Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие педагогических идей и школьной практики в период Реформации (начало XVI в.)
В начале XVI в. в Европе началось широкое движение Реформации, движение, закончившееся расколом в католической церкви, от которой навсегда отошла значительная часть христиан, принявшая название протестантов. Речь идет о могучем культурном процессе, имевшем огромное влияние на сознание людей. Социально-экономической предпосылкой Реформации стало резко обозначившееся противоречие между католической церковью и светской властью. Особенно ярко оно проявилось в Германии, сравнительно отсталой в торговом и промышленном отношении стране. Жадные взоры католической папской церкви, направленные на природные богатства отдельных немецких княжеств (например, Саксонии), были не совместимы с интересами местных князей, отстаивающих свое экономическое господство. Следствием таких отношений стали революционные вспышки крестьянства и восстание мелкого дворянства (1522). В социокультурном плане Реформации предстояло разрешить проблему, перед которой были бессильны средние века, – взаимоотношения человека с Богом. Под влиянием реформаторских идей «нервом» новой культуры становится личность независимая, но предопределенная Богом, ответственная перед ним и своей совестью. Особо подчеркивалась роль разума, как путеводителя в понимании мирской жизни, жизни природы, но главное – в понимании Священного писания. «Отец» Реформации М. Лютер писал: «Признаю, что разум – главное из всего существующего, лучшее среди всего, принадлежащего к этой жизни, больше того – нечто божественное». Реформация, по существу провозгласив приоритет индивидуальности человека, признала его свободомыслие, создала для него возможность самостоятельно мыслить и интерпретировать Священное писание. Вполне закономерно, что проводимые реформы отразились в первую очередь на образовательной ситуации, вызвав к жизни новые педагогические идеи и новые типы учебных заведений. Главной целью образовательных учреждений становится религиозное воспитание: необходимо было развить в ребенке религиозное верование, возбудить чувство близости к церкви и церковным интересам. Религиозная литература и обучение языкам, необходимым для понимания ее, составили основное содержание обучения. Школы всецело были подчинены церкви или, как во многих протестантских странах, – церкви и государству. Основная идея эпохи Реформации – вечное благо человека зависит от его умения истолковывать Священное писание – воплотилась в идею всеобщего обучения. Поэтому государственные школы всецело были обязаны своим возникновением Реформации. Умение читать и понимать Священное писание в том или ином изложении и в связи с этим необходимость развивать умственные способности – все эти новые задачи требовали всеобщего обучения детей всех классов и сословий.
Под влиянием идей Возрождения и Реформации, а также в связи с развитием в Западной Европе торгово-промышленных экономических отношений, особое распространение получили латинские (городские) школы: низшие и высшие. В низших латинских школах осуществлялось элементарное обучение. Главным предметом был латинский язык: дети учились читать по-латыни, учили молитвы, на латинском языке читали Библию. Программа высшей латинской школы была сложнее и базировалась на разработанном Ф. Меланхтоном «Саксонском учебном плане» (1528). Согласно плану, школа состояла из 3 классов: в первом учили читать по-латыни, писать, молитвам и пению; во втором классе проходили латинскую грамматику, читали басни Эзопа на латинском языке, заучивали наизусть стихотворения, проходили катехизис; в третьем классе (большей частью отсутствовал) читали римских поэтов Виргилия и Овидия, речи и письма Цицерона, продолжали изучение латинской грамматики. Этот тип школ, дававший умение читать и писать на языке богослужения, а также использующийся в государственном управлении и торговле, получил настолько широкое распространение, что, например, только в Германии XVI столетия насчитывалось 343 латинских школы, т.е. на 10 000 чел. одна школа. Из таких латинских школ постепенно развилась средняя классическая школа – гимназия, существовавшая без значительных изменений вплоть до конца XIX в. Первые гимназии появились в Германии. Многие немецкие латинские школы в 20-е г. XVI в. стали преобразовываться в новый тип учебных заведений – гимназии. Наибольшим влиянием пользовалась созданная в 1537 г. в Страсбурге гимназия И. Штурма (1507 – 1589). По замыслу Иоганна Штурма гимназия представлялась тем типом учебного заведения, которое объединяло все ступени образования. В 1621 г. на базе неё был образован один из лучших университетов Германии – Страсбургский университет.
Организационно гимназия И. Штурма разделялась на 10 ступеней (классов), распределенных соответственно на 10 лет. Для каждого класса была определена программа, содержание которой всецело включало классические языки и литературу. Поскольку в изучаемый период не существовало более тщательно разработанной программы, приведем ее содержание полностью: 10 класс: алфавит, чтение, письмо, латинские склонения и спряжения, катехизис на латинском или немецком языке. 9 класс: склонение и спряжение, латинский язык в терминах повседневной жизни, неправильные латинские формы. ….. 2 класс: греческие ораторы и поэты, диалектика и риторика, представление драм Аристофана, Эврипида и Софокла, в дополнение к Плавту и Теренцию. 1 класс: диалектика и риторика, Вергилий, Гораций, Гомер, Фукидид, Саллюстий, послания ап. Павла. Разработанная Штурмом программа ярко иллюстрирует тенденции, складывающиеся в педагогической теории и практике изучаемого периода. Гуманизм как прогрессивная движущая сила в образовании, во 2-й половине XVI в. вырождается в сухое, формальное изучение классических языков: греческий и латинский язык и литература изучаются скорее формально, нежели с позиций содержания. Главным в обучении признается безукоризненное следование стилю Цицерона с сознательным сохранением его ошибок, составление речей для публичных выступлений, состоящих исключительно из фраз классических ораторов и поэтов, и т.п. Важнейшим средством достижения цели были разнообразные упражнения – imifatio, т.е. подражание. Несмотря на высокий образовательный авторитет гимназии, в ней не изучались география, математика, история, естествознание, физика. Проучившись 10 лет в гимназии Штурма, юноши выходили арифметически безграмотными настолько, что не могли отыскивать нужной им страницы в книге.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.99 (0.005 с.) |