Глава 1. Дети и подростки с ограниченными возможностями и их реабилитация в современном обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Дети и подростки с ограниченными возможностями и их реабилитация в современном обществе



Содержание

 

Введение

Глава 1. Дети и подростки с ограниченными возможностями и их реабилитация в современном обществе

Детская инвалидность в России: сущность и содержание проблемы

Система социального обслуживания и современные технологии комплексной реабилитации и детей и подростков с проблемами развития

Нетрадиционные воспитательные технологии реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

Глава 2. Анализ работы и разработка программы по реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями ГУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения" Палласовского района

2.1 Работа ГУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения" Палласовского района

Использование декоративно-прикладного искусства в целях реабилитации детей с ограниченными возможностями

Библиотерапия в реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

Арт-синтез терапия как комплекс реабилитационных воздействий

Заключение

Выводы

Список литературы

 


 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Проблема детской инвалидности в нашей стране является одной из самых актуальных. В структуре заболеваний, которые приводят к детской инвалидности, преобладают психоневрологические заболевания, заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и слуха. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, по прежнему выделяются такие, как ухудшение экологической обстановки, рост детского травматизма, патология беременности и родов, отсутствие нормальных условий для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, неблагоприятные условия труда женщин, недостаточный уровень материально-технического обеспечения медицинских учреждений.[31, 2]

Из числа детей, признанных инвалидами, более 50% составляют дети с врожденными аномалиями развития, психическими расстройствами. Среди детей, признанных инвалидами в связи с психическими заболеваниями, около 70% - дети с умственной отсталостью.[48, 29]

Несмотря на понимание актуальности проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов в России, ситуация в стране слишком медленно меняется к лучшему. Сказывается недостаток финансирования программ социально-педагогической поддержки, методов и средств реабилитации, разработанных с учетом потребностей и способностей детей с ограниченными возможностями в развитии.

В результате экономических, социальных и политических процессов последних 15-20 лет российское общество еще не смогло консолидироваться вокруг общих целей и ценностей. В настоящее время оно представляет собой постепенно усложняющуюся совокупность микросообществ, возникших по множеству оснований. Разобщенность, ограниченный круг интересов, равнодушие определенных групп людей также не способствуют развитию в нашей стране социальной культуры, гарантирующей действительно равные права и возможности для детей-инвалидов, закрепленные федеральным законодательством.

Все это подчеркивает необходимость поиска путей разрешения проблемы не только формальных медицинского и сопроводительного, но и социального характера, причем на качественно новом уровне, с учетом передовых достижений российского и использованием зарубежного опыта.

Безусловно, в области социальной работы с населением, в частности по решению проблем самой уязвимой категории - детей, есть определенные сдвиги. Проведена большая работа по развитию института патронатной семьи, растет количество семейно-воспитательных групп. Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в трудной жизненной ситуации получают возможность расти не в приюте, пусть в неродной, но все-таки семье. В связи с этим, количество койко-мест в стационарах (детских домах, интернатах, и пр.) постоянно сокращается. Это учитывается при проведении оптимизации соцобъектов.[22, 31]

Работа по реабилитации детей-инвалидов в России проводится преимущественно в условиях детских восстановительных и реабилитационных центров, функционирующих на базе государственных центров социального обслуживания. Здесь с детьми работают врачи, психологи, педагоги, социальные работники - во взаимодействии друг с другом, с родителями. Оптимизация подходов к социальной реабилитации детей в подобных центрах, поиск необходимого сотрудничества, методической, ресурсной поддержки - важные задачи на пути к созданию оптимальных условий для полноценного развития детей-инвалидов в нашей стране, для их адаптации в жизненном и образовательном пространстве.

Все чаще интегративной основой, объединяющей усилия коррекционной педагогики и социальной работы с особыми детьми выступают методы и технологии работы, которые ориентированы на использование искусства в процессе их воспитания и развития, поскольку экспериментально подтверждено его положительное влияние на данную категорию детей.

