Материалы и оборудование для детского сада 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материалы и оборудование для детского сада



МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТСКОГО САДА

Пособие для воспитателей и заведующих

Под редакцией Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой

Допущено Министерством образования Российской Федерации

Москва; ЗАО "Элти-Кудиц",2003

 

Содержание

Подбор материалов и оборудования для детского сада в современных условиях Н.А.Короткова

Материалы и оборудование для игровой деятельности Н.А.Короткова

Материалы и оборудование для продуктивной деятельности Т.Н.Доронова

Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности Т.И.Ерофеева, Н.А.Короткова

Материалы и оборудование для двигательной активности М.А.Рунова

Эстетические аспекты оформления групповых помещений Т.Н.Доронова

Материалы и оборудование для игровой деятельности

Типы игрового материала для игры с правилами

Как и для сюжетной игры, материал для игры с правилами должен быть типизирован и подобран с учетом культурных форм игры с правилами. Так, мы будем говорить о следующих типах игрового материала:

1) материал для игр на физическую компетенцию (подвижных, на ловкость),

2) материал для игр на удачу (шансовых),

3) материал для игр на умственную компетенцию.

Для игр на физическую компетенцию это материалы (предметы, наборы предметов), поддерживающие результативное действие по правилу. Примером таких материалов могут служить мячи, мешочки для бросания, наборы кеглей, кольцебросы и т.п.

Для игр на удачу (шансовых) существуют специально созданные материалы — настольные игры типа "гусек" и "лото" с самым разнообразным тематическим содержанием.

Предметной опорой игр с правилами на умственную компетенцию также служат настольные игры: детское домино (с картинками), а также шашки, шахматы, нарды и т.п., не отличающиеся от "взрослых" игр.

Следует иметь в виду, что существует множество традиционных игр с правилами для дошкольников, которые не имеют предметной опоры и регулируются только словесным договором. Это могут быть подвижные игры (например, "салки"), а также большой класс игр на умственную компетенцию, так называемые словесные игры - на упражнение внимания, памяти, комбинаторику (например, игра "Да и нет не говорите", "Нагружаем пароход" и т.п.).

Возрастная динамика заключается в постепенном освоении игры с правилами во всей ее структурной полноте через последовательное введение в арсенал детей ее культурных форм: простых подвижных игр с предметом и результативным действием (2 - 4 года), игр на удачу (4 - 5,5 лет) и игр на умственную компетенцию (5 - 7 лет). [5] Соответственно, игровой материал для возрастных групп должен подбираться с учетом поэтапного добавления игрового материала для нового типа игры и усложнения игрового материала для уже освоенного типа.

Первая младшая группа

Материалы для сюжетной игры

Игрушки-предметы оперирования для детей от 2 до 3 лет (лишь только овладевающих условным замещающим действием, подражающим в игре простым бытовым действиям взрослых) представляют собой прототипические имитации бытовых "орудий" — игрушечные посуда, утюг, молоток и пр. Привлекательны для детей и прототипические имитаторы транспорта — грузовики (деревянные и пластмассовые, в которые ребенок может нагружать кубики, усесться сам),коляски для кукол, конь на колесиках, тележки и т.п.

Все эти игрушки для детей до 3 лет должны быть довольно крупными (соразмерными самому ребенку или кукле) и готовыми к использованию.

Игрушки-маркеры условного пространства для детей этого возраста также должны быть прототипическими, крупными и готовыми к использованию. В основном, это предметы, имитирующие бытовую обстановку: крупная игрушечная мебель, соразмерная самому ребенку и большим куклам (кроватка, стол, стулья), кухонный шкафчик, кухонная плита и т.п. Это могут быть также имитаторы жилища (ширма-домик, теремок), крупные предметы, моделирующие пространство транспортного средства ("остов" автомобиля, автобуса с рулем и узнаваемым "фасадом"), в которые дети могут заходить и размещаться внутри.

