Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интегрированное обучение учащихся:
Теория и практика Современное образование характеризуется системными изменениями в структуре и содержании. Возникают трудности в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов. Происходит переосмысление приоритетов обучения, роли ученика как субъекта учебно-воспитательного процесса, а также общественные изменения. Все эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики, требуют иных подходов в организации учебного процесса. Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания. Сегодня в России существует две формы организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: это внешняя дифференциация в форме открытия специальных (коррекционных) классов для детей с задержкой психического развития и интегрированное обучение в условиях общеобразовательного класса. Буквальное содержание понятия «интеграция» ввёл в 60-х годах ХІХ в. англичанин Г. Спенсер (с лат. integratio – целый), но оно мало отражало реальное содержание тех процессов, которые определяются этим термином сегодня. В словарях понятие «интеграция» определяется как объединение в одно целое ранее изолированных частей, элементов, компонентов, что сопровождается осложнением и укреплением связей и отношений между ними. В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова «интеграция групповая» рассматривается как «процесс упорядочения, структурирования внутригрупповых отношений …интеграция групповая возникает на том этапе, когда появляются общественное мнение и внутриколлективные гуманистические отношения». Б.П. Пузанов дает следующее толкование понятия «интегрированное обучение» - это «обучение и воспитание детей с различными дефектами психофизического развития в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми. Интеграция, как включение человека в общество в качестве полноценного его члена, зависит от успешности его общеобразовательной и профессиональной подготовки». Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Оно предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в те же сроки (или близкие), в которые это происходит у нормально развивающихся детей. Интегрированное обучение осуществляется через интегрированные уроки и применение интегрированных курсов.
То, что учить детей с особенностями в развитии необходимо в системе интегрированного обучения, утверждал еще в 20-е годы прошлого века Л.С. Выготский. Он считал, что при всех положительных особенностях специальных (коррекционных) школ есть все же один недостаток: ребенок, будь он слепой, глухой или умственно отсталый, находится в узком кругу, в замкнутом пространстве, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке, и эта обстановка не позволяет находиться ему в реальной, настоящей жизни. Один из вариантов взаимодействия общего и специального образования нашли педагоги школы №73 Металлургического района г. Челябинска. В данном учреждении функционирует медико-психологический и педагогический консилиум, сопровождающий образовательный процесс школьников с особенностями развития. Образование учащихся с особенностями в развитии проходит в интегрированном режиме по программам С(К)ОУ V, VII видов. В рамках прохождения педагогической практики мы познакомились с практическими подходами к реализации интегрированного обучения в школе. При организации учебного процесса для детей с особенностями в развитии предполагается учитывать индивидуальные характеристики и возможности каждого ученика. Разработанная технология состоит из 4 блоков: - интегрированное обучение в общеобразовательном классе; - обучение в условиях «гибкого» класса; - воздействие в системе коррекционных кабинетов; - коррекция в условиях системы дополнительного образования.
Для организации учебного процесса педагогами школы был разработан алгоритм составления интегрированного календарно-тематического планирования со следующей последовательностью: 1. изучение общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных программ для учреждений V, VII, VIII видов; 2. выявление уровня соответствия выбранной программы Государственным образовательным стандартам; 3. определение регионального и валеологического компонентов; 4. определение содержания учебно-методического и дидактического комплекса, обеспечивающего данное календарно-тематическое планирование; 5. соотнесение количества часов в учебных планах с количеством часов образовательных программ; 6. анализ количества часов, регламентируемых программой для прохождения основных тем; 7. поиск логично связанных между собой, содержательно соответствующих учебному материалу тем по предмету; 8. выделение общих тем программ для изучения их в условиях общеобразовательного интегрированного класса при внутренней дифференциации; 9. выделение общих тем программ для изучения их в условиях «гибких» классов; 10. составление календарно-тематических планов в соответствии с годовым календарным учебным графиком школы. В процессе подготовки к уроку в общеобразовательном интегрированном классе учитель составляет план-конспект урока, в котором интегрирует учебный материал общеобразовательных и специальных (коррекционных) программ так, чтобы на одном уроке дети с разным состоянием психофизического и интеллектуального развития изучали близкую по содержанию тему, но на том уровне усвоения, который доступен для каждого ученика. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков ведется на разном дидактическом материале, подобранном для каждого ученика индивидуально: раздаточные карточки, упражнения из учебных пособий и учебников. Структура урока в общеобразовательном классе соответствует требованиям организации и проведения уроков в малокомплектных школах, при которой учитель поочередно выстраивает совместную деятельность с разными группами детей в классе. Для объяснения сложно воспринимаемых тем, понятий ученикам с особенностями в развитии предлагаются инструкционные карточки с описанием пошаговых действий обучающегося. Такое построение учебных занятий создает условия, при которых все ученики класса вовлекаются в общеклассную работу. При изучении сложно усваиваемой темы для учеников с особенностями в развитии ее усвоение выносится на индивидуальные коррекционные занятия, альтернативой которым является обучение в условиях «гибкого» класса. Система «гибких» классов – это способ оказания адекватной помощи детям. В «гибкий» класс учитель-дефектолог из нескольких классов одной параллели на одном уроке объединяет группу учащихся с особенностями в развитии, учитывая их индивидуально-типологические характеристики и рекомендуемые для обучения специальные (коррекционные) образовательные программы. Закрепление проводят на большом количестве тренировочных упражнений, многократно повторяют усвоенное на разнообразном дидактическом материале, дают консультации родителям и учителю общеобразовательного интегрированного класса по оказанию специализированной помощи в процессе обучения. Совместно с учителями коррекционную работу по обучению учащихся проводят логопеды, учителя-дефектологи, психологи. Узкие специалисты работают в тесном контакте с учителями, постоянно ведут отслеживание развития ребенка.
Обучение учащихся в условиях «гибкого» класса направлено на формирование у детей веры в свои собственные силы, в собственные возможности, так как жизнеутверждающий тонус повседневной жизни школьника опирается, прежде всего, на успехи в его основном труде – учении. Таким образом, полученный практический опыт подтверждает продуктивность интегрированного обучения детей с особенностями в развитии в общеобразовательном классе общеобразовательного учреждения. Учащиеся получают образование в социуме своих сверстников, что благоприятно сказывается на их социально-адаптивном поведении, на их способностях взаимодействовать с окружающим миром. Список литературы 1. Екжанова, Е. А. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов / Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова. – М.: Дрофа, 2008. 2. Мустаева, Л. Г. Коррекционно-педагогическое и социально-психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития / Л. Г. Мустаева. – М.: АРКТИ, 2005. 3. Шевчук, Л. Е. Обучение детей с особенностями развития по технологии интегрированного обучения при внутренней дифференциации в общеобразовательном классе: Методические рекомендации / Л. Е. Шевчук, Е. В. Резникова. – Челябинск, 2010.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.127 (0.01 с.) |