Понятие о кризисных ситуациях, катастрофах, бедствиях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о кризисных ситуациях, катастрофах, бедствиях.



Понятие о кризисных ситуациях, катастрофах, бедствиях.

Чрезвычайная (экстремальная) ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Кризис — это ситуация эмоционального и умственного стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени.

Основные признаки кризисной ситуации: внезапность наступления события; сверхнормативное для данного человека, для данной ситуации содержание события; возникновение внутриличностного, межличностного или межгруппового конфликта, требующего оперативного разрешения и отсутствия у человека опыта решения конфликта такого уровня; динамические, прогрессирующие изменения в ситуации, в условиях жизнедеятельности, в социальных ролях; усложнение процессов жизнедеятельности в связи с появлением неизвестных ранее и не имеющих аналогов в опыте человека неопределенных элементов жизнедеятельности; переход ситуации в фазу нестабильности, выход к пределам адаптационных ресурсов человека. При анализе и определении сущности кризисного события можно выделить пять подходов, последовательно пять различных вариантов рассмотрения данной категории: 1) житейский, на уровне здравого смысла; 2) психологический; 3) социологический; 4) философский; 5) технический.

Катастрофа — это происшествие, возникшее в результате природной или техногенной чрезвычайной ситуации, повлекшее за собой гибель людей или какие-либо непоправимые последствия в истории того или иного объекта.

Бедствие - это тяжелое жизненное испытание, большая беда; события, приводящие к тяжелым последствиям (наводнения, землетрясения, войны, авария, крушение, несчастный случай, связанный с материальным ущербом или жертвами).

 

Вторичные психосоциальные стрессоры.

Некоторые стрессоры могут возникать уже после катастрофы или связанных с ней последствий (например, в результате переселения людей из пострадавших районов в другие места, размещения людей в лагерях, безработицы, возникновения взаимозависимости, разрушения социальной структуры и поломки традиционных форм социальной поддержки, разрушения семей).

Переживания взрослых и детей, возникшие как реакция на последствия Чернобыльской аварии, пронизывают все сферы жизнедеятельности, которая начинает проявляться при дополнительных стрессовых воздействиях. Под влиянием ухудшившейся социально-экономической ситуации формируются дополнительные стресс-факторы, оказывающие негативное влияние на психику человека.

Одним из значимых вторичных стрессоров, которые явились для населения подтверждением представления о высокой степени опасности радиационной угрозы, как уже указывалось, оказалось введение масштабных, но далеко не всегда обоснованных защитных мер.

 

Реакция острого горя

Горе — естественная реакция на утрату;

Горе — процесс переживания утраты, направленный на ее постепенное принятие — интеграцию опыта утраты.

Горе утраты характеризуется следующими проявлениями (Моховиков, 2001):

1.На первый план выступает физическое страдание в виде периодических приступов длительностью от нескольких минут до часа со спазмами в горле, припадками удушья, учащенным дыханием и постоянной потребностью вздохнуть.

2. Поглощенность образом утраченного.

3. Чувство вины.

4. Враждебные реакции.

5. Утрата прежних естественных моделей поведения.

6. Идентификация с утратой.

Этапы переживания горя

1. Переживание горя — это процесс, длящийся во времени, ему свойственна динамика, прохождение ряда этапов, когда человек, осуществляет «работу горя», которая включает в себя как переживания, так и активные действия(по Э.Линдеманн. Цель «работы горя» состоит в том, чтобы пережить его, стать независимым от утраты, вновь обрести себя в изменившейся жизни и найти новые отношения с людьми и миром.

2 .Поиск: Человеку, понесшему утрату, часто кажется, что он видит умершего в толпе на улице, слышит ею шаги в соседней комнате и т. п. Поскольку большинство людей. даже испытывая очень глубокое горе, сохраняют связь с реальностью, подобные иллюзии могут пугать, вызывать мысли о сумасшествии.

