Глава 1. Теоретические основы изучения современного урока обществознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы изучения современного урока обществознания



Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы изучения современного урока обществознания.. 7

1.1. Требования к современному уроку обществознания в свете ФГОС.. 7

1.2. Подготовка урока по обществознанию.. 13

Глава 2. особенности проведения анализа Современного урока обществознания.. 20

2.1. Анализ урока обществознания в 6 «а» классе МБОУ СОШ № 9 г. Кызыла 20

2.2. Технологическая карта урока как методический инструментарий современного урока обществознания. 22

Заключение. 31

Список использованной литературы.. 34

 


Введение

 

Актуальность темы исследования. Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия; происходит общение учителя и учащихся, направленное не только на активизацию познавательных возможностей, но и на систематическое, целенаправленное изучение личностных проявлений каждого ученика».

Концепция модернизации российского образования так определяет социальные требования к системе школьного образования: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам. Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал (принцип). Он предполагает учет потребностей и интересов обучающегося, реализацию дифференцированного подхода к обучению.

Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:

- применение активных форм познания: наблюдение, опыт, учебный диалог;

- создание условий для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание.

В связи с этим в настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Сегодня в центре внимания – ученик, его личность. Поэтому основная цель современного учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Степень разработанности темы.  Отечественная методика обучения обществознания развивалась благодаря профессиональной деятельности многих специалистов, посвятивших свои труды различным аспектам данной науки.  М.Т. Студеникин, Е.Н. Захарова, Б.С. Духан, определяя темпы, методы проведения и формы уроков, рекомендовали «исходить из содержания темы, особенностей класса, использовать коллективные формы работы, материалы радио, телевидения, периодической печати»[1].

Активизация научных изысканий в этой области начинается лишь с середины XX в. В трудах С.С. Алексеева[2], B.C. Афанасьева, Г.П. Давыдова, А.В. Дружковой, Л.К. Ермолаевой, Д.С. Кареева, В.В. Лазарева, Я.С. Щатило и многих других авторов поднимались вопросы совершенствования познавательной деятельности в процессе обучения обществознания, разъяснялись эффективные методики обучения обществознания, предлагалось обратить внимание на практическую направленность обществознания, которыми должны овладеть обучаемые.

Целью данной работы является изучение современного урока обществознания.

Для достижения цели работы решаются следующие задачи:

1. рассмотреть требования к современному уроку обществознания в свете ФГОС;

2. изучить методические принципы современного урока по обществознанию;

3. провести анализ урока обществознания в 6 «а» классе МБОУ СОШ № 9 г. Кызыла;

4. рассмотреть технологическую карту урока как методический инструментарий современного урока обществознания.

Объект исследования – урок обществознания.

Предметом исследования является современный анализ урока обществознания.

Методы исследования. В данной работе были использованы общенаучные методы, также метод исторического познания, хронологический метод и метод контент-анализа.

Новизна исследования состоит в комплексном рассмотрении современного урока обществознания и определении межпредметных и внутрикурсовых связей в обществознании, рассмотрении требований к современному уроку обществознания в свете ФГОС, тенденций применения современных информационных технологий.

Практическая значимость исследования заключается, прежде всего, в том, что теоретические положения и выводы, сформированные на основе исследования, имеют целью способствовать совершенствованию методики обучения обществознания. Полученные выводы могут быть использованы при разработке уроков по обществознанию.

Структура работы состоит изведения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 


 

Требования к современному уроку обществознания в свете ФГОС

 

В системе обществоведческого образования в последние годы изменилось содержание образования – преодолевается односторонний подход к проблемам, расширяется круг рассматриваемых фактов и их трактовок. В то же время возникает необходимость качественно новых методик преподавания, которые позволили бы сформировать у детей компетенции, необходимые для жизни в современном мире[3].

Новые стандарты образования подчеркивают особую значимость компетентностного подхода, духовно-нравственного воспитания, формирования гражданственности и патриотизма, ответственности и самостоятельности[4].

Что же мы относим к характерным признакам современного урока? Это и разнообразие источников и средств обучения, которые в последнее время минимизируют роль учебника на занятии, это и групповая деятельность, и перевоплощение учителя из «рассказчика» в организатора и координатора познавательной деятельности школьника, это и вариативные домашние задания, и эвристический метод обучения, превращающий ученика в активного субъекта познания. Мы стали предъявлять одинаковые требования к уроку, не учитывая особенности предметов. Однако,  существующие принципиально различные целевые установки предметов должны выражаться в конкретных требованиях к конкретному уроку. Какие же требования выдвигаются сегодня к современному уроку обществознания?

