Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дошкольников с задержкой психического развития средствами дидактической игры
Проблема развития лексики актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность или недоразвитие лексики разной степени тяжести отмечается у всех детей с задержкой психического развития ( ЗПР) и оказывает неблагоприятное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная, систематическая и целенаправленная работа по развитию лексики будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению программы дошкольного учреждения, улучшению межличностного общения и социальной адаптации детей с ЗПР. Во всех видах детской деятельности предоставляется возможность коррекционной работы по развитию лексики. Так, в процессе игровой деятельности можно знакомить детей с новыми словами, учить понимать, различать и употреблять их в активной речи. Изучению особенностей формирования и развития лексики у дошкольников ЗПР посвящены работы С.Г. Шевченко, Т.А. Власовой, Р.И. Лалаевой, Н.А. Цыпиной и др. Остановимся на особенностях лексики дошкольников с ЗПР. Своеобразие словарного запаса и понимания речи связано у детей данной категории с их интеллектуальной и эмоциональной незрелостью, со сниженной познавательной активностью. Именно эти особенности определяют ограниченность, неточность, а иногда ошибочность знаний и представлений детей об окружающем мире, о качествах личности людей, их эмоциональных состояниях, о причинно-следственных, пространственных, количественных и других отношениях (О.В. Защиринская). Недостаточность словарного запаса связана с ограниченностью знаний и представлений этих детей об окружающем мире, о количественно-качественных и причинно-следственных отношениях, что, в свою очередь, определяется особенностями познавательной деятельности и состоянием эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития. Наиболее значимым признаком лексического развития ребенка является уровень овладения обобщающими понятиями. Л.С. Выготский рассматривал этот вопрос как сложный внутренний, психологический процесс, включающий в себя постепенно развивающиеся из смутного представления понимания нового слова, собственное применение его ребенком и только в качестве заключительного звена действительное освоение его.
Процесс овладения словами обобщающего характера тесно связан с развитием способности к анализу и синтезу, с умением обращать на основе выделения существенных признаков предметов. Уровень овладения обобщающими понятиями характеризует процесс формирования семантических полей, лексической системности. Специальное изучение уровня овладения обобщающими понятиями проведено С.Г. Шевченко. У большинства детей с ЗПР обнаруживается бедность словарного запаса, своеобразие лексики, проявляющихся в неточности употребления слов, в несформированности обобщающих понятий, в недоразвитии антонимических и синонимических средств языка. Нами было проведено исследование по выявлению уровня сформированности лексики у детей дошкольного возраста с ЗПР на базе реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Проталинка» г. Оренбурга. В исследовании участвовало 10 детей 5-6 лет с ЗПР. По результатам исследования сделаны следующие выводы: пассивный словарь дошкольников с ЗПР преобладает над активным; активный словарь беден и ограничен, что подтверждает необходимость в проведении работы, направленной на развитие словарного запаса у данной категории детей. На всех этапах обследования дошкольники испытывали определенные трудности. Испытуемые не всегда с первого раза понимали задание, часто отвлекались на посторонние предметы, звуки. Экспериментатору приходилось помогать, выделяя значимые слова и задания интонацией. Дети, участвующие в эксперименте, обладают недостаточным словарным запасом. В речи используют преимущественно слова в границах личного опыта. При ответах на вопросы, предложения строятся в виде отдельных слов и коротких фраз, наиболее часто употребляемыми были слова существительные, реже глаголы и прилагательные. У всех испытуемых страдает процесс отбора слов и оперирования ими в речевой деятельности. По результатам исследования мы отнесли всех детей к разным подгруппам по уровню развития лексики. С высоким уровнем развития лексики мы не обнаружили ни одного ребенка. В группу со средним уровнем развития лексики мы отнесли 40% испытуемых. К третьей группе с низким уровнем развития лексики мы отнесли 30% дошкольников с ЗПР. Таким образом, исходя из количественных данных обследования можно сделать следующие выводы: у большинства детей с ЗПР обнаруживается недостаточная сформированность как активного, так и пассивного словаря. Это выражается в бедности словарного запаса, в несформированности обобщающих понятий, в недоразвитии антонимических средств языка.