Игрушки-персонажи в игре детей 2-3 лет занимают очень важное место, особенно куклы. Как и рассмотренные выше типы игрушек, игрушечный персонаж для ребенка 2-3 лет должен представлять собой прототипическую по облику игрушку, крупную и среднюю по размерам (далее, говоря о размерах игрушек-персонажей, мы будем иметь в виду примерно такие градации: крупная — 35-50 см., средняя — от 10-15 см. до 20-30 см., мелкая — от 5-7 см. до 10 см.). Прототипичность куклы заключается в том, что основные черты человеческого существа даются в наиболее общем виде. Кукла для ребенка до трех лет - это, в известном смысле, подобие его самого: голыш с обобщенными "детскими" чертами лица, одетый в простую детскую одежду (как одевают девочек и мальчиков до трех лет). В этом возрасте кукла служит объектом воздействия ребенка (а не замещает активного партнера по игре). Он осуществляет по отношению к ней условные игровые действия, которые в реальности взрослый осуществляет по отношению к нему самому (кормит куклу, поит, купает, укладывает спать и т.п.). Именно поэтому существенным требованием к кукле является возможность придавать ей соответствующие функциональные позы: кукла должна "уметь" менять положение — стоять, сидеть, лежать, ее можно взять за ручку и вести рядом с собой.

Большой значение для игры детей, начиная с самого раннего возраста, имеют мягкие игрушки-персонажи — подобия животных. Как и куклы, для детей раннего возраста мягкая игрушка-животное должна быть прототипической,— задавать в своем облике обобщенные, наиболее выразительные черты того или иного животного, делая его для ребенка узнаваемым (мишка, зайчик, собачка и пр.). Условность мягких игрушек-животных заключается еще и в том, что, намекая на облик реального животного, они антропоморфны — имеют строение человеческого тела (игрушку можно как куклу усадить за стол, уложить в кроватку, водить за лапу-ручку). Такого рода игрушка, как и кукла, выступает для ребенка в качестве объекта условных игровых действий. Помимо этого, мягкая антропоморфная игрушка становится для ребенка другом, компаньоном. В этой функции она сохраняет свое значение до конца дошкольного детства.

Полифункциональные материалы, которыми замещаются недостающие прототипические игрушки, необходимы для обеспечения игры взрослого с детьми и их самостоятельной игры. Для детей данного возраста круг полифункциональных материалов невелик. Это небольшое количество надувных и набивных модулей, которые маленький ребенок может свободно перемещать (валики, кубы, параллепипеды). Они используются для огораживания "домика", "автобуса" и пр., как сидения в них, для устройства кроватей для кукол и т.п. Кроме того, целесообразно иметь емкость с разрозненными пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и размеров. В качестве заместителей можно также использовать элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов, которые имеются в группе для продуктивной и исследовательской деятельности детей.

Примерный набор игровых материалов для первой младшей группы

Материалы для сюжетной игры

Тип материала Наименование Количество на группу
Игрушки-персонажи Куклы крупные (35-50 см.) 5 разные
Куклы средние (25-35 см.) 5 разные
Мягкие антропоморфные животные, крупные (35-50 см.) и средние (25-35 см.) 8 разные
Звери и птицы, объемные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 15-20 см.) 15-20 разные
Звери надувные, крупные 2-3 разные
Игрушки-предметы оперирования Набор чайной посуды (крупной) 2-3
Набор кухонной посуды (крупной) 2-3
Миски (тазики)  
Молоток (пластмассовый)  
Набор овощей и фруктов (объемные - муляжи)  
Комплект постельных принадлежностей для кукол  
Грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый)  
Тележка-ящик (крупная)  
Звери и птицы на колесах (каталки - с палочкой или шнурком) 5 разные
Автомобили с открытым верхом (крупные и средние) 5 разные
Кукольные коляски, соразмерные куклам (складные)  
Конь, (или другие животные) на колесах / качалка  
Телефон  
Ведерки  
Маркерыигрового пространства Кукольный стол (крупный)  
Кукольный стул (крупный)  
Кукольная кровать  
Кукольный диванчик  
Шкафчик для кукольного белья  
Кухонный шкафчик, (соразмерный ребенку)  
Кухонная плита, (соразмерная ребенку)  
Ширма-остов домика  
Складной остов автобуса (вагончика) с рулем  
Полифункциональные материалы Объемные модули (набивные или надувные: кубы, валики, параллепипеды)  
Ящик с мелкими предметами-заместителями  

Вторая младшая группа

Материалы для сюжетной игры

С трех лет дети становятся более требовательными к "похожести" игрушек на реальные вещи.

Игрушки-предметы оперирования начинают обрастать большим числом деталей (увеличивается также их тематическое разнообразие), т.е. по параметру внешнего облика игрушки осуществляется движение в сторону ее большей реалистичности. Вместе с тем, в соответствии с усложнением игры ребенка, условность игрушек по параметрам размера и готовности, напротив, должна усиливаться (это могут быть уже игрушки меньших размеров, соразмерные не самому ребенку, а небольшой кукле, по отношению к которой осуществляется орудийное действие — ее кормят, катают в машине и т.п.).