3. Острое горе - Это период наибольших страданий, острой душевной боли. Появляется множество тяжелых, иногда странных и пугающих мыслей и чувств. Это ощущения пустоты и бессмысленности, отчаяние, чувство брошенности, одиночества, злость, вина, страх и тревога, беспомощность. Типичны необыкновенная поглощенность образом умершего и его идеализация, особенно к концу фазы, подчеркивание необычайных достоинств, избегание воспоминаний о его плохих чертах и поступках. Горе накладывает отпечаток и на отношения с окружающими, может наблюдаться утрата теплоты, раздражительность, желание уединиться. Изменяется повседневная деятельность. Человеку трудно бывает сконцентрироваться на том, что он делает, трудно довести дело до конца, а сложно организованная деятельность может на какое-то время стать и вовсе недоступной. Порой возникает бессознательное отождествление с умершим, проявляющееся в невольном подражании его походке, жестам, мимике.

4.Через 3–4 месяца начинается цикл «хороших и плохих» дней. Повышается раздражительность и снижается фрустрационная толерантность. Возможны проявления вербальной и физической агрессии, рост

соматических проблем, особенно простудного и инфекционного характера, из-за подавленности иммунной системы.

5. Восстановление - Человек постепенно примиряется с фактом утраты. Он по-прежнему переживает горе, но эти переживания уже приобретают характер отдельных приступов, вначале частых, потом все более редких. Конечно, приступы горя могут быть очень болезненными. Человек уже живет нормальной жизнью и вдруг вновь возвращается в состояние тоски, скорби, испытывает ощущение бессмысленности своей жизни без ушедшего. Часто такие приступы связаны с праздниками, какими-то памятными событиями и вообще – с любыми ситуациями, которые могут ассоциироваться с умершим.

Различают «нормальное» и патологическое (осложненное) горе.

Причины такого «застревания»:

• внезапная смерть или насильственная, трагическая гибель близкого;

• самоубийство;

• конфликты с человеком непосредственно перед его смертью, непрощенные обиды;

• причиненные ему огорчения;

• трагические ситуации неопределенности (когда близкий исчез, без вести пропал, не похоронен);

• умерший играл исключительную роль в жизни скорбящего, был для него целью и смыслом жизни, при этом отношения с другими людьми отличались конфликтностью либо были сведены к минимуму;

• страх перед интенсивными переживаниями, которые кажутся неконтролируемыми и бесконечными; неверие в свою способность преодолеть их.

Существует несколько форм осложненного синдрома потери (Моховиков, 2001):

1. Хроническое горе. При этой наиболее частой форме переживание потери носит постоянный характер и интеграция утраты не наступает. Среди признаков преобладает тоска по человеку, с которым существовала тесная эмоциональная связь. Даже спустя многие годы малейшее напоминание об утрате вызывает интенсивные переживания.

2. Конфликтное (преувеличенное) горе. Один или несколько признаков потери искажаются или чрезмерно усиливаются, прежде всего, чувства вины и гнева, образующие порочный круг контрастных переживаний, мешающий совладанию с горем и затягивающий прохождение острого периода. Выход может достигаться через эйфорические состояния, переходящие в длительную депрессию с идеями самообвинения.

3. Подавленное (маскированное) горе. Проявления горя незначительны или полностью отсутствуют. Вместо них появляются соматические жалобы, признаки болезни, отмечавшиеся у умершего, с последующим развитием длительной ипохондрии. Например, описываются состояния «кластерной головной боли», которая может продолжаться в течение нескольких месяцев и складываться из множества отдельных приступов. Осознание их связи с утратой отсутствует.

4. Неожиданное горе. Внезапность делает почти невозможным принятие и интеграцию утраты. Их развитие задерживается, преобладают интенсивные чувства тревоги, самообвинения и депрессия, осложняющие ежедневную жизнь. Весьма характерно возникновение мыслей о самоубийстве и его планирование.

5. Отставленное горе. Его переживание откладывается на длительное время. Сразу после утраты возникают эмоциональные проявления, но затем «работа горя» прекращается. В дальнейшем новая потеря или напоминание о прежней запускают механизм переживания. Посещая врача, человек неоднократно говорит об утрате. Дома не желает что-либо менять, расставаться с дорогими вещами или, наоборот, стремится полностью изменить жизнь (сменить обстановку, квартиру, иногда – город).

