Участие политических партий в государственном управлении в Республике Тыва 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Участие политических партий в государственном управлении в Республике Тыва



 

С 2003 года в Республике Тыва назревал конфликт политической власти. Связан он с типичным для периферийных республик узко клановым административно-чиновничьим паразитированием на бюджетных финансовых потоках. Ситуацию в республике можно назвать революционной, так как одна из элит напрочь оттеснила от «кормушки» остальные, что формально вылилось в противостояние парламента и председателя Правительства - главы республики.

Кризис усугублялся еще и тем, что федеральный центр не проявил должного интереса к возникшей проблеме. Хотя политические партии республики активно обращали внимание центра на острейший политический вопрос региона. Первое обращение о смещении главы республики Ш.Д. Ооржака было направлено В.В. Путину еще в 2006 году от имени региональных отделений общероссийских политических партий и движений «Единая Россия» и «Справедливая Россия». Но реакции не последовало. В связи с этим было направлено второе обращение.

К сожалению, немногое говорит о том, что федеральные власти хоть как-то пытались выступать арбитром в этом конфликте. Известно о письме за подписью заместителя начальника отдела ГУ МВД РФ по СФС подполковника милиции Е.А Квашина прокурору республики Тыва С.С. Мосияшу и Главному федеральному инспектору в РТ Н.В. Холодову (исх 28/990 от 24.09.01 г.) «О возбуждении уголовного дела в отношении президента республики Ш.Д. Ооржака и министра финансов Республики Тыва М.К. Нурсат по признакам преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ и факту неправомерного заключения договора - поручительства 039 - ПЗ-К008 от 14.05.98 г. с превышением своих должностных полномочий». Речь там шла о получении кредита на 800 тысяч долларов под поручительство правительства республики, которое не было согласовано с парламентом.

Другие нарушения руководства республики представляют типичный набор нецелевого использования финансовых средств: кредиты под строительство особняка в Москве, завышенные расходы на аренду правительственного самолета, создание загадочных совместных предприятий.

Сегодня, в руководстве Республики Тыва после длительного политического кризиса сформировался эффективный альянс, который объединил двух представителей: «Единую Россию» и «Справедливую Россию».

Осенью 2006 года после выборов в нижнюю палату Великого Хурала депутаты «Российской партии ЖИЗНИ» попытались в судебном порядке опротестовать решения избиркома Кызыла, признавшего недействительными выборы в нескольких округах. На них победили «жизненцы», но избирком нашел нарушения в процедуре выборов и аннулировал их итоги. Окончательно вопрос пока не решен: результаты состоявшихся в марте перевыборов по трем из пяти округов, в которых вновь победили «жизненцы», признаны недействительными, и судебные тяжбы по ним еще продолжаются.

Политическое противостояние сопровождалось отказом представителей «Российской партии ЖИЗНИ» принять участие в организационной сессии Законодательного собрания. Получившей 15 мест в парламенте «Единой России» не удавалось сформировать кворум. Собрать депутатов на сессию удалось лишь 6 апреля 2007 г., когда обсуждалась кандидатура Шолбана Кара-оола. Заседание, хоть и с двухчасовым опозданием, но все же состоялось. За Кара-оола отдали голоса 111 из 127 депутатов Палаты представителей и 21 из 22 присутствовавших депутатов нижней палаты Великого Хурала.

Параллельно депутаты утвердили и спикера. Им вновь стал покинувший в прошлом году «Единую Россию» и инициировавший политическое противостояние с Ооржаком Василий Оюн. Ныне он возглавляет тывинский политсовет «Справедливой России» и неплохо вписывается в тандем Кара-оол - Оюн. Дело в том, что в самой «Единой России», которую возглавляет в Тыве Кара-оол и на которую делал ставку Ооржак, не было единства. Действовавшего тогда главу республики поддерживали не все единороссы, а возглавлял когорту недовольных именно Кара-оол. Он же был склонен к союзу с «жизненцами», а значит - с Оюном.

Судя по единодушию депутатов, политический кризис в Тыве можно считать фактически разрешенным. Народные избранники собираются вместе для того, чтобы избежать кризиса экономического. Новому руководителю республики и собравшемуся впервые на сессию новому составу Великого Хурала предстояло заняться реализацией крупных инвестпроектов, которые позволили бы высокодотационной Тыве выйти из экономического кризиса. Речь в первую очередь шла о строительстве железнодорожного сообщения с Красноярским краем, которое ускорило бы разработку крупных месторождений в регионе.

