Сказка О том, Как Тучка друзей себе искала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сказка О том, Как Тучка друзей себе искала



(О. Коношенко)

Возраст: 6-10 лет.

Направленность: чувство одиночества, желание нравиться всем, угождать; развитие гибкости.

Жила-была маленькая Тучка. Когда-то давным-давно она была Морской Волной, но о том времени Тучка почти ничего не помнила. С тех пор у нее остался друг – Ветер. И так же, как когда-то он играл с морской Волной, так теперь он играл и с Тучкой. Это он, нежно дуя на Тучку, превращал ее во что угодно. В волшебные замки, в разных зверей, птиц, принцев и принцесс, в деревья и горы, да всего и не перечислишь! Друзьям нравилась эта игра, но даже самая интересная игра со временем надоедает, и непоседа-Ветер стал все чаще отлучаться по своим ветреным делам.

А Тучка так и висела на небе там, где ее оставлял Ветер. В такие минуты она пыталась занять себя чем-нибудь, чтобы не скучать, но когда Ветер подолгу не возвращался, Тучка начинала грустить.

Хорошо Ветру, думала она, – он столько всего знает и умеет. И ветряные мельницы может вращать, и улицы подметать, паруса надувать и запускать воздушных змеев. А я только и жду, когда он вспомнит про меня.

И вот однажды Тучка не выдержала и пожаловалась Ветру, как ей без него одиноко.

– А почему ты не найдешь себе друзей? – удивился он. – Хочешь, я отнесу тебя туда, где много людей и ты сможешь подружиться с кем-нибудь?

– Конечно, хочу, – обрадовалась Тучка.

И Ветер отнес Тучку к домику лесника. Во дворе играли его сыновья, а младшая дочка – совсем кроха – возилась на клумбе.

– Вот здорово, – подумала Тучка, – столько ребят! Я с ними непременно подружусь!

И она стала ждать, когда же на нее обратят внимание. Но время шло, а никто из детей так и не поднял голову и не увидел томящуюся в ожидании Тучку.

А между тем маленькая Катя тоже грустила. Недавно она засеяла свою клумбу семенами красивых цветов, и вот наконец-то появились первые всходы. Но им нужна была вода, а малышке никак не удавалось полить землю. Сама она не могла достать из колодца тяжелое ведро с водой. А братья лишь отмахивались от нее, занятые своими важными мальчишескими делами. Катя вылила на клумбу остатки воды из чайника, но разве могли они напоить засохшую землю? – Вот бы дождик пролился, – мечтательно проговорила девочка, и посмотрела на небо.

Тучка обрадовалась. Вот, наконец-то! Сейчас ее заметят! Но…

– А на небе всего одна маленькая тучка, разочарованно прошептала малышка и горько заплакала.

Нашей Тучке стало так обидно, что она тоже заплакала.

– Ой, дождик, дождик пошел! – Радостно замахав Тучке руками, закричала Катя. "Лей, лей веселей", – припевала она, прыгая вокруг клумбы.

– Ура! Дождь! – загалдели братья.

– И огород поливать не надо, – обрадовался старший Коля, – ведь именно ему родители поручили это дело.

– Грибы, грибы теперь пойдут! В лес пойдем завтра! – весело кричал младший Митька.

– Ну-у, по-взрослому серьезно протянул Коля, – это мы еще посмотрим, как с погодой будет. И озабочено взглянул на небо. – Надо же, удивился он, – всего-то одна тучка, а такой дождь. Наверное, эта тучка очень сильная.

Тучке очень понравилось, что она принесла столько радости. За ночь она постаралась собрать как можно больше влаги, и очень выросла.

Наутро, как только дети вышли во двор, Тучка обрушила на них целый водопад прозрачных водяных струй. Но вместо того, чтобы обрадоваться, ребята с визгом метнулись обратно в дом.

Тучка задохнулась от удивления и с шумом втянула в себя всю воду, готовую уже пролиться на землю.

Осторожно скрипнула дверь и оттуда выглянула Катя. Увидев, что дождик перестал, она стремглав бросилась к своей клумбе.

– Что же ты наделала, Тучка! Из-за тебя мои цветочки захлебнулись и теперь им уже ничего, понимаешь, ничегошеньки не поможет! – разрыдалась девочка, перебирая маленькими пальчиками прибитые к земле росточки.

Тучка не поверила своим ушам. Она так старалась, а выходит, все понапрасну! Теперь ей никогда не подружиться с этими детьми! От огорчения она расплакалась еще сильнее. Дождь хлынул как из ведра. А Тучка все никак не могла остановиться и все плакала и плакала, пока не выплакала все свои слезы, и тогда дождь кончился. Наступила ночь, но сон не шел к Тучке. Она никак не могла понять, в чем же она провинилась. Ведь сегодня она делала то же, что и вчера. Но вчера все радовались, а сегодня почему-то ругались…

И, когда тихое дуновение Ветерка ласково коснулось Тучки, она очень обрадовалась.

