Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Дети и подростки с ограниченными возможностями и их реабилитация в современном обществеСтр 1 из 6Следующая ⇒
Содержание
Введение Глава 1. Дети и подростки с ограниченными возможностями и их реабилитация в современном обществе Детская инвалидность в России: сущность и содержание проблемы Система социального обслуживания и современные технологии комплексной реабилитации и детей и подростков с проблемами развития Нетрадиционные воспитательные технологии реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями Глава 2. Анализ работы и разработка программы по реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями ГУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения" Палласовского района 2.1 Работа ГУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения" Палласовского района Использование декоративно-прикладного искусства в целях реабилитации детей с ограниченными возможностями Библиотерапия в реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями Арт-синтез терапия как комплекс реабилитационных воздействий Заключение Выводы Список литературы
Введение
Актуальность темы исследования. Проблема детской инвалидности в нашей стране является одной из самых актуальных. В структуре заболеваний, которые приводят к детской инвалидности, преобладают психоневрологические заболевания, заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и слуха. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, по прежнему выделяются такие, как ухудшение экологической обстановки, рост детского травматизма, патология беременности и родов, отсутствие нормальных условий для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, неблагоприятные условия труда женщин, недостаточный уровень материально-технического обеспечения медицинских учреждений.[31, 2] Из числа детей, признанных инвалидами, более 50% составляют дети с врожденными аномалиями развития, психическими расстройствами. Среди детей, признанных инвалидами в связи с психическими заболеваниями, около 70% - дети с умственной отсталостью.[48, 29] Несмотря на понимание актуальности проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов в России, ситуация в стране слишком медленно меняется к лучшему. Сказывается недостаток финансирования программ социально-педагогической поддержки, методов и средств реабилитации, разработанных с учетом потребностей и способностей детей с ограниченными возможностями в развитии.
В результате экономических, социальных и политических процессов последних 15-20 лет российское общество еще не смогло консолидироваться вокруг общих целей и ценностей. В настоящее время оно представляет собой постепенно усложняющуюся совокупность микросообществ, возникших по множеству оснований. Разобщенность, ограниченный круг интересов, равнодушие определенных групп людей также не способствуют развитию в нашей стране социальной культуры, гарантирующей действительно равные права и возможности для детей-инвалидов, закрепленные федеральным законодательством. Все это подчеркивает необходимость поиска путей разрешения проблемы не только формальных медицинского и сопроводительного, но и социального характера, причем на качественно новом уровне, с учетом передовых достижений российского и использованием зарубежного опыта. Безусловно, в области социальной работы с населением, в частности по решению проблем самой уязвимой категории - детей, есть определенные сдвиги. Проведена большая работа по развитию института патронатной семьи, растет количество семейно-воспитательных групп. Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в трудной жизненной ситуации получают возможность расти не в приюте, пусть в неродной, но все-таки семье. В связи с этим, количество койко-мест в стационарах (детских домах, интернатах, и пр.) постоянно сокращается. Это учитывается при проведении оптимизации соцобъектов.[22, 31] Работа по реабилитации детей-инвалидов в России проводится преимущественно в условиях детских восстановительных и реабилитационных центров, функционирующих на базе государственных центров социального обслуживания. Здесь с детьми работают врачи, психологи, педагоги, социальные работники - во взаимодействии друг с другом, с родителями. Оптимизация подходов к социальной реабилитации детей в подобных центрах, поиск необходимого сотрудничества, методической, ресурсной поддержки - важные задачи на пути к созданию оптимальных условий для полноценного развития детей-инвалидов в нашей стране, для их адаптации в жизненном и образовательном пространстве.
