Понятие конституционного права России как отрасли права предмет и метод конституционно-правового регулирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие конституционного права России как отрасли права предмет и метод конституционно-правового регулирования.



Понятие конституционного права России как отрасли права предмет и метод конституционно-правового регулирования.

 Конституционное право — одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения. Во-вторых, конституционное право — это наука. С одной стороны, она изучает конституционное право определенной страны (в данном случае — России), а с другой — является частью международной науки,  которая обогащается теорией и практикой различных стран (в том числе России). В-третьих, российское конституционное право — это учебная дисциплина. Студенты и другие обучающиеся изучают основы действующего конституционного права, основы науки о нем, конституционно-правовую практику.

Главная задача и смысл конституционного права России — найти баланс свободы народа и власти государства.

Конституционное право регулирует фундамент отношений, складывающихся в политической, экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности общества.

Предметом конституционного права, как и любой отрасли права, являются общественные отношения.

1. охраны прав и свобод человека (отношения между человеком и государством);

2. устройства государства и государственной власти (властеотношения).

Отношения между человеком и государством регулируются не только конституционным правом, но и другими отраслями права (административным, трудовым и др.). Но конституционное право содержит нормы основополагающего характера, из которых складываются правовой статус человека, его основные права и свободы.

Органы государственной власти, несмотря на различие их задач и разделение полномочий, должны составлять единую целостную систему и находиться в таких отношениях с людьми и их интересами, которые содействовали бы раскрытию роли государства в обществе.

Методы конституционного права — совокупность специфических приемов и способов правового воздействия на отдельные общественные отношения в сфере конституционного регулирования.

Главной особенностью методов конституционного права является их разнообразие, которое сформировалось в силу значительного числа регулируемых общественных отношений. В конституционном праве РФ преобладают императивные методы, предписывающие поступать только определенным образом (например, представление лица на должность Генерального прокурора осуществляется только Президентом РФ).

Конституционно - правовые отношения, понятие, субъекты, объекты, особенности, виды.

 Конституционно-правовыми отношениями являются те общественные отношения, которые урегулированы нормами конституционного права. Или, конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой. Специфика конституционно-правовых отношений:

 • отличаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;

 • им свойствен особый субъектный состав (среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений);

• обладают высоким политическим потенциалом (по сути, они представляют собой квинтэссенцию политико-правовых отношений, существующих в обществе);

• реализуются обычно не изолированно, а в составе связки, блока.

Общности людей (народ, население административно-территориальных единиц).

Виды к-п отношений

1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений:

 • конкретные; возникают только при совершении соответствующих действий потенциально возможными субъектами подобных отношений; если действие не совершается, то и не возникает К-П отношение (Пример: чтобы выйти из гр-ва РФ нужно обратиться с ходатайством на имя Президента РФ);

 • общие; существуют объективно, вне зависимости от конкретных действий соответствующих субъектов. (Пример: состояния гр-ва в большинстве случаев возникает с момента рождения и гр-ну не нужно подкреплять свое нахождение в состоянии гр-ва данного гос-ва, а гос-ву не нужно как-то демонстрировать свое непосредственное участие в данном состоянии)

• правовые состояния (особый вид).

По степени определенности:

• конкретно-регулятивные;

 • общерегулятивные (дефинитивные).

По функциям,

• регулятивные (определяя права и обязанности их участников)

• охранительные (например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»).

• специализированные. (Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор.)

 

Права и свободы человека и гражданина; 3. федеративное устройство; 4. избирательная система (избирательное право); 5. президентская власть; 6. законодательная власть; 7. исполнительная власть; 8. судебная власть; 9. государственная власть в субъектах РФ; 10. местное самоуправление; 11. порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ.

Источники конституционного права как отрасли российского права - это совокупность форм внешнего выражения конституционно-правовых норм. Систему источников КП как отрасли составляют законы, подзаконные акты и договоры, в частности - Конституция РФ - Международные договоры, ратифицированные Российской Федерации - Федеральные конституционные законы - Федеральные законы - Указы и распоряжения Президента РФ - Постановления Правительства РФ - Законодательство субъектов РФ - Судебные решения - иные нормативные правовые акты в сфере взаимодействия человека и государства.