Терапия искусством с элементами игры, как гуманитарный вид деятельности, полностью реализует потребность педагогики и психологии в мягком и экологическом подходе к развитию личности ребенка.

Под терапией искусством мы подразумеваем лечение, основанное на занятиях художественным творчеством, терапия творческим самовыражением; предполагается также воспитание и адаптация детей в социуме при помощи занятий искусством. Суть метода заключается в терапевтическом воздействии посредством художественного творчества, позволяющего человеку выражать свои мысли, переживания в визуально-образной форме. При этом продукт творчества истолковывается, заключенные в нем переживания ("личные смыслы") раскодируются, тем самым происходит их осмысление, осознание, обязательная вербализация и, как следствие, освобождение от травмирующего переживания. Сам же терапевтический процесс можно представить как непрерывную трехстороннюю коммуникацию и взаимодействие между основными ее элементами или участниками: ребенком, взрослым, материалом или продуктом художественной деятельности.

В нашей стране многие методы терапии творчеством начинают формироваться только сейчас. Ограниченное количество исследований по данной проблеме, недостаточное их освещение в научно-методической литературе, не дают возможности широкого практического применения данных методик в образовании и социальной работе, хотя потребность в этом становится все более очевидной. В этой связи особый интерес представляет работа Л.А. Казаковой "нетрадиционные воспитательные технологии для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья", представляющая собой методические рекомендации по основным технологиям творческой (и не только) терапии. Быстро растущий интерес к разнообразным направлениям терапии творчеством объясняется эффективностью ее применения в реабилитационных центрах, что обусловлено ориентацией ее методов на присущие каждому человеку потенциал мыслей, чувств, самоисцеления, стремления к гармонии, творчеству.

Степень разработанности проблемы. Проблемы инвалидности и способы их преодоления рассмотрены учеными и специалистами в следующих направлениях: психологическом (Т.А. Добровольской, А.А. Дыскиным, С. Застроу, Ф.А. Колесником, Е.И. Максимчиковой, Н.Б. Шабалиной и др.); педагогическом (Н.А. Горбуновой, М.В. Коробовым, Л.Г. Лаптевым, Е.И. Охрименко и др.); социологическом (Д.Д. Войтеховым, М.М. Косичкиным, П.В. Романовым, Е.Р. Ярской-Семеновой, и др.); медицинском (Е.В. Земляновой, Ж.И. Войцеховской, Н.Ф. Дементьевой, В.А. Зетиковой, К.А. Каменковым, Т.Н. Кукушкиной, Ю, Князевым и др.); правовом (О.В. Максимовым; О.В. Михайловой, В.П. Лукиным и др.); профессионально-трудовом (Э.Л. Бычковой, Л.К. Ермиловой, А.А. Модестовым, П.В. Романовым, А.М. Лукьяненко, Э.В. Муравьевой, А.И. Осадчих и др.).

Психолого-педагогические особенности развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья исследовались Л.И. Акатовым, М.С. Басовым, В.В. Лебединским, Е.М. Мастюковой, М.В. Певзнером и др. Проблема педагогического сопровождения социальной реабилитации исследовалась в работах Моисеевой Л.Г., Е.В. Тарановой, Е.Л. Казаковой, М.А. Галагузовой, Н.С. Моровой, Л.М. Шипицыной и др.

Особая роль семьи в социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями подчеркивается в работах В.Ф. Капитонова, С.А. Косовой, Е.Р. Ярской-Семеновой и др.

При выпускной квалификационной работы автором были использованы следующие методы: анализ литературы, статистический метод, интервьюирование, беседа.

Цель исследования выпускной квалификационной работы - изучение возможностей применения творческих средств социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в работе ГУСО "Комплексный Центр социального обслуживания населения Палласовского района".