Все чаще интегративной основой, объединяющей усилия коррекционной педагогики и социальной работы с особыми детьми выступают методы и технологии работы, которые ориентированы на использование искусства в процессе их воспитания и развития, поскольку экспериментально подтверждено его положительное влияние на данную категорию детей. Терапия искусством с элементами игры, как гуманитарный вид деятельности, полностью реализует потребность педагогики и психологии в мягком и экологическом подходе к развитию личности ребенка. Под терапией искусством мы подразумеваем лечение, основанное на занятиях художественным творчеством, терапия творческим самовыражением; предполагается также воспитание и адаптация детей в социуме при помощи занятий искусством. Суть метода заключается в терапевтическом воздействии посредством художественного творчества, позволяющего человеку выражать свои мысли, переживания в визуально-образной форме. При этом продукт творчества истолковывается, заключенные в нем переживания ("личные смыслы") раскодируются, тем самым происходит их осмысление, осознание, обязательная вербализация и, как следствие, освобождение от травмирующего переживания. Сам же терапевтический процесс можно представить как непрерывную трехстороннюю коммуникацию и взаимодействие между основными ее элементами или участниками: ребенком, взрослым, материалом или продуктом художественной деятельности. В нашей стране многие методы терапии творчеством начинают формироваться только сейчас. Ограниченное количество исследований по данной проблеме, недостаточное их освещение в научно-методической литературе, не дают возможности широкого практического применения данных методик в образовании и социальной работе, хотя потребность в этом становится все более очевидной. В этой связи особый интерес представляет работа Л.А. Казаковой "нетрадиционные воспитательные технологии для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья", представляющая собой методические рекомендации по основным технологиям творческой (и не только) терапии. Быстро растущий интерес к разнообразным направлениям терапии творчеством объясняется эффективностью ее применения в реабилитационных центрах, что обусловлено ориентацией ее методов на присущие каждому человеку потенциал мыслей, чувств, самоисцеления, стремления к гармонии, творчеству. Степень разработанности проблемы. Проблемы инвалидности и способы их преодоления рассмотрены учеными и специалистами в следующих направлениях: психологическом (Т.А. Добровольской, А.А. Дыскиным, С. Застроу, Ф.А. Колесником, Е.И. Максимчиковой, Н.Б. Шабалиной и др.); педагогическом (Н.А. Горбуновой, М.В. Коробовым, Л.Г. Лаптевым, Е.И. Охрименко и др.); социологическом (Д.Д. Войтеховым, М.М. Косичкиным, П.В. Романовым, Е.Р. Ярской-Семеновой, и др.); медицинском (Е.В. Земляновой, Ж.И. Войцеховской, Н.Ф. Дементьевой, В.А. Зетиковой, К.А. Каменковым, Т.Н. Кукушкиной, Ю, Князевым и др.); правовом (О.В. Максимовым; О.В. Михайловой, В.П. Лукиным и др.); профессионально-трудовом (Э.Л. Бычковой, Л.К. Ермиловой, А.А. Модестовым, П.В. Романовым, А.М. Лукьяненко, Э.В. Муравьевой, А.И. Осадчих и др.).
Психолого-педагогические особенности развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья исследовались Л.И. Акатовым, М.С. Басовым, В.В. Лебединским, Е.М. Мастюковой, М.В. Певзнером и др. Проблема педагогического сопровождения социальной реабилитации исследовалась в работах Моисеевой Л.Г., Е.В. Тарановой, Е.Л. Казаковой, М.А. Галагузовой, Н.С. Моровой, Л.М. Шипицыной и др. Особая роль семьи в социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями подчеркивается в работах В.Ф. Капитонова, С.А. Косовой, Е.Р. Ярской-Семеновой и др. При выпускной квалификационной работы автором были использованы следующие методы: анализ литературы, статистический метод, интервьюирование, беседа. Цель исследования выпускной квалификационной работы - изучение возможностей применения творческих средств социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в работе ГУСО "Комплексный Центр социального обслуживания населения Палласовского района". Цель исследования заключается в решении следующих задач: изучить сущность и содержание проблемы детской инвалидности в РФ; исследовать систему социального обслуживания и современные технологии комплексной реабилитации и детей и подростков с проблемами развития; изучить нетрадиционные воспитательные технологии реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями; провести анализ работы по реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями ГУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения" Палласовского района; охарактеризовать практику использования декоративно-прикладного искусства в целях реабилитации детей с ограниченными возможностями; осветить основные вопросы библиотерапии в реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями и оценить возможности арт-синтез терапии как комплекса реабилитационных воздействий. Объектом исследования в выпускной квалификационной работе являются дети и подростки с ограниченными возможностями (инвалидов - по действующему законодательству Российской Федерации). Предметом исследования выступает применение творческих методов социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в работе реабилитационного отделения ГУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения Палласовского района".
