Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Запишите транскрипцию приведенных ниже слов. Сколько разных звуков и разных букв в этих словах?Стр 1 из 2Следующая ⇒
Практическое занятие 1 Языкознание как наука 1. Что является предметом языкознания? Охарактеризуйте систему и структуру языка. 2. Что изучает частное и общее языкознание, теоретическое и прикладное языкознание? 3. Охарактеризуйте связь языкознания с другими науками (гуманитарными, естественными). 4. Охарактеризуйте разные подходы к пониманию сущности языка и к его определению. Соотношение языка и речи. 5. Опишите основные функции языка. 6. Раскройте гипотезы происхождения языка (биологическая, социальная, социально-биологическая). Практические задания: 1. Попытайтесь объяснить, почему существительных в словаре больше, чем прилагательных или глаголов? 2. Объясните наличие одинаковых жестов с различной интерпретацией в разных странах мира. Укажите, какими преимуществами и какими недостатками обладает жест по сравнению со словесным выражением мысли. 3. Как соотносятся логическая (словесная, вербальная) и образная формы мышления в деятельности современного человека? Приведите примеры ситуаций, в которых мысль (а также эмоции, практические навыки и т. п.) трудно воплотить в словесную форму. В каких материальных средствах она тогда воплощается? Литература: 1. Вендина Т. И. Введение в языкознание / Т. И. Вендина. – М., 2001. – 288 с. 2. Маслов Ю. С. Введение в языкознание / Ю. С. Маслов. – М., 1998. – 327 с. 3. Реформатский А. А. Введение в языковедение / А. А. Реформатски. – М., 1996. – 542 с. 4. Кодухов В. И. Введение в языкознание / В. И. Кодухов. – М., 1987. – 421 с. Интернет-ресурсы: http://www.bsu.ru/content/page/1415/hecadem/maslov_us/maslov.pdf http://fareast.knlu.kyiv.ua/wp-content/uploads/2015/10/Kodukhov_Vvedenie_v_yazykoznanie.pdf http://kpfu.ru/staff_files/F1170389640/Vvedenie_v_yazykoznanie_EOR.pdf Практическое занятие 2 Фонетический уровень языка 1. Артикуляционная характеристика звуков (губные, язычные, смычные, щелевые). 2. Акустические свойства звуков (глухие, звонкие, долгие, краткие). 3. Взаимодействие звуков в речевом потоке. Фонетические процессы (аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, диэреза, эпинтеза, метатеза). 4. Понятие фонемы. Аллофоны, варианты фонем. 5. Слог как артикуляционно-акустическая единица. 6. Ударение. Интонация. Такт. Фраза. 7. Транскрипция. Практические задания: Запишите транскрипцию приведенных ниже слов. Сколько разных звуков и разных букв в этих словах?
Русск.: мята, сшитый, дед, лыжи, нянька, окно, урюк, беседа, коньки, молоко, верёвка. Англ.: cock, quick, never, colour, midnight. 2. Какие получатся слова, если звуки, из которых состоят приведенные ниже слова, произнести в обратном порядке? Ель, лён, куль, толь, лёд, ноль, лоб, ток. 3. Определите слова русского языка, в состав которых последовательно входят следующие звуки: А. а) согласный переднеязычно-зубной, взрывной, глухой, мягкий; б) согласный сонорный, губно-губной, носовой, твердый; в) гласный среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный. Б. а) согласный переднеязычно-небный, смычно-щелевой (аффриката), глухой, мягкий; б) гласный переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный; в) согласный переднеязычно-зубной, фрикативный, глухой, мягкий; г) согласный переднеязычно-зубной, взрывной, глухой, мягкий. В. а) согласный губно-губной, взрывной, глухой, твердый; б) гласный заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный; в) согласный среднеязычный, фрикативный, звонкий, мягкий; г) гласный переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный; д) согласный переднеязычно-зубной, фрикативный, глухой, твердый; е) согласный переднеязычно-зубной, взрывной, глухой, твердый. В следующих словосочетаниях найдите ассимиляцию (полную или частичную, прогрессивную или регрессивную), укажите признаки ассимиляции: дочь больна, весь дом, нос зайца, рог коровы, отец Горио, воз песка, лепет девочки, каприз природы, голос жалости. Практическое занятие 3 Лексический уровень языка 1. Слово как предмет лексикологии. Лексическое значение слова. 2. Полисемия, омонимия. 3. Синонимы и синонимические ряды. Антонимы. 4. Активная и пассивная лексика. 5. Пути обогащения словарного состава языка. 6. Историческая лексикология и этимология. 7. Фразеологизмы.
