Конституционные основы экономической деятельности в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционные основы экономической деятельности в Российской Федерации



Отметим, что роль конституционного права в отношении хозяйствования, экономической жизни в государстве может быть разнообразной, причем нередко весьма активной. Этот аспект недостаточно изучен в науке конституционного права, гораздо чаще к правовым основам экономики обращаются в связи с прикладными задачами, а их в большей мере решают нормы отдельных отраслей права. Поэтому попробуем обозначить главные параметры создания конституционно-правового фундамента экономической деятельности.

1)     Говоря обобщенно, конституционное право, прежде всего, закрепляет основы экономической системы государства. При этом сами понятия «экономическая система государства», «экономическая основа государства», «основы экономической системы государства» могут отсутствовать в конституции. Например, в Конституции СССР 1936 г. использовалась категория «экономическая основа СССР», в Конституции СССР 1977 г.«основа экономической системы СССР». В Конституции РФ нет аналогичных понятий, однако это ни о чем не говорит.

Экономическая система (англ.Economic system)совокупность всех экономических процессов, которые совершаются в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма.

Закрепляя основы экономической системы государства, конституции отражают, во-первых, соответствующий тип экономики, во-вторых, существующие (допускаемые) в государстве формы собственности, в-третьих, исходные правила экономической деятельности.

В закреплении типа экономики для конституции государства нет особого выбора — это либо рыночная, либо плановая экономика. Варианты так называемой смешанной экономики — рыночно-плановой или планово-рыночной (очередность слов имеет важное значение и предопределяет ведущее положение одного или другого типа экономики) — могут использоваться особенно в переходные периоды. Однако рано или поздно один тип экономики становится преобладающим, хотя рациональные методы управления, характерные для другого типа, так или иначе используются. Так, Конституция СССР 1977 г. гласила: «Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития» (ст. 16). Об этом же говорила и Конституция РСФСР 1978 г. (ст. 16).

При конституционной реформе 1 ноября 1990 г. эта статья исключается из Конституции РСФСР. В другой статье Конституции РСФСР при реформе 15 декабря 1990 г. указывается, что государство регулирует хозяйственную деятельность, «обеспечивает развитие рыночного механизма» (ст. 17).

Конституция РФ 1993 г., не используя данного понятия, всем своим содержанием нацелена на развитие рыночной экономики как господствующего типа экономики в Российской Федерации.

2)     С основами экономической системы государства и типом экономики связано конституционное закрепление форм собственности и государственной политики в отношении каждой из них. Если в закреплении форм собственности основной закон государства может выполнять своеобразные констатирующие задачи (фиксировать то, что есть), то в части государственной политики роль конституционного права может быть более активной, обеспечивать приоритеты определенных форм собственности, поощрять их развитие.

В качестве одной из характеристик конституционного строя России выступает существование различных форм собственности и свобода экономической деятельности, хозяйствования.

Есть немало примеров разного, зачастую противоположного конституционного регулирования форм собственности, да и в целом отношений собственности как важнейшей составляющей основы экономической системы государства:

· различное отношение к частной собственности — от полной ее поддержки до полного запрета либо разрешения существования в ограниченных пределах;

· попытка превращения всей собственности только в государственную (национализация) либо допуск наряду с этим ее «придатка» в виде кооперативной собственности;

· стремление к максимальной приватизации государственной собственности (денационализация, разгосударствление);

· допуск частной, государственной, муниципальной, кооперативной и иных форм собственности, выработка равного отношения ко всем формам собственности со стороны государства и отражение такого подхода в конституции.

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8 Конституции РФ). Конституция не дает определения форм собственности. Но с учетом общих подходов, а также норм гражданского законодательства можно использовать следующее понимание форм собственности.

Под частной собственностью понимается нахождение в руках (владение, пользование и распоряжение) граждан или их объединений (товариществ, акционерных обществ и др.) как средств производства в широком смысле слова (предприятия, торговые фирмы, банки, гостиницы, жилые дома, нежилые здания и сооружения, тракторы, грузовые машины и т. д .), так и предметов личного потребления и бытового назначения (жилой дом, квартира, дача, гараж, легковой автомобиль, мебель и т. п.; раньше это было принято называть личной собственностью гражданина).

Государственная собственностьсобственность Российской Федерации (федеральная собственность) либо субъектов РФ. В государственной собственности могут находиться как названные выше, так и иные объекты (особенно производственного и общего пользования — заводы, транспорт, образовательные и культурные учреждения, земля и природные ресурсы и т. д.).

