Компьютерный урок «Все, каждый» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компьютерный урок «Все, каждый»



Задача 71. Первая задача, как обычно, несложная. Хотя объектов на экране много, арбузы очень сильно отличаются от остальных фигурок своей чёрно-зелёной раскраской (т. е. буквально бросаются в глаза), поэтому выделить их в совокупности совсем нетрудно. Если всё же ребёнок ошибся и обвёл не все арбузы, то, скорее всего, это связано с тем, что он плохо усвоил новое понятие. В этом случае учащегося следует вернуть к листу определений «Все, каждый» (в учебнике или в компьютерном уроке).

Задача 72. В отличие от предыдущей задачи здесь яблоки не бросаются в глаза, и детям придётся их действительно искать. Если при этом кто-то сделает ошибку, поместив в окно не все яблоки, попросите его рассказать, как он искал яблоки. Возможно, ребёнок применил стратегию полного перебора, но просто в какой-то момент отвлёкся и пропустил яблоко. Если же он искал яблоки беспорядочно, то в этом случае ненавязчивая беседа с учителем должна навести его на следующую мысль: чтобы не пропустить ни одного яблока, надо просмотреть все фигурки. Вполне возможно, что до остального он додумается сам: как сделать так, чтобы при просмотре не пропустить ни одной фигурки? Может, помечать просмотренные? А может, просто двигаться методично от фигурки к фигурке и от ряда к ряду?

Задача 73. В этой задаче проблема полного перебора впервые становится действительно актуальной. Хаотичным просматриванием ребёнок, скорее всего, найдёт только часть искомых фигурок. Но это ещё не все. Как мы уже говорили выше, только полный перебор даст учащимся уверенность в том, что они нашли все буквы, отвечающие условию задачи. Заметим, что поскольку фигурки в задаче располагаются хаотично, то при переборе желательно использовать пометки. При этом вовсе не обязательно просматривать буквы в том или ином порядке. Ребёнок может выхватывать их взглядом в произвольном порядке, главное, чтобы он помечал каждую просмотренную букву: либо обводил (если она отвечает условию задачи), либо зачёркивал (если буква не отвечает условиюзадачи). В этом случае задача будет решена, как только все буквы окажутся либо зачёркнутыми, либо обведёнными. Разумеется, после того как решение будет найдено, все лишние линии надо удалить с помощью «ластика».

Задача 74. Для начала каждый ребёнок должен разобраться, что от него требуется в этой задаче. В условии речь идёт о треугольных бусинах, поэтому возьмём любую треугольную бусину, например жёлтую. Бусину нужно соединить с яблоком того же цвета, значит, соединяем её с жёлтым яблоком. В условии не сказано, каким цветом при этом пользоваться, поэтому выбираем любой, например жёлтый. В условии сказано, что эту процедуру надо проделать для каждой треугольной бусины, следовательно, мы должны перебрать все бусины. Обнаружив вторую зелёную треугольную бусину, ребёнок может запнуться: надо ли её соединять? Ответ: надо, потому что мы должны соединить КАЖДУЮ треугольную бусину с яблоком. В итоге получится, что с зелёным яблоком будут соединены две бусины, а с красным — ни одной.

Задача 75. Стратегии решения этой задачи могут быть разными. Один из вариантов — сравнивать фигурку-образец с каждой фигуркой из нижнего ряда по очереди. Другая стратегия не столь очевидна. Состоит она в следующем. Берём левую верхнюю клетку фигурки-образца. Она красная. Перебираем по очереди фигурки нижнего ряда. Те фигурки, где левая верхняя клетка имеет другой цвет, вычёркиваем. Важное замечание: мы не вычёркиваем фигурку, в которой левая верхняя клетка не раскрашена, так как согласно условию мы имеем право раскрасить её в красный цвет. Затем берём левую нижнюю клетку фигурки-образца. Она синяя. Перебираем по очереди все незачёркнутые фигурки нижнего ряда. Вычёркиваем те фигурки, в которых левая нижняя клетка имеет другой цвет. Фигурки с нераскрашенной левой нижней клеткой не вычёркиваем! И так далее, пока не будут вычеркнуты все фигурки, кроме одной.

Вот решение данной задачи:

Задача 76. Заминка в решении может возникнуть лишь у ребят, которые забыли, как выглядит флаг России. Для таких детей мы даём в условии подсказку, которая появляется, если нажать на знак вопроса. Умение находить и использовать нужную информацию мы считаем одним из важнейших навыков, приобретаемых детьми в процессе обучения в школе. Это умение мы будем активно и целенаправленно формировать у детей в ходе изучения нашего курса. На первых порах, разумеется, учащиеся будут достаточно легко находить информацию, необходимую для решения задачи. Как правило, она будет содержаться в условии задачи, прилагающейся к нему подсказке или же на листе определений. В будущем мы будем создавать такие ситуации, когда найти нужную информацию будет не так-то просто.

Задача 77. Технически эта задача не из самых лёгких. Здесь надо провести семь соединительных линий — от каждой бусины к названию её цвета. Сложность состоит в том, что в задаче мало свободного места, к тому же названия цветов располагаются довольно тесно. Поэтому при решении задачи учащимся придётся быть предельно аккуратными и внимательными, чтобы было понятно, какие линии что и с чем соединяют. Чтобы решение было более наглядным, посоветуйте им проводить соединительные линии разными цветами. Наиболее интересным было бы такое решение, при котором соединительная линия будет иметь тот же цвет, что и бусина, которую она соединяет со словом.