Цель исследования заключается в решении следующих задач:

изучить сущность и содержание проблемы детской инвалидности в РФ;

исследовать систему социального обслуживания и современные технологии комплексной реабилитации и детей и подростков с проблемами развития;

изучить нетрадиционные воспитательные технологии реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями;

провести анализ работы по реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями ГУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения" Палласовского района;

охарактеризовать практику использования декоративно-прикладного искусства в целях реабилитации детей с ограниченными возможностями;

осветить основные вопросы библиотерапии в реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями и оценить возможности арт-синтез терапии как комплекса реабилитационных воздействий.

Объектом исследования в выпускной квалификационной работе являются дети и подростки с ограниченными возможностями (инвалидов - по действующему законодательству Российской Федерации).

Предметом исследования выступает применение творческих методов социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в работе реабилитационного отделения ГУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения Палласовского района".

Эмпирическую базу исследования составил опыт работы по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в государственном учреждении социального обслуживания "Комплексный Центр социального обслуживания населения Палласовского района".

Теоретическая и практическая значимость работы определяется расширением представлений о возможностях современных методов терапии творческой деятельностью в социальной реабилитации детей-инвалидов. Собранный материал может использоваться при разработке специальных программ по социальной работе.


 

Заключение

 

Специалисты сегодня констатируют рост динамики детской инвалидности, которая сегодня в 60-80% случаев обусловлена пренатальной патологией. В настоящее время просматривается тенденция к росту числа детей, больных детским церебральным параличом, тугоухостью, врожденными и наследственными заболеваниями глаз. Факторами, способствующими возникновению инвалидности у детей, являются также неблагоприятная экологическая обстановка, неблагоприятные условия труда женщин и мужчин, рост травматизма, недостаточные возможности и недооценка населением значения здорового образа жизни, плохое здоровье родителей, нерациональное питание, плохая питьевая вода, т.е. очень широкий комплекс проблем, связанных с низким уровнем качества жизни значительной части семей. В то же время, представляется, что очень многое зависит от специальной государственной политики, направленной на профилактику детской инвалидности, реабилитацию и интеграцию детей-инвалидов в социум.

В России основной комплекс мер по реабилитации ребенка с ограниченными возможностями определяется его индивидуальной программой реабилитации, осуществляется в специализированных учреждениях социальной защиты, специалисты которых разрабатывают, внедряют и реализуют в своей деятельности современные методы комплексной реабилитации: процедуры ЛФК, физио- и кинезиотерапии, занятия в комнатах социально-бытовой адаптации, кабинетах Монтессори. При реализации коррекционных задач также широко применяются такие методики реабилитации как игротерапия, сказкотерапия, телесно-ориентированная терапия и другие нетрадиционные, инновационные воспитательные технологии.

На сегодняшний день существует достаточное разнообразие нетрадиционных воспитательных технологий реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, созданных и применяемых специалистами реабилитационных центров, заботливыми родителями, энтузиастами. Среди них выделяются: арт-терапия, глинотерапия, библиотерапия, музыкотерапия, терапия театральным искусством, сказкотерапия, лекотерапия, танцетерапия, гарденотерапия, игровая терапия, а также иппотерапия, туротерапия и другие виды реабилитационных технологий. Использование того или иного метода включает в себя задачи поиска необходимых возможностей и мобилизации внутреннего ресурса педагога, социального работника.

В выпускной квалификационной работе мы проанализировали работу по реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, проводимую специалистами государственного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения Палласовского района", которая включает в себя медицинскую реабилитацию (массаж, лечебная физкультура с использованием специальных тренажеров, консультации врачей, фитотерапия), социальную реабилитацию (привитие навыков социальной адаптации, консультации юристов, помощь в защите прав детей - инвалидов и их родителей), трудовую реабилитацию (занятия с инструктором по труду, агротерапия, бытовой труд), педагогическую реабилитацию (психолого - педагогическая диагностика, логопедическая терапия, эстетическое воспитание, развивающее обучение).

