Виды грузовых и пассажирских перевозок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды грузовых и пассажирских перевозок



ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

по дисциплине«ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА» для студентов второй ступени высшего образования заочной формы обучения по специальности

1 -26 02 05 «Логистика»

 

СоставителЬ

Фрищин Б.В., доцент кафедры логистики и ценовой политики Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент.

 

2015


Тема 1 Роль транспортной логистики в обеспечении коммерческой деятельности предприятий (4 часа).

1.1 Роль транспорта в современном мире

Транспорт – отрасль материального производства, ко­торая специализируется на организации и осуществлении перевозок людей и грузов. Он относится к сфере производства материальных услуг. Затраты на выполнение опера­ций по транспортировке грузов в виде оказания услуг составляют до 50% объема всех затрат на логистику.

Транспорт как система состоит из двух подсистем: транспорт общего пользования и транспорт не общего пользования.

Деятельность транспорта общего пользования ориентирована на обслуживание сферы обращения и удовлетво­рение потребностей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров.

Транспорт общего пользования включает железнодорожный, водный (морской, речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт.

Транспорту не общего пользования принадлежит внутрипроизвод­ственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадле­жащие нетранспортным предприятиям.

Значение транспорта определяется его ролью в территориальном разделении труда. Специализация районов и их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает существенное влияние на размещение производства и его концентрацию.

Концентрация производства приводит к расширению района потребления продукции. Если транспортная слагающая, включающая расходы на доставку сырья и топлива в районы производства, а также готовой продукции в районы потребления, будет возрастать в результате увеличения дальности перевозок в большей степени, чем снижаются издержки при концентрации производства, то увеличение размеров предприятия будет неэффективным.

Классификация транспорта

По назначению выделяют следующие виды транспорта:

—транспорт, обслуживающий сферу обращения, который продолжает обслуживать производственный процесс и включает железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, трубопроводный;

—универсальный транспорт, который осуществляет грузовые и пассажирские перевозки. К нему относят железнодорожный, морской, речной, автомобильный и воздушный виды транспорта;

—специальный транспорт, предназначенный для доставки только определенных видов грузов. К нему относят нефте- и продуктопроводы, а также
универсальные трубопроводы;

—транспорт общего пользования, выполняющий перевозки грузов и пассажиров и находящийся в подчинении Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, а также исполнительных органов власти;

—ведомственный транспорт, принадлежащий определенным министерствам и ведомствам, а также их предприятиям, выполняющий перевозки внутриведомственного характера;

— промышленный транспорт, выполняющий задачи внутрипроизводствен­ного назначения, который подразделяется на внутренний и внешний: первый обеспечивает перевозки в пределах одного предприятия, второй – цели и задачи, возникающие на стыке с транспортом общего пользования;

- городской транспорт – комплекс различных видов универсального транспорта общего пользования;

- магистральный транспорт – совокупность универсального и специального транспорта общего пользования, связывающего между собой крупные города, промышленные центры и экономические районы;

- транспорт местного значения — часть универсального транспорта, который обслуживает местные перевозки грузов и пассажиров.

Звенья цепи поставок

Основными звеньями цепи поставок являются производство, транспорт и склад. Эти звенья тесно связаны между собой. Например, увеличение количества складов позволяет приблизить их к потребителям, а, значит, уменьшаются транспортные издержки на доставку товара конечным получателям. Но при этом растут складские издержки. Решение следует принимать на основе сопоставления дополнительных издержек и получаемой экономии затрат.

Логистики

Изменение роли человека в современном производстве обусловлено:

—обострением глобальной конкуренции, вызвавшей повышенные тре­бования к работнику и качеству его труда;

—наличием современных, оснащенных передовы­ми технологиями производств;

— происходящими изменениями в составе работников, повышении уровня их образования и квалификации, постоянно изменяющимся содержанием труда в связи с внедрением принципиально новых технологий;

—процессами демократических преобразо­ваний на производстве и в обществе;

—быстрым ростом стоимости рабочей силы.