1.Соответствие целевой установки урока требованиям стандарта по обществознанию: формирование общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового сознания; воспитание толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим многокультурном мире.

2. Оригинальный аспект учебного содержания, аксиологический акцент и формулировка темы занятия, усиливающие личностную и социально-практическую значимость школьного предмета «Обществознание».

3. Наличие форм, приемов и средств познавательной деятельности, направленных на овладение «живым знанием», личностное самоопределение, саморазвитие и самореализацию.

4. Архитектоника учебного занятия (общий план его построения), гармонирующая с ценностно-целевой установкой занятия и его содержанием.

5. Открытый и диалоговый характер учебного занятия, стимулирующий развитие устойчивого познавательного интереса школьников к гуманитарным наукам, самообразованию и формированию собственной гражданской позиции.

6. Профессиональное использование научно-методических и педагогических терминов и понятий в разработке урока[5].

В курсе обществознание наиболее оптимальна блочная структура урока, которая состоит из 6 компонентов:

- организационный блок;

- информационный блок;

- оценочный блок;

- аналитический блок;

- рефлексивный блок;

- мотивационный блок.

Особенностями блочного подхода к планированию занятий являются:

- определяется лишь логика построения элементов урока, но не устанавливается жесткая последовательность;

- два бока – организационный и мотивационный, не имеют локализации и пронизывают все пространство урока;

- четыре блока – информационный блок, оценочный блок, аналитический блок, рефлексивный бок помещены парами, т.к. на практике сложно отделить один от другого;

- обозначенные элементы урока не предусматривают конкретных действий учителя – проверять домашнее задание, выставлять отметки, говорить вводные слова, работать с учебником. Ученик должен сам решить, что ему конкретно стоит спланировать[6].

Остановимся на составляющих каждого блока.

Организационный блок – вполне подойдет деловой стиль описания видов деятельности школьников на уроке. Учитель может обратить внимание на форму проведения занятия, на способы работы на уроке (групповая, индивидуальная, общая дискуссия), на возможные роли учащихся.

Эту часть можно назвать инструктированием или пояснением.

В результате занятия учитель сможет дать определения понятиям, структурировать информацию в виде таблиц. Высказывать собственное мнение о проблемах и путях их решения.

При формулировании ожидаемых результатов можно выделить следующие особенности:

- формулировки максимально конкретны и проверяемы;

- они связаны с компонентом знаний, умений, навыков, ценностных ориентиров, мировоззренческих позиций, а фактически обращены к универсальным учебным действиям, о которых говорят ФГОС ОО.

Мотивационный блок. Психологи определяют мотивацию как совокупность всех факторов, которые побуждают к активности. Для этого существуют разнообразные приемы: рассмотрение жизненных ситуаций, сравнение нескольких высказываний, обсуждение, незаконченная фраза, фрагменты видеофильма.

Требования к мотивации на уроке обществознания могут быть следующие:

- направленность на социальный опыт школьников и их интересы;

- возможность высказать разные точки зрения;

- необычность формы или манеры подачи материала;

- простота языка и способа его изложения;

- проблемность и дискуссионность.

Информационный и аналитический блоки более понятны учителю. Это сообщение информации, работа с текстом, документом, его анализ, изучение нового материала. Сегодня письменные источники должны быть дополнены графическими, электронными, визуальными, вещественными, видеоресурсами. Учащиеся должны уметь переводить текстовую информацию в графический формат и наоборот, обобщать полученные данные, различать важное и второстепенное, сравнивать, синтезировать, формулировать аргументы и контраргументы.

ФГОС ОО требуют развитие умений понимать и осмысливать, искать и выбирать необходимую информацию.

Оценочный и рефлексивный блоки ориентированы на процесс коммуникации. Оценка не сводится к выставлению отметок. Помимо формализованной стороны – баллы, зачеты, в оценивании показывается отношение каждого участника занятия к происходящему на уроке. Обратим внимание на особенности оценивания:

- оценивание происходит в любом случае, даже иногда помимо воли того, кто оценивает;

- оценка не должна умолять достоинство человека;

- оценивать учебные результаты, а не личностные способности;

- критерии оценивания обсуждать вместе;

- оценка должна мотивировать к учению, а не отбивать руки у школьника к учебе[7].