 

Источниками науки конституционного права являются и нормативные правовые акты, которые содержат конституционно-правовые нормы, прежде всего, Конституция РФ. При этом источниками науки конституционного права становятся и утратившие юридическую силу нормативно-правовые акты. Их использование в рамках проведения научного исследования позволяет проследить историю развития правового регулирования различных сфер общественных отношений, а также выявить тенденции изменений. Наука выявляет и обосновывает представленные в нормативно-правовых актах концепции и понятия, которые используются в конституционно-правовых нормах. Она также выявляет существующую между источниками систему взаимосвязей и взаимозависимостей. Наука конституционного права не смогла бы в достаточной степени решить свои задачи, если не имела источником научного познания практику. Это означает, что важно учитывать те процессы, которые происходят в реальности на основе действия конституционно-правовых норм и институтов. Поэтому источником науки конституционного права является и непосредственная практическая деятельность органов государственной властии всех субъектов правовых отношений, которая осуществляется на фундаменте норм конституционного права.

Сущность конституции

По этому вопросу высказывались различные мнения. Так, представители школы естественного права считают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций того или иного народа. Но они не отвечают на вопрос о том, как же ранее эти традиции закреплялись. Ведь первые конституции появились только в конце XVIII в. (в США — в 1787 г., во Франции и в Польше — в 1791 г.).

Другие трактуют конституцию как общественный договор. Ну а как быть тем гражданам, которые ее не одобряют (согласие с конституцией всех граждан — это недостижимый идеал)? Разве они не граждане государства или конституция на них не распространяется?

Марксистско-ленинская теория усматривала назначение конституции в том, что она выражает волю господствующего класса (закрепляет диктатуру буржуазии, диктатуру рабочего класса и др.). В таком случае конституция становится правовым документом насилия и репрессий.

В настоящее время наиболее распространенным является взгляд на конституцию как на общесоциальный регулятор общественных отношений. Ее сущность проявляется в ее основной функции — поиске и установлении оптимального соотношения интересов различных социальных групп, слоев общества. Конституция фиксирует скорее не результат борьбы классовых сил, а компромисс различных социальных слоев, поскольку всякая борьба — это нестабильность государства, ведущая его не по пути прогресса, а по пути регресса.

Итак, сущность конституции состоит не в том, чтобы выражать соотношение антагонистических сил, а в том, чтобы закреплять баланс основных интересов и ценностей различных слоев общества.

Конституции могут быть:

§ в зависимости от исторического этапа принятия (первого поколения, второго поколения);

§ по социальным признакам (демократические конституции (действуют в большинстве стран цивилизованного мира), авторитарные конституции (в настоящее время они открыто встречаются крайне редко, обычно реальный авторитаризм бывает прикрыт демагогическими лозунгами), тоталитарные конституции и др.);

§ по способу изменения («гибкие» (они изменяются в том же упрощенном порядке, что и другие законы страны), «жесткие» (для изменения этих конституций требуется особый усложненный порядок), «смешанные»);

§ по периоду действия (постоянными, временными (в тексте таких конституций прямо указывается срок действия или условие, при котором действие конституции прекращается)).

Действующая российская Конституция, принятая в 1993 г., — это учредительный акт государства, основной закон, обладающий высшей юридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке, имеющий особый объект регулирования и специфическую форму юридической защиты. Термин «учредительный акт» означает, что в нем реализуется учредительная власть, суверенитет народа, который на референдуме 1993 г. в юридических формах определил способ своего бытия. Словосочетание «основной закон» характеризует особое место этого акта в правовой системе как юридической базы правотворчества, правоприменительной деятельности и правосознания. «Высшая юридическая сила» (юридическое верховенство) означает, что все остальные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае они являются недействующими. Принятие и изменение в особом, усложненном порядке по сравнению с другими законами и иными актами призвано обеспечить тщательный учет всех обстоятельств, интересов различных слоев населения, а также стабильность Конституции. Специфика объекта регулирования заключается в том, что конституция закрепляет основы экономической, социальной, политической систем, духовной жизни общества и правового статуса личности, основы взаимосвязей человека — коллектива — государства — общества. Особая форма защиты Конституции РФ связана с конституционным контролем — деятельностью Конституционного Суда РФ.

Ее юридические свойства:

§ верховенство Основного Закона на всей территории РФ, включая территорию отдельных субъектов РФ;

§ высшая юридическая сила по отношению к законодательству государства;

§ особая охрана конституционных норм;

§ прямое действие конституционных норм;

§ особый порядок принятия Конституции и внесения в нее изменений.

Функции Конституции РФ

Принято выделять юридическую, учредительную, политическую, мировоззренческую (идеологическую) функции конституции.

· Юридическая функция заключается в том, что конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы.

· Политическая функция состоит в том, что конституция устанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства, личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом.

· Идеологическая функция проявляется в способности конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей.