Эмпирическую базу исследования составил опыт работы по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в государственном учреждении социального обслуживания "Комплексный Центр социального обслуживания населения Палласовского района". Теоретическая и практическая значимость работы определяется расширением представлений о возможностях современных методов терапии творческой деятельностью в социальной реабилитации детей-инвалидов. Собранный материал может использоваться при разработке специальных программ по социальной работе.
Заключение
Специалисты сегодня констатируют рост динамики детской инвалидности, которая сегодня в 60-80% случаев обусловлена пренатальной патологией. В настоящее время просматривается тенденция к росту числа детей, больных детским церебральным параличом, тугоухостью, врожденными и наследственными заболеваниями глаз. Факторами, способствующими возникновению инвалидности у детей, являются также неблагоприятная экологическая обстановка, неблагоприятные условия труда женщин и мужчин, рост травматизма, недостаточные возможности и недооценка населением значения здорового образа жизни, плохое здоровье родителей, нерациональное питание, плохая питьевая вода, т.е. очень широкий комплекс проблем, связанных с низким уровнем качества жизни значительной части семей. В то же время, представляется, что очень многое зависит от специальной государственной политики, направленной на профилактику детской инвалидности, реабилитацию и интеграцию детей-инвалидов в социум. В России основной комплекс мер по реабилитации ребенка с ограниченными возможностями определяется его индивидуальной программой реабилитации, осуществляется в специализированных учреждениях социальной защиты, специалисты которых разрабатывают, внедряют и реализуют в своей деятельности современные методы комплексной реабилитации: процедуры ЛФК, физио- и кинезиотерапии, занятия в комнатах социально-бытовой адаптации, кабинетах Монтессори. При реализации коррекционных задач также широко применяются такие методики реабилитации как игротерапия, сказкотерапия, телесно-ориентированная терапия и другие нетрадиционные, инновационные воспитательные технологии. На сегодняшний день существует достаточное разнообразие нетрадиционных воспитательных технологий реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, созданных и применяемых специалистами реабилитационных центров, заботливыми родителями, энтузиастами. Среди них выделяются: арт-терапия, глинотерапия, библиотерапия, музыкотерапия, терапия театральным искусством, сказкотерапия, лекотерапия, танцетерапия, гарденотерапия, игровая терапия, а также иппотерапия, туротерапия и другие виды реабилитационных технологий. Использование того или иного метода включает в себя задачи поиска необходимых возможностей и мобилизации внутреннего ресурса педагога, социального работника.
