Тема «социальная структура современного западного общества и социальные отношения» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема «социальная структура современного западного общества и социальные отношения»



Предлагается составить пары (причина – следствие), характеризующие социально-экономическое развитие современного мира (задание направлено на выявление взаимосвязи всех сфер деятельности человека). Например: интенсификация промышленного производства на основе НТР – увеличение доли населения, занятого в промышленном производстве.

В качестве творческого домашнего задания предлагается нарисовать словесный портрет представителя одной из социальных групп или составить буклет одного из движений.

Тема «Нации и межнациональные отношения в современном мире»

Основные задания направлены на выявление двух основных тенденций развития межнациональных отношений.

Возможны краткие сообщения учащихся на темы: «Движение за автономию Шотландии и Уэльса», «Национальные проблемы в постсоциалистической Чехословакии», «Национальные и этнические конфликты в Югославии», «Движения сикорсов в Индии», «Движение тамилов», «Индо-мусульманская проблема», «Чернокожее население Европы и США», «Межэтнические конфликты в Бельгии», «Проблема франкоязычного населения в Канаде», «Межэтнические конфликты в Испании», «Европейский союз». В сообщениях необходимо осветить вопросы:

- причины и история конфликта,

- суть проблемы,

- возможные пути урегулирования.

В ходе беседы выделяются основные идеи современного цивилизационного подхода к решению национальных проблем, рассматриваются вопросы гармонизации межнациональных отношений.

Тема «Духовные ценности современной цивилизации»

Учащиеся получают опережающее задание найти наглядные материалы (фотографии, статистические данные, печатные материалы, альбомы по современному искусству, книги современных писателей, аудио- и видеозаписи, программы ТВ), иллюстрирующие уровень и основные направления развития искусства, литературы, образования и т.д.

Оформляется выставка, в ходе беседы выявляются основные тенденции развития культуры, определяются духовные ценности современной цивилизации. Использование Internet-ресурсов – один из возможных вариантов подготовки домашнего задания (проведения урока). Наглядное знакомство с экспозицией музеев, Web-страницами общественно-политических организаций и т.д. пополнит представления учащихся об уровне развития культуры.

В качестве творческой работы предлагаются темы сочинений: «Культура есть мера человеческого в человеке», «XX век – Ренессанс или Возрождение?».

Тема «Глобальные проблемы современности и пути их решения»

Глобальные проблемы современности (ГПС) рассматриваются в курсах географии, физики, химии, биологии, ОБЖ. В данном курсе обобщаются знания учащихся, акцентируется внимание на социальных аспектах и путях решения проблем. Один из вариантов проведения урока – использование «метода проектов». На вводном уроке учащиеся знакомятся с сущностью, особенностями, причинами возникновения, классификацией ГПС.

Учащимся предлагается выполнить групповые проекты по направлениям: «Военные катастрофы и угроза миру», «Преодоление экономического отставания стран третьего мира, «Проблемы экологии», «Проблемы ресурсов», «Демографическая проблема», «Сохранение здоровья человека» и т.д. Группы представляют материал в форме плакатов, стендов, буклетов (по выбору), отражающих:

- актуальность и значимость,

- сущность проблемы,

- предлагаемые пути решения.

Сегодня хороший урок тот, на котором интересно. Создана доброжелательная атмосфера, которая дает ученику опыт активного участия в решении проблем, преодоления возникших трудностей, выбора и принятия ответственности.

Подготовка урока по обществознанию

 

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь[8].

Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности. Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный подход, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока обществознания:

1. Определение темы учебного материала.

2. Определение дидактической цели темы.

3. Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

4. Продумывание структуры урока.

5. Обеспеченность урока (таблица).

6. Отбор содержания учебного материала.

7. Выбор методов обучения.

8. Выбор форм организации педагогической деятельности

9. Оценка знаний, умений и навыков.

10. Рефлексия урока[9].

