Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Д.С. Осипова, Н.Г. Сошникова
Развитие представлений об окружающем мире у глухих детей младшего школьного возраста посредством Информационных технологий Известный отечественный физиолог И.П. Павлов считал, что представления являются первыми сигналами действительности, на основе которых человек осуществляет свою сознательную деятельность. Представление – процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. На основании имеющихся в психолого-педагогической литературе сведений можно определить представления об окружающем мире как совокупность общих знаний о различных аспектах окружающей ребенка предметной, природной и социальной действительности, основанных на запечатленных в сознании образах восприятия и воображения, подвергшихся осмыслению и определенным образом структурированных. Адекватные представления об окружающем определяют возможность полноценной ориентировки в действительности, ее понимания и взаимодействия с ней [4]. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми [1]. В младшем школьном возрасте у детей систематизируются все представления об окружающем мире; формируются элементарные знания о природе, человеке, обществе и их взаимодействиях. Формирующаяся на основе полноценного слухового восприятия речь является важнейшим средством общения и познания окружающего мира. Восприятие звуков окружающего мира, речи и музыки, при котором действие слухового анализатора подкрепляется другими анализаторами, служит важнейшим средством развития психики ребенка [3]. Психическое развитие детей с нарушенным слухом проходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним. Это – особый вид дизонтогенеза – дефицитарное развитие. Из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка ограничен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено, в то время как необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий.
Зрительное восприятие для глухого школьника – это главный источник представлений об окружающем мире и овладения речью. Зрительные ощущения и восприятия у глухих детей развиты не хуже, чем у слышащих детей (Л.В. Занков, И.М.Соловьев, Ж.И. Шиф, К.И. Вересотская), а в ряде случаев развиты лучше [2]. Дети с нарушениями слуха, как правило, имеют крайне бедные представления об окружающих их предметах и явлениях. Они не только не могут их назвать, обозначить словом, но плохо выделяют их из группы разнородных предметов, с трудом узнают в изменившейся ситуации, не различают предметы по функциональному назначению, не всегда могут соотнести реальный предмет с его изображением. Представления о мире нередко оказываются фрагментарными и ограниченными конкретными привычными ситуациями, что рождает искажение и однозначность в понимании происходящего. Картина мира может быть недостаточно упорядоченной во времени, пространстве, укладе жизни людей, что препятствует освоению представлений о закономерном развитии событий, взаимосвязи человека с целостным и изменчивым миром. Ограниченное, а иногда и искаженное представление данной категории детей об окружающем мире требует проведения специальных уроков, восполняющих пробелы в их развитии, уточняющих сведения, расширяющих понятия и представления. Продуктивность внимания у глухих школьников в большой степени зависит от изобразительных качеств воспринимаемого материала. Чем они выразительнее, тем легче дети выделяют информативные признаки объектов, делают меньше ошибок. Кроме того, необходимо помочь ребенку разобраться в имеющихся у него знаниях об окружающем мире, систематизировать их, установить элементарные причинно-следственные зависимости. Успешность изучения природы, особенно в начальных классах, в значительной мере зависит от оснащённости учебного процесса средствами наглядности и правильного их подбора с учётом темы и задач каждого урока. В современный период развития общества обеспечить наглядность на уроках позволяют новые информационные технологии. Они призваны стать не только дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность, поэтому на сегодняшний день данная тема исследования имеет большую актуальность.