На основании полученных результатов исследования мы пришли к выводу о необходимости проведения коррекционной работы по развитию лексики у старших дошкольников с ЗПР. Исходя из того, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, предлагается применение игр и игровых упражнений для развития лексики старших дошкольников с ЗПР. Выделим основные направления. На каждом общеобразовательном и коррекционном занятии целесообразно: - проводить работу по обогащению, уточнению и активизации словаря; - уделять внимание развитию умения детей обобщать, сравнивать, противопоставлять; - вводить в словарь детей слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (пластмасса, дерево, металл); - широко использовать загадки и описание предметов, их свойств, качеств, действий; - особое внимание уделять работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, формированию умений употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации. Для обогащения и уточнения словаря эффективно использовать следующие приемы: а) педагог называет предмет, действие, качество, интонационно выделяя новое слово, и предлагает повторить его; б) детям предлагается поразмышлять над новым словом (Стоял морозный зимний день, – начинает воспитатель свой рассказ и интересуется – Как вы думаете, какой это был день?); в) дошкольникам предлагают на выбор несколько характеристик предметов и просят, ориентируясь на его внешний вид, выбрать ту, которая им кажется более точной. К приемам активизации словаря, наиболее часто используемым в работе с детьми старшего дошкольного возраста, относятся следующие: а) вопросы к детям; б) словесные дидактические упражнения; «Кто скажет точнее?», «Расскажи подробнее». «Кто из Вас скажет иначе?» (подбор синонимов), «Подумай и скажи слово наоборот» (подбор антонимов); в) дидактические игры: «Отгадай загадку», «Сочини свою загадку» с использованием предметов, игрушек, картинок. На группировку и классификацию предметов. «Что лишнее?», «Назови одним словом», "Ничего не забудь", "Продолжи сам" и т.д. Надо помнить, что основой группировки и классификации является сравнение, в работе с детьми необходимо использовать игры типа "Похожи – непохожи" (апельсин и лимон, корова и лошадь). При формировании умения сравнивать особое внимание обращается на выделение признаков сходства и, прежде всего главного признака (это фрукты, игрушки, посуда); г) игры-небылицы («Что не так»). Среди словесных приемов словарной работы особое место занимает лексические упражнения, которые способствуют предупреждению речевых недочетов, активизируют словарь детей.
В старшем дошкольном возрасте в игровой форме используются упражнения на распространение предложений, согласование подлежащего и сказуемого, постановку логического ударения, на составление предложения по слову, по схеме. Для этого используют такие игры: «Живые слова», «Надо сказать по-другому», «Какие слова вы слышали» и так далее. Для совершенствования структуры высказываний важную роль играет обучение связной речи и рассказыванию, которое может иметь игровую форму. При выполнении данных рекомендаций, на наш взгляд, может улучшиться развитие лексики старших дошкольников с ЗПР, что будет способствовать их успешной подготовке к обучению в школе.
Список литературы 1. Борякова, Н. Ю. Особенности формирования речевых высказываний у старших дошкольников с ЗПР / Н. Ю. Борякова. – М,. 1983. 2. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г. А. Волкова. – СПб.: "Детство-Пресс", 2003. 3. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития / О. В. Защиринская. – СПб., 2007. 4. Костенкова, Ю. А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения / Ю. А. Костенкова, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко. – М.,2004. 5. Лубовский, В. И. Задержка психического развития / В. И. Лубовский. // Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. – М., 2003. 6. Слепович, Е. С. Игровая деятельность детей с задержкой психического развития / Е. С. Слепович. – М.: Педагогика, 1990. 7. Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова. – М., 1990.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.009 с.) |