Повторяющиеся, комбинированные, случайные и симптоматические действия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повторяющиеся, комбинированные, случайные и симптоматические действия.



Повторяющиеся и комбинированные ошибочные действия яв­ляются своего рода вершиной этого вида действий. Т.к повторяемость проявлений обнаруживает устойчивость, которую почти никогда нельзя приписать случайности, но можно объяснить преднамеренностью. Замена отдельных видов ОД друг другом свидетельствует о том, что самым важным в ОД явл. намерение, которому оно служит и которое должно быть реализовано самыми различными путями. Напр. психоанал. Э. Джонсом по неизвестным причинам в течение нескольких дней забывал письмо на письменном столе. Наконец, он его отправить, но получил письмо обратно, так как забыл написать адрес. Написав адрес, он принес письмо на почту, но забыл наклеить марку. В результате он признал, что вообще не хотел от­правлять это письмо.

В другом случае захватывание вещей «по ошибке» комбиниру­ется с запрятыванием. Часто проявляется в «рассеянно­сти» – когда человек очень хочет что-то оставить у себя.

Есть другие явлений, близкие к ОД, к которым это название не подходит. Это случайные и симптоматические действиями. Они тоже носят характер не только немотивированных, незаметных и не­значительных, но и излишних действий. От ошибочных действий их отличает отсутствие второго намерения, с которым сталкивалось бы первое и благодаря которому оно бы нарушалось. Эти действия легко переходят в жесты и движения, которые, по мнению З. Фрейда, выражают эмоции. К случайным действиям относятся все кажущиеся бесцельными манипуляции с одеждой, ча­стями тела, предметами, мелодии, которые люди на­певают про себя. Ученый считал, что все эти явления полны смысла и их можно толковать так же, как и ошибочные действия, что они являются некоторым знаком других, более важных душевных про­цессов и сами относятся к полноценным психическим актам.

Т. о ОД разрешают многие проблемы, т.к являются психическими актами, в которых можно ус­мотреть смысл и намерение, они возникают благодаря наложению друг на друга двух различных намерений. Одно из этих намерений подвергается оттеснению, его выполнение не допускается и в резуль­тате оно проявляется в нарушении другого намерения.

 

Основные понятия теории поля (ТП).

Согласно ТП, протекание действий целиком сводится к конкретной совокупности условий существующего в данный момент поля. Левин предложил схему психологич. изучения человеческого поведения, которая имеет отличительные особенности:

1. Анализ поведения должен основываться на общей ситуации. В объяснение поведения включается более широкий круг явлений, чем объединение отдельных элементов типа раздражителей и реакций.

2. Ситуацию следует интерпретировать так, как она представляется личности. Это означает, что объяснение должно быть психологичным. При этом детерминанты поведения независимо от локализации в окружении или субъекте должны пониматься психологически. В связи с этим к основным компонентам причинно-следственного анализа относятся, например, не раздражители, а воспринимаемые (отраженные субъектом) особенности окружения, которые предоставляют человеку различные возможности для действия. Психологическому анализу должно подлежать таким образом не только все, что происходило с действующим субъектом в нем самом и окружении, но и другие факторы, влияющее на поведение.

3. Для объяснения поведения описания простых связей в смысле ассоциации «стимул–реакция» явно недостаточно. В основе всякого поведения лежат силы, основными из которых являются потребности.

4. Простая классификация наблюдаемых феноменов не идет дальше описательного уровня и может стать причиной неверного объяснения, поскольку внешне одинаковое поведение не обязательно связано с одними и теми же причинами. Необходимо выработать общие понятия и использовать их как конструктивные элементы, сочетание которых позволяло бы объяснить каждый конкретный случай.

5. На поведение влияет только то, что действует «здесь и сейчас»: будущие и прошлые события сами по себе не могут определять поведение в настоящий момент, они действенны лишь как нечто актуально припоминаемое или предвосхищаемое.

Левин стремился осуществить анализ условий протекания явлений и свести их к основным объяснительным конструктам (общая динамика, в т.ч. напряжение, сила, поле).

Еще более значительным для исследования поведения было требование Левина анализировать ситуацию в целом. Результатом такого требования анализа стало уравнение поведения, согласно которому поведение (П) есть функция личностных факторов (Л) и факторов окружения (О): П=f(Л,О). Это открывает путь для учета двустороннего влияния личностных и ситуационных факторов на поведение человека (Рис. 4).

Исходя из этого, для объяснения поведения Левин разработал 2 отчасти дополняющие друг друга модели: личности и окружения. Структурными компонентами этих моделей являются соседствующие, отграниченные друг от друга области. Несмотря на это сходство, структурные области в каждой из моделей имеют разное значение, которое определяется прежде всего динамическими компонентами обеих моделей. Модель личности оперирует энергиями и напряжениями, т. е. скалярными величинами. Модель окружения имеет дело с силами и целенаправленным поведением (в сфере действия соответствует локомоциям), т. е. векторными величинами. Обе теоретические схемы базируются на представлении гомеостатической регуляции: создавшееся положение стремится к состоянию равновесия между различными областями пространственного распределения напряжений, или сил. При этом регулирующим принципом является не уменьшение напряжения, а его уравновешивание по отношению к более общей системе или полю в целом.