Игрушки-маркеры условного пространства для детей 3-4 лет сохраняют свои характеристики, являясь примерно такими же, как и в первой младшей группе. Их состав может быть обогащен прототипической ширмой-"прилавком" (имеющей многофункциональное значение — магазина, аптеки и пр., в зависимости от расширяющихся детских игровых интересов). Наряду с прототипическим маркером многофункционального "транспортного средства" — ширмой-автомобилем, или вместо него, может использоваться скамеечка со съемным рулем на одном конце (на ней помещаются "водитель" и пара пассажиров).

Игрушки-персонажи (куклы и антропоморфные мягкие животные) для детей 3-4 лет приобретают больше реалистических черт и уменьшаются в размерах (до среднего). Также для этого возраста полезны прототипические по облику игрушки-персонажи из известных народных и авторских сказок, мультфильмов, детских телепередач (среднего размера — до 10-15 см.), с которыми ребенок может разыгрывать соответствующие сюжетные события. Для такой игры необходим набор персонажей (по крайней мере, два персонажа) из одного смыслового контекста (например, Филя, Хрюша и Каркуша из телепередачи "Спокойной ночи, малыши"; Красная шапочка и Серый волк; крокодил Гена и Чебурашка и т.п.). Полезны будут эти персонажи как в виде обычных кукол, так и в виде наручных кукол би-ба-бо, плоскостных фигур на подставках (все — среднего размера).

Полифункциональные материалы практически те же, что и в первой младшей группе. Все большее значение приобретают крупные строительные наборы, элементы которых используются как маркеры игрового пространства (для обозначения домов для кукол, зверей, для гаражей, зоопарков и пр., в связи с расширяющейся тематикой детской игры).

Примерный набор игровых материалов для второй младшей группы

Материалы для сюжетной игры

Тип материала Наименование Количество на группу
Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты Куклы крупные (35-50 см.) 3 разные
Куклы средние (20-30 см.) 7 разные
Мягкие антропоморфные животные, крупные 3 разные
Мягкие антропоморфные животные, средние 7 разные
Звери и птицы объемные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 10-15 см.) 15-20 разные
Набор наручных кукол би-ба-бо: семья  
Набор наручных кукол би-ба-бо: сказочные персонажи  
Набор плоскостных фигурок (среднего размера) на подставках: сказочные персонажи 2-3
Набор солдатиков (среднего размера)  
Фигурки-человечки (объемные, 10-15 см.) 10 разные
Белая шапочка  
Плащ-накидка  
Фуражка/бескозырка  
Каска  
Набор масок сказочных животных  
Игрушки-предметы опериро-вания Набор чайной посуды (крупной и средней)  
Набор кухонной посуды (крупной и средней)  
Миски (тазики)  
Ведерки  
Молоток (пластмассовый)  
Набор овощей и фруктов (объемные - муляжи)  
Комплект кукольных постельных принадлежностей  
Утюг  
Гладильная доска  
Грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый) 3 разные
Тележка-ящик (крупная)  
Автомобили с открытым верхом, крупные 2 разные
Автомобили с открытым верхом, средних размеров 5 разные
Пожарная машина, средних размеров  
Машина "скорой помощи", средних размеров  
Паровоз и вагончики с открытым верхом, средних размеров  
Лодка, средних размеров  
Самолет, средних размеров  
Кукольные коляски (складные)  
Конь или другие животные на колесах/качалка  
Конь на палочке  
Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель)  
Полосатый жезл  
Бинокль (подзорная труба)  
Телефон  
Руль  
Весы  
Сумки, корзинки, рюкзачки 7 разные
Маркеры игрового пространства Кукольный стол (крупный)  
Кукольный стул (крупный)  
Кукольная кровать  
Кукольный диванчик  
Шкафчик для кукольного белья  
Кухонная плита/шкафчик(соразмерная ребенку)  
Ширма-остов домика  
Ширма-остов автобуса (вагончика) с рулем  
Ширма-прилавок  
Набор мебели для кукол среднего размера  
Бензоколонка (крупная)  
Полифункциональные материа-лы Объемные модули (набивные и надувные: кубы, валики, параллепипеды)  
Крупный строительный набор  
Ящик с мелкими предметами-заместителями  
Куски ткани (полотняной, разного цвета, 1х1 м.)  

