Подбор материалов и оборудования для детского сада в современных условиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подбор материалов и оборудования для детского сада в современных условиях



Необходимость подготовки нового пособия по подбору материалов и оборудования для детских садов обусловлена целым рядом обстоятельств.

Прежде всего, пособие такого рода для практических педагогов [1] было создано довольно давно и уже не отвечает современному состоянию дошкольного образования. Нормативные и научно-методические материалы последнего десятилетия, обеспечивающие современную "Концепцию дошкольного воспитания", задают общие стратегические принципы организации развивающей среды в детском саду (принцип активности,стабильности-динамичности, комплексирования, эмоциогенности, учета половых и возрастных различий и пр.) [2], но не отвечают на вопрос педагога-практика: как конкретно сформировать эту среду, чем наполнить пространство группового помещения. От стратегических принципов невозможно сразу перейти к конкретному подбору материалов, нужны "промежуточные" ориентирыдля педагога.

Появившиеся в последнее десятилетие разные образовательные программы (и методические пособия к ним) дают конкретные рекомендации относительно предметного оснащения образовательного процесса. Однако эти рекомендации впрямую связаны с содержанием занятий, включенных в программу, не уделяют особого внимания предметному оснащению свободной самостоятельной деятельности детей, и оставляют открытым вопрос — как эта часть жизни детей должна обеспечиваться предметным материалом. Чрезмерная конкретизация рекомендуемых материалов и оборудования "под программу" уменьшает свободу маневра для воспитателя.

Еще одно обстоятельство, затрудняющее действия педагога по подбору материала, — новые реалии в мире игрушек и развивающих пособий для дошкольников. В последнее десятилетие Россия открыта для зарубежной игрушки: с одной стороны, дорогой и престижной, с другой стороны, очень дешевой и не всегда качественной. Реклама игровых материалов приводит к тому, что родители и педагоги теряются в этом безбрежном море игрушек, не зная, что следует выбрать для детей. Дошкольников захлестывают волны Барби, тамагочи, покемонов и пр., быстро сменяющие друг друга.

Коммерческие интересы, как правило, не только не совпадают с педагогическими, но могут даже впрямую противоречить последним.

Педагог должен уметь критически реагировать на эту ситуацию, подбирать материал, исходя из его развивающей ценности.

Реклама и практическая доступность любого рода материалов (в том числе педагогически ценных) может приводить к перенасыщению, калейдоскопичности среды, что так же вредно для развития ребенка, как и скудость среды. Во-первых, само по себе обилие развивающего материала не дает гарантий успеха в развитии (так же, как и "вбивание" в голову ребенка чрезмерного количества конкретной информации). Во-вторых, пространство детского сада имеет пределы и не может вместить все "полезное", что предлагают, с одной стороны, разные образовательные программы, а с другой стороны, рынок игрушек и полиграфической продукции.

В этом плане педагогу нужны известные самоограничения: стремление к разумному оптимуму в насыщении среды материалами. Действительно, отсутствие ясных ориентиров приводит к тому, что зачастую в групповых помещениях детского сада много избыточного материала, и в то же время многого недостает. Это положение связано не только с отмеченными выше объективными обстоятельствами, но и с обстоятельствами субъективного порядка, а именно, с человеческими свойствами воспитателя. Привыкая к "своему" групповому помещению, воспитатель не находит в себе сил расстаться с "накопленным" материалом, когда он получает иную возрастную группу. Например, взамен подготовительной группы воспитатель берет младшую, а все материалы для старших дошкольников, пока бесполезные для младших, остаются (если добавляются еще и подходящие для младших детей материалы, возникает перенасыщение среды). Как было отмечено выше, тезис "много — значит, хорошо" не всегда верен.

Еще одно психологическое свойство воспитателя, которое может приводить к искажению среды - чрезмерное увлечение материалами нового поколения по принципу "новое - значит, хорошее" (например, многие группы детского сада заполнены паззлами, которые вытесняют все традиционные настольные игры, имеющие гораздо большую развивающую ценность).

Также, в психологических особенностях воспитателя укоренен дисбаланс предметной среды в сторону преобладания "девчоночьих" материалов и пособий (они ближе женщине-воспитателю, к тому же создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые предпочли бы мальчики).

В связи с отмеченными выше обстоятельствами общая стратегическая линия при подборе материалов и оборудования для детского сада может быть намечена следующим образом:

1) материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду;

2) традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансированно, сообразно педагогической ценности (среда не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду "новому" как ценному самому по себе);

3) начиная с 4-5 лет, необходимо учитывать полоролевую специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для мальчиков и девочек.