В выпускной квалификационной работе мы проанализировали работу по реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, проводимую специалистами государственного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения Палласовского района", которая включает в себя медицинскую реабилитацию (массаж, лечебная физкультура с использованием специальных тренажеров, консультации врачей, фитотерапия), социальную реабилитацию (привитие навыков социальной адаптации, консультации юристов, помощь в защите прав детей - инвалидов и их родителей), трудовую реабилитацию (занятия с инструктором по труду, агротерапия, бытовой труд), педагогическую реабилитацию (психолого - педагогическая диагностика, логопедическая терапия, эстетическое воспитание, развивающее обучение). Основные направления работы учреждения с детьми и подростками с ограниченными возможностями включают в себя реализацию медицинской, социальной, трудовой и педагогической реабилитации детей согласно индивидуальной реабилитационной программе и возможностей центра. Содержание и формы работы с ребенком определяет психолого - медико - педагогический консилиум, состоящий из специалистов центра. Анализ работы учреждения показывает, что количество людей, которые получают многократные консультации и патронируются специалистами центра, возрастает. Это говорит о том, что клиенты проникаются доверием и дружественным расположением, если вновь приходят за поддержкой и советом. Сотрудники центра неоднократно подчеркивают значение физической реабилитации для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Это направление деятельности центра являетсятся приоритетным. Но, вместе с тем, нельзя недооценивать значение социальной реабилитации, которой в центре уделяется большое внимание. Только в результате комплексного подхода к вопросам реабилитации можно добиться наиболее полной адаптации человека к изменившимся условиям жизни. Этот подход необходимо реализовать по мере сил и возможностей, работая с особыми детьми в возрасте 7-12 лет. Занятия декоративно-прикладным творчеством с использованием глины в качестве доступного и весьма благодатного для воплощения детских замыслов природного материала помогли нам сблизиться с детьми, лучше понять их трудности, горечь поражений и радость побед. Чтение терапевтических детских историй и обсуждение их вместе с нашими подопечными помогло развить основные навыки библиотерапии. Осмысление приемов и методов библиотерапии привело нас к убеждению, что это сложный процесс, который требует особого мастерства и опыта, которым в достаточной мере владеют работники библиотек. В этой связи особенно актуальным для реабилитационной работы отделения палласовского Центра является разработка целевой программы социокультурных мероприятий, проводимых в сотрудничестве с палласовской детской библиотекой. В работе были изучены основные составляющие артсинтезтерапии - комплексного метода групповой психотерапии, использующего синтез искусств: упражнения в ассоциациях, стихосложение, живопись, театр импровизации, драматургия, сценическая пластика, риторика. Эффективность артсинтезтерапии заключается в следующем: дается возможность ребенку узнать о своей уникальности, осознать свои скрытые возможности и резервы; появляется новый взгляд на мир, на жизнь, на себя самого; извлекается смысл из всего пережитого; активизируется поиск своего места в жизни, максимальное использование собственных возможностей и ресурсов. На основе проведенных занятий мы пришли к необходимости внедрения в работу исследуемого нами учреждения курса творческого развития для детей со специальными потребностями. Содержание курса: адаптация методов и приемов терапии творчеством к возможностям детей и подростков с ограниченными возможностями. Цель курса: совмещение терапевтических, развивающих и творческих задач, формирование простейших социальных навыков в процессе групповой художественной деятельности. Задачи курса: от отдельных, узко утилитарных приемов художественной терапии перейти к полноценной художественной деятельности; сфокусировать внимание детей не на лечебных, а на творческих задачах; увести терапевтические усилия на периферию детского сознания; привлечь родителей не только к педагогической, но и к творческой деятельности; использовать возможности совместной художественной деятельности детей с различной тяжестью заболевания; создать и максимально использовать в терапевтических целях экспозицию детских работ. Форма проведения: индивидуальные и групповые занятия 2 раза в неделю по 2 учебных часа. Продолжительность курса: не ограничена. Отдаленные последствия: после получения убедительных терапевтических результатов возможно создание иллюстрированного методического пособия. Каждый из детей представляет собой неповторимую и содержательную Личность, заслоненную от нас внешними проявлениями его болезни. Занятия подлинным, не утилитарным искусством способны "проявить" эту Личность, вызвать к жизни "большое Я", собрать "всего человека" в бескорыстном творческом акте. Эта личностная мобилизация способна не только произвести терапевтический эффект, но и утвердить достоинство, равенство и социальную ценность особых детей.