Основные направления работы учреждения с детьми и подростками с ограниченными возможностями включают в себя реализацию медицинской, социальной, трудовой и педагогической реабилитации детей согласно индивидуальной реабилитационной программе и возможностей центра. Содержание и формы работы с ребенком определяет психолого - медико - педагогический консилиум, состоящий из специалистов центра.

Анализ работы учреждения показывает, что количество людей, которые получают многократные консультации и патронируются специалистами центра, возрастает. Это говорит о том, что клиенты проникаются доверием и дружественным расположением, если вновь приходят за поддержкой и советом. Сотрудники центра неоднократно подчеркивают значение физической реабилитации для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Это направление деятельности центра являетсятся приоритетным. Но, вместе с тем, нельзя недооценивать значение социальной реабилитации, которой в центре уделяется большое внимание. Только в результате комплексного подхода к вопросам реабилитации можно добиться наиболее полной адаптации человека к изменившимся условиям жизни.

Этот подход необходимо реализовать по мере сил и возможностей, работая с особыми детьми в возрасте 7-12 лет. Занятия декоративно-прикладным творчеством с использованием глины в качестве доступного и весьма благодатного для воплощения детских замыслов природного материала помогли нам сблизиться с детьми, лучше понять их трудности, горечь поражений и радость побед. Чтение терапевтических детских историй и обсуждение их вместе с нашими подопечными помогло развить основные навыки библиотерапии. Осмысление приемов и методов библиотерапии привело нас к убеждению, что это сложный процесс, который требует особого мастерства и опыта, которым в достаточной мере владеют работники библиотек. В этой связи особенно актуальным для реабилитационной работы отделения палласовского Центра является разработка целевой программы социокультурных мероприятий, проводимых в сотрудничестве с палласовской детской библиотекой.

В работе были изучены основные составляющие артсинтезтерапии - комплексного метода групповой психотерапии, использующего синтез искусств: упражнения в ассоциациях, стихосложение, живопись, театр импровизации, драматургия, сценическая пластика, риторика.

Эффективность артсинтезтерапии заключается в следующем:

дается возможность ребенку узнать о своей уникальности, осознать свои скрытые возможности и резервы;

появляется новый взгляд на мир, на жизнь, на себя самого;

извлекается смысл из всего пережитого;

активизируется поиск своего места в жизни, максимальное использование собственных возможностей и ресурсов.

На основе проведенных занятий мы пришли к необходимости внедрения в работу исследуемого нами учреждения курса творческого развития для детей со специальными потребностями.

Содержание курса: адаптация методов и приемов терапии творчеством к возможностям детей и подростков с ограниченными возможностями.

Цель курса: совмещение терапевтических, развивающих и творческих задач, формирование простейших социальных навыков в процессе групповой художественной деятельности.

Задачи курса: от отдельных, узко утилитарных приемов художественной терапии перейти к полноценной художественной деятельности; сфокусировать внимание детей не на лечебных, а на творческих задачах; увести терапевтические усилия на периферию детского сознания; привлечь родителей не только к педагогической, но и к творческой деятельности; использовать возможности совместной художественной деятельности детей с различной тяжестью заболевания; создать и максимально использовать в терапевтических целях экспозицию детских работ.

Форма проведения: индивидуальные и групповые занятия 2 раза в неделю по 2 учебных часа.

Продолжительность курса: не ограничена.

Отдаленные последствия: после получения убедительных терапевтических результатов возможно создание иллюстрированного методического пособия.

Каждый из детей представляет собой неповторимую и содержательную Личность, заслоненную от нас внешними проявлениями его болезни. Занятия подлинным, не утилитарным искусством способны "проявить" эту Личность, вызвать к жизни "большое Я", собрать "всего человека" в бескорыстном творческом акте. Эта личностная мобилизация способна не только произвести терапевтический эффект, но и утвердить достоинство, равенство и социальную ценность особых детей.

 


 

Выводы

 

В процессе написания выпускной квалификационной работы, были изучены:

) Сущность и содержание проблемы детской инвалидности в РФ.

