Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конструирование как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Значение сенсорного развития в дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. C точки зрения отечественных учёных сенсорное развитие – это формирование новых, ранее не существовавших у ребёнка сенсорных процессов [5]. Необходимо отметить, что полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности [1]. По мнению многих отечественных и зарубежных учёных (Ф. Фребель, М. Монтессори, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Л. А. Венгер, Н.Б. Венгер и др.) сенсорное воспитание создаёт необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направленно на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Особое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предмета. Термин «сенсорный эталон» был предложен А.В. Запорожцем и нашёл широкое применение в работах по сенсорному воспитанию детей. По определению А.В. Запорожца сенсорные эталоны – это система чувственных мерок для анализа окружающего и упорядочивания своего опыта, выделенных человечеством в ходе исторического развития, систематизированных и словесно обозначенных [6]. Исследования Б.Г. Ананьева, З.М. Богуславской, Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской и др. показали, что сенсорное развитие зависит от овладения ребёнком разнообразными перцептивными действиями, благодаря которым образ предмета становится дифференцированным, то есть в нём выделяются свойства. Отметим, что перцепция – психологическое восприятие, непосредственное отражение объективной деятельности органами чувств [5].
В работах А.В. Запорожца отмечается то, что перцептивные действия ассоциируются с практическими действиями, имеющими внешнедвигательный характер. Примерами могут служить движения руки, ощупывающей предмет, движения глаз, прослеживающих видимый контур. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики [5]. Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, а с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. Особенно актуальна проблема сенсорного развития в отношении детей с задержкой психического развития (ЗПР). Детей данной категории характеризует узость объёма и общая пассивность восприятия, недифференцированность, замедленность процесса переработки информации. Поисковые действия детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, односторонность полученной информации. Отмечается бедность и недифференцированность, инертность и непрочность зрительных образов. Недостаточность предметно-пространственных представлений проявляется в их неточности, быстром забывании [2]. Замедленность и неравномерность сенсорного развития ребёнка с ЗПР обуславливает нарушение познавательной деятельности. Это проявляется в снижении ориентировочной деятельности, способности к обобщению, выделению существенного при оперировании новым материалом, комбинированию элементов по наглядному образцу и представлению, установлению смысловых связей между понятиями и терминами, их обозначающими [2]. Таким образом, у детей с ЗПР имеют место нарушения ощущений различной модальности и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что данная категория детей нуждается в систематической коррекционной помощи по сенсорному развитию. В исследованиях И.И. Мамайчук, М.Н. Ильиной особое внимание уделяется роли конструктивной деятельности в сенсорном развитии детей с ЗПР.
Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определённого, заранее задуманного продукта. В педагогике конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребёнка, прежде всего – умственного развития и воспитания. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. В конструировании сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании [3]. Конструируя, ребёнок учится не только различать внешние качества предмета, образца; у него развиваются познавательные и практические действия. В процессе конструктивной деятельности у детей формируются обобщённые представления, а так же вырабатываются и обобщённые способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы игрушек, построек. Дети учатся планировать работу, представляя её в целом, учатся контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. Дети усваивают правильные геометрические названия деталей строительного набора, узнают об особенностях геометрических тел [3]. В процессе конструирования дети упражняются в обозначении словом названия направлений, овладевают такими понятиями, как «высокий – низкий», «широкий – узкий», «длинный – короткий». В ряде исследований, посвященных изучению конструктивной деятельности детей дошкольного возраста, выделены такие формы этой деятельности, как конструирование по образцу, конструирование по заданной теме и свободное конструирование. Кроме общепринятых методов, в дошкольной педагогике получил широкое распространение особый вариант – конструирование по моделям. Этот метод обучения является наиболее эффективным средством умственного развития ребёнка. В данном методе модель выступает для ребёнка в качестве образца, структуру которого ребёнок не видит (модель оклеена плотной бумагой), и он должен подобрать детали и расположить их соответственно конструкции образца. Такой способ конструирования требует от ребёнка, помимо мысленного обследования образцов-моделей, привлечения не только зрительного, но и осязательного восприятия [4]. И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина предлагают поэтапное обучение модельному конструированию. На начальном этапе детей знакомят со строительным материалом и обучают простым конструктивным действиям из деталей одинаковой величины и формы. Детей учат планомерному обследованию образцов. При этом особое внимание уделяется речевому сопровождению этой деятельности [4]. На следующем этапе педагог переходит к основному методу: конструированию по нерасчлененным образцам-моделям. Сначала детей обучают планомерному обследованию образцов-моделей, выделение их существенных компонентов. Затем их обучают эффективным способам конструирования с использованием развернутых действий со строительными деталями. Сначала дети непосредственно прикладывают их к образцам-моделям, затем переходят к примериванию и соотнесению деталей и образца. То есть детей учат мысленно анализировать образцы-модели. На этом этапе закрепляются умения детей владеть эффективными способами конструирования, дети тренируются в использовании в собственной речи пространственных, метрических и сенсорных признаков предметов [4].
На третьем этапе переходят к обучению детей конструированию с опорой на нерасчлененные образцы-рисунки. Дети учатся конструировать на основе ориентировочно-исследовательской деятельности, то есть процесс обследования образцов превращается в идеальное действие (действие в уме). На этом этапе исключаются предметно-практические действия детей с деталями [4]. К четвертому этапу – конструированию по условиям можно приступать только при овладении детьми приемами обследования образцов-моделей и рисунков, дети должны уметь подбирать детали с учетом пространственных, метрических и эталонных характеристик. Детям предлагается свободное конструирование, где они должны самостоятельно использовать усвоенные ими приемы обследования и конструирования. Детей учат преобразовывать предметы различными способами (надстраиванием, перестраиванием, комбинированием и др.), обучают навыкам моделирования пространства и чтению графических моделей и простых схем-планов [4]. На занятиях особое внимание уделяется коррекционно-развивающим задачам. Их решение способствует формированию навыков предварительного планирования, развитию пространственно-временных представлений, сенсорно-перцептивных способностей, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, способности к моделированию и замещению. Такой подход позволяет более успешно преодолевать задержку психического развития у дошкольников. Таким образом, в процессе конструирования ребёнок с ЗПР овладевает практическими знаниями о геометрических телах, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между целым и его частями, у детей совершенствуются пространственные и метрические соотношения, развивается глазомер. Список литературы 1. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с: 2. Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с. 3. Лиштван, З. В. Конструирование / З.В. Лиштван – М.: Просвещение, 1981. – 159с. 4. Мамайчук, И. И. Помощь психолога ребёнку с ЗПР / И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина. – СПб.: Речь, 2006. – 352. 5. Метиева, Л. А. Развитие сенсорной сферы детей / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова – М.: Просвещение, 2009. – 144с. 6. Осипова, Л. Б. Условия развития осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности: монография / Л. Б. Осипова. – Челябинск: Цицеро, 2011. – 111с. 7. Поддъяков, Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду / Н. Н. Поддъяков, В. Н. Аванесова. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.129 (0.009 с.) |