраны труда в организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы правового обеспечения охраны труда в организации



Зухайраев В.Ш.,

Магистрант Юридического факультета ВИУ (ф) РАНХиГС

Аннотация: в статье кратко рассматриваются организационные основы деятельности по охране труда, предусмотренные действующим трудовым законодательством. На основе анализа соответствующего международных нормативных актов и опыта зарубежных правопорядков предлагается закрепление в отечественном праве категории «безопасность и гигиена труда», как более точно отвечающей целям правового регулирования трудовых отношений.

Ключевые слова: трудовое право, международное право, охрана труда, система управления охраной труда, безопасность и гигиена труда.

 

Problems of legal support of labor protection in the organization

Zukhayrayev V.S.

 

Abstract: in article the organizational basics of activities for labor protection provided by the existing labor legislation are briefly covered. On the basis of the analysis corresponding the international regulations and experience of foreign laws and orders fixing in the domestic right of category «safety and occupational health» as more precisely answering to the purposes of legal regulation of the labor relations is offered.

Keywords: labor law, international law, labor protection, control system of labor protection, safety and occupational health.

 

Не вызывает сомнений, что общество несет ответственность за содействие высокому уровню безопасности и гигиены труда и все члены общества должны вносить вклад в достижение этой цели, обеспечивая, чтобы вопросы безопасности и гигиены труда занимали приоритетное место в национальных программах, а также формируя и поддерживая национальную культуру профилактики в области безопасности и гигиены труда.

Содействие безопасности и гигиене труда и предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний представляют собой один из ключевых элементов основной миссии МОТ и Программы достойного труда.

По данным Международной организации труда, в мире от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ежегодно погибает около 2,3 млн. человек. Приблизительно 270 млн. человек получают травмы и еще 160 млн. - страдают кратковременными и длительными заболеваниями по причинам, связанным с работой. По оценкам Международного бюро труда, экономические потери составляют 4% глобального валового внутреннего продукта (ВВП).

В Сеульской декларации по безопасности и гигиене труда от 29 июня 2008 г. (в связи с проведением XVIII Всемирного конгресса по безопасности и гигиене труда) закреплено, что право на безопасную и здоровую производственную среду следует признавать в качестве основополагающего права человека и что глобализация должна сопровождаться мерами профилактики, направленными на обеспечение безопасности и гигиены труда на производстве для всех.

По официальным данным численность пострадавших на производстве в 2015 году в России составила 28 240 человек. Из них по причине несчастных случаев на рабочем месте погибли 1 288 человек; в их числе - 89 женщин, 1 несовершеннолетний, 34 иностранных гражданина [10].

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации [4], под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Также к числу законодательных мер, направленных на обеспечение соблюдения субъектами трудовых правоотношений требований охраны труда, стоит отнести меры юридической ответственности, их ужесточение. Так, в течение 2014 года было зарегистрировано более четырёхсот преступных деяний, ответственность за которые предусмотрена статьёй 143 Уголовного кодекса Российской Федерации «Нарушение требований охраны труда» [11, с. 3]. Важной мерой, направленной на укрепление мер по охране труда, является включение в 2013 году в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [5], статьи 5.27.1, предусматривающей административную ответственность работодателя за нарушение нормативных требований в сфере охраны труда.

Кроме того, необходимо обратить внимание на вопросы охраны труда, рассматриваемые в международном законодательстве. В соответствии со ст. 3 Конвенции МОТ «О безопасности и гигиене труда и производственной среды» № 155 вводится понятие «здоровья в отношении труда», под которым понимаются имеющие непосредственное отношение к безопасности труда физические, психические и психологические элементы [1]. Наряду с этим Рекомендации МОТ «О безопасности и гигиене труда и производственной среды» № 164 предусматривают безопасность труда как один из критериев труда достойного [2]. Таким образом, можно сделать вывод, что на международном уровне, прежде всего, рассматривается не сам процесс охраны труда, а её цель и необходимый конечный результат – обеспечение соответствия производственных процессов требованиям безопасности и гигиены. На наш взгляд, именно такой нормативный подход представляется наиболее корректным, так как он учитывает конкретные критерии, которые необходимо учитывать работодателем.

В качестве положительного зарубежного опыта можно рассмотреть финское трудовое законодательство, согласно которому «безопасность труда» на стратегическом уровне представляет собой совокупность следующих факторов:

- сохранение работоспособности и её развитие;

- сохранение и поддержание трудовой активности работников;

- предотвращение и профилактика производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

- психологическое и психосоциальное благополучие на рабочем месте [9, с. 4 - 5].

Согласно статистике, приведённой Министерством труда и социальной защиты, на практике в Российской Федерации сохраняется тенденция снижения уровня производственного травматизма. Так, Фондом социального страхования РФ в 2014 году было зарегистрировано 47 453 страховых случая, что ниже аналогичного показателя 2013 года на 5,0% (на 2 486 случаев)[8]. При этом в теории отмечается, что зачастую снижение уровня производственного травматизма в отдельных отраслях производства больше связана с сокрытием травм небольшой тяжести, повышению латентности травматизма [7, с. 34].Исходя из этого, принятие соответствующего нормативного акта, который определял бы общие понятийные и организационные основы обеспечения безопасности и гигиены труда – в полном соответствии с международным правом.

 

Библиографический список:

 

1. Конвенция № 155 Международной организации труда «О безопасности и гигиене труда и производственной среды»(принята в г. Женеве 22.06.1981 на 67-ой сессии Генеральной конференции МОТ) / Международное законодательство // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 50. – Ст. 4652.

2. Рекомендации Международной организации труда № 164 «О безопасности и гигиене труда и производственной среды» / Международное законодательство // Библиотечка «Российской газеты». – 1999. - № 22 – 23.

3. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018) / Российская Федерация. Законы // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 25. – Ст. 2954.

4. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018)/ Российская Федерация. Законы // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). – ст. 3.

5. Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ(ред. от 23.04.2018)(с изм. и доп., вступ. в силу с 14.05.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. I). –Ст. 1.

6. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»: Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ (ред. от 03.07.2016) / Российская Федерация. Законы // Собрание законодательства РФ. – 2013. - № 52 (часть I). - ст. 6986.

7. Бухтияров, И.В., Тихонова, Г.И., Шиган, Е.Е. Стратегические направления реализации Глобального плана ВОЗ по охране здоровья работающих в Российской Федерации: доклад к конференции / И.В. Бухтияров, Г.И. Тихонова, Е.Е, Шиган. – Новосибирск: ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда», 2015.– 41 с.

8. Доклад Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2014 году». Москва, 2015 // URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/salary/24 (дата обращения: 01.06.2018).

9. Охрана труда в Финляндии: Брошюра Министерства социального обеспечения и здравоохранения Финляндии // URL: http://julkaisut.valtioneuvosto.fi/bitstream/handle/10024/71605/URN:NBN:fife201504224881.pdf (дата обращения: 01.06.2018).

10. ФедеральнаяслужбаГосударственнойстатистики // URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/__statistics/wages/working_conditions (датаобращения: 01.06.2018).

11. Хилутнов, Н.Н. Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08 / Хилтунов Николай Николаевич. – М., 2015. – 205 с.


УДК 343.535.1

ББК 67.4

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.01 с.)