6. Отсутствующее горе. При этой форме отсутствуют какие-либо внешние проявления, как если бы утраты не было вообще. Человек полностью отрицает ее или остается в состоянии шока

В целом этапы психологической помощи людям, переживающим потерю близких:

1.принятие реакции на кризисную ситуацию,

2. переживание чувств,

3. обретение смысла.

Понятие о ПТСР.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) развивается у людей, переживших событие, которое является в высшей степени травмирующим практически для любого человека. Это расстройство может развиться у 50-80 % людей, испытавших такое воздействие. Наиболее часто психологическая травма связана со следующими событиями:

·Войны, оказывающие воздействие как на военных, так и на гражданских лиц;

·Насильственные преступления, связанные с покушением на убийство, убийствами или изнасилованиями;

·Автомобильные катастрофы, кораблекрушения, крушения поездов,авиационные катастрофы;

·Ураганы, землетрясения, наводнения и извержения вулканов;

·Насильственная смерть или самоубийство родственников или близких знакомых;

·Детские травмы, связанные с излишне суровыми наказаниями, сексуальным насилием или со смертью родителей.

При ПТСР наблюдаются следующие клинические симптомы: 1. Немотивированная бдительность. 2. «Взрывная» реакция. 3. Притупленность эмоций. 4. Агрессивность. 5. Нарушения памяти и концентрации внимания. 6. Депрессия. 7. Общая тревожность. 8. Приступы ярости. 9. Злоупотребление наркотическими и лекарственными веществами. 10. Непрошеные воспоминания. это наиболее важный симптом, дающий право говорить о присутствии ПТСР. 11. Галлюцинаторные переживания. 12. Бессонница. 13. Мысли о самоубийстве. 14. «Вина выжившего».

Основные симптомы ПТСР (МКБ-10 – F 43.1):

Пребывание в угрожающей ситуации, вызывающей глубокое отчаяние.

Стойкие непроизвольные воспоминания перенесенного.

Избегание ситуаций, напоминающих стрессовую.

Амнезия и признаки повышенной психической возбудимости.

Наступление симптомов в пределах 6 месяцев после экспозиции стресса.

 

Психотерапия при ПТСР.

Основные компоненты психотерапевтического лечения ПТСР:

1. коррекция ошибочных представлений относительно стрессовой реакции;

2. предоставление пациенту информации об общей природе стрессовой реакции;

3. фокусировка на роли чрезмерного стресса в развитии заболевания;

4. приведение пациента к осознанию проявлений ПТСР;

5. развитие у пациента способности к самоанализу для идентификации характерных для него стрессоров;

6. сообщение клиницистом пациенту об активной роли, которую пациент играет в терапии ПТСР.

Профилактика ПТСР.

Наиболее эффективный путь профилактики ПТСР – подготовка к работе и жизни в экстремальных ситуациях

Три стандартных направления профилактики:

1. подготовка лиц для работы в возможных экстремальных условиях – специальный тренинг (кадровые военные);

2. коррекция появляющихся психических нарушений во время экстремальной ситуации (психологи, соц.работники);

3. терапия и восстановление лиц с психическими расстройствами после экстремальных ситуаций (психотерапевты).

Профилактика ПТСР включает 4 метода работы:

· Работа с острыми стрессовыми реакциями;

· Дебрифинг;

· Умение работать с собой, владение навыками саморегуляции;

· Отработка тревоги, страха

Одним из основных методов работы, представляющим собой профилактику ПТСР, является психологический дебрифинг.

Дебрифинг проводится индивидуально или с группами людей, испытавших стрессовые или трагические события. Желательно, чтобы люди, участвующие дебрифинге, пережили одну и ту же ситуацию. Целью – минимизация нежелательных психологических последствий, предупреждение развития ПТСР.