Статус "ребенка-инвалида" был впервые официально введен в СССР в ходе проведения Международного года ребенка, объявленного ООН в 1979 году. Среди основных причин детской инвалидности рассматриваются: психические расстройства, болезни нервной системы, болезни глаза и врожденные аномалии, поскольку в структуре причин именно на эти четыре класса патологий приходится более 70% случаев детской инвалидности.

Специалисты констатируют рост динамики детской инвалидности, которая сегодня в 60-80% случаев обусловлена пренатальной патологией. В настоящее время просматривается тенденция к росту числа детей, больных детским церебральным параличом, тугоухостью, врожденными и наследственными заболеваниями глаз. Факторами, способствующими возникновению инвалидности у детей, являются также неблагоприятная экологическая обстановка, неблагоприятные условия труда женщин и мужчин, рост травматизма, недостаточные возможности и недооценка населением значения здорового образа жизни, плохое здоровье родителей, нерациональное питание, плохая питьевая вода, т.е. очень широкий комплекс проблем, связанных с низким уровнем качества жизни значительной части семей. В то же время, представляется, что очень многое зависит от специальной государственной политики, направленной на профилактику детской инвалидности, реабилитацию и интеграцию детей-инвалидов в социум.

) Система социального обслуживания и современные технологии комплексной реабилитации и детей и подростков с проблемами развития.

Комплексная реабилитация, согласно Закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" включает в себя:

восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

- социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

- физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт;

индивидуальная программа реабилитации инвалида.

Основные формы психологической работы с семьей ребенка-инвалида состоят в следующем:

а) психологическая поддержка и психологическое консультирование взрослых членов семьи.

б) решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида.

Современные методы комплексной реабилитации: процедуры ЛФК, физио- и кинезиотерапии, занятия в комнатах социально-бытовой адаптации, кабинетах Монтессори

) К нетрадиционным воспитательным технологиям реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями относятся: арт-терапия, глинотерапия, библиотерапия, музыкотерапия, терапия театральным искусством, сказкотерапия, лекотерапия, танцетерапия, гарденотерапия, игровая терапия, а также иппотерапия, туротерапия и другие виды реабилитационных технологий.

) Реабилитационное отделение ГУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения" Палласовского района для детей и подростков с ограниченными возможностями Реабилитационное отделение проводит мероприятия по комплексной реабилитации, которая включает в себя: медицинскую социальную трудовую реабилитацию и педагогическую реабилитацию.

) В целях реабилитации детей с ограниченными возможностями в Центре активно используется декоративно-прикладное искусство. Приобщение детей к искусству - обучение, закладывающее основы художественного мышления.

Работа с глиной развивает моторику рук, кинестетические ощущения, тело начинает через глину общаться и состояние человека проявляется наиболее отчетливо. Использование глины в терапии особенно важно для тех пациентов, которым трудно "выговориться", кому трудно рассказать о своих чувствах и переживаниях, в ситуациях неопределенности - ведь "мятье" глины, "вылепливание" снижает или убирает сопротивление и дает возможность "увидеть" решение. Работа с глиной позволяет мягко отреагировать, переработать и осознать травматичный опыт.

) Библиотерапия, как и руководство чтением вообще, - процесс также лечебно-педагогический, направленный на формирование личности читателя. Книги - мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление людей, на их характер, формировать их поведение, помочь в решении проблем. Способов, с помощью которых книги могут быть применены как средства воздействия на людей, существует множество. Выбор книг становится делом весьма ответственным и сугубо индивидуальным. Артсинтезтерапия - комплексный метод групповой психотерапии, использующий синтез искусств. Рассматривается в качестве самостоятельного направления в лечебно-коррекционной работе, где владение техническими приемами разных видов искусств сочетаются со знаниями психопатологии и подчинены психотерапевтическим целям.

Целью данной методики является выявление и развитие адаптационных возможностей личности. Эта цель достигается путем формирования способностей к творческому акту, направленному на умение применять их в решении жизненно важных проблем.


