Патриотизм как профессиональное качество военнослужащих 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Патриотизм как профессиональное качество военнослужащих



 

Для более глубокого понимания взаимодействия компонентов данной системы необходимо исследовать феномен патриотизма, представляющий собой системно-комплексное качество личности, имеющее сложную структуру.

Как уже отмечалось, патриотизм законодательно закреплен для военнослужащих как необходимое профессиональное качество. Можно рассмотреть его феномен более подробно.

Патриотизм - одно из качеств личности. В чем оно выражается? На этот вопрос чаще всего отвечают так: в чувстве любви к Отечеству, своей Родине. Такой подход ведет к примитивизации данного понятия. В период господства марксистско-ленинской идеологии патриотизм понимался огрубленно и односторонне. Так, В.И. Лениным русский патриотизм был поделен по классовому принципу, так же как феномены культуры и нации. Следуя данной традиции, марксистская философская и социологическая наука фактически игнорируя объективное существование патриотизма на общенациональном уровне во всех классово неоднородных обществах, положительно оценивала лишь "социалистический патриотизм" и его разновидность - советский. Так, словарь "Коммунистическое воспитание" под общей редакцией Л.Н. Пономарева и Ж.Т. Тощенко, М., ИПЛ, 1984 г., Краткий политический словарь под ред. Л.А. Оникова и Н.В. Шишлина, М., Политиздат, 1987 г., Краткий словарь по научному коммунизму под ред.В.Г. Афанасьева. М., Политиздат, 1989 г. и другие источники советского периода рассматривают патриотизм как чувство любви к Родине, приводя слова В.И. Ленина о том, что патриотизм "одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных Отечеств" [36, с.275]. "Социалистический патриотизм" трактовался советскими исследователями как "глубоко осознанная преданность социалистическому Отечеству, идеалам "социализма и коммунизма, социалистическому общественному строю", деятельность, направленная на служение интересам социалистического Отечества [11; 23; 31; 43]. Произошедшие в 90-х годах ХХ столетия перемены показали, что такая классификация патриотизма была искусственной. В настоящее время в России нет социализма, ликвидирован советский строй, но патриотизм как явление и феномен духовной жизни сохранил свои позиции. Как показывают исследования, в различных группах населения патриотами себя считают до 20-25% граждан, объективно сохраняется патриотическая идеология, в трудные для страны периоды нарастает количество актов патриотического поведения людей [46; 55; 56; 57]. Следовательно, патриотизм - это не просто "чувство", "преданность идеалам социализма" или "деятельность, направленная на служение интересам своего Отечества". Это более сложное, устойчивое и многоплановое социальное явление, сущность которого в существующей научной литературе глубоко не раскрыта.

Естественными источниками его формирования служат потребности людей, проявляющиеся в их приверженности:

) к освоенному физическому пространству т.е. к родным местам;

) к привычным условиям общественных отношений или к нравам, обычаям и традициям;

) к первичной системе знаковых элементов по обмену информацией, в первую очередь к родной речи. Первый фактор предполагает наличие патриотических чувств местного, регионального и общегосударственного уровней. Это означает, что последний уровень основывается на предыдущих и для его формирования требуется преодоление местничества, сепаратизма и других качеств людей, отражающих абсолютизацию узко территориального патриотизма. Второй фактор связан с системой общественных отношений и обусловлен принадлежностью субъекта - носителя патриотических свойств - к определенным возрастным, половым, расовым, национальным, профессиональным, имущественным и другим социальным группам. Общегосударственная потребность требует обеспечения баланса социально-групповых интересов. Следовательно, патриотизм данного уровня признает равноценность всех общественных групп страны на основе баланса их интересов и требует от них отстаивания территориальной целостности страны, ее политической, экономической и духовной независимости от внешнего воздействия. Третий фактор, питающий патриотические качества, является результатом родоплеменного и этнонационального развития человечества, обусловившего наличие различных инструментов по обмену информацией. Потребность в экономии энергии обеспечивает приверженность абсолютного большинства людей к первичной системе знаковых элементов (родной речи, средствам зрительного и музыкального отражения объективной реальности и т.д.). Необходимость жизнедеятельности в многонациональном окружении заставляет представителей национальных меньшинств овладевать как минимум еще одним вербальным средством обмена информацией, т.е. быть двуязычными. Однако различия в менталитете народов при этом сохраняются и, следовательно, существуют проблемы в преодолении этих трудностей при воспитании патриотических качеств общегосударственного характера.

