Христианское княжество Феодоро 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Христианское княжество Феодоро



На территории юго-западной части Горной Таврики происходило формирование деспотии, получившей в научной литературе название «княжество Феодоро». Самые ранние сведения о Феодоро, как о сложившемся государстве, относятся к началу XV в. Во второй половине XV в. территория феодоритской Готии, состоявшая из разделенных горами долин, была разделена на уделы («части»), которых было как минимум одиннадцать. Владели ими сыновья деспота («князя») Алексея I (Старшего) (1411–1446 гг.) и иные представители правящей династии. О численности населения этих уделов на сегодняшний день судить затруднительно. По сообщению председателя городского совета Рагузы венецианскому дожу Пьетро Мочениго (1474–1476 гг.), в котором, кроме прочего, говорится, что до захвата турками в 1475 г.

Феодоро, его правителю было подвластно 30 тыс. домов (семейств). Если учесть что семья в то время состояла в среднем из 5–6 человек, то можно предположить, что население Феодоро во второй половине XV в. составляло 150–180 тыс. чел. А.Л. Бертье Делагард доводил эту цифру до 200 тыс. чел.

Первые определенные известия о существовании княжества можно отнести к первой половине XIV в., хотя в некоторых работах обобщающего характера утверждается о его формировании в конце XIII в.

Отождествление Дороса с тем или иным городищем также не было единодушным. От Дороса до сходного по звучанию топонима Феодоро остается хронологический разрыв в полтысячелетия, заполнять который приходится главным образом за счет археологических источников.

В 60-х гг. XX в. была предпринята попытка обосновать представление о том, что она занимала только пространство южного и, частично, юго-восточного побережья, ограниченного с севера обрывистыми склонами Главной гряды Крымских гор. Эта точка зрения была противопоставлена бывшей к тому времени наиболее популярной гипотезе о стране Дори, как территории, на которой расположены так называемые «пещерные города», то есть в Юго-Западном Крыму на пространстве между течением рек Альмы и Черной. Была также предпринята попытка выдви- нуть альтернативную этим двум гипотезам идею о «точечной» локализации Дори на Мангупе.

Уже к концу правления Юстиниана Византия, не имея возможности содержать крепости на своем дальнем пограничье, переложила эту обязанность на местные власти. Ситуация на границах империи еще более ухудшилась во второй половине VII в., когда ей пришлось бороться с натиском арабов, поставивших Византию на край гибели. Впрочем, судя по археологическим данным и скудным известиям письменных источников, связи Юго-Западной Таврики с Византией не прерывались благодаря близости Херсона и сохранению угрозы вторжений кочевников.

Обобщение данных, накопленных в результате многолетних исследований позднеантичных и средневековых могильников, позволяет определенно говорить о формировании средневекового населения горного Крыма преимущественно из фракций пришлых этносов, среди которых доминировали восточные германцы — готы и ирано-язычные аланы.

Строительство укреплений на Мангупском плато, скорее всего, началось в по- следнее десятилетие правления Юстиниана I (50-60 гг. VI в.). Тогда был создан обширный крепостной ансамбль, в котором были максимально учтены и использованы фактор природной защищенности столообразного плато. Со второй половины VII в. на полуострове появляются хазары, постепенно продвигающиеся от Боспора в его западные районы. В начале VIII в. их влияние становится уже ощутимым вблизи Херсона. В самом городе, как явствует из рассказа о событиях, связанных с карательными мероприятиями против него, осуществлявшихся Юстинианом II, находился представитель хазарской власти — тудун. Кризис назрел к концу VIII в., когда хазарами был захвачен Дорос-Мангуп, и это вызвало выступление христианского населения Готии, которое было возглавлено лидерами местной иконопочитательской партии, составлявшей оппозицию официальным иконоборческим властям, всецело доминировавшим в Херсоне.

В совокупности имеющиеся источники показывают сложность и неопределенность политической ситуации в горной Таврике, сохранявшуюся вплоть до начала 30-х гг. IX в. Оказавшись между Византией и Хазарией, она в целом сохраняла конфессиональную и в широком плане культурную ориентацию на первую. После восстановления иконопоч тания и общей стабилизации внутреннего положения Византии, а также в связи с существенным ослаблением Хазарии, к концу IX в. уже полностью потерявшей крымские владения, в 841 г. империя создает в Таврике военно-административный округ-фему Климатов. Ко второй половине XI в. в связи с кризисом фемного строя в Византии, в Таврике также проходят перемены в административном устройстве. Здесь был образован катепанат, т. е. административный статус провинции был повышен, что было связано с какими-то чрезвычайными обстоятельствами.