– Ветер, Ветер! Как хорошо, что ты вернулся! Ты мой единственный настоящий друг. Мне было так плохо без тебя, пожалуйста, не покидай меня больше никогда, ладно?

– Неужели тебе не удалось ни с кем подружиться? – удивился Ветер.

И тут Тучка взахлеб стала рассказывать о своих злоключениях. О том, как сначала ее все хвалили, а потом принялись наперебой ругать, хотя она ничего плохого не сделала.

– Ни на что я не гожусь, никому я не нужна, никто меня не любит, – грустно вздохнула Тучка и притихла.

– Что ты, вовсе нет! Ты же не можешь угодить всем, ты всего лишь маленькая Тучка! А люди, они такие странные существа… Вечно они чем-нибудь недовольны. То им чего-то не хватает, то наоборот – вот они и сердятся. Вот скажи, какой я, по-твоему: хороший или плохой?

Тучка не думала ни секунды.

– Хороший, конечно!

– Но ты ведь все равно обижаешься и ругаешь меня, когда я долго не прилетаю к тебе. А если я вообще пропаду, ты по-прежнему будешь считать меня хорошим?

Тучка хмуро насупилась.

– Вот-вот, об этом я тебе и говорю... В этом мире все так странно устроено: то, что огорчает одних, другим приносит радость. Например, когда мы с тобой наперегонки носимся по небу, тебе это нравится, а морякам приходится бороться со штормом. Стоит мне задуть послабее, они радуются, мол, хороший ветер, крепкий, а дворники ругаются, потому что листья и мусор разлетаются во все стороны. Совсем перестану дуть, кому-нибудь все равно плохо будет – жарко или душно. Чуть задую – детвора радуется, а старушке – сквозняк. Так что на всех сразу не угодишь.

Вот и с твоим дождем так же. Мелкий моросит – чуть траву намочит, да пыль прибьет, а земля сухая остается. Посильнее – грибы пойдут, а деревьям все равно влаги не хватит. Сильный ливень землю хорошо промочит, самым глубоким корням на радость, зато посевы прибить может. Бывает, дождь как зарядит, так корни у деревьев подмывает, и они гибнут, но такой дождь лесные ручейки и речки питает, болота тоже, а там живности всякой видимо-невидимо. Она плещется да радуется, что воды много стало, да еды, червячков всяких, что в земле живут, нанесло… Вот и приходится все время выбирать да примериваться, где ты именно сейчас важнее и нужнее. Да еще так, чтобы и тебе самому нравилось то, что делаешь, и другим на радость, да и третьим постараться не навредить.

Как это сделать? Да проще простого! Спросить, чего от тебя именно сейчас хотят, каждый сможет, да и договориться о том, кто что делать будет, тоже не сложно. А если немного понаблюдать, то и догадаться можно, что из того, что ты умеешь, принесет радость вам обоим. А не умеешь – будешь знать, чему тебе научиться надо. А там уж только выбирай, у кого. Опять же, всему свое время, и в заботе о ближнем главное – не перестараться.

Ведь у тебя как получилось – вчера дождь был нужен, а сегодня – нет. Ты просто перестаралась. Ничего страшного, завтра ты все исправишь, а я тебе помогу. Спи, утро вечера мудренее.

Рано утром через приоткрытое окно в детскую спальню пробрался озорной солнечный лучик. Поплутав по комнате, он перебрался на спящих ребят и начал их теребить, кого за волосы, кого за ухо, а у младшей сестренки просто нарисовал солнечные розочки на щечках.

– Солнышко, солнышко, ура! – обрадовалась детвора и, забыв про умывание и завтрак, высыпала во двор.

– Сегодня дождя не будет! – кричал Митька.

– Это как сказать, – сказал Коля и все дети хором задрали головы вверх. На небе висела вчерашняя тучка. И тут... началось удивительное представление.

Тучка стала стремительно меняться, и …

– Ой, да это вовсе и не туча, это конь, – изумленно выдохнул Митька.

– Никакой не конь, это всадник на коне! Вон, видишь, копье торчит, – авторитетно поправил его Коля.

– Ничего вы не понимаете, это же замок, а в воротах – вон там, глядите – сказочная принцесса! – восхищенно взвизгнула сестренка.