 

Список литературы

 

1.  Федеральный Закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" [Текст] // СПС Консультант Плюс, 2009.

2. Указ Президента Российской Федерации от 02.10.1992 № 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" (в ред. от 24.09.2007) [Текст] // СПС Консультант Плюс, 2009.

.   Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (в ред. от 10.07.1995) [Текст] // СПС Консультант Плюс, 2009.

.   Постановление Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" [Текст] // СПС Консультант Плюс, 2009.

.   Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. №95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" [Текст] // СПС Консультант Плюс, 2009.

.   Распоряжение Правительства Российской федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р "Об утверждении федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду" [Текст] // СПС Консультант Плюс, 2009.

.   Приказ Министерства социального обеспечения РФ от 15.02.1991 № 35 "Об утверждении инструкции "О порядке обеспечения населения протезно - ортопедическими изделиями, средствами передвижения и средствами, облегчающими жизнь инвалидов" [Текст] // СПС Консультант Плюс, 2009.

.   Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.08.2005. № 535 "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" [Текст] // СПС Консультант Плюс, 2009.

.   Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 № 379 н "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации" [Текст] // СПС Консультант Плюс, 2009.

.   Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы [Текст]. - М.: Владос, 2005. - 246 с.

.   Акинфиева, Н.В. Конструирование педагогической технологии [Текст]: Учебно-методическое пособие / Н.В. Анкифиева. - Саратов, 1999. - 60 с.

.   Афанасенко, В.В. Новые технологии реабилитации детей-инвалидов [Электронный ресурс] / В.В. Афанасенко // Комплексная реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья в Самарской области: опыт, практика инновации: Сборник материалов областной научно - практической конференции, 23 декабря 2008 года, г. Самара. / под ред. Е.В. Ханжина, О.О. Низовцевой, М.Э. Целиной. - Самара, 2008. URL: http://www.min-reabilit.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=329&Itemid=85 (дата обращения 20.12.2009).

.   Бациев, В. Образование и реабилитация особого ребенка в условиях "монетизации льгот" [Текст] / В. Бациев, И. Ларикова, Р. Дименштейн, П. Кантор. - М.: Теревинф, 2007. - 112 с.

.   Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

.   Букатов, В.М. Комментарий - помощник читателя [Текст] / В.М. Букатов // Библиопсихология и библиотерапия / под ред. Н.С. Лейтес, Н.Л. Карповой, О.Л. Кабачек. - М.: Школьная библиотека, 2005. - С. 108-113.

16. Быкова, О.Е. Специфика разработки индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов [Текст] / О.Е. Быкова // Вестник филиала Российского Государственного Социального Университета в г. Красноярске, 2006. - С. 12-15.

17. Гонтмахер, Е. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения [Текст] / Е.Гонтмахер, Т.Малева // Вопросы экономики. - 2008. - № 2. - С.61-72.

18. Гончарова, Е.Л. Ранние ступени приобщения к чтению по материалам изучения и обучения слепоглухих детей [Текст] / Е.Л. Гончарова // Библиопсихология и библиотерапия / под ред. Н.С. Лейтес, Н.Л. Карповой, О.Л. Кабачек. - М.: Школьная библиотека, 2005. - С. 102-107.

.    Гулина, М.А. Словарь-справочник по социальной работе [Текст] / М.А. Гулина. - СПб.: Питер, 2008. - 395с.

.    Думбаев, А.Е. Инвалид, общество и право [Текст] / А.Е. Думбаев, Т.В. Попова. - Алматы: ТОО "Верена", 2006. - 180 с.

21. Зайкина, О. Богатая литература инвалидов / О. Зайкина // Страна и мы. - 2004. - №4. - С. 74-75.

22. Землянова, Е.В., Прогноз показателей инвалидности детского населения России на период до 2020 года / Е.В. Землянова, Ж.И. Войцеховская // Информационно-аналитический вестник "Социальные аспекты здоровья населения", 2009. - №3. - С. 29-36.