Муниципальная собственность — это собственность муниципальных образований (ст. 215 ГК РФ). Существует мнение, что муниципальная собственность — собственность населения, проживающего в соответствующем муниципальном образовании. Основания для такого подхода дает ч. 1 ст. 130 Конституции РФ, где говорится: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». Из буквального прочтения данного текста получается, что собственник муниципальной собственности — население. Правда, объединяет положения Конституции РФ и ГК РФ то, что муниципальная собственность не становится разновидностью коллективной и не создает у каждого жителя претензий на свою долю в этой собственности. Реально от имени населения управляет собственностью муниципальное образование.

Под понятие иных форм собственности, о которых говорится в ст. 8 Конституции, подпадают собственность общественных объединений, религиозных организаций, иностранных собственников; есть и смешанные формы собственности.

Раньше отдельные объекты были исключительно в государственной собственности (например, земля, заводы и фабрики). Сегодня, за некоторыми изъятиями, принципиальных различий по объектам между формами собственности нет. Не только отдельное имущество, но и земля и природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9 Конституции РФ).

Определенные виды объектов собственности (имущества) могут быть только в государственной федеральной собственности. Это устанавливается законом, но ясно, что речь идет, в частности, о ряде видов военного имущества (военные самолеты, танки, ракеты и т. д.), космических технологиях, ядерных производствах.

Конституция РФ, закрепляя формы собственности, почти ничего не говорит о содержании, путях реализации и пределах прав собственности. Вероятно, дело в том, что содержание права собственности упирается в категории владения, пользования и распоряжения имуществом либо вещными правами; пути реализации прав собственности так или иначе связаны с гражданским оборотом и формами экономической деятельности, разрешаемыми в государстве; пределы прав собственности связаны с гарантиями данных прав. Эти категории подробно развиваются нормами ГК РФ. Но отдельные обобщающие нормы не были бы излишними и в Конституции РФ. Расширение в этой части конституционного регулирования (по примеру швейцарской Конституции) желательно в нашем государстве.

3)     Следующая задача конституционно-правового регулирования — закрепление исходных правил экономической деятельности. В решении данной задачи конституционное право концентрируется на таких ключевых моментах, как:

а) положение человека в экономике;
б) организация хозяйствования в целом;
в) разрешаемые (поощряемые) в государстве формы и методы экономической деятельности.

Применительно к личности это означает, что конституции закрепляют принципы либо свободы приложения ею своих сил в материальной сфере, либо обязательность трудовой деятельности, причем не просто труда, а общественно полезного, т. е. на благо страны, общества. Второй подход был характерен для конституций советского периода. Общие подходы Конституции РФ 1993 г. состоят в том, что человек вправе:

а) быть предпринимателем, т. е. в тех или иных масштабах стать организатором производства (экономической деятельности), работодателем;

б) быть наемным работником;

в) не становиться ни предпринимателем, ни наемным работником, а заниматься индивидуальной трудовой деятельностью и обеспечивать таким путем удовлетворение своих потребностей;

г) не заниматься никакой деятельностью и жить на свое наследство, проценты с капитала, а также в качестве иждивенца.

Конституция отказалась от идеи общественного блага как основы любого вида хозяйствования. Скорее всего, принцип, который надо было бы отразить в Конституции РФ, может быть сформулирован так: сочетание личного благополучия с общественным благом как основа положения личности в системе экономических отношений в нашем обществе и государстве.

Что же касается организации хозяйствования в государстве, в Конституции РФ (ст. 8) гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Внутри страны запрещается возведение барьеров — установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий свободного развития хозяйства (ст. 74). Ограничения в перемещении товаров, услуг если и могут вводиться, то лишь самой Российской Федерацией, но не ее субъектами и посредством федерального закона — когда это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Естественно, Россия полностью распоряжается своей территорией и с точки зрения притока иностранного капитала, внешнеэкономической деятельности, т. е. устанавливает соответствующие правила и следит за их соблюдением.

В отношении форм и методов экономической деятельности Конституция РФ гласит, что Россия как государство не допускает экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, следит за тем, чтобы земля и природные ресурсы использовались и охранялись как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, заботится о том, чтобы собственность служила занятости населения и была основой его материального благополучия. Помимо этого, свобода экономической деятельности предполагает для участников хозяйственного оборота равные возможности производить, продавать и покупать продукты труда, вступать в договорные и иные хозяйственные отношения и т. д.

4)      Закрепление основ финансовой организации государства также является одним из направлений конституционного регулирования экономической жизни в стране:

· Конституция призвана определить, что государство имеет свою финансовую систему, основой которой являются государственный бюджет и государственное финансирование основных расходов на нужды государства и граждан;

· Конституция устанавливает, что налоги и иные определяемые законом поступления предопределяют пополнение бюджета государства;

· Конституция фиксирует, что экономическая система страны опирается на ее валюту и ключевые позиции в части регулирования денежного обращения, отношения как к собственной, так и другим денежным единицам.

