Теория и история развития конституционализма в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория и история развития конституционализма в России



Проблемы конституционализма были и остаются одними из основных и в юриспруденции вообще, и в науке конституционного права в частности. Они имеют исключительное значение в теории и практике политико-правового строительства. Построение в современной России правового демократического государства существенно актуализирует научные исследования в этой области, в связи с чем становится особенно актуальным анализ истории политико-правовых проблем формирования российского конституционализма, его теоретических и нормативных основ и опыта реализации конституционных положений.

Для России понятие "конституционализм" является относительно новым. В советский период развития государства данный термин не использовался, а считался принадлежностью буржуазного государства и права. Это не могло не наложить отпечаток на эволюцию развития и методологию изучения этого явления.

В современных юридических исследованиях отсутствует единый взгляд на исторические этапы развития конституционализма в России, а последний, в свою очередь, рассматривается как производный от понятия "конституция". В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона нет определения конституционализма, но дается следующее определение конституции: "Конституцияучредительный закон, основной закон, устанавливающий основные начала государственного устройства данной страны. Обыкновенно название это дается основным законам тех стран, государственное устройство которых основано на началах народного представительства ". В связи с этим категория "конституционализм" применялась для характеристики конституционной истории России и рассматривалась как политическая система, "при которой власть монарха в государстве ограничена народным представительством (парламентом)". С учетом отмеченных особенностей эволюцию конституционализма в России можно представить в виде следующих этапов:

1) этап дворянского или правительственного конституционализма, который включал возникновение конституционных идей, разработку проектов конституции дворянской оппозицией;

2) этап монархического конституционализма в условиях думской монархии (с 1906 – по февраль 1917 г.);

3) этап советского конституционализма, функционирующего в условиях однопартийной политической системы;

4) переходный период от советской республики и советского государственного права к демократическим институтам конституционного права(1989 - 1993 гг.);

5) этап современного демократического конституционализма после конституционной реформы 1993 г.

Данная периодизация отличается сущностными характеристиками и лежащими в их основе правовыми принципами.

Многие исследователи конституционализма современного периода связывают его с появлением в России конституции как нормативно-правового акта или акта, ограничивающего власть самодержавия. В юридической литературе сложились 2 основные точки зрения на процесс возникновения конституционализма в России. Первая связывает появление конституционализма с 1730 г. и Кондициями, предъявленными Верховным тайным советом герцогине Курляндской Анне Иоанновне при приглашении ее на российский престол, вторая - с Манифестом 17 октября 1905 г., существенно ограничивавшим власть монарха.

Конституционализм начинается не с акта принятия конституции, а с момента устройства власти в государстве и взаимодействия ее с обществом. В связи с этим конституционализм следует рассматривать не как идеологию противостояния общественных сил и царской власти, а как идею взаимодействия власти и общества. Отсюда конституционализм – это устройство власти и процесс ее взаимодействия с обществом.

История развития конституционализма в России нашла отражение в трудах историков русского права второй половины XIX в. - В.И. Сергеевича, А.Д. Градовского, Ф.И. Леонтовича. Они рассматривали данную проблему через анализ государственно-правовых институтов.

Властеотношения в Древней Руси сложились задолго до возникновения Московского государства, и их специфика общинного характера позволяет говорить об особой форме складывавшегося на Руси конституционализма этого периода. В России до конца XVIII в. сохранились органы, которые носили признаки представительных учреждений. Такими органами были земские соборы, в состав которых входили представители не только высшего феодального сословия, но и низших слоев общества.

Понятие "земский конституционализм" вошло в политический обиход в начале XX в. Под ним подразумевалось такое направление земской общественно-политической и теоретической деятельности, которое ставило целью постепенную замену самодержавия конституционно-правовым государством посредством реформ существующего государственного строя совместными усилиями правительства и либерального общества.

К 1905 г. "земскими конституционалистами" называли себя сторонники решительных политических перемен, ставившие перед собой задачу добиться от власти созыва избранного всеобщим голосованием народного представительства и формирования ответственного перед ним правительства. Они принципиально разошлись с земскими деятелями, считавшими себя умеренными и выступавшими за плавное изменение самодержавного строя через развитие местного самоуправления, укрепление гражданских и политических свобод.