Практические задания: 1. Выделите слова, в которых имеется связь между современным значением слова и его внутренней формой: Русск.: стрелять, чайник, земляника, веретено, отдушина, резец, песец, скалка, олово, бремя, капля, рыло, опушка, пустырь, частокол, преступление. Англ.: worker, outburst, newspaper, always, lovely, nightly, farewell, breakdown, window, snowdrop, sweetheart, reaction, Sunday, skilful, blackbird.
2. Можно ли определить вне контекста значение следующих слов? Составьте предложения с ними и назовите явление, которое они иллюстрируют. Жгут, вели, постой, мой, дали, вина, стекло, трём, стать, век, течь. 3. Переведите следующие словосочетания на английский язык и объясните почему одно и то же прилагательное переводится по-разному: острое копьё, острый угол, острый недостаток, острый вкус, острое слово, острое зрение, острый кризис. 4. Подберите контексты, в которых более всего уместен каждый из синонимов: 1) профессия, ремесло, специальность; 2) автор, творец, создатель, сочинитель; 3) жена, супруга, половина; 4) дом, хата, изба, хижина. Литература: 1. Вендина Т. И. Введение в языкознание / Т. И. Вендина. – М., 2001. – 288 с. 2. Маслов Ю. С. Введение в языкознание / Ю. С. Маслов. – М., 1998. – 327 с. 3. Реформатский А. А. Введение в языковедение / А. А. Реформатски. – М., 1996. – 542 с. 4. Кодухов В. И. Введение в языкознание / В. И. Кодухов. – М., 1987. – 421 с. Интернет-ресурсы: http://www.bsu.ru/content/page/1415/hecadem/maslov_us/maslov.pdf http://fareast.knlu.kyiv.ua/wp-content/uploads/2015/10/Kodukhov_Vvedenie_v_yazykoznanie.pdf http://kpfu.ru/staff_files/F1170389640/Vvedenie_v_yazykoznanie_EOR.pdf Практическое занятие 4 Грамматический строй языка. Основные понятия грамматики 1. Дайте определение термину грамматика, назовите ее разделы. Охарактеризуйте объект и предмет изучения морфемики. Охарактеризуйте объект и предмет изучения словообразования. 2. Что такое морфема? Перечислите ее отличие от слова и фонемы. 3. Что такое грамматическая форма слова (словоформа)? 4. Что такое грамматический показатель? Дайте понятие «нулевому» показателю. 5. Охарактеризуйте различные классификации морфем. 6. Что такое флексия? Проиллюстрируйте примерами многозначность и омонимичность флексий в русском языке. Термины: морф, алломорф, морфема, корень и аффиксы (префикс, постфикс, инфикс, трансфикс, циркумфикс/конфикс, интерфикс), словообразовательные (деривационные) и словоизменительные аффиксы, агглютинация, фузия. Практические задания: 1. Сколько различных корней в следующих словах? а) вода, водить, водник, провод, наводнение, проводник; б) вожатый, вожу, обезвоженный, унавоженный; в) топка, потоп, топливо, утопленник, растоптать, потопить. 2. Чем отличаются по морфемному составу члены следующих пар слов: ножом – потом; стеной – домой; вобрать – водить; ободрать – обонять; косточка – ласточка; отобрать – отоварить. 3. Укажите омонимичные аффиксы в словах, перечислите комплекс передаваемых ими значений: беру, воду, врачу, несу, в боку; веселей, полей, долей; море, шире, сестре, о добре. 4. Сравните морфемную структуру следующих слов, выделите интерфиксы, если они присутствуют: Ялтинский, делийский, омский, питерский, токийский, новосибирский, московский. 5. Творчество Велемира Хлебникова изобилует неологизмами типа: летёж, парёж, читёж; сидун, будун, орун, мотун, горюн; мысляр, числяр; чернизна, роковизна, гордизна; нудь, любь, небыть; боженята, глазята, криченята; звучоба, письмоба, волноба, мертвоба, летоба; летьбище; летавица. Опишите значения этих слов. Найдите в русском языке словообразовательные модели, по которым они построены, и слова того же словообразовательного типа. 6. Приведите из изучаемого западноевропейского языка (английского, немецкого, французского, итальянского) примеры аффиксов, имеющих:
а) словоизменительное, б) словообразовательное значение). Литература: 1. Вендина Т. И. Введение в языкознание / Т. И. Вендина. – М., 2001. – 288 с. 2. Маслов Ю. С. Введение в языкознание / Ю. С. Маслов. – М., 1998. – 327 с. 3. Реформатский А. А. Введение в языковедение / А. А. Реформатски. – М., 1996. – 542 с. 4. Кодухов В. И. Введение в языкознание / В. И. Кодухов. – М., 1987. – 421 с. Интернет-ресурсы: http://www.bsu.ru/content/page/1415/hecadem/maslov_us/maslov.pdf http://fareast.knlu.kyiv.ua/wp-content/uploads/2015/10/Kodukhov_Vvedenie_v_yazykoznanie.pdf http://kpfu.ru/staff_files/F1170389640/Vvedenie_v_yazykoznanie_EOR.pdf
Практическое занятие 5 Практическое занятие 6 Практическое занятие 7 Практическое занятие 1 Языкознание как наука 1. Что является предметом языкознания? Охарактеризуйте систему и структуру языка. 2. Что изучает частное и общее языкознание, теоретическое и прикладное языкознание? 3. Охарактеризуйте связь языкознания с другими науками (гуманитарными, естественными). 4. Охарактеризуйте разные подходы к пониманию сущности языка и к его определению. Соотношение языка и речи. 5. Опишите основные функции языка. 6. Раскройте гипотезы происхождения языка (биологическая, социальная, социально-биологическая). Практические задания: 1. Попытайтесь объяснить, почему существительных в словаре больше, чем прилагательных или глаголов? 2. Объясните наличие одинаковых жестов с различной интерпретацией в разных странах мира. Укажите, какими преимуществами и какими недостатками обладает жест по сравнению со словесным выражением мысли. 3. Как соотносятся логическая (словесная, вербальная) и образная формы мышления в деятельности современного человека? Приведите примеры ситуаций, в которых мысль (а также эмоции, практические навыки и т. п.) трудно воплотить в словесную форму. В каких материальных средствах она тогда воплощается? Литература: 1. Вендина Т. И. Введение в языкознание / Т. И. Вендина. – М., 2001. – 288 с. 2. Маслов Ю. С. Введение в языкознание / Ю. С. Маслов. – М., 1998. – 327 с. 3. Реформатский А. А. Введение в языковедение / А. А. Реформатски. – М., 1996. – 542 с. 4. Кодухов В. И. Введение в языкознание / В. И. Кодухов. – М., 1987. – 421 с. Интернет-ресурсы: http://www.bsu.ru/content/page/1415/hecadem/maslov_us/maslov.pdf http://fareast.knlu.kyiv.ua/wp-content/uploads/2015/10/Kodukhov_Vvedenie_v_yazykoznanie.pdf http://kpfu.ru/staff_files/F1170389640/Vvedenie_v_yazykoznanie_EOR.pdf Практическое занятие 2
Фонетический уровень языка 1. Артикуляционная характеристика звуков (губные, язычные, смычные, щелевые). 2. Акустические свойства звуков (глухие, звонкие, долгие, краткие). 3. Взаимодействие звуков в речевом потоке. Фонетические процессы (аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, диэреза, эпинтеза, метатеза). 4. Понятие фонемы. Аллофоны, варианты фонем. 5. Слог как артикуляционно-акустическая единица. 6. Ударение. Интонация. Такт. Фраза. 7. Транскрипция. Практические задания: Запишите транскрипцию приведенных ниже слов. Сколько разных звуков и разных букв в этих словах? Русск.: мята, сшитый, дед, лыжи, нянька, окно, урюк, беседа, коньки, молоко, верёвка. Англ.: cock, quick, never, colour, midnight. 2. Какие получатся слова, если звуки, из которых состоят приведенные ниже слова, произнести в обратном порядке? Ель, лён, куль, толь, лёд, ноль, лоб, ток. 3. Определите слова русского языка, в состав которых последовательно входят следующие звуки: А. а) согласный переднеязычно-зубной, взрывной, глухой, мягкий; б) согласный сонорный, губно-губной, носовой, твердый; в) гласный среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный. Б. а) согласный переднеязычно-небный, смычно-щелевой (аффриката), глухой, мягкий; б) гласный переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный; в) согласный переднеязычно-зубной, фрикативный, глухой, мягкий; г) согласный переднеязычно-зубной, взрывной, глухой, мягкий. В. а) согласный губно-губной, взрывной, глухой, твердый; б) гласный заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный; в) согласный среднеязычный, фрикативный, звонкий, мягкий; г) гласный переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный; д) согласный переднеязычно-зубной, фрикативный, глухой, твердый; е) согласный переднеязычно-зубной, взрывной, глухой, твердый.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.39.16 (0.051 с.) |