Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Задачи психопрофилактической групповой работы психолога в разных классах начальной школы
Подчеркнем, что программа «Четыре путешествия» является авторской, большинство приемов и упражнений, использованных в ней, разработано нами, часть представляет собой модификацию уже известных методик. Упражнения, составляющие программу, многофункциональны; с их помощью можно решать одновременно несколько задач. Хочется отметить, что любая программа не может быть универсальна, она нуждается в корректировке и адаптации к той конкретной категории детей, на которую направлена, а также к актуальным проблемам и ситуациям, возникающим в ежедневной школьной жизни детей.
РЕКОМЕНДАЦИИ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ В ШКОЛЕ Занятия или уроки по психологии в начальной школе проводятся 1 раз в неделю и обычно вносятся в сетку расписания второй половины дня в школах с полным рабочим днем. Продолжительность занятия - 30 - 40 минут. Еще раз оговоримся, что слово «урок» в данном случае весьма условно, скорее это занятие, так как от урочной формы работы остается только продолжительность и место встречи (класс). По форме и содержанию подобные занятия скорее походят на тренинги.
Занятия по психологии рекомендуется проводить в классной комнате, с подключением и использованием не только ее учебного (парт, доски), но и игрового пространства (ковра, дивана, зоны отдыха). Использование учебного пространства во время занятий психологии важно, так как именно его младшие школьники воспринимают как сигнал к началу урока и активной работе. С другой стороны, урок психологии — необычный урок, и для достижения некоторых его целей необходима свободная, игровая и творческая деятельность детей, поэтому без «игровой» не обойтись. Ведущему необходимо научиться соблюдать баланс между двумя зонами: учебной и игровой, так как преобладание одной из них может привести либо к утомлению и потере интереса детей, либо к проблемам в дисциплине. Этот баланс нужно регулировать по ходу занятия: к примеру, если психолог чувствует, что дети «разбуянились» на коврике, можно вернуть их на места за партами и т.д. Приведем общую схему построения, структуру каждого занятия. Любое занятие по психологии начинается и заканчивается особыми ритуалами приветствия и прощания. Это необходимо для того, чтобы настроить детей на работу и на выход из нее. После приветствия следует психологическая разминка — упражнение, вводящее учащихся в тему занятия, подготавливающее восприятие основного материала урока. Далее следует непосредственно основное содержание занятия, отражающее цель и задачи урока. Заканчивается урок ритуалом прощания. Стоит подчеркнуть, что ритуалы приветствия, прощания, а также психологическая разминка обычно проводятся на коврике. Схема построения занятия по психологии: 1. Ритуал приветствия. 2. Психологическая разминка. 3. Основное содержание занятия. 4. Ритуал прощания. К каждому занятию по психологии ведущий заранее готовит необходимые материалы, реквизит. Для проведения занятий необходимо завести с детьми альбомы для рисования или тетради. В нашей работе используются также выпущенные нами практические пособия (или «рабочие тетрадки») для занятий по программе. Данные пособия соответствуют общему ходу программы и занятий и заводятся на каждого ребенка в классе. В практических пособиях детям предлагается три типа заданий: задания для работы в классе, на уроке, задания для самостоятельного выполнения дома, а также задания для совместного выполнения с родителями. Особую важность представляют именно последние задания, поскольку совместная работа ребенка со значимым взрослым способствует установлению более тесного эмоционального контакта между ними. Кроме того, во взаимодействии со взрослым ребенок способен освоить тот материал, который является для него «зоной ближайшего развития» (Л.С. Выготский), т.е. заделом на будущее. По полученным отзывам многих родителей, при совместном выполнении с ребенком заданий из пособия (например, чтении терапевтических сказок) они сами зачастую узнавали о себе много новой и важной информации.
Несколько слов о правилах психологических занятий. На первых уроках ведущему необходимо проговорить с детьми следующие правила: конфиденциальность — то, что обсуждается на занятии, не должно выходить за пределы класса; безоценочностъ — на уроках психологии нет отметок и оценок, правильных и неправильных ответов, каждый имеет право выражать свое мнение; «правило одного микрофона» — когда один человек говорит, другие слушают и не перебивают и др. Правила могут дополняться и меняться по мере надобности. Поскольку программа «Четыре путешествия» состоит из четырех законченных программ для каждого класса, желательно в конце каждого учебного года проводить итоговое занятие в какой-нибудь интересной, творческой форме — коллективной игры, викторины, конкурса, награждения с номинациями и грамотами и др. Можно устроить настоящий праздник, чаепитие и пригласить на него родителей. Все зависит лишь от фантазии и возможностей психолога. Надеемся, что предложенная нами программа психологических занятий в начальной школе «Четыре путешествия» окажется актуальной и полезной для наших коллег, и в первую очередь для детей. Тематический план занятий по психологии в начальной школе
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.005 с.) |