А Тучка, меняясь, показывала детям неведомые страны, прекрасных рыцарей, принцесс, огромных драконов, диковинных зверей и невиданных птиц. И глядя на все это, можно было бы насочинять огромное количество занимательных историй, которые никто никогда и никому еще не рассказывал…

С тех пор многие дети и даже некоторые взрослые полюбили смотреть на облака. И, кто знает, может быть, именно благодаря этому и были написаны самые лучшие в мире сказки…

Так наша Тучка нашла себе друзей. Теперь уже она не расстраивалась, когда Ветра не было рядом, ведь у нее появилось столько важных дел! И еще она перестала считать себя плохой, если кто-то был недоволен дождем. Ведь она хорошо помнит слова Ветра.

Она-то помнит, а вы?

Возможные вопросы для обсуждения

ü О чем эта сказка?

ü Почему Тучка решила, что она плохая?

ü А почему Тучка перестала считать себя плохой?

ü Как ты думаешь, что в словах Ветра самое главное?

ü Что Ветер посоветовал Тучке, чтобы хорошо было всем?

ü Как Тучке удалось найти друзей?

ü Почему Тучка перестала грустить, даже когда Ветра не было рядом?

ü Чему научила нас эта сказка?

Сказка о Ветре и Цветке

(автор неизвестен)

Возраст: 6-10 лет.

Направленность: бережное отношение к другому человеку, чуткость и внимательность.

Жил-был Ветер.

Он был очень веселый и жизнерадостный, и больше всего на свете он любил носиться по разным местам и находить себе все новые и новые игрушки.

Однажды он залетел в один симпатичный сад, где было много удивительных цветов и деревьев, интересных камней, ручейков и тропинок.

Ветру нравилось шелестеть зеленой листвой, звенеть прозрачными каплями воды в ручьях и исследовать таинственные извилистые дорожки.

И он стал прилетать в этот садик очень часто, практически каждый свободный день.

Однажды, носясь по своему любимому саду, Ветер заметил чудесный Цветок, который расцвел на его любимой клумбе.

Ветру так понравился Цветок, его нежные лепестки и яркие изящные листья, что он просто не мог сдержать своего восхищения и бросился обнимать Цветок и играть с ним.

Жаркое дуновение Ветра согнуло Цветок, помяло его хрупкие лепестки, но Ветер не заметил этого.

Ему хотелось поднять Цветок в воздух, закружить его в своих вихрях, унести его с собой и никогда с ним не расставаться!

Цветок робко пытался сопротивляться, нежным голосом молил Ветер быть осторожнее, но среди бурных восторгов Ветер не чувствовал его боли и не слышал его тихих просьб...

Он представлял себе, как весело им будет играть высоко в небе и просто не знал, что – вырванный из земли, Цветок погибнет!

И вот в одном из восторженных порывов Ветер поднял Цветок в воздух и закружил его над землей.

Ах, как это здорово – кружиться вместе с другом!

Но что это? Головка Цветка вдруг поникла, стебель согнулся, и несколько капель сока как слезы выступили на месте оторвавшихся листьев...

Ветер притормозил свое кружение и тут, в затишье, он услышал слабый шепот Цветка: "Ах, я умираю... О-о, помогите... Мои корни без земли и воды засыхают... Пожалуйста, верните меня на мою клумбу... Я Вас умоляю..."

"О, что я наделал!" – Ветер вдруг все понял. "Своими бурными порывами я сделал моему любимому Цветку больно! Я не хотел!!!"– расстроился Ветер, – "я хотел только поиграть... Что же теперь делать?"

Он нежно подхватил Цветок легкими прохладными струями воздуха и отнес его на клумбу.

Но как быть дальше? Как снова посадить Цветок в землю?

Ветер метался по округе в поисках помощи. На его счастье, мимо как раз проходил садовник. Ветер с шуршанием взметнул перед ним фонтанчик листьев, и садовник обратил внимание на лежащий на земле Цветок.

– Ох, уж этот озорник Ветер, когда же он научится играть с моими растениями мягко и бережно – проворчал старый садовник, снова сажая Цветок в землю, и погрозил Ветру пальцем. – Лучше бы полезным делом занялся – пригнал бы тучку, побрызгал дождичком, глядишь, Цветок бы и ожил. И саду польза...

– Я все понял! – хотелось крикнуть Ветру, но ему удалось только тихо прозвенеть каплями воды в ручье. – Я изменился – рвался сказать он, но сумел только мягко пошевелить густую белую бороду старика. Тогда он поспешил доказать свою любовь на деле. "Я спасу Цветок" – дал себе обещание Ветер и помчался сгонять облачка в небольшую Тучку, чтобы принести Цветку живительную влагу.

С тех пор Ветер и правда изменился – он научился управлять силой своих порывов и останавливаться при подлете к хрупким цветам, он научился направлять свои буйные порывы на полезные дела, а к цветам прилетает отдохнуть и успокоиться, он трогательно заботится о Цветке, согревает его в холод и приносит прохладу в жару, дарит ему радугу на мелких каплях воды из ручья и доносит до него голоса разных птиц и отголоски шелеста больших деревьев соседнего леса...