 

Модель окружения.

Психологическое пространство, или поле, состоит из различных областей, которые структурируют не пространство в собственном (географическом) смысле слова, а психологически возможные действия и события.

При описании модели личности отмечалось, что возникновение поведения обусловливается в первую очередь внутренней динамикой напряженных систем, а именно динамикой взаимозависимости и коммуникации между системами.

Валентность – это свойство региона психологической среды, его ценность для человека. Выделяют 2 типа ценности – положительная и отрицательная. К региону, обладающему положительной ценностью можно отнести тот, что содержит целевой объект, который редуцирует (снижает) напряжение, когда человек войдет в него. Например, для голодного человека регион, который гарантирует получение пищи, обладает положительной валентностью. К региону, обладающему негативной ценностью – тот, что повышает напряжение. Например, для человека, боящегося собак, любой регион, где находится собака, будет иметь отрицательную валентность. Положительная валентность привлекает, отрицательная отталкивает.

Валентность связана с потребностью. Это означает, что положительная или отрицательная валентность конкретного региона среды зависит напрямую от системы, находящейся в состоянии напряжения. Именно потребности сообщают средовому региону ценностность. Они организуют среду в сеть привлекающих и отталкивающих регионов, создавая своеобразную «когнитивную карту».

Валентность – величина переменная; она может быть слабой, средней, сильной. Сила валентности зависит от силы потребности. Валентность ведет человека через его психологическую среду, но не является силой, которая мотивирует возникновение локомоции.

Локомоция возникает, когда на человека действует достаточная сила. Сила также связана с потребностью, но в отличие от внутриличностного напряжения – это вектор, существующий в психологической среде. К свойствам силы относятся направление, величина и точка приложения. Направление, которое указывает вектор, – репрезентация направления силы, длина вектора репрезентирует величину силы, а место на внешней границе человека, которого касается кончик стрелы, репрезентирует точку приложения. Иными словами, психологические силы – это свойства среды, а не человека.

Если на человека действует только один вектор (одна сила), тогда будет локомоция или тенденция к движению в направлении вектора. Если два или более векторов толкают человека в нескольких разных направлениях, итоговая локомоция может выступать как результирующая этих сил.

Регион, обладающий положительной валентностью, это такой регион, в котором действующие на человека векторы направлены в сторону этого региона («центростремительные силы»). Регион с отрицательной валентностью – тот, в котором векторы указывают противоположное направление («центробежные силы»). Другими словами, направление вектора прямо определяется местоположением региона с положительной либо отрицательной валентностью. Величина вектора соотносится с силой валентности, психологической дистанцией между человеком и валентным объектом и относительной силой других валентностей.

Таким образом, часть областей соответствует возможным позитивным и негативным событиям: целевые регионы с позитивной валентностью и регионы опасности с негативной валентностью. Остальные области представляют инструментальные возможности действия, использование которых приближает к целевому региону или отдаляет от региона опасности.

Модель окружения не столько объясняет, сколько описывает ведущие к достижению искомой цели или позволяющие избежать нежелательных событий возможные действия, какими они представляются человеку в данном жизненном положении.

Динамическим компонентом модели окружения является поле сил, центр которого может лежать в областях с позитивной или негативной валентностью. На человека воздействуют силы определенной интенсивности, и их результирующий вектор определяет направление и силу его психических локомоций. Если же в противоположном направлении действуют силы приблизительно такой же интенсивности, возникает конфликт. Направление означает при этом последовательность отдельных целевых действий. Часто действие разными путями ведет к одной и той же цели, психологическое направление в этом случае остается неизменным, имеет место эквивалентность исходов целенаправленного поведения.

К. Левин указывал на возможность динамического структурирования психологической среды. Динамика психологической среды может меняться 4 различными способами:

1. Ценность региона может меняться количественно (например, от менее положительной к более положительной) или качественно (от положительной к отрицательной). Могут появляться новые валентности, могут исчезать старые.

2. Векторы могут изменяться по силе, по направлению или в обоих отношениях.

3. Границы могут становиться прочнее или слабее, появляться или исчезать.

4. Могут меняться «вещественные» свойства региона, текучесть или ригидность.

Эвристическая плодотворность модели окружения определяется если не объяснением, то анализом условий поведения в относительно свободной ситуации. Представленные в модели данные позволяют проследить и вывести важные факторы в совокупном психологическом (т. е. задействованном в поведении) поле, такие, как силы, препятствия, пути действия, близость к области цели.

 

24. Экспериментальные работы, выполненные в рамках теории поля: последствия незавершенных действий (поведенческие индикаторы, напряженная система, подразделение областей, особенности материала).

Идеи Левина вызвали череду экспериментов целой группы исследователей. Большинство экспериментов эмпирически обосновывают правомерность замыслов относительно модели личности. Модель окружения, не породила такого количества экспериментальных работ, поскольку описывала поведение в относительно свободных и сложных ситуациях.