Проводится дебрифинг «по горячим следам» конкретного события, то есть сразу после окончания воздействия стрессора, в форме групповой дискуссии под руководством подготовленного профессионала.

Цель достигается путем:

- проработки впечатлений и эмоций всех участников;

- уменьшения тревоги и напряженности каждого, за счет проговаривания собственных чувств;

- возможности обмена впечатлениями участников;

- осознанной организации опыта;

- мобилизации ресурсов для социальной поддержки,

- усиления групповой солидарности и сплоченности;

- подготовки участников к правильному восприятию своего последующего состояния и использованию различных стратегий психологической помощи.

К мерам по предотвращению ПТСР, можно отнести не только конкретные профилактические методы работы (например, дебрифинг), но и умение отслеживать изменения, происходящие, как в собственном состоянии, так и в состоянии других людей, где важную роль играет своевременное обращение внимания на: поведение, чувства, эмоциональное состояние, реакции и т.д.

Госпитализм.

Госпитализм - глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита» общения и воспитания.

Признаки Госпитализма: запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и др.), а также сопутствующие этому комплексу психических недостатков низкие антропометрические показатели, рахит.

Психологи интерпретируют Г. как результат полной или частичной сепарации(отделение) ребенка от матери. Явления Госпитализм могут возникнуть и в условиях семьи у равнодушных к своим детям, малоэмоциональных, «холодных» матерей, не уделяющих им необходимого внимания.

Реакции обратимы, если ребенок возвращается к матери или лицу, которое ее заменяет, – процесс ремиссии, как правило, занимает не более трех недель. Однако если соответствующий контакт не возобновился, это влияет на взрослую жизнь человека: как правило, такие люди лишены социальной адаптации, не испытывают интереса к труду, демонстрируют сложности при выстраивании отношений с окружающими.

 

Профилактика боли.

Профилактика боли осуществляется системой кризисной службы на областном уровне. Функционирует кабинет социально-психологической помощи при областном психоневрологическом диспансере, кризисный стационар, телефон доверия.

Основная цель профилактики боли – кризисная поддержка, направленная на ликвидацию негативных эмоциональных переживаний, вербализация проблемы и интеллектуальное осмысление психотравмирующей ситуации.

Психологические факторы играют одну из основных ролей, причем вклад этих факторов в болевую перцепцию существенно различается при переживании человеком острой, кратковременной боли и при наличии хронического болевого состояния. Особое значение психологические факторы приобретают при хронических болевых синдромах.

Наиболее частыми спутниками хронической боли признаны депрессия, тревога, ипохондрические и демонстративные проявления. В связи с этим профилактика боли должна быть направлена на предупреждение депрессии и тревоги.

Профилактика ипохондрических и демонстративных проявлений.

К профилактическим мерам в данном случае относятся такие действия:

- забота о собственном здоровье;

- комфортная психологическая атмосфера вокруг;

- активный образ жизни, предполагающий здоровье питание, регулярные физические упражнения (бег, йога, аэробика, тренажерный зал);

- позитивное мышление, направленное на реконструкцию окружающей действительности путем мысленного оптимизма.

- избегание просмотра телепередач и прочтения статей о неизлечимых болезнях.

Профилактика депрессии и тревоги как фактора боли предполагает проведение индивидуальной психотерапии.

На этапе кризисного вмешательства целесообразным является акцент психотерапевтического воздействия:

- на расстройства адаптации в ситуации конфликта мотивов или мотивов неблагополучия при наличии индивидуального представления о невозможности изменить ситуацию и отсутствии внутренней потребности и стремления к ее изменению.

Ведущими компонентами кризисного вмешательства являются приемы: терапия ответственностью (вербализация права пациента самому распоряжаться своей жизнью, но с учетом, что его уход из жизни станет тяжелейшей травмой для близких ему людей) и терапия апперцепцией (стимуляция воображения пациента перспективами оптимистического будущего);

- непсихотические психические расстройства, за исключением расстройств зрелой личности и вызванных употреблением психоактивных веществ (пограничный уровень психической патологии). Ведущим компонентом кризисного вмешательства является прием раскрытия внутренней картины болезни и ее взаимосвязи с конфликтной ситуацией.