Что же такое патриотизм? Как подходят к его определению современные российские ученые? Толковый словарь под редакцией Л.Я. Дятченко определяет это понятие как "чувство привязанности к стране рождения или проживания, выражающееся в готовности созидать и жертвовать личным благом для общественной пользы" [62, с.110]. Аналогично по содержанию трактует это понятие И. Волков: "Российский патриотизм - это патриотизм людей всех национальностей, проживающих на территории РФ, это любовь к Российскому государству как единой Родине для населяющих его народов, это гордость за принадлежность к этому государству, ответственность за его настоящее и будущее" [9, с.9].В.Н. Гончаров и В.Н. Филиппов в своей монографии считают, что "истинные русские люди, это те, которые живут на русской земле, считают ее своей Родиной и не предают ее по первому зову из-за кордона" [15, с.321]. Данную позицию разделяет В.В. Бобров, В.Н. Турченко и ряд других крупных ученых.

Понятие "патриотизм" жестко не детерминировано этническим происхождением. Великий русский поэт Пушкин, художник-маринист Айвазовский, генерал Багратион были не русскими по крови, но осознавали себя принадлежащими к великорусской нации и культуре, идентифицировали себя великороссами.

Принижение патриотизма началось с роста революционного движения в России в начале ХХ века. Это был способ разложения скреп социальной системы. В работе "О национальной гордости великороссов" В.И. Ленин поделил патриотизм по классовому признаку [36] и, конечно, в плане решения задач смены существующего социального строя поступил научно выверенно, хотя кризис духа и упадок патриотизма в среде российской интеллигенции созрел уже к началу ХХ века - как можно иначе понимать поздравления либеральными профессорами и студентами Московского университета в 1905 году японского микадо с победой в войне с Россией? Интеллигенция, мозг нации, подготовила народ к восприятию реалий революции 1917 года, а затем была большей частью уничтожена или выброшена за границу. По мнению знаменитого французского социолога Г. Лебона "Народ может потерять очень многое, претерпевать всевозможные катастрофы и быть еще в состоянии подняться. Но им все потеряно, и ему уже никогда не подняться, если он потерял свою душу" [35, с.47]. Под душой Лебон подразумевал совокупность общих идей и чувств.

Источник самовозрождения патриотической идеологии, ценностей, поведения заключается прежде всего в общественных и личностных потребностях. Государство нуждается в вооруженной защите, наивысших достижениях в науке, экономике, искусстве, во внутреннем источнике саморазвития этноса. Для большинства государств неприемлем путь с опорой на эксплуатацию других народов, чужих богатств и сугубо меркантильные интересы своих граждан. Значит, необходимы особые духовно-нравственные идеалы и ценности, на которых, по словам Э. Дюркгейма "формируются и базируются целые цивилизации" [17, с.288]. Следовательно, патриотизм является источником жизненных сил нации.

Исследуя различные подходы к определению сущности и содержания патриотизма, мы пришли к выводу о том, что сведение понятия "патриотизм" к психологическому чувству любви к Родине неправомерно. Понятие патриотизма гораздо шире. Это не только и не столько чувство, сколько комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих качеств личности, или системное качество.

Патриотизм - это:

Социальное чувство (любовь к Отечеству).

Патриотическая идеология (выражение интересов своего народа, не во всем совпадающих, а порой противоречащих интересам других этносов).

Духовная ценность (одна из базовых ценностей общегосударственного уровня).

Критерий и одновременно итог этнической самоидентификации, то есть осознание личностью своей принадлежности к определенному этносу (не обязательно по принципу тождества расы или национальности).

Морально-нравственные установки, патриотическое мировоззрение.

Для военнослужащих, патриотизм, кроме вышеуказанного, является: а) фактором выбора военной профессии; б) критерием профессиональной пригодности; в) социальной ответственностью по защите интересов Родины и населяющих ее народов.

Все указанные качества и свойства личности тесно взаимодействуют друг с другом. Ослабление действенности одного из элементов этой системы ведет к ослаблению всей системы патриотических качеств и к сбоям в этой системе. Ныне наблюдается идеологический сбой, причем на государственном уровне. Внедряемая в общественное сознание в современных условиях либерально-демократическая радикальная идеология по своей сути антипатриотична, представляет собой теоретическое обоснование интересов транснациональных корпораций, идей глобализма, а в сфере религиозных идей сознательно культивирующая политеизм и экуменизм. Ее направленность космополитична, цель - не укрепление суверенной государственности, а ее ослабление. В России проведение либеральной идеологии в жизнь вызвало всеобъемлющий кризис [13; 37; 51; 60].

Модель взаимодействия основных структур патриотизма личности представлена на схеме 2 (см. приложение 2).

Патриотизм имеет двойственный характер, т.е. может быть понят как:

) базовая духовная ценность общенационального уровня, лежащая в основе патриотической идеологии, являющаяся критерием должного и желаемого в патриотическом поведении;

) система качеств личности (профессионально обязательная для военнослужащих).

