Охрана и защита Конституции РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Охрана и защита Конституции РФ



Прочность конституционного строя в решающей степени зависит от соблюдения конституции и прямо пропорциональна законопослушности граждан. Однако, к сожалению, в любом обществе есть люди и организации, цели и деятельность которых представляют угрозу для конституции. Угроза также исходит от превышения полномочий или злоупотреблений со стороны должностных лиц и органов государства – главы государства, парламента, правительства. Нарушения конституции опасны тем, что разрушают фундамент государственности и веру людей в незыблемость конституционных порядков, что, в свою очередь, порождает смуту и хаос, опасность государственных переворотов, ущемления прав человека.

В связи с этим демократическое государство обязано обеспечивать соблюдение конституции и охранять ее от любых нарушений. Наиболее грубые и опасные нарушения наказываются в уголовном порядке.

Эффективная правовая охрана любой Конституции – основа незыблемости общественного и государственного строя. Важную роль в укреплении конституционной законности в РФ играет, прежде всего, Президент РФ. Конституция РФ во многом сама является гарантией своей стабильности и охраняется посредством особого порядка внесения в нее изменений и дополнений, который предусмотрен гл. 9 Конституции.

Однако высшие гарантии безопасности конституции заложены в самом ее тексте. В Конституции РФ закреплено следующее важное положение: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы" (ч. 2 ст. 15). Обязанность здесь закреплена в самой общей форме, скорее как общий принцип всей государственности, без установления ответственности за ее невыполнение. Но именно с этого начинается установление режима конституционной законности и всего правопорядка.

К числу основных охранников и защитников Конституции можно отнести:

1) гражданское обществокаждый гражданин должен глубоко усвоить конституционные нормы, признать их высокую ценность и общеобязательность. Таким образом, в реализации конституционных принципов должно участвовать не только государство в лице его органов, но и рядовые граждане;

2) Президента РФ - ст. 80 Конституции РФ закрепляет, что Президент РФ является её гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию РФст. 82. Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ, а также постановлений и распоряжений Правительства, в случае противоречия их Конституции РФ. Президент, Совет Федерации, Государственная Дума могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде РФ о соответствии Конституции нормативных актов;

3) Конституционный Судинститут конституционного контроля впервые был упомянут в 1990 г. с введением в действие Конституции 1978 г. новой редакции (ст.119). В ст. 125 Конституции РФ предусматриваются полномочия Конституционного Суда, направленные на защиту и охрану Конституции РФ. Конституционный суд решает следующие вопросы:

· по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

· разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

· по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

· является единственным государственным органом, имеющим право толковать Конституцию РФ. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции РФ. Такое толкование является официальным и обязательным к исполнению на всей территории РФ;

· акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению;

· Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

4) саму Конституцию РФКонституция  охраняет себя от необоснованного и хаотичного изменения с помощью особого, усложненного порядка внесения поправок, изменений и дополнений.

Целям охраны Конституции РФ служит запрет на деятельность отдельных общественных объединений, установленный ч. 5 ст. 13 Конституции РФ: " Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. ". Тем самым гарантируется деятельность только тех объединений, которые признают конституционные порядки.

Конкретные требования соблюдать конституцию, обращенные к отдельным гражданам, могут показаться не столь значительными. В Конституции РФ, к примеру, отдельно установлены всего 3 основные несовершенства законодательной техники. Имеются в тексте Конституции, как показала практика, и прямые пробелы.

Указанные и иные причины не могут быть препятствием для правильного применения конституционных норм в соответствии с заложенной в них волей конституционного законодателя. Уяснению смысла конституционных норм в необходимых случаях служит институт толкования Конституции.

 

 

51. Конституционализм: понятие, содержание и основные признаки.

 

Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс в 2 т. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2014.

 

Под конституцией понимается основной закон государства, выражающий волю народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

По форме конституция всегда документ государства, т. е. это правовой акт, основной закон страны, принимаемый парламентом, специальной конституционной ассамблеей, непосредственно голосованием народа, имеющий, следовательно, государственно-обязательную, причем высшую силу; т. е. конституция стоит на первом месте в законодательстве страны и содержит исходные начала национальной системы права. А по сути и содержанию конституция — конечно, документ и общества, и государства. Иначе говоря, конституция — политический документ. Главные вопросы ее содержания — о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий и иных общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на ее территории иностранцев, лиц без гражданства.

 

Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция" (квалификация "бакалавр") / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др.; отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут, 2014.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.008 с.)