К началу XIII в. подавляющая часть оседлого населения Таврики исповедовала христианство, говорила преимущественно по-гречески и была носителем провинциальной византийской культуры, по многим признакам имевшей много общего с культурой Балкан. Византийский историк Пахимер (вторая половина XIII — начало XIV вв.), сообщая об этом, прямо указывает среди прочих готов и аланов, фигурирующих в византийских источниках как главные компоненты христианского населения Таврики. Вторжение татар в Крым в январе 1223 г. и последовавшее закрепление их власти на полуострове путем включением его в состав правого крыла улуса Джучи привело к смещению части оседлого, преимущественно христианского, греко-язычного населения в менее доступные для кочевников предгорные районы, главным образом в область Внутренней гряды и южную приморскую часть. В 60-е гг. XIV в. в Крыму укрепляются генуэзцы, добившиеся от ханов заключения ряда выгодных для себя договоров, обеспечивавших им территориальные приобретения за счет захвата земель, ранее принадлежавших местным греческим общинам. Таким образом, православное население Таврики оказалось не только под угрозой исламизации с севера, но и католической экспансии с юга. По сути, у него оставалась только территория между Херсоном и верхним течением Альмы, где сконцентрированы так называемые «пещерные города» и где, по археологическим данным, на протяжении всей средневековой эпохи отмечается наибольшая концентрация оседлого населения, в особенности в XIII-XV вв.

Консолидации греко-язычных христиан под главенством выходцев из какого-то провинциального аристократического рода, по мнению некоторых исследователей, трапезундского по своим корням, протекала наиболее активно на территории исторической Готии, приближенной к византийскому Херсону и лучше прикрытой естественными преградами и укреплениями, основанными еще в раннее средневековье.

Археологические материалы, в особенности полученные за последнюю четверть столетия, позволяют уверенно выделить ранний период жизни столицы княжества Фео- доро, определяемый началом 60-х гг. — последним десятилетием XIV в. О том, что именно Мангуп становится в это время объединительным центром для христианского населения, свидетельствует надпись на камне, найденная при раскопках большой базилики на этом городище, проводившихся в 1913 г.

В середине 90-х гг. XIV в. Крым оказался втянутым в грандиозную междоусобицу Тохтамыша и Тимура, в результате которой юго-западная часть полуострова подверглась разгрому. В начале XV в. начинается новый подъем княжества и его столицы. До этого главным средоточием греческой средневековой культуры на полуострове являлся Херсон, несмотря на значительную варваризацию сохранявший античные эллинские традиции в укладе жизни и политическом устройстве. Через него осуществлялась христианская миссионерская деятельность, направленная на соседние народы. В истории правившей здесь династии, вероятно, было два периода. Первый, от возникновения княжества до конца XIV в., когда во главе его находились правители, имевшие какие-то корни в Трапезунде. Они являлись вассалами золотоордынских ханов и, по сути, представляли собой удельных князьков, подчинявшихся прежде всего, улусной администрации. Разгром, учиненный Тимуром в Крыму, затронул и молодое мангупское княжество. Из разоренной столицы и других мест династы бегут к усиливающемуся северному православному соседу, возможно, став здесь основателями знатного рода Ховриных.

Второй период начинается с середины 20-х гг. XV в. Тогда во главе княжества становятся или представители прежней династии, или же выходцы из другой, неизвестной нам фамилии. Они удачно связали себя свойскими отношениями со знатнейшими родами Константинополя и Трапезунда, Палеологами, Асанами-Асенями и Великими Комниными. Эта династия правила до падения княжества под ударом турок в 1475 г.