Следовательно, патриотизм является базирующимся на патриотических духовно-идеологических ценностях системно-комплексным качеством личности, обеспечивающим ее готовность к патриотическим социальным действиям в интересах общества.

Для более глубокого изучения феномена патриотизма необходимо уточнить его соотношение с идеологией, ценностями, установив их взаимосвязь и взаимозависимость.

В общем виде представляется вероятным, что патриотическая идеология, как составная часть общегосударственной, базируясь на патриотических духовных ценностях, является основой практического патриотического социального действия (см. схема 3 приложение 2).

Существует значительное число концепций ценностей и их систематизации. Так, Олпорт и Одберт выделили 18000 ценностей, Андерсон - 555. Вместе с тем, общее число базовых ценностей, составляющих основание ценностного сознания людей и подспудно влияющих на их поведение, относительно невелико. Так, З. Фрейд выделял 2 ценности [28, с.93-101], А. Маслоу - 5 [68, с.911], Муррей - 28, Рокич - 18 терминальных и 18 инструментальных [34, с.3-7]. Они считают ценности обобщенными представлениями людей о целях и нормах своего поведения, воплощающих исторический опыт и концентрированно выражающих смысл культуры этноса.

Подобным образом оценивает ценности А.Г. Здравомыслов [20, с.110-114], В.Н. Гончаров и В.Н. Филиппов [12, с.136-148], считающие систему ценностей внутренним стержнем культуры, духовной квинтэссенцией потребностей, интересов индивидов и социальных общностей.

По мнению фактически всех исследователей, ценности - это один из ведущих мотиваторов социального действия. Соответственно, патриотические ценности - это мотиватор патриотического поведения.

Основные ценности россиян в 90-е годы проанализированы Н.И. Лапиным [34, с.6-9]:

политические (ценность суверенитета государства, независимости и т.д.);

культурные (верность традициям народа, любовь к родной культуре, языку и т.д.);

экономические (стремление к экономической независимости);

политические (патриотическая направленность государственной политики, свой путь развития);

духовные (любовь к Отечеству, готовность защищать Отечество и т.д.).

Каким образом соотносятся ценности и идеология? По мнению большинства зарубежных исследований, данные понятия тождественны, а отечественные исследователи идеологии считают систему ценностей основанием и составной частью той или иной идеологической системы. Вопросы идеологии в современной научной литературе разработаны достаточно глубоко.

Идеология, по мнению западных ученых, не содержит объективной истины и основывается на субъективных ценностных представлениях. Таким образом, западные исследователи утверждают чисто аксиологический характер идеологии.

По мнению же большинства отечественных исследователей идеологии (Ж.Т. Тощенко, В.Н. Турченко, В.А. Ядов, Н.Л. Краев, В.Н. Филиппов, В.Н. Гончаров, Ю.Г. Волков, Д.А. Волкогонов, Л.Я. Дятченко и другие) идеология, включая в себя систему ценностей народа, классов и социальных групп и, основываясь на них, представляет собой систему идей, взглядов и теорий, которые через призму интересов данного общества, отражая его объективные интересы, являются руководством к действию, призванным вызвать активные действия масс.

Ценности являются определяющим элементом культуры, ее ядром. Это критерии, мерки должного поведения, оценки действий, предметов, идей и мнений, которые представляют собой желаемое, предпочтительное для данного социального субъекта; являются критерием оценки реальных явлений; определяют смысл целенаправленной деятельности; регулируют социальные взаимодействия; внутренне побуждают к деятельности, выступая в качестве социальных мотиваций.

По уровням функционирования Здравомыслов [20], Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая и другие социологи выделяют следующие духовные ценности:

) общечеловеческие гуманистические;

) общегосударственные (общенациональные);

) социально-групповые (классовые, религиозные);

) личностные ценности.

Патриотизм как базовая ценность общегосударственного уровня входит в систему ценностных ориентаций военнослужащих в качестве профессионально значимой ценности.

Исследование соотношения и взаимосвязи понятий "патриотизм", "ценности", "идеология", наличие общих моментов, присущих в чувственно-эмоциональной, духовно-ценностной и практически деятельностной сфере реализации патриотизма у представителей всех социальных групп данного общества позволяет говорить о патриотизме как системе качеств личности, которая включает три основных структуры:

Чувственно-эмоциональную, включающую чувства:

любви к малой родине;

веры в силы и возможности своего народа;

гордости за принадлежность к своей нации;

осознания величия и роли Отечества в истории;

любви к национальной культуре;

готовности к защите Родины;

сопричастности к проблемам государства и народа;

взаимной привязанности индивидов в рамках этноса, социальной группы;

и другие.