Средняя группа

Материалы для сюжетной игры

Характерным для сюжетной игры детей 4-5 лет является овладение гибким ролевым поведением и переход к самостоятельной организации игровойобстановки "под замысел".

Игрушки- предметы оперирования становятся, с одной стороны, все более реалистическими, детализированными, более разнообразными по тематической направленности. С другой стороны, усиливается условность игрушек по параметрам размера и готовности: они соразмерны средним и мелким игрушкам-персонажам, по отношению к которым осуществляются игровые действия. Увеличивается доля игрушек-трансформеров (самолет-автомобиль, робот-ракета), сборно-разборных игрушек.

Игрушки-маркеры условного пространства с 4-х лет становятся особенно ценными для детской игры. Они претерпевают изменения в двух направлениях. Первое — изменение в сторону большей реалистичности и уменьшения в размерах. Это средней величины кукольные дома и мебель для них, различного рода строения — гаражи, фермы, соразмерные кукольным персонажам, а также строительные наборы специального назначения — для возведения замка, крепости, сборных домиков и пр. Второе направление — изменение крупных прототипических маркеров в сторону предметов, все более прототипических и, в конечном итоге, условных, не имеющих определенной тематической нагрузки, могущих обозначать все, что замыслено самими детьми в игру. Это, например, скамеечка с рулем-штурвалом на конце, на которой могут уместиться и "водитель", и "пассажир", универсальная складная рама, обозначающая по прихоти детей контур корабля или самолета, и т.п.

Игрушки-персонажи также приобретают все больше реалистических черт и уменьшаются в размерах. Для детей 4-5 лет нужны средних размеров антропоморфные животные, куклы (в разнообразной одежде мальчиков и девочек), кукольные семьи, наборы наручных и плоскостных фигурок-персонажей (сказочных, из мультфильмов). Необходимы также фигурки зверей и птиц, отдельные и в наборах, средней величины и мелкие.

Полифункциональные материалы представлены крупными объемными набивными модулями (их количество увеличивается, а форма становится разнообразнее, по сравнению с младшими группами), крупным строительным материалом (напольным). Большое значение в качестве полифункционального материала получают крупные (напольные) кнопочные конструкторы, среднего размера деревянные строительные наборы, кнопочные строительные наборы типа "Дупло".

Примерный набор игровых материалов для средней группы

Материалы для сюжетной игры

Тип материала Наименование Количество на группу
Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты Куклы крупные 2 разные
Куклы средние 6 разные
Мягкие антропоморфные животные, крупные 2 разные
Мягкие антропоморфные животные, средние 6 разные
Звери и птицы объемные и плоскостные на подставках (из разного материала, мелкие, 7-10 см.) 20 разные
Набор наручных кукол би-ба-бо: семья  
Набор наручных кукол би-ба-бо: сказочные персонажи 2 разные
Фигурки-человечки, объемные, мелкие (7-10 см.) 10 разные
Фигурки сказочных персонажей, плоскостные на подставках (мелкие) 10 разные
Набор солдатиков (средние и мелкие, 7-15 см.) 2 разные
Тематический набор сказочных персонажей (объемные, средние и мелкие, 7-15 см.) 2-3 разные
Набор фигурок: семья (7-15 см.)  
Белая шапочка  
Плащ-накидка 3 разные
Фуражка/бескозырка  
Каска  
Набор масок (животные; сказочные персонажи) 2-3 разные
Игрушки-предметы оперирования Набор чайной посуды, крупный  
Набор чайной посуды, средний  
Набор кухонной посуды  
Молоток  
Комплект кукольных постельных принадлежностей  
Грузовик, крупный  
Тележка-ящик, крупная  
Автомобили, автобусы с открытым верхом, съемными крышами, средних размеров 5-7 разные
Пожарная машина, средних размеров  
Машина "скорой помощи", средних размеров  
Подъемный кран, крупный  
Набор: железная дорога (средних размеров)  
Кораблики, лодки, самолеты, средних размеров по 1 каждого наимен.
Ракета-робот (трансформер), средних размеров  
Автомобили мелкие 10 разные
Кукольная коляска, средних размеров (складная)  
Набор медицинских принадлежностей  
Полосатый жезл  
Весы  
Часы 2 разные
Телефон  
Подзорная труба, бинокль  
Сумки, корзинки, рюкзачки 5 разные
Маркеры игрового пространства Кукольный стол, крупный  
Кукольная кровать или диванчик (крупный)  
Кухонная плита/шкафчик (на колесах, крупная)  
Набор мебели для кукол среднего размера  
Скамеечка на колесах со съемным рулем  
Руль на подставке  
Штурвал на подставке  
Универсальная складная рама/ширма - пятистворчатая (30-50 см. высотой)  
Трехстворчатая ширма/театр (70 см.)  
Кукольный дом (для кукол среднего размера)  
Бензозаправочная станция -гараж (для мелких автомобилей)  
Макет "скотный двор" (для фигурок животных средней величины)  
Ландшафтный макет (коврик)  
Светофор  
Тематические строительные наборы:
город  
замок (крепость)  
ферма (зоопарк)  
Полифункциональныематериалы Объемные модули, крупные, разных форм  
Крупный строительный набор  
Крупный кнопочный конструктор  
Ящик с мелкими предметами-заместителями  
Крупные куски ткани (полотнo, разного цвета, 1х1 м.)  
Емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры  

