Модификация схемы респондентного обусловливания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модификация схемы респондентного обусловливания.



Э. Ч. Толмен, строил свои исследования поведения с учетом целенаправленности, или ориента­ции на достижение определенной цели. Крыса неодно­кратно и настойчиво проходит лабиринт, всякий раз делая все меньше ошибок, чтобы быстрее добраться до выхода. Иначе говоря, крыса учится, и сам факт обучения – для крысы или для человека – яв­ляется объективным поведенческим свидетельством наличия цели.

Он предположил, что причины поведения включают пять основных неза­висимых переменных: стимулы окружающей среды, психологические побуждения, наследственность, предшествующее обучение и возраст. Поведение является функцией всех этих переменных.

Между наблюдаемыми независимыми переменными и результирующим ответным поведением Э. Ч. Толмен ввел набор не­наблюдаемых факторов, которые назвал промежуточными переменными - являются детерминантой поведения. Они представляют собой те внутренние процессы, которые связывают стимули­рующую ситуацию с наблюдаемой реак­цией. Формула бихевиоризма S–R (сти­мул – реакция) теперь должна читаться как S–О–R. Промежуточными перемен­ными является все, что связано с О ( организмом), и формирует данную поведенческую реакцию на данный сти­мул. Он предложил следующую схему поведения: стимулирующий фактор (внешний стимул) → внутренний стимул поведения (внутренняя психическая реакция на внешний стимул, вторичный неосознаваемый стимул, источник действия) → объект поведенияповеденческий акт.

 Классическим примером промежуточной переменной является чувство голода, которое невозможно увидеть или измерить, но можно объективно и точно увязать с экспериментальными переменными. Такими как длительность того отрезка времени, на протяжении ко­торого организм не получал пищу, или количество съеденной пищи, или скорость ее поглощения. Таким образом, ненаблюдаемый фак­тор – голод – может получить точную эмпирическую оценку и, сле­довательно, становится доступным для количественного измерения и экспериментальных манипуляций.

Он считал, что повторяющееся выполнение одного и того же задания усиливает создаваемые связи между факторами окру­жающей среды и ожиданиями организма. Э. Ч. Толмен называл эти создаваемые научением связи гештальт-знаками, которые вырабатываются в ходе многократного выполнения какого-либо действия. Например, если ожидания крысы оправдываются, и она действительно нахо­дит пищу, то знак гештальта получает подкрепление. Т.о, животное вырабатывает целую сеть гештальт-энаков по всем точкам выбора в лабиринте. Э. Ч. Толмен назвал это когнитивной картой.

 Э. Ч. Толмен доказал эти идеи экспериментально. Был исполь­зован лабиринт крестообразной формы. Крысы одной группы всегда находили пищу на одном и том же месте, даже если для того, чтобы добраться до пищи, им при разных точках входа приходилось иногда поворачивать не направо, а налево. Моторные реакции отличались, но пища оставалась на том же самом месте.

Крысы второй группы должны были всегда повторять одни и те же движения, но пища всякий раз находилась в другом месте. На­пример, начиная путь с одного конца лабиринта, крысы находили пищу только повернув в точке выбора направо; если же крысы входили в лабиринт с противоположной стороны, то для того, чтобы найти пищу, им все равно надо было повернуть направо.

Результаты показали, что крысы из первой группы, то есть те, которые изучили место действия, ориентировались гораздо лучше, чем крысы из второй группы, которые заучивали реакции.

Другой эксперимент исследовал латентное научение – то есть такое научение, которое невозможно наблюдать в то время, когда оно фактически происходит. Голодную крысу поместили в лабиринт и предоставили ей возможность свободно бродить по нему. Сначала в лабиринте не было никакой пищи. После нескольких неподкре­пленных попыток крысе дали возможность найти пищу. После этого скорость прохождения крысой лабиринта резко возросла, что показа­ло наличие некоторого научения в период отсутствия подкрепления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.004 с.)