В период расцвета границы княжества Феодоро на востоке проходили, по крайней мере, в районе Алушты, где форпостом княжества являлась крепость Фуна. Прибрежная полоса Южного берега находилась в составе генуэзского «капитанства Готии». Владения мангупских князей в этом районе охватывали склоны и поверхность Главной гряды. Противостояние Феодоро и генуэзских владений продолжалось от времени формирования княжества и фактически до конца его существования, достигнув своего пика в 1433-34 гг., когда в правление князя Алексея при поддержке местного греческого населения была захвачена крепость Чембало-Балаклава. На западе во владениях Мангупа оказались прибрежные территории, вероятно, от района Георгиевского монастыря, включая угасший Херсон, вплоть до устья Бельбека. По этой реке проходила северная граница княжества с владениями Золотой Орды, а с 30-х гг. XV в. — с Крымским ханством. Возможно, местами в среднем и верхнем течении Бельбека княжество имело земли и на правом берегу реки.

При князе Алексее, правившем в 20-30-х гг. XV в., особенно пышно, в духе провинциально-византийского и малоазийского зодчества, отстраивается столица. В ней фактически заново возводятся базилика и дворец, существенно реконструируется цитадель. После падения в 1453 г. Константинополя, маленькое христианское княжество в далеком Крыму, по словам А. А. Васильева, было последним осколком Византии на Черном море. В геральдике его правителей, вероятно, в результате удачной женитьбы одного из князей на представительнице знатного византийского рода, связанного с Палеологами, прочно обосновался двуглавый орел.

В условиях серьезных внешних угроз княжество Феодоро пыталось обеспечить союз с другими христианскими государствами с помощью династических браков, в том числе молдавскими господарями, венгерскими королями и русскими великими князьями. Однако это не помогло. После захвата турками в 1475 г. столицы княжества, располагавшейся на труднодоступном Мангупском плато, память о нем быстро стирается.

Генуэзские владения в Крыму

Генуэзские колонии в Северном Причерноморье (в западноевропейских источниках называемые Газаария Gazaria) — укреплённые торговые центры генуэзских купцов и колонии Генуэзской республики в XIII—XV веках. Название возможно произошло от хазар. Под «Газарией» итальянцы подразумевали не только Крым, но и вообще земли, прилегающие к Чёрному и Азовскому морям, за исключением входивших в состав Византийской империи.

В 1169 году император Византии Мануил Комнин разрешил генуэзцам проход через Босфор и посещать Черноморское побережье. В 1204 в рамках Четвёртого Крестового похода крестоносцы взяли штурмом Константинополь, и посадили своего императора. Византийцы были оттеснены в Малую Азию. Проход генуэзских кораблей в Чёрное море затрудняется из-за чрезмерных пошлин. В 1206 году венецианцы закрепились в Солдайе (Судаке), которым владеют совместно с половцами (кипчаками). В 1217 году произошёл набег сельджуков на Судак. В 1223 году монгольские отряды Субудая и Джебэ берут Судак, и в 1239 году Судак захвачен татаро-монголами (до 1249 года). В 1243 году после похода в Европу Батый основал в степях татаро-монгольское государство — Золотую Орду. В 1261 году Генуя и Никейская империя заключили Нимфейский договор. За помощь Михаилу Палеологу в борьбе с Латинской империей генуэзцы получили исключительные права торговли на Чёрном море. Таким образом с XIII века Чёрное море, бывшее до того заповедным бассейном Византийской империи, стало доступным для итальянских купцов. С 1260-х годов начинается их активная торговая деятельность в Крыму и на других территориях Золотой Орды.

В 1266 году хан Оран-Тимур, которому дан был во владение Крым его дядею, золотоордынским ханом Менгу-Тимуром, разрешил генуэзцам основать торговую факторию и колонию в Кафе на месте старой (античной) Феодосии, с условием: платить ему пошлины за ввоз и вывоз товаров, с предоставлением всем купцам права покупать и продавать на этой земле привозимые из других мест товары. Окружённый татарскими, византийскими и иными владениями, город стал столицей генуэзских владений в Крыму. По мнению итальянского медиевиста Джео Пистарино, генуэзцы, издавна торговавшие в этих землях, задолго до приобретения Кафы тщательно изучили все порты, которые считали наиболее полезными, и пришли к выводу, что необходимо поставить их под контроль республики.