· Учредительная функция Конституции выражается в признании и юридическом оформлении важнейших социально-экономических и политических институтов общества. Она проявляется в закреплении устойчивости системы общественных отношений, в сохранении и упрочении основополагающих начал организации общества и государства.

· Правонаделительная функция раскрывает позитивный аспект конституционного воздействия. Она служит установлению основ правового статуса определенной категории субъектов права и обеспечению необходимых связей между ними. Такую функциональную нагрузку несут те конституционные предписания, которые предусматривают права и позитивные требования к участникам регулируемых отношений.

· Охранительная функция проявляется в установлении верховенства Конституции в системе нормативных и правоприменительных актов. Она выражается также в том, что конституционные нормы предусматривают наличие ответственности как системы средств и способов охраны и защиты данного вида общественных отношений, а в ряде случаев и конкретные санкции».

Структура Конституции РФ

Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности Конституционно-правовых норм.

Непосредственно структуру Конституции РФ можно отобразить следующим образом:

Преамбула

Раздел первый

Глава 1. Основы Конституционного строя (статьи 1-16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)

Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110--117)

Глава 7. Судебная власть (статьи 118--129)

Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130--133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134--137)

Раздел второй. Заключительные и переходные положения

В преамбуле российской Конституции определяются цели и задачи государства, к которым отнесены: 1) утверждение прав и свобод человека; 2) утверждение гражданского мира и согласия в РФ; 3) сохранение исторически сложившегося государственного единства; 4) возрождение суверенной государственности России; 5) утверждение незыблемости демократических основ Российского государства; 6) обеспечение благополучия и процветания России. Положения преамбулы носят торжественно-декларативный характер, так или иначе пронизывают все статьи Основного закона страны, в конечном счете определяют его смысл и значение [12, с. 270]. Несмотря на своеобразие юридических конструкций (в юридическом понимании преамбула не включает Конституционные нормы и принципы), преамбула имеет важное юридическое значение. Ее положения ориентируют законодательную и исполнительную власти, правосудие; закрепляют общие обязательства государства перед гражданами; имеют отправное значение для судебного толкования Конституции РФ, в частности толкования Конституционным судом РФ ряда принципов федерального устройства; преамбула важна для отыскания права в случае обнаружения пробелов и противоречий в Конституции РФ, а также при необходимости внести в нее поправки и др.

Первая глава «Основы Конституционного строя» состоит из 16 статей, которые закрепляют исходные принципы Конституционного регулирования важнейших сторон жизни российского общества, определяют сущность государства, правовое положение человека и гражданина, принципы социальных и экономических отношений, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религии. Основы Конституционного строя составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции РФ, всей системы действующего законодательства. Нормы, закрепляющие основы Конституционного строя РФ, обладают наивысшей юридической силой по отношению к иным ее положениям. Согласно ч. 3 ст. 15 этим нормам, т.е. ст. 1-15, должны соответствовать все иные положения Конституции РФ. Положение о том, что человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью общества (ст. 2), определило основные права и свободы человека и гражданина, их гарантии в главе 2 Конституции РФ.

Глава 1 «Основы Конституционного строя» - отражение качественного изменения характеристики строя.

Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» содержит 48 статей, в которых закрепляются: принципы правового положения человека и гражданина в России; принципы гражданства в России; система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные (Конституционные) обязанности человека и гражданина.

Глава 3 «Федеративное устройство» содержит 15 статей, развивающих и закрепляющих важнейшие положения главы 1 «Основы Конституционного строя», в частности, ст. 1, 4. 5 характеризуют: полный исчерпывающий перечень наименований субъектов Федерации; взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации. Главы 4-8 посвящены организации государственной власти и местного самоуправления.

Глава 4 «Президент Российской Федерации» состоит из 14 статей, которые закрепляют: статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность Президента РФ; полномочия Президента РФ, основания их досрочного прекращения; порядок отрешения Президента РФ от должности.

Глава 5 «Федеральное собрание» раскрывает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации и включает 11 статей. которые закрепляют: статус Федерального собрания - парламента как представительного и законодательного органа Российской Федерации; порядок формирования Федерального собрания и его структуру; компетенцию Совета Федерации и Государственной думы; нормы о законодательном процессе в Российской Федерации.

Глава 6 «Правительство Российской Федерации» состоит из 8 статей, регулирующих деятельность Правительства РФ, возглавляющего исполнительную власть в Российской Федерации. В частности, в главе 6 закреплены: порядок формирования, структура Правительства; компетенция Правительства; порядок отставки, выражения недоверия Правительству.