Формируемая логистическая инфраструктура Республики Беларусь должна стать одной из приоритетных сфер экономики и обеспечить долю добавленной стоимости в ВВП до 12%. Поэтому одной из основных проблем повышения эффективности транспортно-логистической системы является совершенство­вание подготовки квалифицированных специалистов, работающих в сфере транспортных услуг и транспортных коммуникаций.

Тема 2. Транспортные характеристики грузов и классификация грузовых перевозок (6часов)

Грузы и их классификация

Груз — перемещаемый товар. Това́р — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи и отвечает определенным потребительским свойствам. Продукты, произведённые для личного потребления, товарами в экономическом смысле не являются.

Классификация грузов в транспортном законодательстве - это распределение транспортируемых грузов по тарифным группам с целью установления размера перевозных платежей. Классификация грузов предполагает разделение грузов на классы, в зависимости от применяемого признака. Она  используется в планировании, при изучении экономических связей, установлении тарифов и для эксплуатационных целей.

Вся совокупность товаров, которые с началом процесса транспортировки становятся грузами, может быть классифицирована по множеству признаков, основные из них следующие:

природное происхождение;

биохимический состав;

степень обработки;

потребительское назначение;

коэффициенту использования грузоподъемности.

Международным стандартом товарной классификации стала Гармонизированная система (ГС) - синтез Брюссельской таможенной номенклатуры (БТН), Стандартной международной торговой классификации (СМТК) ООН и еще двенадцати различных международных и национальных классификаторов, включая таможенные и транспортные номенклатуры.

.

Транспортная классификация грузов осуществляется по способам перевозки и перегрузки. По ней грузы делятся на:

генеральные,

массовые,

специальные.

Генеральные грузы - это штучные грузы в упаковке и без нее.

По виду упаковки - это тарно-упаковочные грузы (в мешках, коробках, ящиках), а также грузы в укрупненных грузовых и транспортных единицах (пакеты, на поддонах, трейлерах, контейнерах, лихтерах).

Грузы без тары и упаковки – трубы, металлоконструкции и др.

Генеральные грузы разделяются по размерам, массе и габаритам:

длинномерные – длина грузового места которых превышает 3 м;

легковесные – грузы, которые на 1 т веса занимают объем более 2 м3 (шерсть, табак, пух, вата и т.п.);

негабаритные – грузы, которые по своим размерам не вписываются в габариты судовых помещений, железнодорожных вагонов, платформ и путей и т.д.

В зависимости от транспортных характеристик и физико-химических свойств грузов, дальности перевозок и используемых видов транспорта все генеральные грузы можно также разделить на:

контейнеропригодные грузы, перевозка которых в контейнерах возможна и экономически целесообразна на данном направлении;

грузы, которые целесообразно перевозить укрупненными единицами в пакетах, на поддонах, паллетах, роллтрейлерах или на специальных многоосных тележках;

грузы, которые целесообразно перевозить в подвижном составе смежных видов транспорта (комбинированные перевозки);

грузы, погрузку и выгрузку которых целесообразно производить своим ходом или методом буксировки (автотехника, сельхозтехника, транспортное оборудование и т.д.).

Массовые грузы, составляющие основную (по массе) часть перевозимых всеми видами транспорта грузов, подразделяются на четыре основные категории: наливные, навалочные, насыпные и лесные.

К наливным относятся жидкие грузы, предъявляемые к перевозке наливом. Основную их массу (более 90%) составляют нефть и нефтепродукты. К ним также относятся продукты химической промышленности (сжиженные газы, кислоты, щелочи, красители, лаки и т.д.) и продукты пищевовой промышленности (спирты, масла, вино, молоко, жиры, патока и т.д.)