В России теория конституционализма разрабатывалась в основном авторами, принадлежавшими к либеральному лагерю. Видные русские правоведы В.М. Гессен, П.И. Новгородцев, С.А. Котляревский, М.М. Ковалевский, Ф.Ф. Кокошкин и др. связывали понятие "конституционализм" с теорией "правового государства", разрабатываемой немецкими государствоведами, в частности, Р. Моллем, а затем русскими авторами. Большим шагом вперед следует считать введение в научный обиход понятия "конституционное право" вместо употреблявшегося ранее понятия "государственное право". Выбор термина - вопрос не столько формы, сколько сути. Многие ученые под конституционным правом понимали конституционную организацию государственной власти, направленную на защиту прав и свобод личности.

Отечественные либералы считали, что политические силы страны делятся только на 2 лагеря – сторонников конституции и ее противников. Стремясь предохранить страну от революционных потрясений, либерализм пытался удержать всю оппозицию в пределах формулы: за или против Конституции, причем эта формула не выходила за рамки конституционных реформ.

Категория конституционализма в либерально-правовой мысли России тождественна понятию конституционного строя, ядром которого является конституция. На заре XX в. под конституцией понимались "совокупность правоположений, определяющих высшие органы государства, порядок призвания их к отправлению их функций, их взаимные отношения и компетенция, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти". Эта точка зрения была присуща и русским либералам. Они считали, что конституционный строй, воплощающий в себе идеи свободы и права, противостоит строю административному. Кроме того, развитие бюрократической администрации всегда ведет к централизации и чрезвычайной концентрации власти, так что все формы разделения власти полностью исчезают или продолжают существовать как чисто формальные явления, лишенные подлинного содержания.

Противовесом чрезмерному развитию административного строя является строй конституционный, а противоположностью государства полицейского (бюрократического) - государство конституционное.

 

История становления конституционализма в России. Одним из выдающихся правовых актов в российской истории стало Соборное уложение царя Алексея I (1649 г.), фактически - первый свод законов Русского государства. В него вошли действовавшие тогда царские указы, боярские приговоры и соответствующие статьи судебников. Ряд глав Уложения был посвящен вопросам государственного права, 2 главы - защите авторитета царской власти, другими статьями окончательно оформилось крепостное право. Соборное уложение заменило собой ранее действовавшие акты, признало их утратившими силу; из изданных до него актов сохранили юридическую силу только те, на которые делались ссылки в самом Уложении. Спустя 3 года после издания Уложения "для дел церковных" патриархом Никоном была издана Кормчая книга.

Эти правовые документы содержат отдельные элементы неписаной конституции России. Наряду с их появлением в русской правовой и политической мысли формируется представление о законе, указе, других подзаконных актах (узаконениях) и их соотношении.

Подготовка Соборного уложения - весомый вклад в дело законотворчества  и систематической обработки законодательства. Данным законом были урегулированы практически все стороны общественно-политической жизни того времени; в нем нашли отражение нормы всех отраслей российского права. Однако и Соборное уложение вскоре стало нуждаться в дополнениях, и дополнялось оно по разным поводам изрядным количеством частных актов различного характера. К началу XVIII в. в общественном сознании становится все более ясной потребность свести законодательство к единому системно организованному целому, облечь нормативные установки в законодательные формулы, освободиться от массы отдельных законов.

Необходимость кодификации российских законов была осознана во времена Петра I. Начало работы по кодификации законов было положено Указом 18 февраля 1700 г. Петр повелел свести воедино все акты, которые были изданы после Уложения 1649 г. Для этой цели была образована Палата об Уложении - первая в череде комиссий, создаваемых в разные годы на протяжении XVIII - начала XIX в., для составления сводного уложения и сбора всех новоуказанных статей и других узаконений. Также Петр I предлагал для исправления неудовлетворительного состояния российского законодательства применять, например, приспособив к российским потребностям, шведское уложение, причем на "адаптацию" указанного акта к российским условиям отводился 10-месячный срок; неисполнение петровской воли грозило строгим взысканием. Петр I укрепил самодержавие, определив, что "Император Всероссийский есть Монарх самодержавный и неограниченный". В руках царя сосредоточилась нераздельно законодательная, исполнительная и судебная власть. При Петре I абсолютизм в России сформировался как целостная система, которая в дальнейшем лишь совершенствовалась. Одновременно Петром   проводились серьезные реформы по правовому оформлению российской государственности.