Выводы
В процессе написания выпускной квалификационной работы, были изучены: ) Сущность и содержание проблемы детской инвалидности в РФ. Статус "ребенка-инвалида" был впервые официально введен в СССР в ходе проведения Международного года ребенка, объявленного ООН в 1979 году. Среди основных причин детской инвалидности рассматриваются: психические расстройства, болезни нервной системы, болезни глаза и врожденные аномалии, поскольку в структуре причин именно на эти четыре класса патологий приходится более 70% случаев детской инвалидности. Специалисты констатируют рост динамики детской инвалидности, которая сегодня в 60-80% случаев обусловлена пренатальной патологией. В настоящее время просматривается тенденция к росту числа детей, больных детским церебральным параличом, тугоухостью, врожденными и наследственными заболеваниями глаз. Факторами, способствующими возникновению инвалидности у детей, являются также неблагоприятная экологическая обстановка, неблагоприятные условия труда женщин и мужчин, рост травматизма, недостаточные возможности и недооценка населением значения здорового образа жизни, плохое здоровье родителей, нерациональное питание, плохая питьевая вода, т.е. очень широкий комплекс проблем, связанных с низким уровнем качества жизни значительной части семей. В то же время, представляется, что очень многое зависит от специальной государственной политики, направленной на профилактику детской инвалидности, реабилитацию и интеграцию детей-инвалидов в социум. ) Система социального обслуживания и современные технологии комплексной реабилитации и детей и подростков с проблемами развития. Комплексная реабилитация, согласно Закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" включает в себя: восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; - социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; - физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт; индивидуальная программа реабилитации инвалида. Основные формы психологической работы с семьей ребенка-инвалида состоят в следующем: а) психологическая поддержка и психологическое консультирование взрослых членов семьи. б) решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Современные методы комплексной реабилитации: процедуры ЛФК, физио- и кинезиотерапии, занятия в комнатах социально-бытовой адаптации, кабинетах Монтессори ) К нетрадиционным воспитательным технологиям реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями относятся: арт-терапия, глинотерапия, библиотерапия, музыкотерапия, терапия театральным искусством, сказкотерапия, лекотерапия, танцетерапия, гарденотерапия, игровая терапия, а также иппотерапия, туротерапия и другие виды реабилитационных технологий. ) Реабилитационное отделение ГУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения" Палласовского района для детей и подростков с ограниченными возможностями Реабилитационное отделение проводит мероприятия по комплексной реабилитации, которая включает в себя: медицинскую социальную трудовую реабилитацию и педагогическую реабилитацию. ) В целях реабилитации детей с ограниченными возможностями в Центре активно используется декоративно-прикладное искусство. Приобщение детей к искусству - обучение, закладывающее основы художественного мышления. Работа с глиной развивает моторику рук, кинестетические ощущения, тело начинает через глину общаться и состояние человека проявляется наиболее отчетливо. Использование глины в терапии особенно важно для тех пациентов, которым трудно "выговориться", кому трудно рассказать о своих чувствах и переживаниях, в ситуациях неопределенности - ведь "мятье" глины, "вылепливание" снижает или убирает сопротивление и дает возможность "увидеть" решение. Работа с глиной позволяет мягко отреагировать, переработать и осознать травматичный опыт. ) Библиотерапия, как и руководство чтением вообще, - процесс также лечебно-педагогический, направленный на формирование личности читателя. Книги - мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление людей, на их характер, формировать их поведение, помочь в решении проблем. Способов, с помощью которых книги могут быть применены как средства воздействия на людей, существует множество. Выбор книг становится делом весьма ответственным и сугубо индивидуальным. Артсинтезтерапия - комплексный метод групповой психотерапии, использующий синтез искусств. Рассматривается в качестве самостоятельного направления в лечебно-коррекционной работе, где владение техническими приемами разных видов искусств сочетаются со знаниями психопатологии и подчинены психотерапевтическим целям. Целью данной методики является выявление и развитие адаптационных возможностей личности. Эта цель достигается путем формирования способностей к творческому акту, направленному на умение применять их в решении жизненно важных проблем.