Цветок ожил и каждое утро, просыпаясь в первых лучах теплого солнышка, с радостью ждет своего верного и заботливого друга. И счастливо тянется ему навстречу всеми своими изящными листьями и нежными ароматными лепестками.

И весь сад расцветает, вдохновленный их нежной дружбой.

Возможные вопросы для обсуждения

ü О чем эта сказка?

ü Почему Ветер сорвал Цветок?

ü Что чувствовал Ветер, когда понял, что сделал больно Цветку?

ü Кто помог Ветру измениться?

ü Чему учит эта сказка?

Сказка про дракончика Гошу

(О. Коношенко)

Возраст: 6-12 лет.

Направленность: трудности в адаптации к детскому коллективу, трудности в общении со сверстниками, агрессивность, зависть, обида.

Однажды в Волшебном лесу неизвестно откуда появился удивительный зверь – дракончик Гоша. Он не был похож ни на одного из лесных жителей, и поэтому звери сторонились его. И было дракончику от этого очень одиноко и грустно. Когда Гоша пытался познакомиться с кем-нибудь, все почему-то разбегались. Да-да-да, вы правильно догадались, они просто боялись странного с виду новичка. Но Гоша этого не знал, и очень расстраивался, что ему не с кем дружить.

Дракончик пробовал играть один, но – какие игры в одиночку! Когда он слышал веселый смех и шумную возню, он незаметно подкрадывался к играющим, прятался среди кустов и кочек – только бусинки глаз поблескивали – и с завистью наблюдал. Порой неосторожное движение выдавало его, и зверушки в страхе кидались врассыпную, а раздосадованный Гоша в гневе разрывал землю всеми четырьмя лапами сразу. Когда лесные жители находили вырванную с корнем траву и глубокие борозды от когтей на том самом месте, где они еще недавно играли, то еще больше убеждались в том, что лесной пришелец зол и коварен.

Шло время, дракончик рос, а вместе с ним росла и обида, что никто так и не захотел с ним подружиться. Неожиданно Гоша открыл в себе удивительный дар. Он научился изменять свой облик. Стоило ему захотеть, он становился похожим на что угодно, и мог часами наблюдать за весельем звериной детворы, оставаясь незамеченным. Гоша даже выучился говорить на их языке. Он же был самый настоящий дракон, а драконы, как известно, все – немножко волшебники.

И вот наступил день, когда Гоше стало совершенно невыносимо оставаться одному. Что же мне сделать, – лихорадочно соображал он, – чтобы они полюбили меня? Может, сразиться с лесным великаном и победить его? Тогда, – тихо бурчал себе под нос дракончик, – они сразу все меня зауважают. Они еще пожалеют, что не хотели со мной дружить…

Идя по лесу в таком воинственном настроении, Гоша неожиданно увидел Медведя. Тот с треском продирался через малинник. Потапыч слизывал самые спелые и крупные ягоды, жмурясь и причмокивая от удовольствия. "Сейчас или никогда!", – решился Гоша, торопливо превращаясь в медведя, и с грозным рычанием кинулся навстречу противнику.

Но то ли Дракончик рычал как-то не так, то ли вид его был недостаточно устрашающим, только хозяин леса и ухом не повел.

– Убирайся отсюда, – грозно прорычал Гоша, – теперь это мое место!

– С каких это пор оно стало твоим? – удивленно взревел медведь. – Ты что, мухоморов объелся, или осы тебя покусали?

– Выходи на бой, тогда и посмотрим, чье это место, – вошел в раж Гоша.

– Что-о-о-о? – раскатисто захохотал Медведь. – Да ты в своем ли уме? Куда тебе со мною тягаться? Сначала силенок наберись, заморыш! Небось на себя давно не смотрел, так сходи к пруду, погляди. Так и быть, на первый раз отпускаю, но больше не попадайся мне на глаза.

Дракончик растерялся. Он был готов от стыда сквозь землю провалиться. А медведь словно и забыл о нем. То ли и вправду малина для него была важнее, то ли просто пожалел неудавшегося задиру.

А Гоша спрятался в непролазные кусты и горько разрыдался, уткнувшись мордочкой в мягкий мох. Никогда ему еще не было так горько и обидно. Он ведь хотел как лучше! Дружить с ним никто не дружит, играть – не играет, и даже – бояться – не боится! Вон как ловко его Медведь победил, а всего-то пару слов сказал. И Дракончик вдруг начал понимать, что ни когтями, ни зубами ничьей дружбы ему не добиться. Может, попробовать по-другому? Но как?

Гоша никак не мог забыть, как он пятился от огромного сладкоежки. Ему казалось, что уверенность в своих силах покинула его в тот момент, когда он услышал обидные слова и поверил в них.