«Обществознание» – учебный  предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета – общественной жизни – обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.

Современный урок это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.

Урок целостная, логически законченная часть образовательного пространства, ограниченная определенными рамками времени, в которой представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: содержание, средства, методы, организационные моменты.

От умения учителя правильно определить каждый из этих компонентов и их рационального сочетания зависит результативность урока. Одновременно с этим урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, произведение учительского творчества, к которому предъявляется множество различных требований.

Следовательно, методическими принципами инновационного урока становятся следующие:

- Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.

- Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.

- Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.

- Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.

- Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.

- Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.

Чем же инновационный урок отличается от традиционного?

Схема урока обществознания

Традиционный урок обществознания Инновационный урок обществознания
  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Закрепление.
  5. Итог урока.
  6. Домашнее задание.
  1. Мобилизующий этап.
  2. Самоопределение учащихся на основе антиципации.
  3. Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний.
  4. Закрепление нового материала.
  5. Рефлексия.

 

В мобилизующий этап может быть включена проверка домашнего задания. Далее предугадывание того, что ученики должны сделать на уроке. Объяснение начинается с осознания учениками недостаточности имеющихся знаний. Заканчиваться урок должен непременно рефлексией.

В ходе определения технологий, которые отвечают этим требованиям, мы вышли на методику субъективизации процесса обучения обществознания. Степень новизны заключается в комбинации элементов современных педагогических технологий (игровых, информационных, здоровьесберегающих, уровневой дифференциации), инновационных методик при обучении русскому языку, в разработке специальных упражнений для творческих возможностей обучающихся как средство творческой самореализации личности школьника в учебно-познавательной деятельности.

Принципы методики субъективизации:

- Ученик – равноправный с учителем участник процесса обучения, которому передается часть функций учителя: формулирование и определение цели урока, формулировка задания к учебному материалу.

- Взаимосвязанное сочетание интеллектуальных процессов: антиципации (предопределение учеником своих учебных действий), целенаправленное развитие логического мышления, повышенная речевая активность учащихся, рефлексия.

- Высокая сложность учебного материала частично поискового и проблемного характера на всех этапах урока.

Также изменяются и требования к учителю:

- Четко и точно формулирует задания.

- Не дает новые знания ученикам в готовом виде.

- Не повторяет задание два раза.

- Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам.

- Не повторяет то, что уже сказали ученики.

- Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.

- Подбирает комплексные задания, в которых предложенная языковая единица рассматривается с нескольких сторон.

Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

Каждый урок должен иметь четко поставленную цель, достижение которой требует решения основных задач урока. Формулировка цели и задач урока должна быть лаконичной и точно определять все виды деятельности учителя и учащихся на уроке и каждом его этапе.

Хороший урок отличает плановость, четкость построения.

Качество урока во многом зависит от организации учащихся и мобилизации их внутренних сил на овладение материалом урока. Это достигается посредством доведения цели и плана урока до сознания школьников.

Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся умения учиться. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе; самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого пересказа, конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые; создавать на основании знаний, умений, навыков новое, необычное творить, изобретать, исследовать.

Каждый урок должен быть шагом вперед для школьников, рождать у них ощущение необходимости хорошо знать материал урока. Возникновение ощущения постоянного движения вперед стимулирует учебную деятельность учащихся.

Уроки обществознания должны убеждать учащихся в ограниченности знаний отдельного человека, в ограниченности информации, которую дает учитель на уроке, и давать пищу для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума.

Итак, каждое занятие должно быть воспитывающим. Учение должно приносить человеку чувство удовлетворенности, радости, пробуждать в нем новые силы. Так как время урока ограничено, оно должно экономно использоваться. Это достигается подготовленностью учителя и учащихся, наличием дисциплины и психологической готовности детей, оборудованием урока, доведением до конца его замысла. Завершенность одно из требований к хорошему уроку.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.219 (0.023 с.)