 

Профилактика нарушений сна.

Важным условием здорового сна является строгий режим сна и бодрствования. Когда человек ложится спать в одно и то же время суток, образуются условнорефлекторные связи на время, поэтому он легче засыпает. Одним из перевозбуждающих факторов является умственная работа в ночные часы, особенно когда человек «взбадривает» себя курением, крепким чаем или кофе. После такой ночной работы человек ложится спать и прежде чем окончательно уснуть, несколько раз засыпает и тут же просыпается вследствие сильного перевозбуждения. При этом такие чередования засыпания и просыпания часто сопровождаются неприятными сердцебиениями. Часто после ночной работы человек на следующий день чувствует себя вялым, разбитым. Работоспособность его резко снижена, т. е. день фактически проходит впустую. Поэтому целесообразнее отказаться от систематической ночной работы. Спать надо на чистом белье и в чистой, не стесняющей тело одежде. Помещение перед сном необходимо проветривать, особенно если в комнате душно. Помогают пешие прогулки перед сном на свежем воздухе. В случаях глубоких расстройств сна нужно обратиться к врачу. Не надо заниматься самолечением.

 

40. Профилактика нарушений сна. Для профилактики нарушений сна можно сделать следующее:

· В течение дня, но не перед сном, сделайте для себя активную физическую нагрузку. Например, пойдите на пробежку, сделайте длительную прогулку, сходите в фитнес-клуб, потанцуйте и т.д.

Если тело не устало, ему и отдых не требуется. И наоборот, будет проще заснуть, когда отдых просто необходим.

· Исключите физические нагрузки непосредственно перед сном (примерно за 1 час до сна).

Во время сна нервная система организма переходит в пассивное состояние, для этого требуется какое-то время.

· Планируйте сделать что-то интересное для себя каждый день.

Если длительное время ваши дни будут проходить монотонно и однообразно, то может возникнуть хроническая усталость и «недосыпы».

· Придерживайтесь своего графика сна. Не оттягивайте момент засыпания какими-то делами.

Если этого не сделать и продолжать бодрствовать в то время, когда организм призывает вас уснуть, способность отдыхать начнет блокироваться и со временем станет все тяжелее заснуть вовремя.

· Если вам мешают заснуть «бурлящие» в голове мысли, сосредоточьте внимание на своем дыхании. При этом дышите в обычном ритме.

Этот прием поможет погрузиться внутрь себя, успокоить сознание и чувства. Заснуть станет значительно проще.

Такие простые рекомендации помогут сделать ваш сон полноценным и приятным, а значит, добавят сил и хорошего настроения в целом.

 

Виды трудового стресса.

Трудовой стресс — это стресс, возникающий в ответ на трудности и специальные требования со стороны профессии; это психическое напряжение, связанное со значительными нагрузками при исполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте, с преодолением несовершенства в условиях труда; с наличием внутреннего конфликта между требованиями со стороны организации, ожиданиями и истинными возможностями работника.

Причинами трудового стресса могут являться как физические, так и психологические факторы. Физическими стрессорами могут являться неблагоприятные внешние воздействия трудовой деятельности: повышенная физическая нагрузка и т.д. К психологическим стрессорам относятся: повышенная ответственность, недостаток или переизбыток информации, неопределенность ситуации, повышенная мотивация, временной дефицит, частая или быстрая перестройка стратегий поведения в ходе сложившейся ситуации, неудовлетворенность карьерным ростом, повышенная конфликтность в коллективе и т.д.

В ходе трудовой деятельности возникают всякого рода стрессы. Они могут иметь психологическую природу: информационный стресс, эмоциональный стресс, коммуникативный стресс.