Задача 78 (необязательная). Эта задача аналогична компьютерной задаче 37, только немного сложнее — здесь больше фигурок и больше разных форм. Однако ситуация здесь в точности такая же, как в задаче 37. Среди раскрашенных фигурок одинаковых нет, но есть две одинаковые нераскрашенные фигурки — восьмиконечные звёзды. Ученик может раскрасить их голубым, синим, красным или зелёным цветом — каждое из этих решений будет правильным.

Вот одно из решений данной задачи:

Уро «Помечаем галочкой»

Новое ключевое выражение: пометь галочкой.

На этом листе определений дети знакомятся с ещё одним инструментальным действием «пометь галочкой». Оно совсем простое как с содержательной, так и с технической точек зрения. С содержательной точки зрения это действие полностью аналогично действию «обведи». Оно позволяет выделить из совокупности один или несколько нужных нам объектов. Однако во многих задачах использовать его удобнее, чем действие «обведи». Так, иногда объектов на странице много или они большие, поэтому белого фона остаётся немного, и сложно обвести объекты так, чтобы не задеть остальные. Если нужно выделить много объектов, то пометить галочкой их гораздо быстрее, чем обвести. Часто в процессе полного перебора нам необходимо помечать объекты, которые мы уже проверяли. В этом случае галочку использовать тоже удобнее всего — если объекты обводить, то на листе получается слишком много линий. Конечно, объекты можно вычёркивать, но у многих детей вычёркивание ассоциируется с исправлением ошибок, для таких детей вычёркивание будет не самым лучшим вариантом.

С технической точки зрения правила действия «пометь галочкой», отражённые на листе определений, также довольно несложные. Основное правило — ставить галочку так, чтобы было понятно, какой именно объект она помечает. Для этого мы договариваемся на листе определений ставить галочку на границе объекта, либо немного задевая фигурку, либо очень близко к ней. Ставить галочку надо так, чтобы её острый уголок указывал на нужную нам фигурку, поэтому мы ставим галочку обычно вблизи верхней границы фигурки, а не внизу.

Решение задач из учебника

Задача 87. Все ребята, которые ходили в детский сад, наверняка знают, как выглядит бубен и дудочка. Если кто-то этого не знает или забыл, то лучше не показывать нужные инструменты сразу, а предложить это ребёнку в качестве информационной задачи. Итак, как узнать, что такое бубен? Конечно, из словаря. Лучше всего, если у вас в классе имеется детская энциклопедия или словарь в картинках. Прочитайте вместе описание нужного инструмента, а затем вернитесь к задаче. Обращение к словарям и любому другому справочному материалу очень важное умение, которое мы хотим выработать у детей. В дальнейшем мы будем использовать сначала учебные, а затем и настоящие словари. А пока можно изредка заниматься подобной работой со всем классом или в индивидуальном порядке.

Задача 88. Здесь нужно пометить галочкой каждый объект, удовлетворяющий данному свойству. Для каждого из двух заданий нужно провести полный перебор бусин, чтобы случайно не пропустить какой-то нужный нам объект. Заметим, что здесь будут объекты, помеченные сразу двумя галочками (круглые синие бусины). В этом случае галочки надо ставить рядом, но так, чтобы их можно было хорошо различить.

Задача 89. Здесь опять нужно пометить галочкой все объекты, удовлетворяющие некоторому свойству, но при этом в задаче есть одна новая важная деталь. Обсуждая лист определений «Все, каждый», мы говорили, что употребляем понятие «все» («каждый») в том же значении, что и в языке. Однако в ряде случаев словоупотребление в живом языке имеет свои нюансы и отличается от формального. Например, в русском языке принято употреблять понятие «все» («каждый») только в том случае, когда предметов много, по крайней мере два. С точки зрения математики (формальной логики) и информатики понятие «все» можно употреблять для любого числа объектов, в том числе для одного. Поэтому второе задание с точки зрения математики сформулировано абсолютно корректно. Однако кого-то из детей такое словоупотребление может удивить. Побеседуйте об этом. Даже в языке такие слова иногда употребляются, когда говорящий заранее не знает, о каком числе объектов идёт речь. Например, мама говорит сыну: «Сделай все уроки на завтра». При этом она имеет в виду общую готовность ребёнка к следующему учебному дню (все уроки должны быть приготовлены). Даже если на завтра нужно сделать всего один урок, ребёнок понимает мать и выполняет этот самый урок.

Задача 90. Знакомая детям задача на повторение. Как видно из условия, в задаче использовано армянское слово. С армянскими буквами ребята уже встречались в задаче 44 из учебника. Конечно, то, как именно читается это слово по-армянски, совершенно необязательная информация и для решения этой задачи не нужна. Но всё-таки нам кажется, что такая задача может подтолкнуть любознательных детей к дальнейшим «лингвистическим исследованиям».

Задача 91. Как видите, формулировка задачи совершенно новая, но сама задача не очень сложная, дети должны решить её самостоятельно. Для её решения необходимо лишь внимательно причитать условие задачи и выделить из него следующие шаги по её решению: а) найти фиолетовую галочку; б) найти бусину, которая помечена фиолетовой галочкой; в) нарисовать в окне такую же бусину (той же формы и цвета).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.007 с.)