Опасные грузы – грузы, к которым относят любые вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при их перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей. К числу опасных свойств грузов, требующих принятия мер предосторожности, относятся: взрывоопасность, огнеопасность, токсичность, инфекционная, радиационная опасность, окислительное действие и коррозийность.

Скоропортящиеся грузы - это грузы с ограниченным сроком годности, требующие в пути защиты от воздействия высоких или низких температур, т.е. специальных условий транспортировки - охлаждения, отопления, вентиляции, ухода или контроля над их состоянием. Скоропортящуюся продукцию различных наименований, предъявляемую к перевозке, объединяют по сходным признакам или свойствам в укрупненные номенклатурные группы.

Качество груза

Качество товаров, тары и упаковки регламентируют государственные стандарты (CТБ), т.е. документы, которые дают точные данные о продукте, материалах или изделиях, на которые они составлены. Транспортная стандартизация товаров, тары и упаковки рассматривает все виды транспорта как единую систему. Однако в ряде случаев она учитывает и специфику отдельных видов транспорта, например авиационного. Грузы в стандартной таре могут формироваться в укрупненные единицы (УГЕ), пакеты контейнеры, флейты и т.д. Это позволяет быстро и рационально загружать транспортные средства, поскольку размеры УГЕ согласуют с размерами грузовых помещений различных видов транспорта. Стандартизацию производит Комитет по стандартизации Республики Беларусь, который утверждает государственные стандарты.

В международном масштабе вопросами стандартизации занимается Международная организация по стандартизации (ИСО).

Анализ свойств груза проводится, как правило, не работниками транспорта, а представителями специальных лабораторий. Полученные результаты оформляются в виде сертификатов на груз.

Упаковка и тара

Под упаковкой понимается средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, а также защиту окружающей среды от загрязнений, а также материалы, использующиеся для этих целей. Упаковывание — это подготовка продукции к обращению (транспортировке, хранению, реализации и потреблению).

Основным элементом упаковки, представляющим собой изделие для размещения продукции, является тара.

Транспортная тара. Транспортная тара предназначена для перевозок, складирования и хранения продукции. Эта тара может принадлежать любой организации, участвующей в процессе обращения.
Транспортную тару условно можно классифицировать по следующим признакам:

- кратности использования: разовая и многооборотная;

- стабильности размеров: жесткая, мягкая;

- упаковываемой продукции: жидкости, сыпучие продукты, штучные грузы;

- способу изготовления: сварная, склеенная, выдувная, литьевая, прессованная, термоформованная, вспененная;

- материалу: ПЭ, ПВХ, ПП, ПС и т.д.;

- компактности: неразборная, разборная.

В последнее время в качестве транспортной тары все более широкое распространение получают упаковки с использованием термоусадочных пленок, которые применяются в виде индивидуальной и групповой упаковки в мясомолочной, рыбной, пищевой, медицинской и других отраслях промышленности. Основной способ получения пленки - экструзия либо соэкструзия.

Транспортные ящики. Пластиковые ящики - это многооборотная пластиковая тара, которая используется для транспортировки товара до мест продаж и хранения продукции на складе до момента реализации.

Все транспортные ящики можно сегментировать по следующим критериям:

- материалу изготовления;

- отраслям применения;

- типоразмерам.

Основным материалом, из которого делают 90% всех транспортных ящиков, является полиэтилен низкого давления.

Поддон (PALLET) – транспортная тара, средство пакетирования, имеющее жесткую площадку и необходимое место для создания укрупненной грузовой единицы. Поддоны обычно бывают двух видов: двухзаходные и четырехзаходные, отличающиеся способом захвата вилочным погрузчиком. Поддоны можно классифицировать по следующим признакам:

-материалу (первичный, вторичный пластик);

-цвету;

-типу и сфере применения (облегченные, гигиенические, промышленные);

усилению - с планками подставками (полозьями) и ящичными – с бортиками, фиксирующими товар от падения;

-статической нагрузке (кг);

-динамической нагрузке (кг);

-размерам;

-весу;

-объему;

-сплошные/перфорированные;

-с колесами/без.

