Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок 139. Имя прилагательное как часть речи
Цель урока: повторение изученного в I—IV классах об имени прилагательном; расширение сведений о синтаксической функции прилагательного в предложении.
I. Учитель читает текст (он может быть спроецирован при помощи графопроектора) с пропуском слова. — О какой птице идет речь? Как вы это определили?
К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся пестрая — белая с черным, а на голове черная с красным бантиком шапочка. Сразу узнал я …. Летит..., несет в клюве сосновую шишку. Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку, как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился за кору острыми когтями, а снизу еще хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жесткие, крепкие. (По Г. Скребицкому.)
— Какие средства языка помогли вам узнать дятла, хотя название птицы ни разу не упомянуто в тексте? К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано точное и выразительное описание птицы?
II. Беседа с классом. — Вспомните героев книги известной финской писательницы Туве Янссон «В счастливой долине муми-троллей» Шнырька и Юксаре, которые собрались играть в пуговицы:
Шнырек, собиравший ракушки в прибрежной воде, пулей выскочил на берег и начал высыпать на скалу содержимое своих карманов. — Одной пуговицы хватит! — Пожалуйста! — обрадовался Шнырек.— Какую лучше? Костяную, плюшевую, деревянную, стеклянную, металлическую, перламутровую? Однотонную, пеструю в крапинку, полосатую или клетчатую? Круглую, овальную, вогнутую, выпуклую, восьмиугольную или … — Можно обыкновенную брючную пуговицу,— сказал Юксаре.
— С каких сторон охарактеризованы пуговицы с помощью прилагательных? Что вы знаете об этой части речи? (Что́ обозначает, на какие вопросы отвечает? К словам какой части речи относится, как изменяется?) — Отгадайте загадки: 1. Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.) 2. Золотое решето черных домиков полно; сколько черненьких домов — столько беленьких жильцов. (Подсолнух.) — Что помогло вам отгадать загадки? (В них четко обозначаются признаки того предмета, который нужно отгадать. Эти признаки называются именами прилагательными.) — Для чего же служат имена прилагательные в речи?
III. Упр. 567. Прочитайте выразительно стихотворение.
— Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать березку? Как называется такое средство выразительности речи? — Разберите по составу прилагательное грустная. Подберите к нему синонимы (безрадостная, тоскливая, печальная), а затем антонимы (веселая, радостная и пр.). х — Выпишите три словосочетания «прилагательное + существительное» (с различными существительными). Определите род, число падеж прилагательных От чего они зависят? Учитель дает понятие о согласовании (прилагательное ставится в том же роде, числе и падеже, что и существительное, к которому оно относится). IV. Игра «Составь слово». Составьте слово, предварительно выполнив ряд действий. 1. Взять приставку от слова, являющегося определением в предложении Шел бесконечный дождь. 2. Добавить подлежащее предложения Страх овладел им. 3. Добавить суффикс прилагательного прелестный и окончание прилагательного красные. Полученное слово — бесстрашные. — С каким фонетическим явлением вы встретились? (х//ш). С полученным словом учащиеся должны составить предложение, записать его, сделать синтаксический разбор. (Например: Бесстрашные альпинисты покоряют неприступные горные вершины.)
V. Синтаксический разбор предложения Вода в озере холодная. Делается вывод о синтаксической роли прилагательных в предложении.
Домашнее задание: § 101, упр. 566. Повторить сведения об эпитете и олицетворении; подобрать из известных учащимся произведений (стихов, прозы) примеры, доказывающие, что эти художественные средства помогают читателю ярче, точнее представить предмет.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.006 с.) |