В главе 7 «Судебная власть» содержится 12 статей, характеризующих понятие судебной власти в РФ. В главе определены: судебная система в России; статус судей, принципы судопроизводства; порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов Российской Федерации, Прокуратуры РФ.

Глава 8 «Местное самоуправление» конкретизирует положение ст. 12 Конституции РФ и закрепляет: систему местного самоуправления в Российской Федерации; функции местного самоуправления в Российской Федерации; функции местного самоуправления; гарантии местного самоуправления.

Глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» определяет порядок изменения и дополнения действующей Конституции и ее пересмотра, т.е. принятия новой Конституции РФ.

Заключительные и переходные положения (второй раздел) предусматривают порядок ее изменения и пересмотра, а также содержат нормы, указывающие на временные изъятия из действий отдельных положений первого раздела Конституции. В них определяется дата принятия и вступления Конституции РФ в силу, содержится указание на приоритетность ее положений перед Федеративным договором от 31 марта 1992 г., устанавливается порядок действия законов и других правовых актов, принятых до вступления в силу Конституции РФ и др. [10, с. 162]. Конституция РФ содержит сжатую, глубокую по содержанию характеристику российского общества.

Толкование Конституции

Толкование Конституции – это познание, уяснение и разъяснение действительного смысла положений Конституции в целях их практической реализации.

Необходимость толкования Конституции обусловлена потребностями точного понимания содержания её норм, выявления их истинного смысла с целью правильного соотнесения с ним реальной юридической практики Толкование норм Конституции РФ может быть официальным и неофициальным. Неофициальное толкование вправе давать отдельные граждане, политические партии и общественные объединения, ученые, практические работники Официальное толкование норм Конституции РФ дается компетентными органами и имеет обязательный характер. Официальное толкование может быть нормативным(имеет место в тех случаях, когда есть прямой запрос о толковании соответствующих норм Конституции) и казуальным(имеет место, если Конституционный Суд выносит решения по спорам о компетенции, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов о конституционности законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле) Официальное толкование Конституции РФ вправе давать единственный орган – Конституционный Суд РФ. К инициаторам обращения в Конституционный Суд с запросами о толковании Конституции РФ относятся:

• Президент РФ • Совет Федерации • Государственная Дума • Правительство • Органы законодательной власти

Конституционный Суд не может толковать Конституцию по своей инициативе, он осуществляет это только при наличии запроса указанных субъектов.

Способы толкования:

• Грамматическое толкование предполагает уяснение смысла нормы Конституции посредством анализа текста толкуемой нормы, его морфологической и синтаксической структуры. • Логическое толкование включает необходимость использования законов и правил формальной логики для уяснения смысла, содержания нормы Конституции.

• Систематическое толкование означает изучение нормы Конституции в тесной логической связи с другими нормами Конституции, близкими по содержанию. • Историко-политическое толкование определяет необходимость уяснения социально-политической обстановки, которая обусловила создание и действие нормы Конституции. • Телеологический способ толкования дает возможность уяснить цели и намерения, которые преследовал законодатель при принятии Конституции, ее программно-целевые установки, содержащиеся в преамбуле Конституции и других ее частях. Решения Конституционного Суда РФ о толковании федеральной Конституции обладают общеобязательным и окончательным характером. Все органы государственной власти, органы местного самоуправления должны принимать нормативные и правоприменительные акты в соответствии с Конституцией в том её истолковании, которое было дано Конституционным Судом Российской Федерации. 18.Конституционно-правовая ответственность.

РФ-социальное государство.

Социальным называется государство, которое основывается на принципах социальной справедливости, берет на себя обязательства обеспечить возможность достойного для каждого человека существования. Российская Федерация в ст. 7 Конституции РФ провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, содержащейся в гл. 1 "Основы конституционного строя", устанавливается перечень основных обязательств государства перед обществом и людьми. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается

государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Государство заботится о безопасном труде и полноценном отдыхе, создании жилищных условий, предоставлении возможности в получении образования, охране окружающей среды, поощряет деятельность, способствующую экологическому благополучию, укреплению здоровья граждан. В социальном государстве органы государственной власти из средств государственного бюджета поддерживают такие важнейшие социальные отрасли, как здравоохранение, воспитание, образование, наука и культура. Конституционные положения о социальной природе и социальной политике Российской Федерации конкретизируются и развиваются в разветвленной системе федеральных законов, указов Президента РФ и подзаконных нормативных правовых актов. К числу таких Федеральных законов, в частности, относятся: от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации"; от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"; от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". Эти и другие социальные законы периодически обновляются и совершенствуются.

  21.Конституционное закрепление принципов экономической системы и форм собственности в РФ.