Рефлексия пока довольно редко применяется в преподавании. Она является не просто подведением итогов, а видением процесса и сознанием полученных результатов.

Все обозначенные боки являются звеньями целостной системы и отсутствие одного приводит к серьезным провалам.

Необходимо отметить еще один аспект современного урока –межпредметное взаимодействие. На наш взгляд, уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся старшей школы позволяет шире реализовать интегративный и компетентностный подход к изучению общественных дисциплин и предметов естественно-научного цикла.

Подготовка урока по обществознанию

 

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь[8].

Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности. Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный подход, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока обществознания:

1. Определение темы учебного материала.

2. Определение дидактической цели темы.

3. Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

4. Продумывание структуры урока.

5. Обеспеченность урока (таблица).

6. Отбор содержания учебного материала.

7. Выбор методов обучения.

8. Выбор форм организации педагогической деятельности

9. Оценка знаний, умений и навыков.

10. Рефлексия урока[9].

«Обществознание» – учебный  предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета – общественной жизни – обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.

Современный урок это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.

Урок целостная, логически законченная часть образовательного пространства, ограниченная определенными рамками времени, в которой представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: содержание, средства, методы, организационные моменты.

От умения учителя правильно определить каждый из этих компонентов и их рационального сочетания зависит результативность урока. Одновременно с этим урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, произведение учительского творчества, к которому предъявляется множество различных требований.

Следовательно, методическими принципами инновационного урока становятся следующие:

- Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.

- Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.

- Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.

- Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.

- Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.

- Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.

Чем же инновационный урок отличается от традиционного?

Схема урока обществознания

Традиционный урок обществознания Инновационный урок обществознания
  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Закрепление.
  5. Итог урока.
  6. Домашнее задание.
  1. Мобилизующий этап.
  2. Самоопределение учащихся на основе антиципации.
  3. Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний.
  4. Закрепление нового материала.
  5. Рефлексия.

 

В мобилизующий этап может быть включена проверка домашнего задания. Далее предугадывание того, что ученики должны сделать на уроке. Объяснение начинается с осознания учениками недостаточности имеющихся знаний. Заканчиваться урок должен непременно рефлексией.

В ходе определения технологий, которые отвечают этим требованиям, мы вышли на методику субъективизации процесса обучения обществознания. Степень новизны заключается в комбинации элементов современных педагогических технологий (игровых, информационных, здоровьесберегающих, уровневой дифференциации), инновационных методик при обучении русскому языку, в разработке специальных упражнений для творческих возможностей обучающихся как средство творческой самореализации личности школьника в учебно-познавательной деятельности.

Принципы методики субъективизации:

- Ученик – равноправный с учителем участник процесса обучения, которому передается часть функций учителя: формулирование и определение цели урока, формулировка задания к учебному материалу.

- Взаимосвязанное сочетание интеллектуальных процессов: антиципации (предопределение учеником своих учебных действий), целенаправленное развитие логического мышления, повышенная речевая активность учащихся, рефлексия.

- Высокая сложность учебного материала частично поискового и проблемного характера на всех этапах урока.

Также изменяются и требования к учителю:

- Четко и точно формулирует задания.

- Не дает новые знания ученикам в готовом виде.

- Не повторяет задание два раза.

- Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам.

- Не повторяет то, что уже сказали ученики.

- Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.

- Подбирает комплексные задания, в которых предложенная языковая единица рассматривается с нескольких сторон.

Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

Каждый урок должен иметь четко поставленную цель, достижение которой требует решения основных задач урока. Формулировка цели и задач урока должна быть лаконичной и точно определять все виды деятельности учителя и учащихся на уроке и каждом его этапе.

Хороший урок отличает плановость, четкость построения.

Качество урока во многом зависит от организации учащихся и мобилизации их внутренних сил на овладение материалом урока. Это достигается посредством доведения цели и плана урока до сознания школьников.

Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся умения учиться. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе; самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого пересказа, конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые; создавать на основании знаний, умений, навыков новое, необычное творить, изобретать, исследовать.

Каждый урок должен быть шагом вперед для школьников, рождать у них ощущение необходимости хорошо знать материал урока. Возникновение ощущения постоянного движения вперед стимулирует учебную деятельность учащихся.

Уроки обществознания должны убеждать учащихся в ограниченности знаний отдельного человека, в ограниченности информации, которую дает учитель на уроке, и давать пищу для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума.