З.Фрейд привел массу примеров психологических последствий неосуществившихся желаний, т. е. нереализовавшихся действий. Будучи «вытесненными» вследствие своего запретного или предосудительного характера, они не просто исчезают, а находят свое выражение в многообразных скрытых формах, будь то «свободное» вторжение, сон или так называемые ошибочные действия, мимолетные нарушения протекания деятельности.

На сходных наблюдениях последствий незавершенных действий строил свою модель личности и Левин: последствия незавершенных действий должны были проявиться в лучшем удержании прерванных заданий. Подтвердить это удалось ученицам Левина Б.Зейгарник и М. Овсянкиной.

Наряду с обоими классическими методами, удержания и возобновления, для учета последствий незавершенных действий были привлечены еще четыре поведенческих индикатора.

1. Повторный выбор, т. е. выбор для дополнительного занятия одного из двух уже предлагавшихся заданий, одно из которых ранее было решено, а другое – нет.

2. Нейровегетативные изменения, наблюдающиеся при случайном упоминании незавершенного задания во время выполнения другой деятельности. Было замечено также, что прерывание действия сопровождается повышением тонуса мускулатуры.

3. Разные пороги узнавания для слов, обозначающих завершенные и прерванные задания.

4. Возрастание привлекательности задания после прерывания.

Применительно к каждому из трех компонентов модели личности: (а) состоянию напряжения области (напряженная система), (в) подразделению областей (на центральные и периферические; по степени дифференцированности и (с) свойствам материала (прочность границ областей) – можно принять ряд гипотез. В дальнейшем по каждой из теоретически выведенных гипотез были получены экспериментальные данные.

Напряженная система

1. Лучшее удержание и предпочтительное возобновление незавершенных квазипотребностей Зейгарник установила, что незавершенные задания удерживаются в среднем в 2 раза лучше завершенных. При использовании в качестве критерия возобновление действия результаты оказались еще более выраженными.

2. Чем сильнее не удовлетворена квазипотребность, тем сильнее выражен эффект Зейгарник (или обобщенно: чем сильнее мотивация, тем значительнее последствия в случае недостижения ее цели). Обострение мотивирующих побуждений духом соперничества увеличивает выраженность эффекта Зейгарник.

3. При наличии других квазипотребностей эффект Зейгарник уменьшается.

Подразделение областей

1. Центральные квазипотребности порождают более сильный эффект Зейгарник, чем периферические.

2. Недостаточное отграничение областей, соответствующих завершенным и незавершенным заданиям, приводит к уменьшению эффекта Зейгарник.

Особенности материала

1. Неудовлетворенная квазипотребность со временем разряжается (границы напряженной системы обладают известной проницаемостью, что приводит к выравниванию напряжений)

2. Ослабление эффекта Зейгарник при утомлении (в этом состоянии повышается «текучесть» границ областей).

3. Ослабление эффекта Зейгарник при аффективном возбуждении.

4. По мере онтогенетического развития эффект Зейгарник проявляется сильнее, что объясняется увеличением с возрастом прочности границ областей.

 

Экспериментальные работы, выполненные в рамках теории поля: замещающие действия (сходство заданий, уровень сложности задачи, цель действия, степень реальности замещающих действий, соотношение валентностей прерванного и замещающего действий).

Неудовлетворенные потребности как последствия незавершенных действий могут быть удовлетворены через действия замещающие, т. е. напоминающие незавершенную деятельность или являющиеся производными от нее.

Наиболее известные эксперименты по изучению условий, при которых дополнительное действие приобретает значение замещающего, были проведены тремя ученицами Левина: К. Лисснер, В. Малер и М. Хенле.

Сходство заданий

К. Лисснер прерывала работу детей, например, при вылепливании какой-либо фигуры из пластилина и просила вылепить другую фигуру. Замещающая ценность относительно первоначального задания в целом возрастала соответственно степени сходства между обоими заданиями. Иными словами, чем больше похожи были два задания, тем выше их возможность замещения друг для друга. Например, если прерванное задание состояло в лепке лошади, а замещающее – в лепке змеи, то количество возвращений было много меньше, чем в случаях, когда замещающее задание представляло рисование картинки или нанизывание бусинок. 

Уровень сложности задачи

Важным параметром степени сходства оказался уровень сложности задачи. Более легкое промежуточное задание имело ограниченную замещающую ценность. Если, напротив, промежуточное действие было более трудным, то его ценность оказывалась очень высокой; работа над прерванным заданием не возобновлялась. Трудность задания также трудно оценить – трудное для одного человека задание может быть легким для другого. 

Цель действия

Элементы ситуации, определяющие цель действия субъекта, также оказывают влияние. Если, например, продукт действия предназначался для определенного лица, то по отношению к первоначальному намерению изготовление такой же вещи для другого лица ни в коем случае не приобретает замещающей ценности. По наблюдениям Лисснер, к тому же эффекту приводит предложение экспериментатора выполнить абсолютно такую же работу, с указанием, что на этот раз задание будет совершенно другим.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.026 с.)