Если Медведь так легко побеждает Словом, то и я это смогу, – рассудил Дракончик. А как только стану Самым Сильным, все со мной сразу станут дружить.

С этого дня Гоша начал старательно подмечать те повадки и особенности зверей, которые можно будет потом высмеять. Будучи существом сообразительным, он довольно быстро освоил то, что ему было интересно, и решил, что его час настал.

И тогда в лесу началось настоящее бедствие. Стоило кому-то встретиться на Гошином пути, как Гоша превращался в его двойника. С той только разницей, что двойник был ослепительно красив и настоящий зверь рядом с ним сразу казался каким-то бесцветным и облезлым. И тут Гоша начинал демонстрировать свои успехи. Он в пух и прах высмеивал свою жертву, подробно останавливаясь на каждом ее существующем или же выдуманном недостатке. И даже достоинства он с легкостью выворачивал наизнанку, представляя все в черном свете. Запасливую Белочку обвинил в жадности; юркую, гибкую Змейку – в изворотливости. Осмотрительного Оленя назвал трусом, привычку медведя спать зимой – леньтяйством, а неторопливость – неуклюжестью. Мудрые советы совы он называл недальновидными; решительность, настойчивость и непреклонность льва – грубостью и тиранией.

Старания Гоши не пропали даром. Насмехаясь над лесным народом, стараясь уколоть каждого побольнее, он добился того, что звери приуныли, и боялись лишний раз высунуть нос из своих жилищ. А когда им все-таки приходилось выбираться на белый свет, зрелище было жалкое: хвост и уши прижаты, взгляд затравленный и бегающий, а в голове одна мысль – как бы не попасться на злой язычок своего двойника. "Может, я и впрямь никчемное существо, – горестно вздыхая, размышляли они. – Разве меня можно сравнить с тем, Другим! Он куда красивее, умнее, смелее. А я действительно жалкое ничтожество, и моим друзьям, конечно же, будет лучше с Ним, а не со мной".

И стал Дракончик хозяином Леса. Даже медведь со свалявшейся шерстью хмуро уходил из любимого малинника, едва завидев Гошу. Звери пугливо сторонились друг друга, стыдясь самих себя. И даже в яркий, теплый солнечный день казалось, что в лесу зябко и уныло.

А что же Гоша? Думаете, он был рад тому, что смолк веселый смех и прекратились лесные забавы среди деревьев? Вовсе нет! Он совсем не стал счастливее. Ведь, как и прежде, никто не радовался его появлению, и никто не подружился с ним.

И вот однажды Дракончику стало так тоскливо, что он сел на землю и снова заплакал. Его огромные слезы росинками скатывались на траву. Солнечный луч на мгновенье зажигал в них разноцветные искорки, и они переливались всеми цветами радуги. Но Гоша даже не замечал этого.

Земля рядом с Гошей становилась все мокрее и мокрее, а он все плакал и плакал. Постепенно всхлипывания становились все тише, и дракончик заснул.

Проснулся он оттого, что у него под головой зашевелилась земля. Дракончик вскочил и увидел земляной холмик, который стремительно рос у него на глазах.

– Уф, – отряхиваясь, проговорил появившийся из него Крот. – Кто это тут так землю намочил?

– Это я наплакал, – виновато ответил Гоша.

– Наплакал? Ну и ну... – удивленно протянул Крот. – Что за беда такая приключилась, чтоб так плакать? Наверно, что-то очень серьезное, да?

– Да, очень-очень, – согласился дракончик. А почему ты не убегаешь от меня? Разве ты меня не боишься? – шмыгнув носом, удивился он.

Тут настала очередь Крота удивляться.

– А почему я тебя должен бояться?

– Не знаю, меня все боятся, я же дракон, – ответил Гоша.

– А дракон – это хищник? – осторожно уточнил Крот.

– Нет, что ты! – замахал лапками Гоша. – Я ем цветы, травку и молодые листочки.

– Тогда зачем же мне убегать? Расскажи-ка мне про свое горе, может, чем и помогу.

– А ты можешь? – с надеждой спросил Дракончик.

– Пока не знаю... Все может быть... – неопределенно протянул Крот.

– Мне очень, очень одиноко и тоскливо одному, никто меня здесь не любит, и никто не дружит со мной. – Пожаловался Гоша.

– Ну, твоей беде легко помочь! Пошли, я познакомлю тебя со своим другом зайцем, а он уж позаботится, чтобы и все остальные звери с тобой подружились.

Услышав это, Дракончик помрачнел.

– Нет, заяц меня испугается. Да и остальные тоже. Разве ты не видишь, какой я страшный?

– Я вообще ничего не вижу. Я слепой, – важно и немного озадаченно ответил Крот. – Но если ты отнесешь меня к зайцу, то предупреди меня, когда будем подходить, и я крикну ему, чтобы он не боялся.