5)     Рассматриваемый принцип конституционного строя России предполагает также установление в Конституции РФ задач и параметров политики государства, уровней власти в организации экономики, их прав по регулированию экономических отношений, установлению соответствующих хозяйственных программ, управлению рядом отраслей и объектов, выполнению контрольных функций. Делается это в государствах с разными социально-экономическими системами.

Например, по Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. руководство экономикой осуществлялось не только на основе упоминавшегося положения о государственном планировании экономического и социального развития, но и с учетом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций; при этом активно использовались хозяйственный расчет, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы (ст. 16 обеих названных конституций). Государство обеспечивало рост производительности труда, повышение эффективности производства и качества работы, динамичное, планомерное и пропорциональное развитие народного хозяйства (ст. 15 обеих конституций). В ряде статей этих конституций предусматривались ключевые позиции государственной политики по научной организации труда, повышению уровня его оплаты, росту реальных доходов трудящихся (ст. 20—23 обеих конституций). Таким образом, основой экономики было государственное регулирование всех процессов, а также государственное управление, поскольку практически вся экономика была государственной.

Переходя на рельсы рыночной экономики и отказываясь от закрепления в конституциях директивного назначения государства, Россия, тем не менее, сохраняла конституционное регулирование, отражающее творческие задачи государства в экономике. Например, в ред. от 15 декабря 1990 г. ст. 17 Конституции РСФСР закрепила: РСФСР создает условия и поощряет хозяйственную инициативу, направленную на динамичное развитие производства, рост производительности труда и повышение благосостояния общества и каждого труженика. Государство регулирует хозяйственную деятельность, обеспечивает развитие рыночного механизма, не допускает монополизма, защищает интересы трудящихся; охраняет окружающую среду; осуществляет единую налоговую, финансовую политику; разрешает споры между участниками экономической жизни, пресекает злоупотребления в хозяйственной деятельности.

В Конституции РФ 1993 г. перечисленные положения рассредоточены по разным статьям. В принципе целесообразно иметь в начальной части Конституции несколько ключевых норм, отражающих главную роль государства в регулировании экономики, создании условий ее развития, выполнения определенных организаторских и контрольных функций.

6)     Регулирование экономической деятельности в России предполагает также конституционное отражение государственных гарантий и защиты свободы хозяйствования и собственности. Данный фактор является непременным условием свободы хозяйствования и плюрализма форм собственности. Сейчас он в очень скромном объеме отражается в конституционном праве, хотя находит подробное отражение в отраслевом, и прежде всего гражданском, законодательстве. Однако все более очевидной становится необходимость расширения конституционных гарантий. И можно говорить о следующих направлениях усиления конституционного гарантирования свободы хозяйствования и собственности.

Во-первых, в конституционных нормах следовало бы отразить, что государство гарантирует правомерное осуществление соответствующих полномочий и возможностей участников экономической деятельности.

Во-вторых, государство обеспечивает возмещение вреда любому собственнику, если он причинен государственным органом, должностным лицом, законные процедуры рассмотрения претензий к любым собственникам судами и иными полномочными органами государства.

В-третьих, конституционно гарантируется, что ограничения на экономическую деятельность возможны лишь на основе общих предписаний самой Конституции, развиваемых в текущем законодательстве. Причем главные способы прекращения хозяйственной деятельности можно указать в самой Конституции — самоликвидация, банкротство, запрет деятельности судом в случае грубого нарушения закона, изъятие имущества по судебному решению, прекращение деятельности в результате преступной деятельности.

В-четвертых, в нормах Конституции должны содержаться гарантии от неправомерного изъятия имущества, причем не только из частной собственности, как это сейчас установлено ст. 35, но и из иных форм собственности. Правомерные пути изменения форм собственности (отказ от собственности, передача, приватизация, реприватизация и др.) также могут иметь свою основу в конституционных нормах, в том числе с определением главных условий и процедур (по решению суда, для соответствующих нужд, с компенсацией и т. д.).

В-пятых, нельзя исключать и того, что государство возьмет на себя определенные материальные обязанности по гарантированию экономической деятельности и отразит это в конституционных нормах. В частности, в Конституции можно записать, что Российское государство создает национальные материальные и финансовые резервы на случай непредвиденных и чрезвычайных ситуаций, обеспечивает страхование сбережений граждан и юридических лиц от экономических катастроф, предоставляет кредиты и финансовую помощь участникам хозяйственного оборота и т. д.

 

 

Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция" (квалификация "бакалавр") / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др.; отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут, 2014.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 698; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.021 с.)