Информационный стресс является результатом информационных перегрузок. Информационные перезагрузки могут возникать после повышенной профессиональной мотивации. Повышенная профессиональная мотивация предполагает ситуацию, когда сотрудник не способен справиться с задачей, не может успеть сориентироваться в информационном пространстве, также он не в состоянии принимать нужные решения. К еще одной причине относится дефицит информации, который приводит к неопределенности в ситуации. Эмоциональный стресс. Его проявление в профессиональной деятельности находит отражение в ситуациях обиды или угрозы. Также проявлению стресса способствуют условия конфликтных ситуаций. Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, в неспособности контролировать себя, в неумении тактично отказать в чем-либо, в незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т.п.

Выделяются также стрессовые сценарии и различные варианты проявления стресса в труде. Варианты стрессовых сценариев, выделенные по разным основаниям:взависимости от частоты и силы проявления: кто-то "стрессует" каждый день, но в небольших дозах; другие - несколько раз в год, но чрезвычайно сильно; в зависимости от направленности стрессовой агрессии: на самого себя; на коллег и начальников; в зависимости от механизмов запуска стрессовых реакций: в основном стрессовый сценарий запускается

почти автоматически; но возможно и длительное "вызревание" стресса с последующим достаточно быстрым его "раскручиванием".

 

Мобинг.

Моббинг (М) – форма психол. насилия в виде травли сотрудника в коллективе с целью его последующего увольнения.

Выделяют М. вертикальный (со стороны начальства) и горизонтальный (со стор.коллег). Виды М: бойкот, насмешки, придирки, доносительство, дезинформация, мелкие кражи, порча личного имущ-ва, причинение вреда здоровью, соц.изоляция и др.

М. может привести к неврозам, психосоматике, инфарктам, суициду.

Причины возникновения М: конкуренция с уже существующим авторитетом, стиль поведения как у жертвы, зависть со стороны коллег/начальства, излишнее хвастовство, желание коллег унизить и подчинить с целью самоудовлетворения. Зачинщиками травли обычно становятся пожилые сотрудники, к-е боятся потерять место.

Чтобы избежать М. нужно: не позволять унижать себя, соблюдать традиции коллектива, добросовестно выполнять обязанности.

Если человек подвергся М. следует: понять, что он стал жертвой, продумать способы решения проблемы. Руководству также необходимо распознавать первые признаки М. Политика компании, к-я обязывает сотрудников уважительно относиться друг к другу и поощряет вежливое обращение, способствует предотвращению возникновения М.

 

Как спастись от выгорания

Синдром выгорания чаще встречается у людей не молодых, а «в возрасте», независимо от стажа. Особое значение имеют личностные характеристики – общительные и доброжелательные от природы люди реже испытывают стресс, быстрее «обновляются». Как показали исследования, выгоранию препятствуют также смелость и радикализм. А люди, склонные к сопереживанию и сочувствию, принимающие все «близко к сердцу», увы – более уязвимы и чаще подвержены этому синдрому.

Чтобы не допустить выгорания, необходимо устранить его причину – затянувшийся стресс. Что делать? Как известно, «спасение утопающих — …» Да, да! Все в наших руках.

Ищите поддержку

 

Занимайтесь саморазвитием

Работайте над собой. Чтение специальной литературы, посещение различных тренингов, в том числе коллективное, помогут повысить квалификацию, выработать управленческие навыки, мотивировать к работе, при необходимости – повысить самооценку.

А главное, не отчаивайтесь! Через состояние выгорания проходили настоящие профессионалы, бывало – и не один раз. Психологи считают, что появление признаков синдрома – знак того, что перемены необходимы для личностного роста. Не ждите затухания, а если сгорели, зажигайте себя и других вновь и вновь всеми возможными способами!

 

 

Возрастные кризисы – кризисы детства, подросткового, среднего возраста. Объективное взросление нашего организма сказывается и на нашем психологическом самочувствии. Но возрастные кризисы – это не только страдания и опасности, но и отличная возможность «апгрейда».

Наверное, многие знают любопытный факт, что с китайского языка слово «кризис» переводится неоднозначно. Оно состоит из двух иероглифов – один переводится как «опасность», а другой – «возможность».