Список литературы
1. Федеральный Закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" [Текст] // СПС Консультант Плюс, 2009. 2. Указ Президента Российской Федерации от 02.10.1992 № 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" (в ред. от 24.09.2007) [Текст] // СПС Консультант Плюс, 2009. . Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (в ред. от 10.07.1995) [Текст] // СПС Консультант Плюс, 2009. . Постановление Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" [Текст] // СПС Консультант Плюс, 2009. . Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. №95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" [Текст] // СПС Консультант Плюс, 2009. . Распоряжение Правительства Российской федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р "Об утверждении федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду" [Текст] // СПС Консультант Плюс, 2009. . Приказ Министерства социального обеспечения РФ от 15.02.1991 № 35 "Об утверждении инструкции "О порядке обеспечения населения протезно - ортопедическими изделиями, средствами передвижения и средствами, облегчающими жизнь инвалидов" [Текст] // СПС Консультант Плюс, 2009. . Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.08.2005. № 535 "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" [Текст] // СПС Консультант Плюс, 2009. . Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 № 379 н "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации" [Текст] // СПС Консультант Плюс, 2009. . Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы [Текст]. - М.: Владос, 2005. - 246 с. . Акинфиева, Н.В. Конструирование педагогической технологии [Текст]: Учебно-методическое пособие / Н.В. Анкифиева. - Саратов, 1999. - 60 с. . Афанасенко, В.В. Новые технологии реабилитации детей-инвалидов [Электронный ресурс] / В.В. Афанасенко // Комплексная реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья в Самарской области: опыт, практика инновации: Сборник материалов областной научно - практической конференции, 23 декабря 2008 года, г. Самара. / под ред. Е.В. Ханжина, О.О. Низовцевой, М.Э. Целиной. - Самара, 2008. URL: http://www.min-reabilit.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=329&Itemid=85 (дата обращения 20.12.2009). . Бациев, В. Образование и реабилитация особого ребенка в условиях "монетизации льгот" [Текст] / В. Бациев, И. Ларикова, Р. Дименштейн, П. Кантор. - М.: Теревинф, 2007. - 112 с. . Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с. . Букатов, В.М. Комментарий - помощник читателя [Текст] / В.М. Букатов // Библиопсихология и библиотерапия / под ред. Н.С. Лейтес, Н.Л. Карповой, О.Л. Кабачек. - М.: Школьная библиотека, 2005. - С. 108-113. 16. Быкова, О.Е. Специфика разработки индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов [Текст] / О.Е. Быкова // Вестник филиала Российского Государственного Социального Университета в г. Красноярске, 2006. - С. 12-15. 17. Гонтмахер, Е. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения [Текст] / Е.Гонтмахер, Т.Малева // Вопросы экономики. - 2008. - № 2. - С.61-72. 18. Гончарова, Е.Л. Ранние ступени приобщения к чтению по материалам изучения и обучения слепоглухих детей [Текст] / Е.Л. Гончарова // Библиопсихология и библиотерапия / под ред. Н.С. Лейтес, Н.Л. Карповой, О.Л. Кабачек. - М.: Школьная библиотека, 2005. - С. 102-107. . Гулина, М.А. Словарь-справочник по социальной работе [Текст] / М.А. Гулина. - СПб.: Питер, 2008. - 395с. . Думбаев, А.Е. Инвалид, общество и право [Текст] / А.Е. Думбаев, Т.В. Попова. - Алматы: ТОО "Верена", 2006. - 180 с. 21. Зайкина, О. Богатая литература инвалидов / О. Зайкина // Страна и мы. - 2004. - №4. - С. 74-75. 22. Землянова, Е.В., Прогноз показателей инвалидности детского населения России на период до 2020 года / Е.