Особенностью петровского законодательства является ориентация на активное участие западного опыта, прежде всего, на установление четко определенного законом правового порядка, ограничивавшего волю и произвол субъектов управления. Ведущим стал принцип законности, потеснивший господствовавшие до этого обычаи и традиции. Этот принцип получил дальнейшее закрепление и правовое обеспечение в подготовленном М.М. Сперанским и II Отделением Собственной Его Величества Канцелярии 15-томном Своде законов Российской империи, изданном в 1832 г. Манифестом 31 января 1833 г. Своду законов была дана законная сила, а на II Отделение Императорской Канцелярии возлагалась обязанность распределять последующие изменения и дополнения законодательства по соответствующим книгам Свода так, чтобы не нарушать "единожды устроенный" "состав законов", так как Свод объединял законы, изданные до 1 января 1832 г., а действие Свода законов начиналось 1 января 1835 г.

Документом конституционного характера поныне считают Кондиции, или условия (пункты), предъявленные в 1730 г. Верховным тайным советом герцогине Курляндской Анне Иоанновне при приглашении ее на российский престол. Согласно Кондициям власть ее существенно ограничивалась Верховным тайным советом. Анна Иоанновна первоначально подписала Кондиции (4 февраля 1730 г.), но тут же публично разорвала их, как только Верховный тайный совет не нашел общего языка с представителями дворянства. Манифест 28 февраля 1730 г. о вступлении на престол возвестил о "восприятии самодержавия" и не содержал никаких упоминаний о реформах государственного управления.

Следующий этап в развитии идей ограничения власти монарха связан с правлением Екатерины II. Для Екатерины II именно областное управление стало той благодатной почвой, на которую она переносила идеи, заимствованные ею с   Запада. Прежде всего, Екатерина II ввела новое административно-территориальное деление. Так, вместо 20 территориально обширных губерний, на которые к этому времени была разделена Россия, территория страны делилась на 50 значительно меньших по размеру губерний. Губернии, в свою очередь, подразделялись на более мелкие единицы – уезды с населением в 20 - 30 тысяч человек. Вводимое губернское деление основывалось на компромиссе 2 тенденций - централизации и децентрализации управления, причем местным органам управления (самоуправления) предоставлялись весьма широкие полномочия и права.

В России переход от абсолютизма к конституционной форме правления начался значительно позже, чем в других европейских государствах, несмотря на многочисленные проекты конституционных преобразований, разработанные в XIX столетии представителями прогрессивной бюрократии и либерального дворянства. Реальная возможность преобразования абсолютной монархии в конституционную появилась только в 1904 - 1906 гг. под влиянием освободительного движения и Первой русской революции. Именно в этот период появились предпосылки политико-правовой модернизации России. Отмена крепостного права и предоставление крестьянам личной свободы, окончательное отделение суда от администрации и закрепление в нормах права независимости судебной власти, создание органов городского и земского общественного управления свидетельствовали о постепенном изживании черт патримониальной монархии. Создание министерств, Комитета министров и Совета министров, главного законосовещательного органа - Государственного совета, издание Свода законов в результате проведенной кодификации и позитивная формулировка в нем принципа законности заложили в сфере государства и права институциональную основу будущего конституционализма.

Провозглашением Манифеста 17 октября 1905 г. не исчерпывается переход к конституционному строю. Государственная власть теперь стояла перед 2 основными задачами, решение которых только и могло обеспечить такой переход: достичь соглашения с умеренными элементами общества и подготовить основные законы конституционного характера, которые царь теперь обязался дать.

Идея конституции в России была воплощена в Основных государственных законах. Официально не именуясь конституцией, они фактически таковыми являлись: они закрепляли государственное устройство Российской империи, ее государственный язык, существо верховной власти, права и обязанности российских подданных, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных органов - Государственного Совета и Государственной Думы, Совета министров и министерств.

С формально-юридической точки зрения Государственная Дума и   реорганизованный Государственный Совет в определенной степени отвечали основным критериям, предъявляемым к парламентским учреждениям. Государственный Совет и Государственная Дума обладали правом законодательной инициативы, ограничивали Императора в законодательной области, обладали достаточно широкими полномочиями в бюджетной сфере.

Своеобразие Основных законов 23 апреля 1906 г. заключалось в их юридической силе, по которой они отличались от всех других законов.  Отличие состояло в том, что они могли быть пересмотрены "единственно" по почину государя в "Государственном Совете и Государственной Думе" (ст. 8). Такое положение, создавая известное юридическое затруднение для изменения Основных законов, по мнению Н.И. Лазаревского, вполне соответствовало "общей тенденции обеспечивать конституционным законам особую неприкосновенность, гарантировать их от постоянных перемен". Вместе с тем такая неприкосновенность Основных законов зависела исключительно от усмотрения одного лица - монарха. В связи с этим такая форма гарантии неизменности Основных законов в русском государствоведении была признана наименее удачной из всех, какие вообще известны конституционному праву.