– Нет, – сокрушенно вздохнул Дракончик, – он все равно не захочет со мной дружить, как только узнает, что это я его косым куцехвостом обозвал. Да еще и на тебя обидится.

– Мда… – проятнул Крот, начиная что-то понимать. – Ну, тогда я с Медведем тебя познакомлю, он мудрый зверь, понимающий. Да и перед Зайцем ведь извиниться можно, как ты думаешь?

В ответ раздалось сконфуженное бормотание.

– Что-что? – Крот приложил лапку к уху. – Ты и с Медведем поссорился? Когда ж ты успел?

Рассказал Дракончик Кроту про то, как он о силе Слова догадался, и о своем Даре превращаться в любых зверей, и о том, как этим Даром воспользовался.

– Интересно, – после долгого молчания задумчиво проговорил крот, – а что бы ты обо мне мог придумать? Говори, не бойся, я не обидчивый.

– Что ты слепой червекопатель, что лапы у тебя навыворот, и что под землю прячешься оттого, что рыльце в пуху, не иначе, – по привычке выпалил Гоша и вдруг осекся на полуслове. – Ну, как?

– Кроты испокон веку слепые, – степенно ответил крот, – это всем известно и ничего обидного в этом нет. Под землей не глаза нужны, а тонкий нюх. Червячков я люблю, твоя правда, потому и лапы у меня так устроены, чтобы копать удобнее было. Не стесняюсь я своих лап, а горжусь ими. Под землей я живу, а не прячусь, там мой дом. Чувствуешь разницу? А если что и скрываю, так это запасы еды на черный день, да детишек своих, это всем делать полезно. Совесть моя чиста, и себя я уважаю таким, каким родился. Поэтому твои слова власти надо мной не имеют. Правда, если кто сомневается в себе, или наоборот, зазнается, тому, действительно, от твоих слов худо придется. Но зато я понял, почему от тебя все шарахаться стали. Обидел ты их крепко. Большооое терпение надо иметь, чтобы исправить то, что ты напортил. Пока это все поверят, что ты их больше обижать не будешь... Что ты жалеешь о том, что делал... Может быть, пройдет немало времени. И весь этот срок тебе нужно быть дружелюбным, и не отвечать на придирки зверей, которых ты обидел когда-то. Сможешь?

– Я очень, очень постараюсь, – горячо заверил Крота Дракончик.

– Ну, раз так, сиди здесь, а я пойду с медведем говорить, за тебя просить. А ты пока подумай, как ты со зверями жить дальше будешь, да что делать, чтобы им интересно с тобой было. Словом ты их обижал, да ведь слово и лечить может. – Сказал крот и нырнул под землю.

А уставший Гоша растянулся на травке, подставил свои мордочку и брюшко, все еще влажные от слез, ласковому солнышку, и стал мечтать о той жизни, которая начнется, когда у него появиться много-много приятелей, просто хороших знакомых, и, конечно же, настоящих друзей. Эти мечты были так сладки, что он и не заметил, как заснул.

И приснился ему удивительный сон. Вот стоит он посреди огромной цветочной Поляны, а вокруг собрались все лесные звери и зверюшки, и Гоша, превращаясь то в одного, то в другого, показывает удивительное представление из жизни лесных обитателей. И все смеются и хлопают в ладоши. Дракончику снилось, как звери гурьбой приходят к нему в гости, и рассказывают ему все, что случается с ними, и так рождаются новые сюжеты для веселых представлений. А потом, во время представления на цветочной Поляне, кто-то начинает стыдливо отводить глаза, узнавая себя в тех, кого изображает Гоша. Ведь иногда почувствовать и понять свою неправоту можно, только увидев себя со стороны...

И когда сладко спящего дракончика разбудили неторопливые шаги медведя, он уже знал, о чем будет говорить.

Так началась совсем новая жизнь для всего волшебного леса и совсем уже повзрослевшего дракончика Гоши.

Вопросы для размышления:

ü О чем эта сказка?

ü Почему вначале Гоше никак не удавалось найти друзей? Что он делал неправильно?

ü Почему Крот решил помочь Дракончику и не отказался помогать даже тогда, когда Гоша рассказал ему о своих проделках?

ü Какой важный совет Дракончик получил от Крота?

ü Почему на Крота язвительность Гоши не подействовала?

ü Каким характером обладали те, на кого Гошины слова действовали сильнее всего?

ü Как ты думаешь, что говорил Гоша Медведю? Как теперь он будет использовать свой талант?

ü Чему учит нас эта сказка?

Сокровище

(И.В. Стишенок)

Возраст: от 13 лет.

