Воспитание и школа в Древнем Риме. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание и школа в Древнем Риме.



Основание Древнего Рима предположительно относится к VIII в. до н.э. Селения, из которых позднее вырос Рим, были расположены на реке Тибр. Исконный римский народ был объединен в примитивные общины, занимающиеся преимущественно скотоводством. Древний Рим III - II веков до н.э. представлял собой «великую Римскую Державу», владеющую к 130 году 9-ю провинциями (побежденными территориями). Громадный поток ценностей – денег, драгоценных металлов, художественных произведений и др. непрерывно текли в Рим из завоеванных земель. Но главной добычей римлян была невольная рабская сила - рабы. III и II века до н.э. стали для Рима эпохой, когда начала складываться собственно римская культура.

С конца III в. начала развиваться римская историография. Фабий Пиктор написал первую римскую историю от начала основания Рима до современного ему времени. В данный временный период первых успехов достигают естественные и математические науки. Под влиянием греческой философии развивается римская философская мысль.

В истории древнеримского воспитания выделяют четыре периода, отражающие специфические особенности развития воспитания и образования на конкретных исторических этапах.

1). Период раннего римского воспитания (VIII-середина Ш вв.) отразил устойчивые традиции семейного воспитания. Единственной школой для юного римлянина являлась семья – дом, в которой мальчики с ранних лет становились «спутником» отца в его трудовой и общественной жизни. В сфере воспитания отцу придавался особый статус. Согласно древнеримским законам он являлся ответственным за нравственное, гражданское становление юного римлянина.

Первые попытки создать организованные учебные заведения относятся к 449 г. до н.э. Появляются первые элементарные школы. Эти школы были частного характера и обычно размещались в домах римлян.

2). Период введения греческих школ (сер. III в. – середина I вв. до н.э.) совпал с эпохой распространения римского могущества по Аппенинскому полуострову. В начале этого периода в Риме были особенно распространены элементарные школы. Введение греческих грамматических школ связывают с именем Ливия Андроника, который перевел на латинский язык «Одиссею» Гомера, вызвав тем самым неподдельный интерес к греческой литературе и языку. Обязательными предметами для изучения в этих школах были: а) греческий язык, б) основы римского права, в) грамматика латинского языка, г) риторика.

Несколько позже на базе этих школ были образованы школы риторов.

3). Особое влияние в период эллинизированного римского воспитания (I в. до н.э. – II в. н.э.) оказали греческие воспитательные идеалы: культура, интеллектуализм, всесторонность. В названный период выстроилась следующая система воспитательно-образовательных заведений:

элементарная школа, обеспечивающая первоначальное обученние чтению, письму, счету;

грамматическая школа, учреждение повышенного типа. Именно в этих школах была введена программа семи свободных искусств с двухчастным делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Однако традиция практической направленности римского воспитания и образования четко проявлялась в этих школах. Так, изучение грамматики связывалось с занятиями по юриспруденции и т.п. Это придавало школе более целенаправленный, систематический, практико-ориентированный характер;

риторические школы (школы риторов) давали непосредственную подготовку тем юношам, которые стремились посвятить свою жизнь общественной или государственной карьере. В эти школы принимались юноши с 15 лет, продолжительность обучения зависела от заинтересованности ученика, его способностей. Основной формой обучения были диспуты.

Однако лучшие риторские школы не ограничивались только упражнениями в дискуссиях: учащихся обучали музыке, математике, астрономии, философии.

Становление учебных заведений повышенного типа в Риме потребовало развития культурно-научных центров, которые бы не только сохраняли, но и приумножали научно-образовательные традиции римского воспитания. Такими центрами стали библиотеки. Первые библиотеки были вывезены в Рим из Греции в качестве добычи, так как и первые учителя высших школ были выходцами или рабами из Греции. Около 167 г. до н.э. в Риме были основаны две публичные библиотеки. На базе одной из них был основан первый римский «университет». Следуя неизменной традиции римского образования – практической направленности – в университете особое внимание уделяли юридическим и медицинским наукам. Несколько позже были введены архитектура, математика, механика.

Отличительной особенностью римской системы воспитания становится ее государственный характер. Правительство, как имперское, так и муниципальное, устанавливает контроль за деятельностью школ, способствует их организации и последующей деятельности. Государство также назначало жалование учителям, предоставляло им ряд льгот и освобождение от различных налогов.

4). Последний период римского воспитания связывают с его упадком. Данное явление было всецело обусловлено общим падением римского общества. Острые кризисные явления поразили и школу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.005 с.)