Основные государственные законы стали следующим шагом в сторону конституционной монархии и на деле оформили строй, вошедший в историю как конституционное самодержавие. Но своей главной задачи ни представительный орган, ни Основные государственные законы не выполнили. Они не ликвидировали конституционными средствами причины и условия, вызвавшие революцию 1905 - 1907 гг. Дума не нашла общего языка с царем по вопросам, кто должен формировать и перед кем должно быть ответственно правительство, а царь не смог  в Думе найти поддержку и укрепить через нее те нити власти, которые связывали его с народом.

После свержения самодержавия в 1917 г. в России была ликвидирована стержневая, традиционная основа государственности и потребовалась продуктивная работа по формированию конституционного поля. Временное правительство, осознавая необходимость безотлагательного проведения конституционных реформ, активно готовило конституционные проекты, стремясь сохранить дореволюционную правовую традицию и юридическую практику. Постановлением от 26 июля 1917 г. на Юридическое совещание были возложены подготовительные и организационные работы, связанные с открытием Учредительного собрания. В октябре 1917 г. Совещанием был создан Проект закона об организации временной исполнительной власти при Учредительном Собрании, а также проект формы издания законов при Учредительном Собрании. В этом Проекте прослеживается преемственная связь с Основными государственными законами Российской империи 1906 г.

После октябрьской революции 1917 г. существенно меняется понимание смысла и предназначения конституции в жизни государства и общества, институционализируется и получает широкое распространение новое видение сущности Основного Закона страны. Ленинские установки в отношении конституции стали методологической базой для всей теории социалистической конституции как особого исторического типа. Сущность советских конституций не была постоянной, начиная от первой Конституции РСФСР 1918 г. и заканчивая Конституцией СССР 1977 г., но вместе с тем они сохраняли черты преемственности, свойственные именно всем социалистическим конституциям.

По сравнению с либеральными конституциями первая советская Конституция отразила и воплотила политическое развитие революционного авторитаризма. Суть его заключалась в том, что в целом она опиралась на широкую демократическую основу в отличие от цензовых монархических конституций XIX - начала XX в. Логика революционного авторитаризма исходила из принципа "благо народа - высший закон". Советские конституции закрепляли новую политическую реальность союза рабочих и крестьян в целях увеличения народного блага. В.И. Ленин подчеркивал, что советская конституция не выдумывается какой-нибудь комиссией и не списывается с других конституций, не составляется в кабинетах, а разрабатывается на основе опыта борьбы трудящихся и организации пролетарских масс, вырастает из хода развития классовой борьбы. Принципиальное отличие советского конституционализма заключалось в том, что советские конституции выполняли не функцию ограничения государственной власти, в отличие от либеральных конституций конца XVIII - начала XIX в., а функцию обоснования политической власти, не ограниченной законом и правом и опирающейся на революционную законность и революционную целесообразность.

Конституция РСФСР 1918 г. в дальнейшем использовалась в качестве эталона и образца для подражания, по которому выстраивалось конституционное законодательство сначала автономий, а затем СССР и союзных республик Союза ССР. Таким образом, она явилась фундаментом для развития советской модели конституционализма. Каждая последующая Конституция России закрепляла устои общественной и государственной организации и те изменения, которые происходили в общественном развитии ко времени ее принятия. При этом любая из них несла в себе новации, подтверждавшие определенное эволюционное движение.

Конституция РСФСР 1918 г. имела ярко выраженный классовый характер. Ее достоинством явилось то, что большевики не скрывали своих целей и социалистической перспективы, которой должны быть подчинены законодательная и другая правовая деятельность, работа государственных органов.

Основной гарантией осуществления советской демократии в понимании лидеров большевизма была диктатура пролетариата. Политическое значение диктатуры пролетариата сохранилось и в последующих советских конституциях, принятых после образования СССР. Положения о диктатуре пролетариата существовали в Конституциях СССР 1924 и 1936 гг., а также в конституциях союзных республик, в частности, в Конституциях РСФСР 1925 и 1937 гг.. В процессе политической эволюции социальная основа диктатуры пролетариата постепенно расширялась. Во-первых, были ликвидированы социальные слои, возникающие вследствие свободы экономической деятельности, которая была запрещена в советском государстве. Во-вторых, через систему местных Советов простые слои населения были привлечены к участию в управлении государством под политическим контролем правящей партии большевиков. В-третьих, социальная политика советского государства способствовала росту благосостояния советских граждан, хотя партия оставалась главным интерпретатором того, что считалось "общим благом".