В Беларусь в основном импортировались поддоны размером 1200х800. Их доля в общем объеме импорта составляет почти половину. С большим отрывом на втором месте находятся поддоны размером 800х600. Их доля почти в два раза меньше. На третьем месте поддоны размером 1200х1000. Их доля составляет около 14%.

К транспортной таре-оборудованию относятся контейнеры. Под контейнером понимается транспортная закрытая емкость прямоугольного сечения предназначенная для перевозки и временного хранения грузов с объемом 1м3 и более, имеющая приспособления, обеспечивающие механизированную установку и снятие его с транспортных средств. Контейнер является оборудованием, имеющим неизменные характеристики, и в силу этого он является достаточно прочным, чтобы служить для многократного использования.

В зависимости от назначения контейнеры классифицируют на:

 -универсальные (контейнеры, предназначенные для перевозки широкой номенклатуры штучных грузов в таре, без нее или в облегченной упаковке).
В соответствии с ИСО универсальные контейнеры подразделяются на межконтинентальные (крупнотоннажные) и внутриконтинентальные (среднетоннажные массой брутто 2,5 т). К универсальным также относятся малотоннажные контейнеры массой брутто 0,625т и 1,25 т.;

-специализированные (контейнеры, предназначенные для многократной перевозки и хранения грузов определенной номенклатуры — жидких, насыпных, опасных, скоропортящихся и прочих). Специализированный контейнер представляет собой конструкцию, стандартную по размерам и максимальной массе брутто. По условиям нормативно-технических документов большинство специализированных контейнеров должны иметь обозначения и надписи, обозначающие вид помещенного в них груза.

Транспортная организация не должна производить упаковку грузов — это обязанность грузоотправителя. Между тем в основе исполнения обязательств лежит договор экспедирования грузов, поэтому обязанность по упаковыванию грузов и подготовке их к перевозке может быть возложена на транспортно-экспедиционное агентство.

 

Маркировка грузов

Маркировкой называют надписи и условные знаки, наносимые на отдельные грузовые места для опознания груза, и характеристики способов обращения с ним при транспортировании, хранении и перегрузочных работах. Маркировка позволяет установить связь между грузом и сопровождающим его документом, а также отличить одну партию груза от другой. Цель маркировки и нанесения этикеток на упаковке груза заключается в том, чтобы охарактеризовать отправку в достаточно полном объеме, позволяющем транспортно-экспедиторскому агентству направить груз окончательному клиенту..

Транспортная маркировка (основные, дополнительные, информационные надписи и манипуляционные знаки) должна быть нанесена на бумажные, картонные, фанерные, металлические и другие ярлыки или непосредственно на тару.

При транспортировании грузов на открытом подвижном составе, в смешанном железнодорожно-водном сообщении или водным транспортом, а также мелкими отправками, при хранении груза более одного года маркировка должна быть нанесена непосредственно на тару или ярлыки, которые должны быть прочно прикреплены и защищены или изготовлены из материалов, обеспечивающих сохранность маркировки.

Специальная маркировка предупреждает об особых свойствах груза и способах обращения с ним через набор манипуляционных знаков.

Таблица маркировки грузов.

1 Хрупкое. Осторожно 2 Беречь от солнечных лучей 3 Беречь от влаги 4 Беречь от излучения 5 Ограничение температуры
6 Скоропортящийся груз 7 Герметичная упаковка 8 Крюками не брать 9 Место упаковки 10 Здесь поднимать тележкой запрещается
11 Верх 12 Центр тяжести 13 Тропическая упаковка 14 Штабелировать запрещается 15 Поднимать непосредственно за груз
16 Открывать здесь 17 Защищать от радиоактивных источников 18 Не катить 19 Штабелирование ограничено 20 Зажимать здесь
   
21 Не зажимать 22 Предел по количеству ярусов в штабеле 23 Вилочные погрузчики не использовать    

Перевозка опасных грузов

Опасные грузы - вещества, материалы и изделия, обладающие свойствами, проявление которых при перевозке может послужить причиной взрыва и (или) пожара, привести к гибели, заболеванию, травмированию, отравлению, облучению или ожогам людей и (или) животных, а также вызвать повреждение сооружений, транспортных средств, иных объектов перевозки и (или) нанести вред окружающей среде.