.    Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2006. - 233 с.

24. Кабачек, О.Л. Библиотерапия: история, теории и методики [Текст] // Библиопсихология и библиотерапия / под ред. Н.С. Лейтес, Н.Л. Карповой, О.Л. Кабачек. - М.: Школьная библиотека, 2005. - С. 219-223.

25. Кадомцева, С. Социальная политика и население [Текст] / С. Кадомцева // Экономист. - 2006. - № 7. - С.48-58.

.    Казакова, Л.А. Нетрадиционные воспитательные технологии для детей с ограниченными возможностями [Текст]: Методические рекомендации / Л.А. Казакова. - Ульяновск, 2008. - 38 с.

27. Капитонов, В.Ф. Реабилитация подростка-инвалида в семье [Текст] / В. Ф. Капитонов, С. А. Косова // Семья как основа развития и становления личности ребенка: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. - Абакан, 2006. - С. 30-34.

.   Каштанова, В.Д. Из опыта создания библиотерапевтического центра реабилитации детей с ограниченными физическими возможностями [Текст] / В.Д. Каштанова, Л.А. Радыгина // Библиопсихология и библиотерапия / под ред. Н.С. Лейтес, Н.Л. Карповой, О.Л. Кабачек. - М.: Школьная библиотека, 2005. - С. 219-223.

.   Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми [Текст] / М.В. Киселева. - СПб: Речь, 2006. - 158 с.

.   Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе [Текст] / М.В. Кларин - М.: Знание, 1989. - 180 с.

31. Князев, Ю. Социальные функции современного государства [Текст] / Ю. Князев // Проблемы теории и практики управления - 2008. - № 1. - С.28-38.

.    Косова, С.А. Реабилитационная активность семей, как критерий эффективности медико-социальной помощи детям - инвалидам [Текст] / С. А. Косова, А. А. Модестов, Л. С. Намазова // Педиатрия. Фармакология. - №6. - 2007. - с.34 - 36.

33. Лабиринт души: Терапевтические сказки [Текст] / под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е. - 5-е изд. - М.: Академический проект, 2007. - 176 с.

.   Лекарство для души: применение библиотерапии в библиотеке: Методические рекомендации [Текст] / Сост. Аверьянова Н.В. - Тамбов, 2004. - 24 с.

.   Лельчук, А. Глина с характером [Текст] / А. Лельчук // Дошкольное образование. - 2004. - №5. - С. 19-25.

.   Лихачев, Б.Т. Социология воспитания и образования: Курс лекций по социальной педагогике [Текст] / Б.Т. Лихачев. - М.: Владос, 2010. - 295 с.

.   Лукин, В.П. О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской федерации: специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. - М.: Юриспруденция, 2006. - 120 с.

.   Мельченко, Н.И. Психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями [Электронный ресурс] / Н.И. Мельченко // Комплексная реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья в Самарской области: опыт, практика инновации: Сборник материалов областной научно - практической конференции, 23 декабря 2008 года, г. Самара. / под ред. Е.В. Ханжина, О.О. Низовцевой, М.Э. Целиной. - Самара, 2008. URL: http://www.min-reabilit.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=329&Itemid=85 (дата обращения 20.12.2009).

.   Методика и технология работы социального педагога [Текст] / под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Академия, 2004. - 192 с.

.   Модестов, А.А. Качество жизни подростков-инвалидов [Текст] /А.А.Модестов, О.Ю. Иванова, Н.И. Лихоузова, С.А. Косова // Вестник всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. - 2004. - № 2.- С. 4-9.

.   Модестов, А.А. Особенности профессиональной реабилитации подростков-инвалидов [Текст] / А. А. Модестов, О.Ю. Иванова, С.В. Смердин, Н.И. Лихоузова, С. А. Косова // Сибирское медицинское обозрение. - 2004. - №4. - С. 85-88.

