Часть вторая. «Власть призраков» и обесчеловеченный человек. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть вторая. «Власть призраков» и обесчеловеченный человек.



…предметом сатирического исследования Щедрина является уже не «пошлость пошлого человека», а обесчеловеченность людей, находящихся во власти призраков.

Один из самых известных сатирических персонажей Щедрина – Иудушка Головлев, главный герой романа «Господа Головлевы».

Само слово «Иудушка» как бы контаминирует в себе два понятия – «Иуда» и «душка», из которых второе обозначает то, кем герой прикидывается, а первое – то, кем он на самом деле является. Писатель неоднократно дает понять читателю, что Порфирий Владимирович Головлев принадлежит к мира тьмы, к миру теней.

…зоологические сопоставления выполняют роль важнейших ориентиров, помогающих читателю схватить подлинную, обесчеловеченную сущность героя.

Иудушка, как и Арина Петровна, служит призраку собственности …. Истинной целью его всегда является стяжательство.

…служение призраку собственности неизбежно влечет за собою потерю истинно человеческих качеств, духовное и нравственное убожество.

Своеобразие образа Иудушки состоит в том, что этот обесчеловеченный человек стремиться выдать себя за человека…. Характерная черта его облика – лицемерие.

…лицемерие Иудушки – не однопланово, а разносторонне, многолико. Вот почему перед нами … многогранный, сложный сатирический характер.

Писатель раскрывает комизм лицемерия и нравственного окостенения, которые предстают перед нами во всей своей смешной и вместе с тем отвратительной, страшной сущности.

Другой вид сатирического образа … образ собирательно-шаржированный, воплощающий собой определенную социальную группу.

Он призван запечатлеть сущность определенных социальных или социально-политических групп.

…собирательно-шаржированный образ отличается резкой сатирической заостренностью и определенностью. Он откровенно односторонен. Сюда относятся типы благонамеренного человека, правителей-помпадуров, «ташкентца» (просветителя) и др.

Все сатирические персонажи подразделяются на две группы: одни служат призракам, другие находятся под игом призраков.

Ещё один вид образа у Щедрина – образ гротескный, выходящий за рамки жизненного правдоподобия. … наибольшего взлета эта художественная форма достигла в «Истории одного города» и в «Сказках».

В «Истории одного города» звучит мотив поразительного однообразия градоначальников, их полнейшей обезличенности.

Угрюм-Бурчеев – это монументальный гротескно-сатирический образ, представляющий собой сочетание самых отвратительных, враждебных человеку качеств. Это фигура – по внешности вроде бы человеческая, а на самом деле глубоко античеловечная.

Один из важнейших приемов – сопоставление изображаемых героев с окружающими их вещами или же наделение их чертами, свойствами, качествами, присущими предметам неодушевленным, «мертвым».

Нельзя обойти такую разновидность гротескного образа, как образ-зверь, образ-животное.

В «Сказках», созданных в 80-е годы, подобного рода гротескные образы становятся центральными. Данная разновидность образов пригодна для разоблачения «звериной», «хищной» природы социально-политических типов, находящихся у кормила власти.

Часть третья «Рядом с величайшей драмой шла позорнейшая комедия…»

В центре внимания Щедрина – самые главные конфликты своего времени – политические, социальные, нравственные …

Щедрин отказался от изображения «положительного» героя, якобы успешно сражающегося со злом.

…сюжетный конфликт, при котором отрицательные персонажи сталкиваются с отрицательными, приобрел «особую остроту и множество разновидностей».

Салтыков использовал такие сюжеты, как анекдот, казус; сюжет-шарж; сюжет-путешествие; сюжет-хроника («Господа Головлевы»)

Сюжет-предположение и сюжет-гипотеза выходят за рамки жизненного правдоподобия.

…сюжет-предположение строится на ситуации гипотетически возможной.

Раскрывая «все готовности» своих сатирических персонажей, показывая, как эти готовности могут проявиться в действии, Щедрин сделал зримыми те внутренние, глубинные закономерности жизни, которые обычно остаются недоступными для непосредственного наблюдения.

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», в «Диком помещике» - гротескный, фантастический сюжет, своеобразный гротескный «эксперимент».

Если в сюжетах жизненно правдоподобных истинный облик изображаемых персонажей обнажается постепенно, от эпизода к эпизоду, то здесь он раскрывается сразу же, мгновенно. Раскрывается в самом главном своем существе.

…происходит резкое комическое снижение персонажей: привычная жизнь их неожиданно сменяется обстоятельствами необычными, в которых они не могут сохранить показное «благообразие» и предстают в своей подлинной сути.

Гротескный сюжет-эксперимент кроме того предоставляет писателю возможность прибегнуть к ярко выраженному сатирическому преувеличению и наглядно продемонстрировать сам процесс обесчеловечивания изображаемых героев…

В сказках Щедрина о животных мы встречаемся с сюжетом-иносказанием, сюжетом-аналогом. Например, в сказках «Премудрый пискарь», «Карась-идеалист».

В сюжете-иносказании персонажи, о которых повествует автор, ведут себя и как звери, и как люди.

Гротескный сюжет-иносказание … 1) позволил выразить острейшие политические и социальные конфликты в той их форме, которая максимально наглядно демонстрировала непримиримость интересов «верхов» и «низов» общества; 2) давал возможность отойти от всего побочного, второстепенного, затемняющего суть отображаемых конфликтов…

…сказки писателя явились как бы «итогом» всей его сатирической деятельности. В них Салтыков возвратился к основным мотивам своих предыдущих сочинений и «извлек» из них самое важное, самое главное Они позволил писателю создать произведения колоссальной обобщающей силы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.007 с.)