Совместная работа нового состава Великого Хурала и руководства республики дала следующие результаты:

Политический кризис переконвертировался в большие надежды для финансов республики. Одними лишь стандартными сладкими обещаниями, как это обычно водится, дело не закончилось. Ключевым проектом для республики, получившем в 2007 году одобрение со стороны федеральных властей, можно считать железную дорогу, которая откроет прямой доступ для региона к рельсовой артерии страны. До этого регион имел только регулярное автосообщение и нерегулярное авиасообщение. Железная дорога от Курагино (юг Красноярского края) до Кызыла будет иметь протяженность около 500 км. Основную нагрузку для нового пути создадут при освоении ряда железнорудных, золоторудных и угольных месторождений. Стоимость проекта - 131 млрд. рублей, срок реализации - около 6 лет. Строительство дороги одобрено федеральным правительством и сибирским полпредом. Монгольская сторона также проявила интерес к проекту, предложив продолжить ветку до границы.

Также в 2007 году интерес к региону проявили сразу несколько крупных бизнес-структуру, создав оперативную отдачу. Например, с ноября 2007 г. было открыто регулярное авиасообщение между Кызылом и Красноярском, Кызылом и Москвой. Перевозчиком выступила авиакомпания Кубаньавиа, входящая в группу «Базовый элемент» Олега Дерипаски, который также проявил интерес к угольной промышленности региона и гостиничному бизнесу. Кроме «Базэла», интерес к тувинским ресурсам - не в последнюю очередь благодаря грядущей железной дороге - проявили российские компании «Норильский никель», «Мечел», а также китайская корпорация «Лунсин».

Именно восточные соседи первыми высказали серьезные планы подъема энергетической отрасли Тувы. Имея лицензию на разработку месторождения полиметаллических руд в республике, китайские промышленники столкнулись с острой нехваткой энергии для реализации проекта - что также усугубляется сжатыми сроками, согласно которым необходимо начать добычу полиметаллов. Поэтому «Лунсин» решило построить теплоэлектростанцию на углях Каа-Хемского разреза. Некоторые эксперты высказывают опасения, что активное присутствие сильных китайских игроков на относительно слабом тувинском рынке, а также вполне реальная возможность через Монголию довести железнодорожную ветку до КНР, могут привести к «прокитайской» лояльности местных властей и, как следствие, к их значительному промышленному усилению в Республике Тыва.

Полученные за год результаты, а также серьезные планы на будущее можно считать хорошей компенсацией для одного из беднейших регионов России. Особенно, если эти планы будут эффективно воплощаться.

Результаты опроса населения республики о работе нового правительства и деятельности политических партий республики представлены следующим образом:

Более половины (53%) населения Тывы считает, что правительство под руководством Шолбана Кара-оола работает лучше, чем прежнее под руководством Шериг-оола Ооржака. Всего 6% жителей региона считают, что нынешнее правительство работает хуже старого. Четверть населения (24%) республики уверены, что кардинально ничего не изменилось. За прошедший год в республике стало больше людей, говорящих об улучшении ситуации, и меньше, говорящих об ухудшении. Почти половина (43%) населения республики считает, что за последнее время ситуация не изменилась. При этом почти столько же (40%) уверены в том, что ситуация улучшилась. Только 13% полагает, что ситуация в регионе ухудшилась. Улучшение ситуации в Тыве более других замечают респонденты с высшим образованием (48%), хорошим материальным положением (55%) и сторонники «Единой России» (46%), а также тувинцы - 44% (у русских - 24%), жители сел - 45%. По-разному оценивают ситуацию районы республики: если на Западе (56%), Юге (50%) и в Тандинском и Чеди-Хольском кожуунах (57%) как минимум половина населения видит улучшение ситуации; то в центре - 31%, на Севере - 28% и в Кызылском кожууне - 32%, улучшение обстановки в республике видят заметно меньше. Наглядно это представлено на рис. 3.

 

Рисунок 3. Количество респондентов, считающих удовлетворительной работу Правительства Республики Тыва и деятельность политических партий в государственном управлении в зависимости от места проживания

 

В наибольшей степени неудовлетворительной работу политических партий в государственном управлении республики видят жители старшего возраста (22%), с образованием ниже среднего (21%) и плохим материальным положением (25%). Целесообразно в этом плане рассмотреть возрастной критерий отношения граждан Республики Тыва к деятельности политических партий в государственном управлении (рис. 4).


