Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть вторая. «Власть призраков» и обесчеловеченный человек.
…предметом сатирического исследования Щедрина является уже не «пошлость пошлого человека», а обесчеловеченность людей, находящихся во власти призраков. Один из самых известных сатирических персонажей Щедрина – Иудушка Головлев, главный герой романа «Господа Головлевы». Само слово «Иудушка» как бы контаминирует в себе два понятия – «Иуда» и «душка», из которых второе обозначает то, кем герой прикидывается, а первое – то, кем он на самом деле является. Писатель неоднократно дает понять читателю, что Порфирий Владимирович Головлев принадлежит к мира тьмы, к миру теней. …зоологические сопоставления выполняют роль важнейших ориентиров, помогающих читателю схватить подлинную, обесчеловеченную сущность героя. Иудушка, как и Арина Петровна, служит призраку собственности …. Истинной целью его всегда является стяжательство. …служение призраку собственности неизбежно влечет за собою потерю истинно человеческих качеств, духовное и нравственное убожество. Своеобразие образа Иудушки состоит в том, что этот обесчеловеченный человек стремиться выдать себя за человека…. Характерная черта его облика – лицемерие. …лицемерие Иудушки – не однопланово, а разносторонне, многолико. Вот почему перед нами … многогранный, сложный сатирический характер. Писатель раскрывает комизм лицемерия и нравственного окостенения, которые предстают перед нами во всей своей смешной и вместе с тем отвратительной, страшной сущности. Другой вид сатирического образа … образ собирательно-шаржированный, воплощающий собой определенную социальную группу. Он призван запечатлеть сущность определенных социальных или социально-политических групп. …собирательно-шаржированный образ отличается резкой сатирической заостренностью и определенностью. Он откровенно односторонен. Сюда относятся типы благонамеренного человека, правителей-помпадуров, «ташкентца» (просветителя) и др. Все сатирические персонажи подразделяются на две группы: одни служат призракам, другие находятся под игом призраков. Ещё один вид образа у Щедрина – образ гротескный, выходящий за рамки жизненного правдоподобия. … наибольшего взлета эта художественная форма достигла в «Истории одного города» и в «Сказках».
В «Истории одного города» звучит мотив поразительного однообразия градоначальников, их полнейшей обезличенности. Угрюм-Бурчеев – это монументальный гротескно-сатирический образ, представляющий собой сочетание самых отвратительных, враждебных человеку качеств. Это фигура – по внешности вроде бы человеческая, а на самом деле глубоко античеловечная. Один из важнейших приемов – сопоставление изображаемых героев с окружающими их вещами или же наделение их чертами, свойствами, качествами, присущими предметам неодушевленным, «мертвым». Нельзя обойти такую разновидность гротескного образа, как образ-зверь, образ-животное. В «Сказках», созданных в 80-е годы, подобного рода гротескные образы становятся центральными. Данная разновидность образов пригодна для разоблачения «звериной», «хищной» природы социально-политических типов, находящихся у кормила власти. Часть третья «Рядом с величайшей драмой шла позорнейшая комедия…» В центре внимания Щедрина – самые главные конфликты своего времени – политические, социальные, нравственные … Щедрин отказался от изображения «положительного» героя, якобы успешно сражающегося со злом. …сюжетный конфликт, при котором отрицательные персонажи сталкиваются с отрицательными, приобрел «особую остроту и множество разновидностей». Салтыков использовал такие сюжеты, как анекдот, казус; сюжет-шарж; сюжет-путешествие; сюжет-хроника («Господа Головлевы») Сюжет-предположение и сюжет-гипотеза выходят за рамки жизненного правдоподобия. …сюжет-предположение строится на ситуации гипотетически возможной. Раскрывая «все готовности» своих сатирических персонажей, показывая, как эти готовности могут проявиться в действии, Щедрин сделал зримыми те внутренние, глубинные закономерности жизни, которые обычно остаются недоступными для непосредственного наблюдения. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», в «Диком помещике» - гротескный, фантастический сюжет, своеобразный гротескный «эксперимент». Если в сюжетах жизненно правдоподобных истинный облик изображаемых персонажей обнажается постепенно, от эпизода к эпизоду, то здесь он раскрывается сразу же, мгновенно. Раскрывается в самом главном своем существе.
…происходит резкое комическое снижение персонажей: привычная жизнь их неожиданно сменяется обстоятельствами необычными, в которых они не могут сохранить показное «благообразие» и предстают в своей подлинной сути. Гротескный сюжет-эксперимент кроме того предоставляет писателю возможность прибегнуть к ярко выраженному сатирическому преувеличению и наглядно продемонстрировать сам процесс обесчеловечивания изображаемых героев… В сказках Щедрина о животных мы встречаемся с сюжетом-иносказанием, сюжетом-аналогом. Например, в сказках «Премудрый пискарь», «Карась-идеалист». В сюжете-иносказании персонажи, о которых повествует автор, ведут себя и как звери, и как люди. Гротескный сюжет-иносказание … 1) позволил выразить острейшие политические и социальные конфликты в той их форме, которая максимально наглядно демонстрировала непримиримость интересов «верхов» и «низов» общества; 2) давал возможность отойти от всего побочного, второстепенного, затемняющего суть отображаемых конфликтов… …сказки писателя явились как бы «итогом» всей его сатирической деятельности. В них Салтыков возвратился к основным мотивам своих предыдущих сочинений и «извлек» из них самое важное, самое главное Они позволил писателю создать произведения колоссальной обобщающей силы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.007 с.) |