Статья 8 («1. В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. 2. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».)
Статья закрепляет главные черты экономической основы конституционного строя РФ, которую составляет находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство.

Статья 34 Конституции РФ: ( Успешное функционирование рыночной экономики неразрывно связано с обеспечением свободы экономической деятельности, которая означает право граждан и их объединений на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательства и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Свобода экономической деятельности - необходимое условие формирования и функционирования рыночной экономики. Однако, поощряя свободу экономической деятельности, Конституция запрещает такую экономическую деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.)

Статья 35 Конституции РФ: 1. Право частной собственности охраняется законом.2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицам.
Для экономической системы РФ характерно многообразие форм собственности. Главной задачей Конституционного регулирования является юридическое закрепление форм собственности, признаваемых и защищаемых государством. В РФ такими формами являются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Конституция гарантирует равную защиту всех форм собственности.

  22. Конституционное закрепление принципа многопартийности и практика его реализации в РФ.

Статья 13. Пункт 3 Конституции РФ: 3. В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность. В РФ, указывается в Конституции РФ (ст. 13), признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Демократия в РФ осуществляется на основе принципа политического многообразия.Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.
  Политический плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения. Политический плюрализм — это свобода политических мнений и политических действий, что проявляется в деятельности независимых объединений граждан.
     

Для реализации принципа политического плюрализма важно определение правового статуса ПП, других общественных объединений и массовых движений, участвующих в политическом процессе и составляющих институционную основу политического плюрализма. Они должны иметь в этом процессе все необходимые права, соответствующие юридически закрепленным обязанностям государства и его органов.
В РФ общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение в ПП и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий, регулируются ФЗ от 11 июля 2001 г. «О политических партиях».
Законодательная основа принципов идеологического и политического многообразия:
- Конституция РФ (статья 13),
- ФЗ РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995,
- ФЗ РФ «О политических партиях» от 11.07.2001,
- ФЗ РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997.

          23. Российская Федерация – светское государство.

Светским признается такое государство, в котором религия и государство отделены друг от друга. Государство и государственные органы отделены от церкви и религиозных объединений и не вмешиваются в их деятельность, в свою очередь последние не вторгаются в деятельность государства и его органов.
РФ в ч. 1 ст. 14 Конституции РФ признается светским государством. Этим положением определяется отношение государства к религии. В соответствии со светской природой российского государства религиозные объединения отделены от государства (ч. 2 ст. 14 К. РФ). Это означает, что, во-первых, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 1 ст. 14 К РФ); во-вторых, государство не вправе возлагать на религиозные организации государственные функции и вмешиваться в их деятельность. Таким образом, отношения между религией и государством в РФ основываются на взаимном невмешательстве.
  Идея светского государства развивается в других нормах К. РФ и в федеральных законах. В Конституции РФ провозглашается равноправие и свобода различных вероисповеданий, религий и конфессий (ст. 19 и 28), федеральные законы гарантируют свободу совести, невмешательство церкви, религиозных объединений в дела государства, местного самоуправления и наоборот.
Характер и порядок взаимоотношения религиозных объединений с государством и обществом определяется ФЗ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", в ст. 4 которого конкретизируется конституционный принцип отделения религиозных объединений от государства, определяются отношения государства и религиозных объединений.    
Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничения прав членов указанных объединений как граждан участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, в деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.
По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в РФ вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях. В частности, в России таким нерабочим праздничным днем признано 7 января – Рождество Христово.
Согласно ч. 2 ст. 14 К. РФ религиозные объединения равны перед законом. Это положение следует рассматривать значительно шире его буквального значения: подразумевая равенство не только отдельных объединений, но и религий как таковых. Ведущей конфессией в России является православие. В настоящее время большинство верующих людей в России – православные. Эта особенность отмечена в преамбуле ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Порядок назначения референдума РФ. Вопросы референдума РФ

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Статья 15. Назначение референдума


1. Назначение и проведение референдума обязательно, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума и ее реализации, установленные соответственно уровню референдума Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации", настоящим Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.
2. Принятие органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу.
3. Референдум Российской Федерации назначается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом.
4. Референдум субъекта Российской Федерации назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации.
5. Местный референдум назначается в соответствии с настоящим Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования представительным органом муниципального образования, а в случае отсутствия указанного органа или непринятия им решения в установленный срок - судом.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции).
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Статья 12. Вопросы референдума


1. Вопросы, подлежащие вынесению на референдум Российской Федерации, а также вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум Российской Федерации, определяются федеральным конституционным законом.
2. На референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным зак



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.07 с.)