Рисунок 4. Неудовлетворительное отношение к деятельности политических партий в государственном управлении Республики Тыва

 

Среди опрошенных граждан Республики Тыва неудовлетворительной работу политических партий в государственном управлении в республике считают 30% опрошенных среднего возраста, 22% опрошенных старшего возраста и 63% пенсионеров.

Более склонны видеть ухудшение ситуации русские (25%), жители городов и пгт (18-19%), северные районы (20%) и жители Улуг-Хемского и Чаа-Хольского кожуунов (27%). В Кызыле об улучшении говорят 33%, об ухудшении 18% опрошенных. Для сравнения: год назад улучшение ситуации в республике видели 31% жителей, а ухудшение - 22%. В небольших городах и пгт, кроме Кызыла, было больше довольных (45%). В Кызыле об ухудшении ситуации в республике говорили 35%, среди русской части населения таковых было 40%. В целом, оценка работы правительства республики и политических партий представлена на рис. 5.

 


Рисунок 5. Отношение населения Республики Тыва к деятельности Правительства и политических партий

 

% населения уверены в активном участии политических партий в государственном управлении. При этом основная заслуга в улучшении качества жизни в Республике Тыва приписывается именно партии «Единая Россия», претендующей на лидирующие позиции.

Сегодня состав Законодательной палаты Великого Хурала представлен 32 независимыми депутатами, а именно: 16 депутатов избранных по единому пропорциональному округу и 16 депутатов выбранных по мажоритарной системе (большинства голосов избирателей) по одномандатным округам. Из них 12 входят в партию «Единая Россия». В Палате представителей следующая ситуация: из 130 депутатов, 60 являются членами партии «Единая Россия». Наглядно результаты представлены на рис. 6. и рис. 7.

 


Рисунок 6. Отношение количества депутатов в Законодательной палате Великого Хурала Республики Тыва входящих в состав партии «Единая Россия» и не входящих в её состав

 

Рисунок 7. Отношение количества депутатов в Палате Представителей Великого Хурала Республики Тыва входящих в состав партии «Единая Россия» и не входящих в её состав

 

Анализируя, мы приходим к выводу, что значительная часть депутатов обеих палат Великого Хурала являются «единороссами» (из 162 - 72 человека). С другой стороны, остальные депутаты являются либо представителями других партий, либо самовыдвиженцами, т.е. не имеют партийных предпочтений. Это обстоятельство позволяет утверждать, что региональное отделение партии «Единая Россия» претендует на лидирующие позиции.

Представители имеющихся региональных отделений общероссийских политических партий принимают активное участие в государственном управлении Республики Тыва:

- выявляют, обосновывают и формируют интересы населения Республики Тыва;

- осуществляют социально-политическое просвещение, сплочение и активизацию граждан республики на основе общности их коренных интересов;

- разъясняют массам сложившуюся ситуацию и предлагают платформы действий, организуя широкую поддержку программных требований со стороны населения; постоянно заботясь о расширении социальной базы партийной политики. В этих целях партии налаживают взаимодействие с профессиональными, экологическими, культурно-просветительными и другими общественными организациями и движениями Республики Тыва, инициативно участвует в формировании общественного мнения, политическом воспитании граждан региона;

- участвуют в подборе, фильтрации и выдвижении кадров для самой партии, для формирования политической элиты, подготовки ее различных звеньев к политической деятельности, для обогащения политического опыта;

- занимаются организацией борьбы за власть или в ее защиту, определением форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки;

- подготавливают и проводят избирательные кампании по формированию высших и местных органов власти Республики Тыва, выдвигают в них своих сторонников, организуя контроль за их парламентской деятельностью;

- формируют в парламенте республики партийные фракции, служащие связующим звеном между партией и органами власти, мощным рычагом партийного воздействия на государственную политику в центре и на местах;

- разрабатывают принципы и формы отношений с другими политическими партиями республики, с учетом их социальной ориентации.

Таким образом, деятельность политических партий в государственном управлении Республики Тыва сводится к социальному представительству, социальной интеграции, политической социализации, политическому рекрутированию, борьбе за власть, разработке и осуществлению политического курса, к решению партийных функциональных вопросов, и, соответственно, к защите интересов населения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.019 с.)