Запишите транскрипцию приведенных ниже слов. Сколько разных звуков и разных букв в этих словах? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Запишите транскрипцию приведенных ниже слов. Сколько разных звуков и разных букв в этих словах?



Практическое занятие 1

Языкознание как наука

1. Что является предметом языкознания? Охарактеризуйте систему и структуру языка.

2. Что изучает частное и общее языкознание, теоретическое и прикладное языкознание?

3. Охарактеризуйте связь языкознания с другими науками (гуманитарными, естественными).

4. Охарактеризуйте разные подходы к пониманию сущности языка и к его определению. Соотношение языка и речи.

5. Опишите основные функции языка.

6. Раскройте гипотезы происхождения языка (биологическая, социальная, социально-биологическая).

Практические задания:

1. Попытайтесь объяснить, почему существительных в словаре больше, чем прилагательных или глаголов?

2. Объясните наличие одинаковых жестов с различной интерпретацией в разных странах мира. Укажите, какими преимуществами и какими недостатками обладает жест по сравнению со словесным выражением мысли.

3. Как соотносятся логическая (словесная, вербальная) и образная формы мышления в деятельности современного человека? Приведите примеры ситуаций, в которых мысль (а также эмоции, практические навыки и т. п.) трудно воплотить в словесную форму. В каких материальных средствах она тогда воплощается?

Литература:

1. Вендина Т. И. Введение в языкознание / Т. И. Вендина. – М., 2001. – 288 с.

2. Маслов Ю. С. Введение в языкознание / Ю. С. Маслов. – М., 1998. – 327 с.

3. Реформатский А. А. Введение в языковедение / А. А. Реформатски. – М., 1996. – 542 с.

4. Кодухов В. И. Введение в языкознание / В. И. Кодухов. – М., 1987. – 421 с.

Интернет-ресурсы:

http://www.bsu.ru/content/page/1415/hecadem/maslov_us/maslov.pdf

http://fareast.knlu.kyiv.ua/wp-content/uploads/2015/10/Kodukhov_Vvedenie_v_yazykoznanie.pdf

http://kpfu.ru/staff_files/F1170389640/Vvedenie_v_yazykoznanie_EOR.pdf


Практическое занятие 2

Фонетический уровень языка

1. Артикуляционная характеристика звуков (губные, язычные, смычные, щелевые).

2. Акустические свойства звуков (глухие, звонкие, долгие, краткие).

3. Взаимодействие звуков в речевом потоке. Фонетические процессы (аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, диэреза, эпинтеза, метатеза).

4. Понятие фонемы. Аллофоны, варианты фонем.

5. Слог как артикуляционно-акустическая единица.

6. Ударение. Интонация. Такт. Фраза.

7. Транскрипция.

Практические задания:

Запишите транскрипцию приведенных ниже слов. Сколько разных звуков и разных букв в этих словах?

Русск.: мята, сшитый, дед, лыжи, нянька, окно, урюк, беседа, коньки, молоко, верёвка.

Англ.: cock, quick, never, colour, midnight.

2. Какие получатся слова, если звуки, из которых состоят приведенные ниже слова, произнести в обратном порядке?

Ель, лён, куль, толь, лёд, ноль, лоб, ток.

3. Определите слова русского языка, в состав которых последовательно входят следующие звуки:

А. а) согласный переднеязычно-зубной, взрывной, глухой, мягкий;

б) согласный сонорный, губно-губной, носовой, твердый;

в) гласный среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный.

Б. а) согласный переднеязычно-небный, смычно-щелевой (аффриката), глухой, мягкий;

б) гласный переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;

в) согласный переднеязычно-зубной, фрикативный, глухой, мягкий;

г) согласный переднеязычно-зубной, взрывной, глухой, мягкий.

В. а) согласный губно-губной, взрывной, глухой, твердый;

б) гласный заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный;

в) согласный среднеязычный, фрикативный, звонкий, мягкий;

г) гласный переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;

д) согласный переднеязычно-зубной, фрикативный, глухой, твердый;

е) согласный переднеязычно-зубной, взрывной, глухой, твердый.

В следующих словосочетаниях найдите ассимиляцию (полную или частичную, прогрессивную или регрессивную), укажите признаки ассимиляции:

дочь больна, весь дом, нос зайца, рог коровы, отец Горио, воз песка, лепет девочки, каприз природы, голос жалости.

Практическое занятие 3

Лексический уровень языка

1. Слово как предмет лексикологии. Лексическое значение слова.

2. Полисемия, омонимия.

3. Синонимы и синонимические ряды. Антонимы.

4. Активная и пассивная лексика.

5. Пути обогащения словарного состава языка.

