Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коррекционно-воспитательная работа с детьми третьего уровня речевого развития
Основной контингент дошкольников в группах с ОНР имеет третий уровень речевого развития. В работе с этими детьми главные задачи следующие: — совершенствование связной речи; — обогащение и уточнение словарного запаса ребенка; — практическое усвоение грамматических средств языка; — формирование правильного произношения, воспитание артикуляционных навыков, фонетико-фонематической стороны речи, слоговой структуры; — подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты. С детьми, имеющими третий уровень речевого развития, как и с детьми первого и второго речевого уровня, ведется работа по накоплению и обогащению словарного запаса. Методисты, решающие проблемы обучения родному языку, рекомендуют в работе над словом тематический подход, тематическое объединение слов, связанных ситуативной близостью. Знакомство с группой тематически близких слов на логопедических и общеобразовательных занятиях облегчает детям с ОНР их усвоение и запоминание. Темы являются сквозными, что придает особое значение каждому временному циклу словарной работы, предусматривающей постоянное расширение лексического материала, усложнение содержания коррекционно-воспитательной работы. В первом периоде обучения на занятиях воспитатель прорабатывает следующие тематические циклы: «Помещение детского сада», «Профессии людей», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания»,«Игрушки», «Осень», «Овощи и фрукты». Особое внимание уделяется развитию у детей умения слушать и понимать обращенную к ним речь. На общеобразовательных занятиях данного периода обучения знания сообщаются в основном воспитателем. Педагог закрепляет в речи детей лексико-грамматические конструкции, включающие существительные в форме множественного числа, существительные с уменьшительно-ласкательным значением, глаголы единственного и множественного числа прошедшего времени, часто употребляемые в детской речи. В процессе изучения разнообразного материала общеобразовательных занятий дети под руководством воспитателя закрепляют навыки составления предложений с опорой на вопрос, картину, демонстрацию действия. В конце первого периода обучения дети должны уметь составлять рассказ из 3-4 предложений.
Читая детям сказки или рассказы на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, педагог учит детей внимательно слушать обращенную к ним речь. После чтения воспитатель задает вопросы по содержанию прослушанного текста, предлагает детям выбрать соответствующие иллюстрации. При этом отрабатываются те названия предметов, действий, признаков, которые запланированы логопедом. В занятия по развитию речи включаются дидактические игры, направленные на закрепление грамматических категорий. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром в ходе беседы об изменениях в природе педагог предлагает детям сравнить, например, осень с летом, с помощью вопросов стимулирует употребление слов дни, ночи, дожди, цветы и т.п. На занятиях по развитию элементарных математических представлений дети употребляют существительные в форме множественного числа с окончаниями -и, -ы, называя предложенный педагогом счетный материал (кубики, палочки и т.д.). Занятия воспитателя по ознакомлению с окружающим миром создают сенсорную базу для усвоения детьми соответствующих их возрасту понятий по всем лексическим темам. Знакомство с реальными предметами дает возможность говорить с ними о морфологических и грамматических особенностях соответствующих слов. Полученный детьми на общеобразовательных занятиях сенсорный опыт логопед использует для того, чтобы показать роль той или иной части слова, например, на практическом уровне роль суффикса в относительных прилагательных, указывающих на соотнесенность их с определенным материалом (шерстяной, деревянный), роль окончания при согласовании прилагательного с существительным (чистая салфетка, маленький чайник, большое окно) и др. Так, при изучении темы «Одежда» дети вместе с педагогом вспоминают, что одежда бывает для мальчиков и для девочек, зимняя и летняя, определяют ее качества и свойства (байковая рубашка, шерстяной шарф, трикотажное платье, клетчатые брюки, пестрые колготки и т.д.), действия, которые могут быть связаны с предметами одежды (завязывать шарф, надевать платье, застегивать пуговицы и т.д.). Особое внимание воспитатель уделяет тем детям, которые, поданным обследования речи, проводимого в начале учебного года, дают ошибочные ответы по этой теме.