Направленность: сложности в отношениях с другими, нереализованные возможности, а также о духовном развитии человека. Сказка способствует социализации, помогает в осознании ценности своего окружения и важности взаимоотношений с ним, налаживании отношений с другими и закреплении нового, конструктивного стиля общения, основанного на взаимном принятии и сотрудничестве. Кроме того, сказка способствует раскрытию личностного потенциала и духовному развитию человека.

В давние времена на нашей прекрасной планете жили два племени, которые умели добывать огонь, охотиться на птиц и зверей, собирать грибы и ягоды, танцевать у костра и защищать свой дом от диких животных. Племена не умели только дружить друг с другом. Они ссорились по любому поводу так часто, что однажды, устав от постоянных раздоров, поделили свои земли глубоким рвом и поставили по его краям высокие башни. Жители племен так торопились построить свои крепости, что уложили в них все камни, которые нашли в округе.

Долгие годы неприступные башни отпугивали своим видом всех противников. Так прошло несколько столетий.

Потомки туземцев научились добывать полезные ископаемые и мастерить, изготавливать красивые украшения и ткать ткани. Они научились даже читать и писать. Вместо пещер люди теперь жили в красивых домах, и только башни с ружьями и пушками по-прежнему стояли друг против друга. Новые горожане так же, как и их предки, не научились дружить. А затем прошло еще несколько столетий, и другие поколения жителей научились сочинять поэмы и рассказы, симфонии и легкую музыку. Они занялись даже изучением космоса. И только башни все также неприступно и гордо стояли друг против друга.

Но время шло, и от многолетних ветров и ливней, войн и нападений крепости стали медленно разрушаться. Камни падали с высоты в глубокую пропасть и оказывались в чистом ручье.

Его воды уносили их куда-то вдаль и смывали осевшие за века пыль и грязь. Когда камни выносило на берег, оказывалось, что в стенах башен, среди гальки и булыжников, были замурованы агаты, бирюза, яшма и даже бриллианты.

Так и лежали бы драгоценные камни на песке, если бы однажды яркий блеск маленького бриллианта, сверкнувшего в лучах восходящего солнца, не привлек внимание одинокого путника.

– Откуда здесь это сокровище? – подумал он и осмотрелся по сторонам.

В воде странник увидел еще несколько красивых минералов и решил найти то чудесное место, откуда они приплыли. Он шел вдоль берега и внимательно всматривался в каждый камень, который лежал на песке или плыл по воде. Когда путник дошел до башен, то с удивлением обнаружил, что именно с их стен падали драгоценные камни.

«Невероятно, – подумал он, – жители смотрят друг на друга через бойницы в стенах, не замечая собственных сокровищ».

И одинокий странник решил сделать горожанам подарок.

– Люди! – громко закричал он. – Каждый, кто хочет найти сокровище, спускайтесь к этому ручью. Здесь вы обретете богатство и счастье, мудрость и любовь.

Жители городов услышали странные слова незнакомца, выглянули из-за стен башен и впервые увидели друг друга и красивую местность, которая лежала между их городами. Зеленая сочная трава, нежные цветы и журчащий голубой ручей – все дышало спокойствием и радостью. Внизу стоял и улыбался одинокий странник; ров, освещенный солнцем, казался совсем не страшным, и соседи были удивительно похожи друг на друга.

– Как же мы не замечали этого раньше? – удивились горожане и решили спуститься вниз, чтобы послушать рассказ путника.

Он показал им драгоценные камни и минералы и спросил:

– Знаете ли вы, что среди булыжников, которые находятся внутри каменных стен, могут быть такие же сокровища? Только враждебность друг к другу мешает вам это увидеть.

Удивленные горожане посмотрели на свои крепости и впервые увидели, что башни закрывают половину неба, горизонт и землю, на которой растут красивые цветы.

И хотя жители городов еще побаивались друг друга, их желание найти сокровища и обрести мудрость, любовь и счастье победило. Они разобрали свои башни на камни и тщательно отмыли их от грязи и пыли. Вскоре у воды собрались жители обоих поселений. Увлеченные работой, они даже не заметили, как перемешались друг с другом. Шутки и веселый смех звучали все дни труда, но когда работа была окончена, на лицах горожан читался только один вопрос:

– Что же дальше?

Небо стало шире, горизонт ближе, запах трав и шум ручья отчетливее доносились в города, но как же быть друг с другом?

Люди больше не хотели расставаться. Здесь они нашли не только драгоценности, но и друзей. А некоторые встретили у ручья свою любовь.

Булыжники и минералы лежали по обе стороны ручья, а люди продолжали смотреть на странника.

Он улыбнулся и сказал:

– Камнями можно отгородиться друг от друга или напасть на противника, а можно построить мост и соединиться с друзьями.

Драгоценности можно замуровать в стену вместо булыжников, а можно обработать и сделать из них украшения. Все наши поступки исходят из сердца.