6. Историческая лексикология и этимология.

7. Фразеологизмы.

 

Практические задания:

1. Выделите слова, в которых имеется связь между современным значением слова и его внутренней формой:

Русск.: стрелять, чайник, земляника, веретено, отдушина, резец, песец, скалка, олово, бремя, капля, рыло, опушка, пустырь, частокол, преступление.

Англ.: worker, outburst, newspaper, always, lovely, nightly, farewell, breakdown, window, snowdrop, sweetheart, reaction, Sunday, skilful, blackbird.

2. Можно ли определить вне контекста значение следующих слов? Составьте предложения с ними и назовите явление, которое они иллюстрируют.

Жгут, вели, постой, мой, дали, вина, стекло, трём, стать, век, течь.

3. Переведите следующие словосочетания на английский язык и объясните почему одно и то же прилагательное переводится по-разному:

острое копьё, острый угол, острый недостаток, острый вкус, острое слово, острое зрение, острый кризис.

4. Подберите контексты, в которых более всего уместен каждый из синонимов:

1) профессия, ремесло, специальность;

2) автор, творец, создатель, сочинитель;

3) жена, супруга, половина;

4) дом, хата, изба, хижина.

  Литература:

1. Вендина Т. И. Введение в языкознание / Т. И. Вендина. – М., 2001. – 288 с.

2. Маслов Ю. С. Введение в языкознание / Ю. С. Маслов. – М., 1998. – 327 с.

3. Реформатский А. А. Введение в языковедение / А. А. Реформатски. – М., 1996. – 542 с.

4. Кодухов В. И. Введение в языкознание / В. И. Кодухов. – М., 1987. – 421 с.

Интернет-ресурсы:

http://www.bsu.ru/content/page/1415/hecadem/maslov_us/maslov.pdf

http://fareast.knlu.kyiv.ua/wp-content/uploads/2015/10/Kodukhov_Vvedenie_v_yazykoznanie.pdf

http://kpfu.ru/staff_files/F1170389640/Vvedenie_v_yazykoznanie_EOR.pdf


Практическое занятие 4

Грамматический строй языка. Основные понятия грамматики

1. Дайте определение термину грамматика, назовите ее разделы.

Охарактеризуйте объект и предмет изучения морфемики.

Охарактеризуйте объект и предмет изучения словообразования.

2. Что такое морфема? Перечислите ее отличие от слова и фонемы.

3. Что такое грамматическая форма слова (словоформа)?

4. Что такое грамматический показатель? Дайте понятие «нулевому»

показателю.

5. Охарактеризуйте различные классификации морфем.

6. Что такое флексия? Проиллюстрируйте примерами многозначность и омонимичность флексий в русском языке.

Термины: морф, алломорф, морфема, корень и аффиксы (префикс, постфикс, инфикс, трансфикс, циркумфикс/конфикс, интерфикс), словообразовательные (деривационные) и словоизменительные аффиксы, агглютинация, фузия.

Практические задания:

1. Сколько различных корней в следующих словах?

а) вода, водить, водник, провод, наводнение, проводник;

б) вожатый, вожу, обезвоженный, унавоженный;

в) топка, потоп, топливо, утопленник, растоптать, потопить.

2. Чем отличаются по морфемному составу члены следующих пар слов:

ножом – потом; стеной – домой; вобрать – водить; ободрать – обонять;

косточка – ласточка; отобрать – отоварить.

3. Укажите омонимичные аффиксы в словах, перечислите комплекс передаваемых ими значений:

беру, воду, врачу, несу, в боку;

веселей, полей, долей;

море, шире, сестре, о добре.

4. Сравните морфемную структуру следующих слов, выделите интерфиксы, если они присутствуют:

Ялтинский, делийский, омский, питерский, токийский, новосибирский, московский.

5. Творчество Велемира Хлебникова изобилует неологизмами типа:

летёж, парёж, читёж; сидун, будун, орун, мотун, горюн; мысляр, числяр; чернизна, роковизна, гордизна; нудь, любь, небыть; боженята, глазята, криченята; звучоба, письмоба, волноба, мертвоба, летоба; летьбище; летавица.

Опишите значения этих слов. Найдите в русском языке словообразовательные модели, по которым они построены, и слова того же словообразовательного типа.

6. Приведите из изучаемого западноевропейского языка (английского, немецкого, французского, итальянского) примеры аффиксов, имеющих:

а) словоизменительное, б) словообразовательное значение).

Литература:

1. Вендина Т. И. Введение в языкознание / Т. И. Вендина. – М., 2001. – 288 с.

2. Маслов Ю. С. Введение в языкознание / Ю. С. Маслов. – М., 1998. – 327 с.