Воспитатель, индивидуализируя коррекционное воздействие логопедических занятий, может использовать следующие приемы, способствующие закреплению материала: добавление и уточнение ответов детей; выбор правильного ответа из ряда других; добавление слова; поиск пропущенного слова; заучивание чистоговорок, потешек и т.п. Во втором периоде обучения при проведении занятий используется лексический материал по темам «Одежда», «Продукты питания», «Домашние и дикие животные», «Части тела», «Новый год», «Зима», «8 Марта», «Весна». Воспитатель активно включает в занятия различные грамматические формы слов, изученные на практическом уровне в ходе логопедических занятий, предложно-падежные формы существительных, относительных прилагательных. Особое значение придается закреплению в речевой практике детей предложений с однородными членами, некоторых видов сложносочиненных предложений (с союзами и, а) и сложноподчиненных предложений (с союзами потому что, когда), формированию навыков связного речевого высказывания. Тренируя детей в употреблении предложно-падежных конструкций, воспитатель использует вопросы, начинающиеся словами где, куда, откуда и т.п. Если в процессе логопедических занятий дети овладевают значением предлогов на, над, под и др., то конструкции с ними закрепляются в ходе занятия по рисованию, аппликации или лепке. Применяя в качестве счетного материала предметы, изготовленные из различного материала, педагог стимулирует детей к включению в речь относительных прилагательных. Основная работа по развитию связного речевого высказывания проходит на логопедических занятиях. На общеобразовательных занятиях воспитателя проводится закрепление этих навыков с использованием программного материала. В связи с тем, что во втором периоде обучения многие звуки в речи детей уже поставлены, на занятиях воспитателя необходимо автоматизировать произносительные навыки на уровне предложений, стихотворных текстов, связной речи. На занятиях по рисованию, по ознакомлению с элементарными математическими представлениями воспитатель использует такие предметы и дидактический материал, в названии которых часто встречается автоматизируемый звук. В процессе третьего периода обучения на занятиях воспитателя продолжается работа по закреплению у детей навыков употребления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, по преодолению аграмматизма. В соответствии с задачами логопедической работы основной акцент в коррекционной работе воспитателя переносится на развитие связной речи детей. При подборе лексического материала воспитатель ориентируется на следующие лексические циклы, отрабатываемые на логопедических занятиях: «Весна», «Лето», «Сад и огород», «Профессии», «Мебель», «Транспорт» (повторение всех ранее пройденных тем). На занятиях и в ходе режимных моментов воспитатель с помощью вопросов, просьб, указаний побуждает детей к составлению краткого сообщения о выполненных ими действиях, их результатах.
Комплексный подход к организации всего образовательно-воспитательного процесса может обеспечить максимальное устранение нарушений речи у дошкольников. Реализация принципа комплексного подхода в воспитании и развитии детей, построение системы развивающих задач требуют определенной опоры на структурные компоненты педагогического процесса. Необходимость такой опоры отмечают Н.А.Короткова и Н.Я. Михайленко. Они считают, что эти структурные компоненты, с одной стороны, будут «вбирать» в себя развивающие цели, заданные программой, а с другой - организовывать реальную жизнь детей в детском саду. В качестве основания для выделения структурных компонентов педагогического процесса Н.А.Короткова и Н.Я. Михайленко правомерно называют типы взаимодействия взрослого с детьми, которые могут быть различными в зависимости от занимаемой взрослым позиции по отношению к детям: позиция учителя, равного партнера, создателя окружающей развивающей среды и предметного мира ребенка. В соответствии с этими позициями взрослого по отношению к ребенку педагогический процесс в детском саду можно условно разделить на четыре взаимосвязанных и взаимодополняющих блока, для каждого из которых характерна своя специфическая деятельность. Три из них строятся на основе совместной деятельности взрослого (воспитателя, специалистов, родителей) с ребенком, и один блок связан со свободной деятельностью самих детей. В общем виде блоки педагогического процесса можно представить в следующем виде: — специально организованное обучение в форме занятий; — совместная деятельность взрослого с детьми, строящаяся в непринужденной форме; — совместная деятельность родителей с детьми; — свободная самостоятельная деятельность детей. Такая структуризация педагогического процесса позволяет объединить в рамках каждого блока деятельность конкретных специалистов (музыкальных руководителей, педагогов-психологов, инструктора по физкультуре), воспитателей и подчинить их деятельность общей цели и задачам. Структура блоков позволяет также назвать сферы образовательной деятельности, в рамках которых будут решаться задачи обучения, воспитания и развития. В таблице № 1 представлены все виды и сферы образовательной деятельности, которые в наибольшей степени связаны с соответствующими блоками педагогического процесса. Очевидно, что первые два блока - специально организованная деятельность детей на занятиях и совместная деятельность детей с воспитателем несут максимальную нагрузку и позволяют охватить практически все сферы образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Особое внимание следует обратить на блок самостоятельной деятельности детей и блок, обозначенный нами как «взаимодействие родителей с детьми». Сферы образовательной деятельности, на которые они опираются, менее представлены в количественном отношении, но они весьма значимы в своем внутреннем содержании, поскольку в значительно большей степени опираются на жизненно важные, ведущие потребности ребенка. Игровая деятельность как ведущая в возрасте 3-7 лет составляет естественную сферу развития личности ребенка. В ней формируются символическая функция и воображение, выделение в человеческих взаимоотношениях моментов соподчинения и управления. На этой основе, отмечает Д.Б.Эльконин, «у ребенка формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, которая является основным моментом готовности к школьному обучению».
В этом общении создаются не менее значимые, чем в других блоках педагогического процесса, условия для речевого развития детей. Чем более активен ребенок в сфере игровой деятельности и в общении со своими сверстниками и родителями, тем многограннее и его речевая деятельность. Целостность процесса развития ребенка и взаимосвязь всех звеньев педагогического процесса можно увидеть из приводимой ниже таблицы.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.012 с.) |