В. Землянова, Ж.И. Войцеховская // Информационно-аналитический вестник "Социальные аспекты здоровья населения", 2009. - №3. - С. 29-36. . Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2006. - 233 с. 24. Кабачек, О.Л. Библиотерапия: история, теории и методики [Текст] // Библиопсихология и библиотерапия / под ред. Н.С. Лейтес, Н.Л. Карповой, О.Л. Кабачек. - М.: Школьная библиотека, 2005. - С. 219-223. 25. Кадомцева, С. Социальная политика и население [Текст] / С. Кадомцева // Экономист. - 2006. - № 7. - С.48-58. . Казакова, Л.А. Нетрадиционные воспитательные технологии для детей с ограниченными возможностями [Текст]: Методические рекомендации / Л.А. Казакова. - Ульяновск, 2008. - 38 с. 27. Капитонов, В.Ф. Реабилитация подростка-инвалида в семье [Текст] / В. Ф. Капитонов, С. А. Косова // Семья как основа развития и становления личности ребенка: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. - Абакан, 2006. - С. 30-34. . Каштанова, В.Д. Из опыта создания библиотерапевтического центра реабилитации детей с ограниченными физическими возможностями [Текст] / В.Д. Каштанова, Л.А. Радыгина // Библиопсихология и библиотерапия / под ред. Н.С. Лейтес, Н.Л. Карповой, О.Л. Кабачек. - М.: Школьная библиотека, 2005. - С. 219-223. . Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми [Текст] / М.В. Киселева. - СПб: Речь, 2006. - 158 с. . Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе [Текст] / М.В. Кларин - М.: Знание, 1989. - 180 с. 31. Князев, Ю. Социальные функции современного государства [Текст] / Ю. Князев // Проблемы теории и практики управления - 2008. - № 1. - С.28-38. . Косова, С.А. Реабилитационная активность семей, как критерий эффективности медико-социальной помощи детям - инвалидам [Текст] / С. А. Косова, А. А. Модестов, Л. С. Намазова // Педиатрия. Фармакология. - №6. - 2007. - с.34 - 36. 33. Лабиринт души: Терапевтические сказки [Текст] / под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е. - 5-е изд. - М.: Академический проект, 2007. - 176 с. . Лекарство для души: применение библиотерапии в библиотеке: Методические рекомендации [Текст] / Сост. Аверьянова Н.В. - Тамбов, 2004. - 24 с. . Лельчук, А. Глина с характером [Текст] / А. Лельчук // Дошкольное образование. - 2004. - №5. - С. 19-25. . Лихачев, Б.Т. Социология воспитания и образования: Курс лекций по социальной педагогике [Текст] / Б.Т. Лихачев. - М.: Владос, 2010. - 295 с. . Лукин, В.П. О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской федерации: специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. - М.: Юриспруденция, 2006. - 120 с. . Мельченко, Н.И. Психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями [Электронный ресурс] / Н.И. Мельченко // Комплексная реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья в Самарской области: опыт, практика инновации: Сборник материалов областной научно - практической конференции, 23 декабря 2008 года, г. Самара. / под ред. Е.В. Ханжина, О.О. Низовцевой, М.Э. Целиной. - Самара, 2008. URL: http://www.min-reabilit.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=329&Itemid=85 (дата обращения 20.12.2009). . Методика и технология работы социального педагога [Текст] / под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Академия, 2004. - 192 с. . Модестов, А.А. Качество жизни подростков-инвалидов [Текст] /А.А.Модестов, О.Ю. Иванова, Н.И. Лихоузова, С.А. Косова // Вестник всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. - 2004. - № 2.- С. 4-9. . Модестов, А.А. Особенности профессиональной реабилитации подростков-инвалидов [Текст] / А. А. Модестов, О.Ю. Иванова, С.В. Смердин, Н.И. Лихоузова, С. А. Косова // Сибирское медицинское обозрение. - 2004. - №4. - С. 85-88. . Моисеева, Л.