Классификация опасных грузов производится в зависимости от вида и степени опасности груза. Установлены следующие классы опасных грузов:

класс 1 - взрывчатые вещества и изделия;

класс 2 - газы;

класс 3 - легковоспламеняющиеся жидкости;

класс 4 - легковоспламеняющиеся вещества и материалы;

класс 5.1 - окисляющие вещества;

класс 5.2 - органические пероксиды;

класс 6.1 - токсичные вещества;

класс 6.2 - инфекционные вещества;

класс 7 - радиоактивные материалы;

класс 8 - коррозионные вещества;

класс 9 - прочие опасные вещества и изделия.

Опасные грузы каждого класса в соответствии с их физико-химическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировании разделяются на подклассы, категории и группы.

Для согласования маршрута перевозки опасных грузов перевозчик обязан не менее чем за 10 дней до начала перевозки представить в подразделения ГАИ МВД следующие документы:

- маршрут перевозки опасных грузов установленной формы в 3 экземплярах;

- свидетельство о допущении транспортных средств к перевозке определенных опасных грузов.

Первый экземпляр согласованного маршрута перевозки опасных грузов хранится в подразделениях ГАИ МВД, второй - у перевозчика, третий - у водителя.

На маршруты перевозок опасных грузов, не требующих согласования с подразделениями ГАИ МВД, бланки маршрута заполняются в двух экземплярах, первый из которых хранится у перевозчика, второй находится у водителя.

Ограничение скорости движения транспортных средств при перевозке опасных грузов и возможность перевозки в темное время суток устанавливаются Правилами дорожного движения.

В случае установления ограничения скорости движения знак с указанием допустимой скорости должен быть нанесен или установлен на транспортном средстве в соответствии с Правилами дорожного движения.

При движении на транспортном средстве, перевозящем опасные грузы, должны быть включены фары ближнего света в дневное время суток.

 

Тема 3. Организация перевозок и грузовой работы на железнодорожном и автомобильном транспорте(8 часов)

Выбор перевозчика

Основной причиной, по которой грузовладельцам (производителям или торговым фирмам) выгодно обращаться к услугам транспортно-экспедиционного предприятия, являются трудности по сбору полной информации о перевозчиках, об уровне тарифов на перевозки, стоимости и видах услуг, предоставляемых экспедиторами.

В тех случаях, когда логист самостоятельно решает проблему выбора перевозчика, он должен основываться на определенной схеме выбора (рис. 6.12).

Основными критериями предварительного отбора перевозчиков являются затраты на перевозку груза, надежность времени доставки, сохранность груза при перевозке.

При этом возможные следующие варианты выбора перевозчика:

1)привлеченный транспорт автопредприятий;

2)привлеченный транспорт частных перевозчиков – индивидуальных предпринимателей;

3)транспортные средства, приобретенные в собственность компании или сформированные за счет лизинга автомобилей.

Возможна комбинация одновременно нескольких вариантов в зависимости от маршрута, вида перевозимого товара и размера партии.

Тема 4. Договора перевозки и первичная документация(6 часов)

 

Договор перевозки

 

Договор перевозки грузов является неотъемлемой частью делового сотрудничества компаний транспортной отрасли (транспортной экспедиции и т.д.) друг с другом, и их сотрудничества с компаниями-производителями и компаниями продавцами (покупателями). Без его заключения невозможен ни один цикл грузоперевозки.