Духовно-ценностную, включающую следующие показатели систем ценностей личности:

высокую жертвенность на благо Отечества;

способность ставить интересы Отечества выше личных;

глубокое уважение духовно-нравственного наследия народа;

преобладание в ценностных ориентациях ценностей общегосударственного уровня;

верность системе национально-конфессиональных духовных ценностей;

товарищество и взаимопомощь.

Практически-деятельную, включающую практические действия личности, отражающие его патриотическое сознание:

готовность реально защищать интересы Отечества с риском для жизни;

конкретное выражение патриотической позиции в ходе проведения выборов, опросов, референдумов;

преобладание ценностей общегосударственного уровня в системе ценностных ориентаций общества, социальной группы, личности;

соответствие практических действий декларируемым ценностям и чувствам;

самоидентификацию личности с определенным этносом и высокую степень внутринациональной сплоченности;

осознанность национально-государственных интересов и соответствие им массовых социальных действий в обществе.

Как видно из вышеизложенного, роль элементов первой структуры играют чувства, элементами второй, являются духовные ценности, отражающие жизненно-важные интересы народа и представляющие собой своего рода фильтр: а) должного; б) желаемого; в) допустимого поведения личности.

Третья структура - патриотическое поведение - состоит из практических социальных действий, реализующих практически вышеуказанные ценности и чувства, и являющихся в определенном смысле мерой соответствия декларируемого действительному. Анализ этой структуры предполагает акцентировку внимания на том, что патриотизм проявляется и в качестве: вектора социального поведения; итога этнической самоидентификации личности, осознания ее принадлежности к определенному народу; государственно-значимой цели воспитания. Для военнослужащих, кроме того, патриотизм играет дополнительные роли: фактора выбора военной профессии как особого, почетного вида государственной службы [40, с.99]; критерия его профессиональной пригодности [50, с.3-5].

Все означенные структуры теснейшим образом взаимосвязаны, а составляющие их качества личности взаимодействуют друг с другом. Ослабление действенности одной из структур системного качества личности - патриотизма, ведет к разладу всей системы и искажает ее смысл. То есть, преобладание чувств расового превосходства в структуре чувственно-эмоциональных качеств патриотизма может служить основанием для снижения значимости гуманитарных составляющих духовно-ценностной основы патриотизма и приводить к проявлению экстремизма в практически деятельной сфере проявления. Возможно и обратное - нерациональное преобладание общечеловеческого, отвлеченно-гуманистического эмоционально-чувственного компонента (пацифизм, экуменизм, гедонизм и т.д.) может привести к гипертрофированному развитию ценностей социально - группового, личностного уровня и вместо патриотизма породить его противоположность - космополитизм, который по мнению А. Ерофеева "заключается в национальном нигилизме, безразличном отношении к национальным культурам и традициям, в принесении всего в жертву идее создания "мирового государства" и объявлении человека "гражданином мира" [18, с.92].

Экономической основой космополитизма является интернационализация экономических интересов ведущих монополий, политической - идея глобализма, духовно-религиозной - экуменизм [10; 21; 37; 41; 44; 48].

Сказанное говорит о том, что развитие патриотизма не сводится только к воспитанию любви к Отечеству (хотя с этого оно начинается), а предполагает системно-комплексную деятельность всех социальных институтов общества по развитию патриотизма как системы качеств личности.

Выводы по первой главе.

Специфика исследования сложноструктурированного объекта, каким является частично открытая социальная система воспитания патриотизма у военнослужащих, жестко детерминирована параметрами, заданными системами высшего уровня (государство, его институт воспитания, общегосударственная система воспитания патриотизма, Вооруженные Силы РФ). Система воспитания патриотизма у военнослужащих является сложноструктурированным объектом и относится к классу социальных систем. Она имеет многоуровневую структуру, циклический характер развития и относительную самостоятельность элементов.

Патриотизм - это системно-комплексное качество личности. Он включает в себя:

а) социальное чувство (любовь к Отечеству);

б) патриотическую идеологию (выражение интересов своего народа, не во всем совпадающих, а порой противоречащих интересам других этносов);

в) духовная ценность (одна из базовых ценностей общегосударственного и национального уровней);

г) критерий и одновременно итог этнической идентификации;

д) морально-нравственные установки и патриотическое мировоззрение;

Особое правовое положение военных кадров делает для них патриотизм кроме того:

а) фактором выбора военной профессии;

б) критерием профессиональной пригодности, то есть профессиональным качеством.

Историко-педагогический анализ систем патриотического воспитания, осуществленный методом структурно-гетерохронного анализа, свидетельствует о нелинейном, цикличном характере их развития и разновременной преемственности отдельных компонентов исторических предшественников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.047 с.)