В следующих словосочетаниях найдите ассимиляцию (полную или частичную, прогрессивную или регрессивную), укажите признаки ассимиляции: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В следующих словосочетаниях найдите ассимиляцию (полную или частичную, прогрессивную или регрессивную), укажите признаки ассимиляции:



дочь больна, весь дом, нос зайца, рог коровы, отец Горио, воз песка, лепет девочки, каприз природы, голос жалости.

Определите и охарактеризуйте комбинаторные изменения в следующих словах:

ложка, футляр (сравн. нем. Futteral), фиялка (просторечн.), изжога, колидор (просторечн.), верблюд (из вельблюд), бантик, радиво (просторечн.), вотчина, бонба (простречн.), канцелярия (сравн. лат. cancellaria), лестница, ланпа (просторечн.), знаменосец, вотчина (ср. отец), сделать, страм (просторечн.), асвальт (просторечн.), шашнадцать (просторечн.), летчик, ошибка, сыворотка (из сыроватъка), сжалиться, дикобраз, ндрав (просторечн.), пончик, солнце, нем. Zimmer (из Zimber) ватрушка (из творушка), восемь (из осьмь), песня, небезызвестный, солнце, счастливый, ножик, перепел (из пелепел), лакать (из алкать), Фрол (сравн. лат flor ‘цветок’), Греция (сравн. лат Graecia), упавший, Ванькя (диалектн.), сбор, хто (просторечн.), минералогия, секлетарь (просторечн.).

Литература:

1. Вендина Т. И. Введение в языкознание / Т. И. Вендина. – М., 2001. – 288 с.

2. Маслов Ю. С. Введение в языкознание / Ю. С. Маслов. – М., 1998. – 327 с.

3. Реформатский А. А. Введение в языковедение / А. А. Реформатски. – М., 1996. – 542 с.

4. Кодухов В. И. Введение в языкознание / В. И. Кодухов. – М., 1987. – 421 с.

Интернет-ресурсы:

http://www.bsu.ru/content/page/1415/hecadem/maslov_us/maslov.pdf

http://fareast.knlu.kyiv.ua/wp-content/uploads/2015/10/Kodukhov_Vvedenie_v_yazykoznanie.pdf

http://kpfu.ru/staff_files/F1170389640/Vvedenie_v_yazykoznanie_EOR.pdf

 


Практическое занятие 3

Лексический уровень языка

1. Слово как предмет лексикологии. Лексическое значение слова.

2. Полисемия, омонимия.

3. Синонимы и синонимические ряды. Антонимы.

4. Активная и пассивная лексика.

5. Пути обогащения словарного состава языка.

6. Историческая лексикология и этимология.

7. Фразеологизмы.

 

Практические задания:

1. Выделите слова, в которых имеется связь между современным значением слова и его внутренней формой:

Русск.: стрелять, чайник, земляника, веретено, отдушина, резец, песец, скалка, олово, бремя, капля, рыло, опушка, пустырь, частокол, преступление.

Англ.: worker, outburst, newspaper, always, lovely, nightly, farewell, breakdown, window, snowdrop, sweetheart, reaction, Sunday, skilful, blackbird.

2. Можно ли определить вне контекста значение следующих слов? Составьте предложения с ними и назовите явление, которое они иллюстрируют.

Жгут, вели, постой, мой, дали, вина, стекло, трём, стать, век, течь.

3. Переведите следующие словосочетания на английский язык и объясните почему одно и то же прилагательное переводится по-разному:

острое копьё, острый угол, острый недостаток, острый вкус, острое слово, острое зрение, острый кризис.

4. Подберите контексты, в которых более всего уместен каждый из синонимов:

1) профессия, ремесло, специальность;

2) автор, творец, создатель, сочинитель;

3) жена, супруга, половина;

4) дом, хата, изба, хижина.

  Литература:

1. Вендина Т. И. Введение в языкознание / Т. И. Вендина. – М., 2001. – 288 с.