Договор описывает права и обязанности перевозчика и грузоотправителя и грузополучателя. Договор перевозки грузов зависит от вида используемого транспорта: автомобильного, железнодорожного, морского, речного либо воздушного и ряда других факторов.

Гражданский кодекс РБ, ст.738, устанавливает, что перевозка грузов, пассажиров и багажа производится по договору перевозки, который является единственным правовым основанием выполнения перевозки. При этом договор перевозки может заключаться в чистом виде, а может включать также элементы договора транспортной экспедиции, т.е. заключаться в форме смешанного договора.

Согласно ст. 391 ГК стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законодательством (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержаться в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Таким образом, в смешанном договоре к элементам договора перевозки будут применяться правила транспортного законодательств; к элементам договора транспортной экспедиции правовые нормы, установленные для транспортно-экспедиционной деятельности.

В законе «О ТЭД» в ст.23 установлено, что «экспедитор имеет право осуществлять перевозку груза собственным транспортном. В этом случае экспедитор заключает с клиентом договор транспортной экспедиции и договор перевозки груза». Поэтому высказывается точка зрения о необходимости заключать в этом случае два самостоятельных договора.

Договор транспортной экспедиции регулирует следующее законодательство: Закон РБ «О транспортно-экспедиционной деятельности», от 13.06.2006 №124-З; Постановление СМ РБ «Об утверждении правил транспортно-экспедиционной деятельности», от 30.12.2006 №1766; Указ Президента РБ «О защите национального рынка транспортно-экспедиционных услуг», от 19.10.1999 №614. Кроме того, к отношениям из договора транспортной экспедиции в той или иной части применяются национальное и международное законодательство, регулирующее договор перевозки.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение транспортно-экспедиционных услуг, определенных договором. Сторонами договора транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент.

Декретом Президента РБ от 14.07.2003г. N17 "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что транспортно-экспедиционная деятельность в Республике Беларусь подлежит лицензированию. Осуществление субъектами хозяйствования такой деятельности на территории Республики Беларусь без лицензии является незаконным.

Из определения договора транспортной экспедиции, существенным условием такого договора в первую очередь является условие о том, какие именно услуги должны быть оказаны по договору.

Статья 16 Закона «О ТЭД» указывает, что договор транспортной экспедиции должен содержать конкретный перечень транспортно-экспедиционных услуг, которые обязуется оказать экспедитор.

    Договором перевозки в линейном судоходстве в большинстве случаев

является коносамент (Bill of Lading (англ.), Connaisement (франц.), Konnossement (немец.), Poliza di cario (итал.), Conocimiento de embarque (испан.)). Особое значение коносамент имеет в отношениях между судовладельцем и получателем груза, являясь, по сути, единственным документом, регулирующим эти отношения.

    Коносамент может быть трех видов:

ордерный;

на предъявителя;

именной.

    Ордерный коносамент (order B/L) - ценная бумага, по которой груз выдается либо по приказу отправителя или получателя, либо по приказу банка. Ордерный коносамент является наиболее распространенным в практике морских перевозок.

    Именной коносамент (straight B/L) - ценная бумага, в которой указывается наименование определенного получателя. Груз выдаётся прямо получателю, указанному в коносаменте. Именной является прямой противоположностью ордерному коносаменту.

    Коносамент на предъявителя (to bearer B/L) - документ, в котором указывается, что он выдан на предъявителя, т.е. в нем не содержатся какие-либо конкретные данные относительно лица, обладающего правом на получение груза, и поэтому груз в порту назначения должен быть выдан любому лицу, предъявившему его.

    В последнее время получили развитие комбинированные перевозки грузов различными видами транспорта – водным, наземным, железнодорожным и т.д., что потребовало комбинированного транспортного документа Combined transport B/L. При этом возникает много проблем. Так как он координирует действия различных видов транспорта, он должен выдаваться одним из перевозчиков - судовладельцем или грузовым экспедитором, действующем как перевозчик или агент от имени перевозчика.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

по дисциплине«ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА» для студентов второй ступени высшего образования заочной формы обучения по специальности

1 -26 02 05 «Логистика»

 

СоставителЬ

Фрищин Б.В., доцент кафедры логистики и ценовой политики Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент.