3. Реформатский А. А. Введение в языковедение / А. А. Реформатски. – М., 1996. – 542 с.

4. Кодухов В. И. Введение в языкознание / В. И. Кодухов. – М., 1987. – 421 с.

Интернет-ресурсы:

http://www.bsu.ru/content/page/1415/hecadem/maslov_us/maslov.pdf

http://fareast.knlu.kyiv.ua/wp-content/uploads/2015/10/Kodukhov_Vvedenie_v_yazykoznanie.pdf

http://kpfu.ru/staff_files/F1170389640/Vvedenie_v_yazykoznanie_EOR.pdf

 

 

Практическое занятие 5

Практическое занятие 6

Практическое занятие 7

Практическое занятие 1

Языкознание как наука

1. Что является предметом языкознания? Охарактеризуйте систему и структуру языка.

2. Что изучает частное и общее языкознание, теоретическое и прикладное языкознание?

3. Охарактеризуйте связь языкознания с другими науками (гуманитарными, естественными).

4. Охарактеризуйте разные подходы к пониманию сущности языка и к его определению. Соотношение языка и речи.

5. Опишите основные функции языка.

6. Раскройте гипотезы происхождения языка (биологическая, социальная, социально-биологическая).

Практические задания:

1. Попытайтесь объяснить, почему существительных в словаре больше, чем прилагательных или глаголов?

2. Объясните наличие одинаковых жестов с различной интерпретацией в разных странах мира. Укажите, какими преимуществами и какими недостатками обладает жест по сравнению со словесным выражением мысли.

3. Как соотносятся логическая (словесная, вербальная) и образная формы мышления в деятельности современного человека? Приведите примеры ситуаций, в которых мысль (а также эмоции, практические навыки и т. п.) трудно воплотить в словесную форму. В каких материальных средствах она тогда воплощается?

Литература:

1. Вендина Т. И. Введение в языкознание / Т. И. Вендина. – М., 2001. – 288 с.

2. Маслов Ю. С. Введение в языкознание / Ю. С. Маслов. – М., 1998. – 327 с.

3. Реформатский А. А. Введение в языковедение / А. А. Реформатски. – М., 1996. – 542 с.

4. Кодухов В. И. Введение в языкознание / В. И. Кодухов. – М., 1987. – 421 с.

Интернет-ресурсы:

http://www.bsu.ru/content/page/1415/hecadem/maslov_us/maslov.pdf

http://fareast.knlu.kyiv.ua/wp-content/uploads/2015/10/Kodukhov_Vvedenie_v_yazykoznanie.pdf

http://kpfu.ru/staff_files/F1170389640/Vvedenie_v_yazykoznanie_EOR.pdf


Практическое занятие 2

Фонетический уровень языка

1. Артикуляционная характеристика звуков (губные, язычные, смычные, щелевые).

2. Акустические свойства звуков (глухие, звонкие, долгие, краткие).

3. Взаимодействие звуков в речевом потоке. Фонетические процессы (аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, диэреза, эпинтеза, метатеза).

4. Понятие фонемы. Аллофоны, варианты фонем.

5. Слог как артикуляционно-акустическая единица.

6. Ударение. Интонация. Такт. Фраза.

7. Транскрипция.

Практические задания:

Запишите транскрипцию приведенных ниже слов. Сколько разных звуков и разных букв в этих словах?

Русск.: мята, сшитый, дед, лыжи, нянька, окно, урюк, беседа, коньки, молоко, верёвка.

Англ.: cock, quick, never, colour, midnight.

2. Какие получатся слова, если звуки, из которых состоят приведенные ниже слова, произнести в обратном порядке?

Ель, лён, куль, толь, лёд, ноль, лоб, ток.

3. Определите слова русского языка, в состав которых последовательно входят следующие звуки:

А. а) согласный переднеязычно-зубной, взрывной, глухой, мягкий;

б) согласный сонорный, губно-губной, носовой, твердый;

в) гласный среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный.

Б. а) согласный переднеязычно-небный, смычно-щелевой (аффриката), глухой, мягкий;

б) гласный переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;

в) согласный переднеязычно-зубной, фрикативный, глухой, мягкий;

г) согласный переднеязычно-зубной, взрывной, глухой, мягкий.

В. а) согласный губно-губной, взрывной, глухой, твердый;

б) гласный заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный;

в) согласный среднеязычный, фрикативный, звонкий, мягкий;

г) гласный переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;

д) согласный переднеязычно-зубной, фрикативный, глухой, твердый;

е) согласный переднеязычно-зубной, взрывной, глухой, твердый.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.39.16 (0.051 с.)