2. Маслов Ю. С. Введение в языкознание / Ю. С. Маслов. – М., 1998. – 327 с.

3. Реформатский А. А. Введение в языковедение / А. А. Реформатски. – М., 1996. – 542 с.

4. Кодухов В. И. Введение в языкознание / В. И. Кодухов. – М., 1987. – 421 с.

Интернет-ресурсы:

http://www.bsu.ru/content/page/1415/hecadem/maslov_us/maslov.pdf

http://fareast.knlu.kyiv.ua/wp-content/uploads/2015/10/Kodukhov_Vvedenie_v_yazykoznanie.pdf

http://kpfu.ru/staff_files/F1170389640/Vvedenie_v_yazykoznanie_EOR.pdf


Практическое занятие 4

Грамматический строй языка. Основные понятия грамматики

1. Дайте определение термину грамматика, назовите ее разделы.

Охарактеризуйте объект и предмет изучения морфемики.

Охарактеризуйте объект и предмет изучения словообразования.

2. Что такое морфема? Перечислите ее отличие от слова и фонемы.

3. Что такое грамматическая форма слова (словоформа)?

4. Что такое грамматический показатель? Дайте понятие «нулевому»

показателю.

5. Охарактеризуйте различные классификации морфем.

6. Что такое флексия? Проиллюстрируйте примерами многозначность и омонимичность флексий в русском языке.

Термины: морф, алломорф, морфема, корень и аффиксы (префикс, постфикс, инфикс, трансфикс, циркумфикс/конфикс, интерфикс), словообразовательные (деривационные) и словоизменительные аффиксы, агглютинация, фузия.

Практические задания:

1. Сколько различных корней в следующих словах?

а) вода, водить, водник, провод, наводнение, проводник;

б) вожатый, вожу, обезвоженный, унавоженный;

в) топка, потоп, топливо, утопленник, растоптать, потопить.

2. Чем отличаются по морфемному составу члены следующих пар слов:

ножом – потом; стеной – домой; вобрать – водить; ободрать – обонять;

косточка – ласточка; отобрать – отоварить.

3. Укажите омонимичные аффиксы в словах, перечислите комплекс передаваемых ими значений:

беру, воду, врачу, несу, в боку;

веселей, полей, долей;

море, шире, сестре, о добре.

4. Сравните морфемную структуру следующих слов, выделите интерфиксы, если они присутствуют:

Ялтинский, делийский, омский, питерский, токийский, новосибирский, московский.

5. Творчество Велемира Хлебникова изобилует неологизмами типа:

летёж, парёж, читёж; сидун, будун, орун, мотун, горюн; мысляр, числяр; чернизна, роковизна, гордизна; нудь, любь, небыть; боженята, глазята, криченята; звучоба, письмоба, волноба, мертвоба, летоба; летьбище; летавица.

Опишите значения этих слов. Найдите в русском языке словообразовательные модели, по которым они построены, и слова того же словообразовательного типа.

6. Приведите из изучаемого западноевропейского языка (английского, немецкого, французского, итальянского) примеры аффиксов, имеющих:

а) словоизменительное, б) словообразовательное значение).

Литература:

1. Вендина Т. И. Введение в языкознание / Т. И. Вендина. – М., 2001. – 288 с.

2. Маслов Ю. С. Введение в языкознание / Ю. С. Маслов. – М., 1998. – 327 с.

3. Реформатский А. А. Введение в языковедение / А. А. Реформатски. – М., 1996. – 542 с.

4. Кодухов В. И. Введение в языкознание / В. И. Кодухов. – М., 1987. – 421 с.

Интернет-ресурсы:

http://www.bsu.ru/content/page/1415/hecadem/maslov_us/maslov.pdf

http://fareast.knlu.kyiv.ua/wp-content/uploads/2015/10/Kodukhov_Vvedenie_v_yazykoznanie.pdf

http://kpfu.ru/staff_files/F1170389640/Vvedenie_v_yazykoznanie_EOR.pdf

 

 

Практическое занятие 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.01 с.)