 

2015


Тема 1 Роль транспортной логистики в обеспечении коммерческой деятельности предприятий (4 часа).

1.1 Роль транспорта в современном мире

Транспорт – отрасль материального производства, ко­торая специализируется на организации и осуществлении перевозок людей и грузов. Он относится к сфере производства материальных услуг. Затраты на выполнение опера­ций по транспортировке грузов в виде оказания услуг составляют до 50% объема всех затрат на логистику.

Транспорт как система состоит из двух подсистем: транспорт общего пользования и транспорт не общего пользования.

Деятельность транспорта общего пользования ориентирована на обслуживание сферы обращения и удовлетво­рение потребностей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров.

Транспорт общего пользования включает железнодорожный, водный (морской, речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт.

Транспорту не общего пользования принадлежит внутрипроизвод­ственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадле­жащие нетранспортным предприятиям.

Значение транспорта определяется его ролью в территориальном разделении труда. Специализация районов и их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает существенное влияние на размещение производства и его концентрацию.

Концентрация производства приводит к расширению района потребления продукции. Если транспортная слагающая, включающая расходы на доставку сырья и топлива в районы производства, а также готовой продукции в районы потребления, будет возрастать в результате увеличения дальности перевозок в большей степени, чем снижаются издержки при концентрации производства, то увеличение размеров предприятия будет неэффективным.

Классификация транспорта

По назначению выделяют следующие виды транспорта:

—транспорт, обслуживающий сферу обращения, который продолжает обслуживать производственный процесс и включает железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, трубопроводный;

—универсальный транспорт, который осуществляет грузовые и пассажирские перевозки. К нему относят железнодорожный, морской, речной, автомобильный и воздушный виды транспорта;

—специальный транспорт, предназначенный для доставки только определенных видов грузов. К нему относят нефте- и продуктопроводы, а также
универсальные трубопроводы;

—транспорт общего пользования, выполняющий перевозки грузов и пассажиров и находящийся в подчинении Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, а также исполнительных органов власти;

—ведомственный транспорт, принадлежащий определенным министерствам и ведомствам, а также их предприятиям, выполняющий перевозки внутриведомственного характера;

— промышленный транспорт, выполняющий задачи внутрипроизводствен­ного назначения, который подразделяется на внутренний и внешний: первый обеспечивает перевозки в пределах одного предприятия, второй – цели и задачи, возникающие на стыке с транспортом общего пользования;

- городской транспорт – комплекс различных видов универсального транспорта общего пользования;

- магистральный транспорт – совокупность универсального и специального транспорта общего пользования, связывающего между собой крупные города, промышленные центры и экономические районы;

- транспорт местного значения — часть универсального транспорта, который обслуживает местные перевозки грузов и пассажиров.

Виды грузовых и пассажирских перевозок

3. По размеру партии груза различают: массовые — к ним относятся перевозки большого объема однород­ных грузов – более 30 т; партионные — до 30 т; мелко­партионные перевозки — когда объем отправляемого груза не может загрузить целое транспортное средство.

Партия груза — это количество груза, предъяв­ляемого к перевозке в один адрес по одному транспорт­но-сопроводительному документу.

Звенья цепи поставок

Основными звеньями цепи поставок являются производство, транспорт и склад. Эти звенья тесно связаны между собой. Например, увеличение количества складов позволяет приблизить их к потребителям, а, значит, уменьшаются транспортные издержки на доставку товара конечным получателям. Но при этом растут складские издержки. Решение следует принимать на основе сопоставления дополнительных издержек и получаемой экономии затрат.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 663; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.113 с.)