В 1289 году в Кафу из Генуи был послан первый консул, а через год для города был выработан специальный устав и Кафа стала самоуправляющейся городской коммуной. А уже в 1293—1299 годах из-за торговой конкуренции произошла война Венеции и Генуи, сражения которой развернулись и на Чёрном море. По договору обе стороны разграничили сферы влияния в Крыму. Венецианцы были обязаны договором 1299 года не входить тридцать лет кряду в Чёрное море. Генуэзцы стали единственными хозяевами морских коммуникаций Северного Причерноморья и Крымского полуострова. Теперь Чёрное море было охвачено кольцом генуэзских станций, начиная от Перы на восток по малоазийскому берегу, по Кавказскому побережью, на Таманском полуострове, на обоих устьях Дона (Азовское море рассматривалось как расширение впадающего в Чёрное море Дона) и по западной береговой полосе — от устья Днепра — через Килию опять к Босфору.

В 1340-х годах кафинские генуэзцы отняли «без сопротивления у гордых, беспечных и несогласных между собою» греческих князей важный порт Ямболи (ныне Балаклава). Основная роль, отводившаяся новой крепости, состояла в ограничении торговой и политической деятельности князей Феодоро в западной части полуострова.

В 1343 генуэзцы обосновались в Чембало (ныне Балаклава), в 1365 — Солдайю (современный Судак), вытеснив оттуда венецианцев. Возникли новые колонии генуэзцев: Воспоро (на территории современной Керчи), Тана (в устье Дона), Джинестра (на территории современной Одессы). Их агентства были в городах Матрега (ныне Тамань), Копа (ныне Славянск-на-Кубани) и т. д.

На другом конце Крыма важным опорным пунктом для генуэзцев стал порт Воспоро (Керчь), порученный во владение генуэзским консулам из рук золотоордынского хана вместе с обязательством по созданию в городе ханской таможни. Именно с этих пор на итальянских картах город стали называть Воспро, Черкио или же Порт Святого Иоанна. В июне 1365 года генуэзцы захватили ослабленную татарскими набегами и внутренними раздорами Сугдею (Солдайю, ныне Судак), вытеснив оттуда венецианцев, а в 1380 году добились от хана Тохтамыша заключения соглашения, в котором тот признал все их территориальные захваты в Крыму. «Великая коммуна Генуи» закрепила за собой Судак с восемнадцатью селениями и территорию Южнобережья от Фороса до Алушты включительно, получившее у них название «капитанство Готии». Генуэзцы получили юридическую власть над всей территорией Готии — приморской и горной. Однако фактическую власть они могли осуществлять только над Приморской Готией (Gothia Maritima), то есть над Южным берегом Крыма.

В колониях жили греки, армяне, итальянцы, евреи, татары, адыги и другие народы. К концу XIV века они овладели черноморской торговлей. Через свои опорные пункты в Причерноморье генуэзские купцы вели обширную посредническую торговлю. Они продавали зерно, соль, кожи, меха, воск, мёд, лес, рыбу, икру из причерноморских районов, сукна — из Италии и Германии, масло и вино — из Греции, пряности, драгоценные камни, мускус — из стран Азии, слоновую кость — из Африки и многие другие товары.

К 1420-м годам у генуэзцев в Таврике появился опасный соперник — православное княжество Феодоро с центром на плато Мангуп. Отношения Феодоро с золотоордынскими правителями Крымского Юрта (которых генуэзцы именовали imperator scytharum) были мирными, в то время как с генуэзцами княжество вело частые войны, особенно после строительства феодоритами торгового порта Авлита, составившего серьёзную конкуренцию Кафе и нанёсшего удар по экономике генуэзских колоний в Крыму.

Вопросы для повторения и закрепления материала

1. Какой историко-культурный регион занимали аланы?

2. Какие особенности имела христианизация алан?

3. Какое влияние оказало христианство на развитие аланской культуры?

4. Когда готы поселились в Крыму?

5. Какие отношения готы установили с Римской империей?

6. Как происходила христианизация готов?

7. Какое влияние христианство оказало на готскую культуру?

8. С чем связано принятие готами христианства арианского толка?

9. В чем особенности политической жизни княжества Феодоро?

10. Что повлияло на укрепление в Крыму генуэзцев?

11. Какие памятники искусства были характерны для Крымской Готии? 

Задания для самостоятельной работы

1. Укажите территорию расселения алан на карте.

2. Определите границы готской епархии на карте.

3. Укажите византийские владения в Крыму.

4. Охарактеризуйте подвижническую деятельность христианских святых в средневековом Крыму?

5. Определите причины падения христианского княжества Феодоро.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.02 с.)