Г. Организационно-педагогические средства комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями [Текст]: Автореферат дисертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Самара, 2004. - 19 с. . Монахов, В.М. Введение в теорию педагогических технологий: Монография [Текст] / В.М. Монахов. - Волгоград: Перемена, 2006. - 319 с. 44. Петрова, И.Э. Клиент в социальной работе: разные точки зрения [Текст] / И.Э Петрова // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - № 4. - С.125-131. . Пономарева, В.И. Там, на неведомых дорожках... Из практики сказкотерапии [Текст] / В. И. Пономарева. - М.: Академический Проект: Альма Матер, 2008. - 244 с. . Романов, П.В. Высшее образование: политика доступности для инвалидов [Текст] / П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Семенова // Модернизация российского образования / под. ред. Н.В.Наливайко. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. - С.187-194. 47. Романов, П.В. Политика инвалидности. Проблемы доступной среды и возможности занятости [Текст] / П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Семенова // Социологические исследования. - № 2, 2005. - С.44-55. . Романов, П.В. Роль общественных организаций инвалидов в политике независимой жизни [Текст] / П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Семенова // Человек, сообщество, управление. - №3, 2005. - С.83-97. 49. Романова, Ю.С. Библиотечно-информационный центр "Крылья" - реабилитация через информацию [Текст] / Юлия Сергеевна Романова // Молодые в библиотечном деле. - 2005. - № 7. - С. 79-87. 50. Сорокова, М.Г. Система М. Монтрессори: теория и практика [Текст] / М.Г. Сорокова. - М.: Академия, 2006. - 384 с. 51. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность [Текст]: учебное пособие / под ред. А.А. Козлова. - М.: КНОРУС, 2005. - 368 с. . Социальная работа: теория и практика [Текст]: учебное пособие / под ред. Е. И. Холостовой, А.С. Сорвина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 319 с. . Сошинский С.А. Дети-инвалиды. Социальные проблемы и неожиданные открытия [Электронный ресурс] / А.С. Сошинский // Ежедневное интернет-СМИ "Православие и мир" URL: http://www.pravmir.ru/article_1895.html (дата обращения 15.01.2010). 54. Таранова, Е.В. Артпедагогические методы и технологии в социальной работе с детьми-инвалидами [Текст]: Материалы Х региональной научно-технической конференции "Вузовская наука - СевероКавказскому региону" / Е. Таранова. - СевКавГТУ, 2006. - 99 с. . Ткачева, Т. Распахните ваши души. Актеры с синдромом Дауна передают зрителям "синдром любви" [Текст] / Т. Ткачева // Российская газета. - Вып. № 4834 от 23.01.2009. - С. 17-18. . Федотовская, Т.А. Защита прав детей в Российской Федерации. Аналитический вестник Совета Федерации [Текст] / Т.А. Федотовская и др. - М.: Издание Аналитического Управления Аппарата Совета Федерации, 2007. - 74 с. . Хмеленко, С.А. Нравственное зеркало общества - отношение к слабым [Текст] / С.А. Хмеленко // Мир библиографии. - 2005. - №5. - С. 36-38. . Холостова, Е.И. Генезис социальной работы в России [Текст] / Е.И. Холостова. - 2-е изд. - М.: Дашков и К°, 2008. - 232 с. 59. Холостова, Е.И. Глоссарий социальной работы [Текст]. - М.: Дашков и Ко, 2007. - 217с. . Холостова, Е.И. Социальная работа [Текст]: учебное пособие / Е.И. Холостова. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2007. - 668 с. . Чуптуева, Л. Особые дети [Текст] / Л. Чуптуева // Новая библиотека. - 2008. - № 4. - С.14-15. 62. Шапиро, Б.Ю. Особенности социальной работы в России [Текст] / Б.Ю. Шапиро // Теоретические основы подготовки социальных работников. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. - 336 с.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.133 с.) |