Материалы для сюжетной игры

Игрушки-предметы оперирования в возрастном диапазоне 5-7 лет изменяются в двух направлениях. С одной стороны, это усиление реалистичности облика игрушки с одновременным уменьшением ее размеров и степени готовности к использованию. Это готовые реалистические игрушки-модели (например, автомобильчики разных марок), вплоть до действующих моделей (например, механические подъемный кран, лебедка, заводные и управляемые электрифицированные железная дорога, автомобили, луноходы и пр.), а также сборные модели (самолеты, яхты и пр., действующие сборные модели типа "лего", сборные мелкие игрушки из "киндер-сюрпризов") и игрушки-трансформеры (игрушки-модели, сборно-разборные игрушки являются одновременно и хорошим материалом для познавательно-исследовательской деятельности).

С другой стороны, весьма привлекательными для детей в этом возрасте становятся игрушки, реалистические по облику и соразмерные настоящей вещи, позволяющие ребенку осуществлять действие, приближающееся к реальному, не просто его изображающее, а имеющее определенный практический результат. Например, набор дротиков позволяет "охотнику" в рамках сюжетной игры реально упражняться в ловкости; игрушечная швейная машина, которая действительно шьет, позволяет "портнихе" в самом деле одевать обитателей кукольного дома и т.п. Такого рода реалистично действующие игрушки-предметы оперирования позволяют перекидывать мост от сюжетной игры к результативному практическому действию.

Игрушки-маркеры условного пространств а также претерпевают изменения в двух направлениях. Первое направление — изменение в сторону большей реалистичности и, одновременно, уменьшения размеров. Очень большое значение приобретают макеты — предметы, представляющие в уменьшенном виде реальные сооружения и территории. Макеты как мелкие маркеры условного пространства становятся опорой в построении детьми достаточно сложных игровых "миров" в режиссерской игре (совместной и индивидуальной). Целесообразно предоставить детям несколько универсальных (многотемных) макетов, позволяющих реализовать широкий спектр игровых интересов: кукольный дом, замок (крепость), ландшафтные макеты (моделирующие городской и природный ландшафт). [6]

Также необходимы для построения игровых "миров" мелкие маркеры разной степени готовности (различного рода строения — гаражи, бензозаправочные станции, фермы, соразмерные мелким фигуркам-персонажам, строительные наборы специального назначения для возведения сборных замка, крепости, домиков и пр.).

Второе направление — изменение крупных прототипических маркеров в сторону все большей условности. Они теряют определенную тематически-смысловую нагрузку и приближаются к крупным полифункциональным предметам, как бы смыкаются с ними. Например, складная многочастная рама (ширма), которая по прихоти детей может обозначить контур корабля или самолета, или автомобиля (как и набор крупных набивных модулей, из которых может быть сооружено все, что угодно). В пределе, мы имеем дело в этом направлении уже не с игрушками как таковыми (т.е. предметами, специально предназначенными для игры), а с любым крупным подсобным материалом (диванные подушки, перевернутые стулья, стол со спущенной скатертью, который становится "пещерой", и пр.). Крупные условные маркеры особенно ценны для поддержки совместной сюжетной игры старших дошкольников.

