Задачи психопрофилактической групповой работы психолога в разных классах начальной школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи психопрофилактической групповой работы психолога в разных классах начальной школы



Класс Задачи работы
1-й класс. «Путешествие в Мир Эмоций»   1. Развитие позиции школьника. 2. Развитие умения распознавать и владеть собственными эмоциями, обучение навыкам саморегуляции (способности эмоционального интеллекта). 3. Снижение страха ошибки. 4. Повышение самооценки детей. 5. Развитие рефлексии. 6. Развитие сплоченности детского коллектива
2-й класс. «Путешествие в Мир Дружбы и Сотрудниче­ства»   1. Развитие толерантности и сотрудничества детей. 2. Развитие умения принимать ситуацию и изменять ее. 3. Работа с симпатиями и антипатиями в классе. 4. Профилактика и разбор конфликтных ситуаций в классе. 5. Коррекция страха отметки
3-й класс. «Путешествие по Внутренне­му Миру»   1. Развитие самосознания детей через совершенствование рефлексии. 2. Осознание детьми своего образа «Я» глазами Другого. 3. Развитие положительного отношения, принятия себя и Другого. 4. Развитие самостоятельности детей. 5. Развитие сплоченности детского коллектива
4-й класс. «Путешествие в Мир Будущего» 1. Работа с психологическим временем личности: осозна­ние прошлого, простраивание перспективы будущего, целей, средств их достижения. 2. Коррекция страха будущего. 3. Развитие осознания сферы прав и обязанностей. 4. Развитие самостоятельности детей

 

Подчеркнем, что программа «Четыре путешествия» является ав­торской, большинство приемов и упражнений, использованных в ней, разработано нами, часть представляет собой модификацию уже известных методик. Упражнения, составляющие программу, многофункциональны; с их помощью можно решать одновременно несколько задач.

Хочется отметить, что любая программа не может быть универ­сальна, она нуждается в корректировке и адаптации к той конкрет­ной категории детей, на которую направлена, а также к актуальным проблемам и ситуациям, возникающим в ежедневной школьной жизни детей.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ В ШКОЛЕ

Занятия или уроки по психологии в начальной школе прово­дятся 1 раз в неделю и обычно вносятся в сетку расписания второй половины дня в школах с полным рабочим днем. Продолжитель­ность занятия - 30 - 40 минут. Еще раз оговоримся, что слово «урок» в данном случае весьма условно, скорее это занятие, так как от урочной формы работы остается только продолжительность и место встречи (класс). По форме и содержанию подобные занятия скорее походят на тренинги.

Занятия по психологии рекомендуется проводить в классной комнате, с подключением и использованием не только ее учебного (парт, доски), но и игрового пространства (ковра, дивана, зоны от­дыха). Использование учебного пространства во время занятий психологии важно, так как именно его младшие школьники вос­принимают как сигнал к началу урока и активной работе. С другой стороны, урок психологии — необычный урок, и для достижения некоторых его целей необходима свободная, игровая и творческая деятельность детей, поэтому без «игровой» не обойтись. Ведущему необходимо научиться соблюдать баланс между двумя зонами: учеб­ной и игровой, так как преобладание одной из них может привести либо к утомлению и потере интереса детей, либо к проблемам в дисциплине. Этот баланс нужно регулировать по ходу занятия: к примеру, если психолог чувствует, что дети «разбуянились» на ков­рике, можно вернуть их на места за партами и т.д.

Приведем общую схему построения, структуру каждого занятия. Любое занятие по психологии начинается и заканчивается особыми ритуалами приветствия и прощания. Это необходимо для того, чтобы настроить детей на работу и на выход из нее. После приветствия следует психологическая разминка — упражнение, вводящее учащихся в тему занятия, подготавливающее восприятие основного материала урока. Далее следует непосредственно основное содержание занятия, отражающее цель и задачи урока. Заканчивается урок ритуалом про­щания. Стоит подчеркнуть, что ритуалы приветствия, прощания, а также психологическая разминка обычно проводятся на коврике.

Схема построения занятия по психологии:

1. Ритуал приветствия.

2. Психологическая разминка.

3. Основное содержание занятия.

4. Ритуал прощания.

К каждому занятию по психологии ведущий заранее готовит необходимые материалы, реквизит. Для проведения занятий необ­ходимо завести с детьми альбомы для рисования или тетради. В нашей работе используются также выпущенные нами практиче­ские пособия (или «рабочие тетрадки») для занятий по программе. Данные пособия соответствуют общему ходу программы и занятий и заводятся на каждого ребенка в классе. В практических пособиях детям предлагается три типа заданий: задания для работы в классе, на уроке, задания для самостоятельного выполнения дома, а также задания для совместного выполнения с родителями. Особую важ­ность представляют именно последние задания, поскольку совмест­ная работа ребенка со значимым взрослым способствует установлению более тесного эмоционального контакта между ними. Кроме того, во взаимодействии со взрослым ребенок способен освоить тот материал, который является для него «зоной ближайшего развития» (Л.С. Выготский), т.е. заделом на будущее. По полученным отзы­вам многих родителей, при совместном выполнении с ребенком заданий из пособия (например, чтении терапевтических сказок) они сами зачастую узнавали о себе много новой и важной инфор­мации.

Несколько слов о правилах психологических занятий. На пер­вых уроках ведущему необходимо проговорить с детьми следующие правила: конфиденциальность — то, что обсуждается на занятии, не должно выходить за пределы класса; безоценочностъ — на уроках психологии нет отметок и оценок, правильных и неправильных от­ветов, каждый имеет право выражать свое мнение; «правило одного микрофона» — когда один человек говорит, другие слушают и не перебивают и др. Правила могут дополняться и меняться по мере надобности.

Поскольку программа «Четыре путешествия» состоит из четырех законченных программ для каждого класса, желательно в конце каж­дого учебного года проводить итоговое занятие в какой-нибудь ин­тересной, творческой форме — коллективной игры, викторины, кон­курса, награждения с номинациями и грамотами и др. Можно устро­ить настоящий праздник, чаепитие и пригласить на него родителей. Все зависит лишь от фантазии и возможностей психолога.

Надеемся, что предложенная нами программа психологических занятий в начальной школе «Четыре путешествия» окажется актуальной и полезной для наших коллег, и в первую очередь для детей.

Тематический план занятий по психологии в начальной школе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.005 с.)