Любой кризис, будь он на государственном или на личностном уроне, является своеобразным новым стартом, площадкой-перевалочным пунктом, где можно постоять, задуматься и определить для себя новые цели, проанализировать все, что мы умеем, и все, чему хотим научиться.

Иногда это происходит осознанно, иногда – бессознательно. Кризисы не всегда очень точно привязаны к определенному возрасту, у некоторых они наступают раньше или позже на полгода-год и протекают в разной степени интенсивности. Но в любом случае важно понимать причины их возникновения и типичные сценарии, чтобы пережить их с минимальными потерями и максимальной выгодой для себя и своих близких.

Кризис 30 лет сегодня «переполз» на более ранний возраст, но нынешнее поколение 30-летних окрестили «поколением Питера Пена» за нежелание вырастать, тогда как 25-летние переживают кризис самоактуализации в полной мере.

Поиски себя в этот период неизбежны без сравнений с другими – будь то окружение человека, либо герои любимых фильмов и сериалов того же возраста. Но тут появляется соблазн – найти модель для подражания, либо же наоборот отрицать все общепринятые нормы. В обоих случаях конструктивного решения быть не может, ведь рано или поздно придется сделать собственный выбор, и чем позже, тем больше вероятность, что кризис затянется.

Четвертьвековая отметка в сегодняшних реалиях сдвинула проблемы бывших 30-летних в свою сторону. Многие жизненные ценности и возможности потерпели существенные изменения за последние 15-20 лет.

До 25 молодые люди успевают поработать на нескольких работах, ведь традиция не менять работодателя десятилетиями замята в прошлом (если не считать, например, японскую модель общества). Но при этом они остаются потерянными – на чем они все-таки хотели бы остановиться? В этом случае может помочь составление списков и расставление приоритетов – в жизни в целом и в отдельных ее сферах. Таким образом будет проще поставить конкретные задачи и определиться с шагами на пути к их воплощению. Это и будет тот самый важный шаг на пути к самоактуализации.

Кроме того, в этот период часто обостряется ощущение одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции, которые связаны с вышеописанными проблемами самоактуализации и самоопределения. Главный совет, который психологи дают 25-летним – не сравнивайте себя с другими.

В этом аспекте придется постичь дзен, так как в эру соцсетей, где все выкладывают только самую лучшую сторону своих жизней, такое умение впору считать суперспособностью. Важнее всего понять и выделить, что нужно и интересно именно вам, а не навязано окружением, друзьями, родными. Это поможет упорядочить мысли и определить дальнейший вектор движения – от пересмотра своих хобби и привычек до покорения карьерной лестницы.

Понятие о кризисных ситуациях, катастрофах, бедствиях.

Чрезвычайная (экстремальная) ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Кризис — это ситуация эмоционального и умственного стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени.

Основные признаки кризисной ситуации: внезапность наступления события; сверхнормативное для данного человека, для данной ситуации содержание события; возникновение внутриличностного, межличностного или межгруппового конфликта, требующего оперативного разрешения и отсутствия у человека опыта решения конфликта такого уровня; динамические, прогрессирующие изменения в ситуации, в условиях жизнедеятельности, в социальных ролях; усложнение процессов жизнедеятельности в связи с появлением неизвестных ранее и не имеющих аналогов в опыте человека неопределенных элементов жизнедеятельности; переход ситуации в фазу нестабильности, выход к пределам адаптационных ресурсов человека. При анализе и определении сущности кризисного события можно выделить пять подходов, последовательно пять различных вариантов рассмотрения данной категории: 1) житейский, на уровне здравого смысла; 2) психологический; 3) социологический; 4) философский; 5) технический.

Катастрофа — это происшествие, возникшее в результате природной или техногенной чрезвычайной ситуации, повлекшее за собой гибель людей или какие-либо непоправимые последствия в истории того или иного объекта.

Бедствие - это тяжелое жизненное испытание, большая беда; события, приводящие к тяжелым последствиям (наводнения, землетрясения, войны, авария, крушение, несчастный случай, связанный с материальным ущербом или жертвами).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 740; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.089 с.)