Игрушки- персонажи в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) выступают в двух видах: с одной стороны, они меняются в направлении еще большей реалистичности, стремясь к ее крайнему полюсу, с другой стороны, большое значение приобретают крайне условные игрушки. И те, и другие уменьшаются в размерах, т.е. по этому параметру они приближаются к полюсу максимальной условности.

Необходимость реалистичной игрушки-персонажа обусловлена предпочтениями детей, которые стремятся организовать свой игровой "мир" как настоящий. Большую ценность для ребенка приобретает не отдельная игрушка-персонаж, а персонаж в наборе с предметами оперирования и маркерами пространства ("наполненный" макет) или наборы из нескольких персонажей, относящихся к общему смысловому контексту. Такого рода наборы позволяют ребенку не просто осуществлять условные игровые действия или их цепочки, реализовывать ту или иную роль, но строить свой игровой мир и управлять им, т.е. выступать в качестве творца (в режиссерской игре).

Стремление к реалистичности проявляется у девочек в желании иметь небольшого размера куклу (кукол) с "прикладом" —разнообразной одеждой, подходящим по размерам реалистическим антуражем (этот спрос уловлен современной зарубежной промышленностью, но доведен до недетского гротеска в виде куклы Барби и ее мира). Те же предпочтения проявляются и у мальчиков в традиционном увлечении наборами солдатиков, ковбоев, рыцарей, туземных воинов, роботов и пр., выполненными в реалистической манере (с правдоподобными деталями этнографического, исторического или футурологического характера).

Отвечают детским потребностям и наборы реалистических животных (мелких по размеру): домашние и дикие животные, доисторические животные — динозавры и пр., позволяющие ребенку "творить" более разнообразные миры в игре, проникая в реальность и расширяя ее исторические и географические рамки для себя.

Как уже указывалось, в старшем дошкольном возрасте, несмотря на стремление самих детей к реалистичности в игрушке, разнообразие игровых тем и активность воображения стимулируются в большей степени условными игрушками. Это относится и к игрушкам-персонажам. В этом возрасте для игры полезны мелкие игрушки-персонажи крайней степени условности, так сказать, суперусловные, которые могут обслужить любую задуманную ребенком тему игры. Это человеческие фигурки размером 5-6 см., с условным телом (конусом или цилиндром) и головой с намеченными в общем виде чертами лица. Ребенок может приписать им любые роли (ведь предусмотреть все многообразие интересующих детей ролей и предоставить для этого реалистические игрушки не представляется возможным). Такого рода игрушки служат опорой для игры как мальчиков, так и девочек. Данные в наборе, они часто используются ребенком для разыгрывания разного рода семейных коллизий (моделирования семейных конфликтов и изживания их, построения идеальных на его вкус отношений и пр.). Для реализации семейной тематики достаточно, например, набора из четырех условных человечков, намекающих на возможных членов семьи. Ребенок, приписав таким фигуркам привлекающие его роли, может подбирать остальной антураж для игры из уже имеющихся мелких игрушек или мелких полифункциональных предметов (палочек, катушек, коробочек и пр.).

Полифункциональные материалы для данного возраста остаются примерно такими же, как и в средней группе.