.   Моисеева, Л.Г. Организационно-педагогические средства комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями [Текст]: Автореферат дисертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Самара, 2004. - 19 с.

.   Монахов, В.М. Введение в теорию педагогических технологий: Монография [Текст] / В.М. Монахов. - Волгоград: Перемена, 2006. - 319 с.

44. Петрова, И.Э. Клиент в социальной работе: разные точки зрения [Текст] / И.Э Петрова // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - № 4. - С.125-131.

.    Пономарева, В.И. Там, на неведомых дорожках... Из практики сказкотерапии [Текст] / В. И. Пономарева. - М.: Академический Проект: Альма Матер, 2008. - 244 с.

.    Романов, П.В. Высшее образование: политика доступности для инвалидов [Текст] / П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Семенова // Модернизация российского образования / под. ред. Н.В.Наливайко. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. - С.187-194.

47. Романов, П.В. Политика инвалидности. Проблемы доступной среды и возможности занятости [Текст] / П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Семенова // Социологические исследования. - № 2, 2005. - С.44-55.

.   Романов, П.В. Роль общественных организаций инвалидов в политике независимой жизни [Текст] / П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Семенова // Человек, сообщество, управление. - №3, 2005. - С.83-97.

49. Романова, Ю.С. Библиотечно-информационный центр "Крылья" - реабилитация через информацию [Текст] / Юлия Сергеевна Романова // Молодые в библиотечном деле. - 2005. - № 7. - С. 79-87.

50. Сорокова, М.Г. Система М. Монтрессори: теория и практика [Текст] / М.Г. Сорокова. - М.: Академия, 2006. - 384 с.

51. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность [Текст]: учебное пособие / под ред. А.А. Козлова. - М.: КНОРУС, 2005. - 368 с.

.    Социальная работа: теория и практика [Текст]: учебное пособие / под ред. Е. И. Холостовой, А.С. Сорвина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 319 с.

.    Сошинский С.А. Дети-инвалиды. Социальные проблемы и неожиданные открытия [Электронный ресурс] / А.С. Сошинский // Ежедневное интернет-СМИ "Православие и мир" URL: http://www.pravmir.ru/article_1895.html (дата обращения 15.01.2010).

54. Таранова, Е.В. Артпедагогические методы и технологии в социальной работе с детьми-инвалидами [Текст]: Материалы Х региональной научно-технической конференции "Вузовская наука - СевероКавказскому региону" / Е. Таранова. - СевКавГТУ, 2006. - 99 с.

.   Ткачева, Т. Распахните ваши души. Актеры с синдромом Дауна передают зрителям "синдром любви" [Текст] / Т. Ткачева // Российская газета. - Вып. № 4834 от 23.01.2009. - С. 17-18.

.   Федотовская, Т.А. Защита прав детей в Российской Федерации. Аналитический вестник Совета Федерации [Текст] / Т.А. Федотовская и др. - М.: Издание Аналитического Управления Аппарата Совета Федерации, 2007. - 74 с.

.   Хмеленко, С.А. Нравственное зеркало общества - отношение к слабым [Текст] / С.А. Хмеленко // Мир библиографии. - 2005. - №5. - С. 36-38.

.   Холостова, Е.И. Генезис социальной работы в России [Текст] / Е.И. Холостова. - 2-е изд. - М.: Дашков и К°, 2008. - 232 с.

59. Холостова, Е.И. Глоссарий социальной работы [Текст]. - М.: Дашков и Ко, 2007. - 217с.

.    Холостова, Е.И. Социальная работа [Текст]: учебное пособие / Е.И. Холостова. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2007. - 668 с.

.    Чуптуева, Л. Особые дети [Текст] / Л. Чуптуева // Новая библиотека. - 2008. - № 4. - С.14-15.

62. Шапиро, Б.Ю. Особенности социальной работы в России [Текст] / Б.Ю. Шапиро // Теоретические основы подготовки социальных работников. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. - 336 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.133 с.)