– Мост – вот то, что нам нужно, – улыбнулись горожане и дружно принялись за его строительство.

А одинокий путник взял в одну руку посох, в другую – бриллиант чистой воды и отправился странствовать по свету.

Он помог горожанам обрести богатство, мудрость и любовь, и только от них теперь зависело, как они используют найденные сокровища.

Возможные вопросы для обсуждения

ü Как вы думаете, о чем эта сказка?

ü Какие чувства заставили жителей поселений отгородиться друг от друга?

ü Кто помог им взглянуть на свои отношения по-другому? Каким образом?

ü Что сделали жители, чтобы найти свои сокровища?

ü После каких событий жители решили построить мост между городами?

ü Что символизируют собой сокровища, замурованные в стену?

ü Как вы думаете, что сделают жители с найденными сокровищами?

ü Какое «сокровище» есть у каждого из вас?

ü Нарисуйте ту часть сказки, которая вам запомнилась больше всего.

 

Цепь

(И.В. Стишенок)

Возраст: от 14 лет.

Направленность: сложности во взаимоотношениях, выражающиеся в зависимости, ложном понимании чувства долга и дружбы, а также трудности в самоопределении, применение своего таланта не по назначению и желании изменить пассивную жизненную позицию.

Сказка способствует символическому отреагированию физиологических и эмоциональных стрессов, помогает наладить взаимоотношения с окружающими и найти конструктивный выход из конфликтных ситуаций. Также сказка помогает раскрыть личностный потенциал, способствует принятию в символической форме своей физической активности и самореализации.

На зеленой траве большого луга лежала одинокая цепь. Мимо нее пролетали стрекозы и бабочки, пробегали полевые мыши и хомячки, размышляя о своих бесконечных делах, торопливо шагали люди. Только цепь оставалась на месте и, мечтая, смотрела в синее небо. «Ах, если бы произошло чудо, которое изменило бы мою скучную жизнь!..» – думала она, глядя на проплывающие мимо облака.

Однажды на луг прилетела стая диких уток. Путешествуя в теплые края, они решили остановиться, немного отдохнуть и размять лапки. Одна молодая утка внимательно осмотрела поле и увидела цепь.

– Привет, – сказала она и подошла ближе. – Меня зовут Кряка. Я прилетела сегодня утром вместе со стаей. А как зовут тебя?

– Меня зовут Цепь, – грустно сказала цепь. – И я не умею летать. Я всегда лежу на одном и том же месте и жду, когда кто-нибудь подойдет ко мне и предложит свою дружбу.

– А хочешь, я буду дружить с тобой? – спросила Кряка и подошла еще ближе. – Мы вместе полетим по всему миру, и ты увидишь красоту нашей земли с высоты птичьего полета.

– Конечно, хочу! – воскликнула Цепь. – Как здорово!

– Вот и хорошо, – сказала Кряка и надела Цепь себе на шею. На следующий день утки собрались в стаю и отправились в путь. Во время полета Цепь с восхищением смотрела на землю и без конца повторяла:

– Кряка, какая ты добрая и благородная! Без тебя я никогда не увидела бы, как прекрасен этот мир.

– Да, это так, – соглашалась утка и изо всех сил махала крыльями, чтобы не отстать от стаи. Но, хотя Кряка и старалась, она постоянно задерживалась в пути, и остальным уткам приходилось останавливаться и ждать ее.

– Со мною Цепь, – оправдывалась Кряка и незаметно вздыхала.

На второй день пути она сказала своим друзьям:

– Я не могу лететь так быстро, как вы. Тяжелая Цепь тянет меня к земле. Летите медленнее. Но не успели утки что-либо ей ответить, как услышали недовольный голос Цепи:

– Я тяну тебя к земле? Какая несправедливость! А ведь я, Кряка, за время полета не сделала тебе ни одного замечания, хоть ты и трясешь меня постоянно. Даже удивляюсь, как не потеряла ни одного своего звена. И заметь, я всегда с тобой вежлива, ведь мы друзья.

– Да, мы друзья, – вздохнула утка и опустила глаза.

— Кряка, зачем тебе эта Цепь? – спросил вожак стаи. – Она мешает свободно лететь и лишает сил. Оставь ее на поляне.

– Не могу, – тихо сказала Кряка и добавила, – Цепь – мой ДРУГ.

Однако на третий день пути у утки заболела шея.

– Зачем ты натерла мне ее? – спросила Кряка у Цепи и заплакала.

– Извини, я не хотела обидеть тебя, – сказала Цепь. – Так получилось.

– Но больше мы не сможем лететь вместе, – решила утка. – Твои звенья причиняют мне боль.

– Ты хочешь бросить меня? – вдруг возмутилась Цепь. – А как же на



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.137 с.)