Примерный набор игровых материалов для старшей и подготовительной групп

Материалы для сюжетной игры

Тип материала Наименование Количество на группу
Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты Куклы (средние) 5 разные
Мягкие антропоморфные животные (средние и мелкие) 8-10 разные
Набор кукол: семья (средние)  
Наручные куклы би-ба-бо 10 разные
Набор персонажей для плоскостного театра 3-4 разные
Наборы мелких фигурок (5-7 см.):
домашние животные  
дикие животные  
динозавры  
сказочные персонажи 3-4 разные
фантастические персонажи 2 разные
солдатики (рыцари, богатыри) 3-4 разные
семья  
Условные фигурки человечков, мелкие (5-7 см.) 10 разные
Белая шапочка  
Плащ-накидка 5 разные
Фуражка/бескозырка  
Каска/шлем  
Корона, кокошник 2-4
Ремень ковбоя  
Наборы масок (сказочные, фантастические персонажи) 3-4
Игрушки-предметы оперирования Набор чайной посуды (средний)  
Набор кухонной посуды (средний)  
Набор чайной посуды (мелкий)  
"Приклад" к куклам среднего размера  
"Приклад" к мелким куклам  
Набор медицинских принадлежностей  
Весы  
Чековая касса  
Коляска для средних кукол, складная  
Телефон  
Часы  
Бинокль/подзорная труба  
Грузовик средних размеров  
Автомобили разного назначения (средних размеров)  
Корабль, лодка (средних размеров)  
Самолет, вертолет (средних размеров)  
Ракета-трансформер (средних размеров)  
Автомобили мелкие (легковые, гоночные, грузовички и др.) 10 разные
Набор: военная техника 2-3
Набор: самолеты (мелкие)  
Набор: корабли (мелкие)  
Ракета-робот (трансформер), мелкая  
Подъемный кран (сборно-разборный, средний)  
Набор: железная дорога (мелкая, сборно-разборная, механическая или электрифицированная)  
Сборно-разборные автомобиль, самолет, вертолет, ракета, корабль по 1 каждого наимен.
Луноход (автомобиль) с дистанционным управлением  
Маркеры игрового пространства Универсальная складная ширма/рама  
Стойка с рулем/штурвалом (съемным)  
Стойка-флагшток  
Трехстворчатая ширма/театр (или настольная ширма-театр)  
Ландшафтный макет (коврик)  
Кукольный дом (макет) для средних кукол  
Кукольный дом (макет, сборно-разборный, для мелких персонажей)  
Макет: замок/крепость  
Тематические строительные наборы (для мелких персонажей):
город  
крестьянское подворье (ферма)  
зоопарк  
крепость  
домик (мелкий, сборно-разборный)  
гараж/бензозаправка (сборно-разборная)  
маяк  
Набор дорожных знаков и светофор, для мелкого транспорта  
Набор мебели для средних кукол  
Набор мебели для мелких персонажей  
Набор мебели "школа" (для мелких персонажей)  
Объемные или силуэтные деревья на подставках, мелкие (для ландшафтных макетов) 10-20 разные
Полифункциональные материалы Объемные модули, крупные, разных форм  
Крупный строительный набор  
Ящик с мелкими предметами-заместителями  
Крупные куски ткани (полотняной, разного цвета, 1х1 м.)  
Емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры  

Первая младшая группа

Здоровый, эмоционально благополучный ребенок третьего года жизни отличается большой активностью и стремлением к самостоятельности. Поэтому отсутствие условий для проявления этой активности часто является, по мнению врачей, причиной нарушений возбудимости их нервной системы, а, по мнению психологов, — приводит к задержкам психического развития.

Свою активность и стремление к самостоятельности дети этого возраста могут успешно реализовывать в продуктивной деятельности. След, оставленный фломастером на бумаге, цветное пятно краски и составленные вместе кубики – это реальный продукт деятельности ребенка, который он видит сам, может показать другим и испытать чувство удовлетворения за свои достижения. Поэтому продуктивная деятельность, как и игра, является одним из любимых и развивающих занятий детей этого возраста. Кроме того, рисуя то, что его интересует и волнует, ребенок получает уникальную возможность "выплеснуть" на бумагу свои переживания, а не "хранить" их в себе, что имеет терапевтический эффект и способствует успокоению ребенка.

Кроме того, правильно подобранные материалы и оборудование во многом способствуют социально-личностному развитию детей — появлению и становлению у них целенаправленности, т.е. способности ставить простые цели и реализовывать их в процессе собственной деятельности.

Дело в том, что появление целенаправленности происходит у детей этого возраста совсем не так, как у взрослых, которые начинают любое дело с постановки цели. Вначале ребенок просто манипулирует с понравившимися ему материалами. Но вдруг у него что-то получилось (разложенные кубики напомнили дорогу, а штрихи на бумаге — травку, и т.п.). Малыш в своем сознании зафиксировал это, а затем смог вновь повторить конструкцию или нанести штрихи на бумагу. А через какое-то время ребенок уже сможет сказать, что он будет строить дорогу или рисовать травку, т.е. осуществлять целенаправленную деятельность.

Для того чтобы каждый ребенок в возрасте с 2 до 3 лет смог сделать этот очень важный шаг в своем развитии, необходимо иметь в каждой группе соответствующие материалы и оборудование. Для этого педагоги должны позаботиться о том, чтобы в группе было много привлекательных, разнообразных и очень простых в использовании материалов для изобразительной и конструктивной деятельности детей.

Размещение материала

Все материалы для свободной самостоятельной деятельности должны быть доступны детям.

Дети этого возраста плохо реагируют на пространственное изменение обстановки, предпочитают стабильность, поэтому все материалы и пособия должны иметь постоянное место.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 566; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.055 с.)