Использование педагогом информационных технологий на уроках окружающего мира позволяет повысить интерес и мотивацию учащихся к изучаемому предмету, обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной естественнонаучной информации, продемонстрировать природные процессы и явления, недоступные в данный момент, сформировать у детей конкретные теоретические понятия, демонстрировать фотографии, схемы, иллюстрации. Всё это положительно влияет на эффективность коррекционно-образовательного процесса. В настоящее время разработан ряд специализированных программно-методических комплексов для использования в качестве новых средств, применяемых в формировании представлений об окружающем мире у детей с недостатками слуха. Это специализированные компьютерные программы, разработанные в ИКП РАО (О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская): «Мир за твоим окном», «В городском дворе», «Лента времени», «Звучащий мир». В рамках констатирующего эксперимента нами было проведено определение уровня развития представлений об окружающем мире у глухих детей младшего школьного возраста. Данное исследование проводилось на базе МБСКОУ школы-интерната №10 I-II видов г. Челябинска. В эксперименте приняли участие 6 детей в возрасте 10-11лет, имеющих диагноз «двухсторонняя глухота». Нами изучался уровень развития представлений о себе, о ближайшем окружении, о временах года. Для исследования мы использовали методики Е.А. Стребелевой, предназначенные для детей старшего дошкольного возраста. Так как речевое и психическое развитие глухих детей в среднем отстает на 3 года от уровня нормального развития, то мы сочли возможным использовать данные методики, адаптировав задания, речевые инструкции и вопросы для предъявления данной категории детей. Задания были скорректированы в соответствии с требованиями программы специального (коррекционного) образовательного учреждения I вида по разделу «Окружающий мир» для детей, обучающихся в 3-ем классе. На первом этапе констатирующего эксперимента проводилась методика «Представления об окружающем». Ребёнку задавался ряд вопросов, направленных на выявление уровня ориентировки в окружающем мире, запаса знаний о себе и своей семье. В ходе обследования по данной методике было выявлено, что наибольшие затруднения у детей вызвали вопросы о домашнем адресе, о профессиях людей, о достопримечательностях, а наиболее лёгкими для детей стали вопросы о своём имени и о своей семье. На втором этапе было проведено обследование по методике «Времена года», в результате чего было выявлено, что у всех детей возникали трудности с определением последовательности времен года, с называнием месяцев. У учащихся недостаточно сформированы знания о характерных признаках каждого времени года. Обобщая характер ответов учащихся при обследовании с помощью двух методик, мы сделали вывод, что большинство учащихся экспериментальной группы имеют низкий уровень развития представлений об окружающем мире (66,7%), остальная часть – средний уровень (33,3%), ни один из учеников не владеет данными представлениями на высоком уровне. Знания об окружающем мире у учеников очень несовершенны, неглубоки и имеются далеко не у всех учащихся. Для повышения уровня развития представлений об окружающем мире мы рекомендовали проведение уроков окружающего мира с использованием информационных технологий, которые позволяют расширять знания учащихся и развивать интерес детей к познанию окружающей действительности, сделав процесс познания увлекательным.
Мы определили содержание коррекционной работы по развитию представлений об окружающем мире у глухих детей с помощью информационных технологий. Коррекционная работа будет заключаться в целенаправленном использовании на уроках окружающего мира специализированных программ: «Лента времени», «Мир за твоим окном», «В городском дворе», а также созданных нами презентаций. Мультимедийная презентация – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые способны долго удерживать внимание ребенка, что особо важно для глухих и слабослышащих учеников. В дальнейшем нами была разработана система уроков по ознакомлению с окружающим миром, включающая в себя использование мультимедийных презентаций. Формирующий эксперимент проводился с сентября 2012 года по апрель 2013 года. Уроки по ознакомлению с окружающим миром проводились с учётом календарно-тематического планирования 2 раза в неделю. Информационные технологии включались в разные части урока: в процессе повторения изученного материала, получения новых знаний, проверки полученных знаний. Данную работу проводили с учётом санитарно-гигиенических требований, не позволяющих, использовать компьютер для работы с младшими школьниками более 20 минут. По окончании формирующего эксперимента при повторном исследовании детей экспериментальной группы было выявлено заметное повышение уровня развития представлений об окружавшем мире, у учащихся повысился интерес к изучению природы, дети стали лучше разбираться в сезонных изменениях и явлениях природы, обогатился природоведческий словарь. У пяти учащихся (83,3%) уровень развития представлений об окружающем мире возрос до среднего, а один учащийся (16,7%) после проведения экспериментальной работы продемонстрировал высокий уровень. Таким образом, экспериментальная работа показала, что дозированное и грамотное использование педагогом информационных технологий при работе с глухими детьми младшего школьного возраста, при условии учета психофизических особенностей детей данной категории способствует повышению у них уровня развития представлений об окружающем мире. Список литературы 1. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 224 с. 2. Гилевич, И.М., Коровина, К. Г. Развитие логического мышления и особенности усвоения основ наук слабослышащими школьниками / И.М. Гилевич, К. Г. Коровина. – М.: Педагогика, 1986. – 157 с. 3. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Головчиц. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 304 с. – (Коррекционная педагогика). 4. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 867; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.011 с.) |