Цель данного пособия — задать ориентиры для подбора материалов и оборудования, которые могут обеспечить целостный образовательный процесс, в принципе годятся для любой программы (но могут быть дополнены специфическим материалом "под программу").

Чтобы материал мог обслуживать разные программы, ориентиры для его подбора должны быть выведены из общих закономерностей развития дошкольника.

В любой дошкольной программе основу образовательного процесса составляют разные виды деятельности, в наибольшей мере способствующие решению развивающих задач на данном возрастном этапе. К таким развивающим дошкольника видам деятельности обычно относят игровую и продуктивную деятельность, познавательно-исследовательскую деятельность (детское экспериментирование). Также очень важно обеспечить двигательную активность детей как необходимое условие их физического развития.

Для развития дошкольника в равной мере необходимы культурные образцы разных видов деятельности (которые он получает в партнерстве, сотрудничестве со взрослым) и предметная среда, позволяющая осваивать эти образцы.

Предметная среда должна включать материалы, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности. Также, материалы должны подбираться с учетом возрастных закономерностей изменения этих видов деятельности, т.е. материалы должны продвигать ребенка вперед.

Таким образом, воспитатель должен представлять - какие материалы нужны для того или иного вида деятельности в том или ином возрасте. Тогда из множества конкретных материалов он сможет сам подобрать подходящие.

Мы не можем перечислить для воспитателя все возможные конкретные материалы, которые он мог бы подобрать для определенной деятельности. Во-первых, всю эту конкретику невозможно охватить, во-вторых, в современном мире уже завтра могут появиться новые материалы и оборудование. Поэтому перечень конкретных материалов всегда будет недостаточным ориентиром. Лучше ориентироваться не на конкретные материалы, а на их типы.

Типология материалов для детского сада не может быть абсолютной, универсальной. В данном случае речь идет об условной типологии материалов для каждого из видов деятельности, составляющих образовательный процесс. Основанием разделения материалов на типы является структура и развивающее значение определенного вида деятельности.

Главы пособия включают краткое описание вида деятельности и задают типы материалов, необходимых для этого вида деятельности. Это как бы наиболее общий ориентир. Далее, в каждой главе по отношению к каждой возрастной ступени дошкольного детства эти типы материала конкретизированы и представлены в виде примерного (стержневого) набора материалов. Каждый из элементов набора может в свою очередь конкретизироваться педагогом в зависимости от имеющихся возможностей (выбрать готовый материал из промышленных образцов, воспользоваться самодельным материалом такого типа и т.п.). Иначе говоря, мы предлагаем двухуровневую систему ориентиров для подбора материала, которая не сковывает творческого воспитателя, и в то же время, достаточна для воспитателя, привыкшего руководствоваться конкретными предписаниями.

По отношению к каждому виду деятельности рассматриваются вопросы размещения материала, направленного на создание целостной многофункциональной и трансформируемой предметной среды группового помещения.

Имея в виду целостный образовательный процесс, мы попытались выстроить "стержневые" наборы по каждому виду деятельности, которые в сумме составляли бы разумный оптимум и не приводили к перенасыщению среды (случаи использования одних и тех же материалов в разных видах деятельности специально оговорены в тексте, чтобы, по возможности, избежать дублирования при подборе).

В отдельной главе пособия обсуждается эстетика оформления групповых и иных помещений детского сада как очень важный аспект предметно-пространственной развивающей среды для дошкольника.

Мы не рассматриваем здесь подбор книг (художественных и познавательных), так же, как и подбор компьютерных игр, - это особые вопросы, тесно связанные с содержанием разных образовательных программ.

Также, ориентируясь в целом на тот или иной вид деятельности, мы не разделяем специально материал для занятий со взрослым и для свободной деятельности детей. Конкретные материалы для развивающих занятий в каждой программе свои. Поэтому, где это необходимо, материал для занятий мы рассматриваем лишь в его универсальной части (то, что нужно в любой программе).

Рекомендации, данные в пособии, согласуются с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

В целом, в пособии представлена попытка взглянуть на образовательный процесс сквозь призму предметного материала. Не претендуя на истину в конечной инстанции, мы предлагаем решение, которое может критиковаться, чтобы в дальнейшем найти более удачное.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.158.148 (0.007 с.)