Итак, каждое занятие должно быть воспитывающим. Учение должно приносить человеку чувство удовлетворенности, радости, пробуждать в нем новые силы. Так как время урока ограничено, оно должно экономно использоваться. Это достигается подготовленностью учителя и учащихся, наличием дисциплины и психологической готовности детей, оборудованием урока, доведением до конца его замысла. Завершенность одно из требований к хорошему уроку.

 


Заключение

 

Рассмотрев в данной курсовой работе современный урок обществознания в условиях перехода на ФГОС можно сделать следующие выводы:

Современный урок обществознания – это комплексная система организационной, учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учеников. Она направлена на достижение целей усвоения главных дидактических единиц правового модуля государственного стандарта знаний, формирование умений пользоваться полученными правовыми знаниями в практической деятельности.

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь.

Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности. Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный подход, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.

Методическое сопровождение образовательного процесса, помогающее учителю реализовывать требования ФГОС – технологические карты.

Технологические карты – это методический инструментарий, обеспечивающий учителю качественное преподавание нового учебного курса путём перехода от планирования урока к проектированию изучения темы. В технологических картах определены задачи, планируемые результаты (личностные и метапредметные), указаны возможные межпредметные связи, предложен алгоритм прохождения темы и диагностические работы (промежуточные и итоговые) для определения уровня освоения темы учащимися.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить достижение предметных, метапредметных и личностных результатов (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Новые стандарты образования подчеркивают особую значимость компетентностного подхода, духовно-нравственного воспитания, формирования гражданственности и патриотизма, ответственности и самостоятельности.

В курсе обществознание наиболее оптимальна блочная структура урока, которая состоит из 6 компонентов:

- организационный блок;

- информационный блок;

- оценочный блок;

- аналитический блок;

- рефлексивный блок;

- мотивационный блок.

Использование ИТК-технологий обучения требует при постановке целей урока учитывать необходимость развития потребности и готовности к самостоятельному получению знаний (исследовательской культуры), ответственности учащихся за собственное образование, более глубоких рефлексивных умений. Только активная познавательная деятельность школьников, их субъектная позиция сможет обеспечить эффективность использования ИКТ-технологий в обучении. Также следует вводить учеников в мир информационной культуры, формировать у них информационные и коммуникационные умения.

Постановка таких целей требует особого содержания образования, его структурирования и применения. Использование современных ИТК-технологий увеличивает объем учебного материала, создает возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Интерактивные обучающие программы, использование гипертекстовой технологии и мультимедиа способствуют успешному обучению на одном уроке школьников, обладающих различными потенциальными возможностями и способностями. Многочисленные информационные ресурсы могут предоставить требуемое содержание, а их целесообразное использование позволит сформировать необходимые умения.

Ведущая цель правового образования заключается в создании условий для обучения и совершенствования знаний, умений, навыков каждого школьника с опорой на принципы уровневой дифференциации, в том числе учет их индивидуальных особенностей и способностей.

Таким образом, в ходе написания работы были достигнуты цели и задачи, которые были поставлены в исследовании.

 


 

Список использованной литературы

 

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 21 июля 2014 г. № 262-ФЗ) // «Российская газета» от 31 декабря 2012 г. № 303.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. – М., 2015.

3. Алексеев, С.С., Лазарев, В.В. Государство: Основные понятия. Государство в нашем мире и в России. / Учебное пособие для учащихся 10 кл. — Екатеринбург: ИД «Сократ», 2019.

4. Андрианова, Г.А. Целеполагание и рефлексия как метапредметные виды учебной деятельности. // Интернет-журнал «Эйдос». - 2015. - № 8.

5. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М., 2019 - №4. - С18-22.

6. Аствацатуров, Г.О. Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. — Волгоград: Издательство «Учитель», 2018.

7. Бочаров, И. Права человека. Методика преподавания в школе. 9-11 кл. — Пермь, 2016.

8. Воронцов, А.В., Ильин, А.В., Морозова, С.А. Сергеев, С.А., Элиасберг, Н.И. Права человека в свободной стране. — СПб., Спецлит, 2019.

9. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 2016.

10. Козюбра, Н.И., Оксамытный, В.В., Рабинович, П.М. Правовое воспитание молодежи. — М., 2015.

11. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (поглавный) / Под ред. В.Е. Усанова. – М., 2015.

12. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: Проект / Рос. акад. образования; Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. — М.: Просвещение, 2018.

13. Кравченко, А.И., Певцова, Е.А. Обществознание. (11 кл). — М.: Русское слово, 2015.

14. Лебедев, О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. – М.: Школьные технологии, 2015. - № 6. – С10-17.

15. Логвинова, И.М., Копотева, Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. // Управление начальной школой. — 2015. — № 12. — С. 12—18.

16. Мушинский, В.О. Основы правоведения. — М., ЦГО, 2017.

17. Никитин, А.Ф. Право и политика. — М.: Просвещение, 2016.

18. Осмоловская, И. Изменение процесса обучения: от общества индустриального – к информационному. – М.: Народное образование, 2019. - № 7.

19. Певцова, Е.А. Основы правовых знаний. — М.: Владос, 2016.

20. Певцова, Е.А. Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015.

21. Проектирование уроков деятельностной направленности в образовательном процессе начальной школы. Сборник материалов. (сост. О. В. Петрова, Т. П. Савушкина; под ред. М. И. Солодковой; ГОУ ДПО ЧИППКРО. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2015.

22. Строкова, Т.А. Компетентностный подход и проблемы его реализации. – М.: Школьные технологии, 2019. - № 6. – С9-16.

23. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М., 2016.

24. Теоретические и методические проблемы преподавания права в школе. Методические рекомендации учителям права. – М.: Вита-Пресс, 2016.

25. Учебно-методические материалы для проведения практических занятий в рамках образовательной программы «Преподавание истории и обществознания в соответствии с ФГОС общего образования». Автор: О.С. Уколова. – Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО», 2015.

26. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий /Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2015.

27. Чернобай, Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде (Серия «Работаем по новым стандартам») — М.: Просвещение, 2016.

28. Шабуров, А.С. Право в нашей жизни. Основы действующего российского законодательства (11 кл). — Екатеринбург: Изд-во «Сократ», 2019.

29. Шмелькова, Л.В. Проектирование образовательного процесса. / ГОУ ДПО ЯНОИПКРО. — Салехард, 2018. — 112 с.

30. Элиасберг, Н.И. Правовое образование в отечественной школе 30-х — 90-х гг. XX в. Опыт системно-генетического анализа. — СПб., 2016.

 


[1] Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе. — М., 2016.

[2] Алексеев, С.С., Лазарев, В.В. Государство: Основные понятия. Государство в нашем мире и в России. / Учебное пособие для учащихся 10 кл. — Екатеринбург: ИД «Сократ», 2019.

[3] Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 2016. – С. 33.

[4] Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий /Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2015. – С. 105.

[5] Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 2016. – С. 34.

[6] Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий /Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2015. – С. 106.

[7] Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 2014. – С. 35.

[8] Лебедев, О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. – М.: Школьные технологии, 2015. - № 6. – С.10.

[9] Лебедев, О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. – М.: Школьные технологии, 2015. - № 6. – С.12.

[10] Логвинова, И.М., Копотева, Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. // Управление начальной школой. — 2011. — № 12. — С. 12.

[11] Логвинова, И.М., Копотева, Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. // Управление начальной школой. — 2011. — № 12. — С. 13.

[12] Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий /Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. – С. 156.

[13] Лебедев, О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. – М.: Школьные технологии, 2011. - № 6. – С.14.

[14] Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий /Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. – С. 158.

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы изучения современного урока обществознания.. 7

1.1. Требования к современному уроку обществознания в свете ФГОС.. 7

1.2. Подготовка урока по обществознанию.. 13

Глава 2. особенности проведения анализа Современного урока обществознания.. 20

2.1. Анализ урока обществознания в 6 «а» классе МБОУ СОШ № 9 г. Кызыла 20

2.2. Технологическая карта урока как методический инструментарий современного урока обществознания. 22

Заключение. 31

Список использованной литературы.. 34

 


Введение

 

Актуальность темы исследования. Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия; происходит общение учителя и учащихся, направленное не только на активизацию познавательных возможностей, но и на систематическое, целенаправленное изучение личностных проявлений каждого ученика».

Концепция модернизации российского образования так определяет социальные требования к системе школьного образования: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам. Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал (принцип). Он предполагает учет потребностей и интересов обучающегося, реализацию дифференцированного подхода к обучению.

Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:

- применение активных форм познания: наблюдение, опыт, учебный диалог;

- создание условий для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 2156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.157 с.)