Конституция СССР 1936 г. принималась в ситуации, когда сформировался режим личной власти как тоталитарный режим, построенный на жесткой централизации всех линий управления, строгой иерархии в системе государственных органов и негосударственных структур (чему благоприятствовало полное огосударствление экономики), беспрекословном выполнении указаний сверху, отсутствии любой возможности публичных критических оценок сложившихся политических отношений. Была заложена новая традиция - связывать в "народном сознании" конституцию с именем политического лидера страны: Конституцию СССР 1936 г. сразу стали называть "сталинской".

Последующее конституционное развитие в стране работало на воскрешение идеи верховенства закона. Закон все больше стал приобретать значение первичного регулятора общественных отношений. Это положение стало приоритетным в последующих Конституциях СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г. В этот период формируется доктрина общенародного государства, которая нашла воплощение в нормах Конституции СССР 1977 г. и соответствующих конституций союзных республик. Данная доктрина включала в себя несколько элементов, отражавших как преемственность прежней доктрины диктатуры пролетариата, так и новизну понимания социальной деятельности государства и задач политического развития.

Применение конституционных норм, как и само право, понималось как явление политическое. Конституция служила формой выражения политики, инструментом ее формирования и реализации. Реализация конституционных норм, прежде всего, отражала динамизм политического руководства обществом, и в этом состояла специфика советского конституционализма.

 

Выводы

Российский конституционализм следует рассматривать как одну из своеобразных, исторически оригинальных конституционных моделей, которой наряду с чертами, общими для всех конституционных государств, присущ ряд самобытных черт, что связано с особенностями развития Российского государства и общества.

Конституционализм – это система правовых идей, взглядов, традиций и институтов, определяющих государственный строй, закрепляющих отношения государственной власти и личности и выраженных в правовых нормах, обычаях и правовом сознании общества.

Сущность конституционализма выражается в общественном согласии по вопросам государственного и общественного строительства, которое выступает необходимым условием его прочности.

Конституционализм должен учитывать культурно-организационный опыт в области устройства отношений государства и общества, граждан и политических структур. Это совокупность традиций, порожденных опытом различных исторических стадий. Этот опыт имеет огромное значение для уяснения основных исторических особенностей российского конституционализма, а также для объяснения многих проблем конституционного развития на современном этапе, для выработки перспектив развития конституционализма в России.

Исторические особенности российского конституционализма:

1) традиции конституционализма в России и некоторые его элементы были заложены системой представительных учреждений Древней Руси (в частности, народным вече - сходом древнерусской общины);

2) договорные отношения играли особую роль при формировании российского конституционализма, так как были основой взаимодействия между властью и народом в Древней Руси, а договорное право рассматривалось как метод регулирования этих отношений;

3) монархический характер власти в России и неразвитость структур гражданского общества привели в дальнейшем к формированию в России "октроированного" (т.е. дарованного монархом) конституционализма;

4) российский конституционализм исторически позволял обеспечить реализацию идеи о сильной государственной власти;

5) российский конституционализм не всегда исторически был обеспечен конституционными документами в виде конституции как нормативного акта, но всегда опирался на особый характер взаимоотношений между властью и обществом, представленных системой конституционных идей, конституционных институтов (учреждений), конституционных традиций.

Основные принципы современного российского конституционализма:

1) закрепление в Конституции РФ принципа народовластия, выраженного через "формулу" суверенитета народа и понимание его как единственного источника власти;

2) совершенствование системы гарантий и защиты конституционного строя в Конституции РФ с помощью как органов власти, так и развивающихся структур и институтов гражданского общества;

3) принцип верховенства Конституции РФ, обеспеченный системой защиты конституционного строя и Конституции в целом;

4) принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина и приоритет естественных прав человека;

5) принцип разделения властей, закрепленный в Конституции РФ;

6) принцип федерализма;

7) принцип местного самоуправления;

8) принцип ответственности исполнительной власти перед высшим законодательным органом государства.

Таким образом, давая характеристику российскому конституционализму, необходимо учитывать его исторические особенности и принципы. От того, насколько  последовательно будут проводиться в жизнь конституционные принципы, зависит будущее Российского государства.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 5049; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.118.250 (0.047 с.)