Изучения курса истории и обществознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучения курса истории и обществознания



(материалы к занятию)

 

М.А. Бравина, зав. каф. МГПО, к.и.н.

bravina@mail.ru

 

  Методические рекомендации: при освоении темы следует особое внимание обратить на необходимость формирования и развития универсальных учебных действий как метапредметного образовательного результата реализации ФГОС ООО, как деятельностной основы учебно-познавательной компетентности.

Ключевые понятия: метапредметность, метапредмет, универсальные учебные действия, компетенция.

Организационная форма:  самообразовательный практикум с рефлексией деятельности и профессиональных умений – 6 часов  

Вопросы:

1. Сущность и виды УУД.

2. Функции УУД.

3. Реализация УУД в преподавании истории и обществознания.

Задания:

1. Определите, какие группы универсальных учебных действий отрабатываются с помощью:

а) содержания и методического аппарата учебника;

б) электронного пособия;

в) тетради-тренажера

2. Разработайте сценарий урока с выделением УУД на различных его этапах.

План:

   1. УУД: сущность, виды, функции.

2. Деятельностная модель урока истории и обществознания через реализацию УУД.

3. УУД на уроках объяснения нового материала по истории и обществознанию.

 

 

Формирование и развитие умений учиться относится к разряду вечных мотивов педагогики. Еще в «Великой дидактике» Яном Амосом Коменским было заявлено, что альфой и омегой школы должно быть изыскание и открытие способа, при котором учащие учили бы меньше, а учащиеся учились бы больше, в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха.

ФГОС ОООпровозглашает в качестве одной из важнейших задач современной системы образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию».

Сами разработчики стандарта признают: «Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным».

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебно-познавательной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

 

В стандарте определены следующие функции универсальных учебных действий (УУД):

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

 

Действительно, особо актуальным становится формирование и развитие общеучебных умений с точки зрения компетентностного подхода, т.к. он выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение разрешать проблемы.

В то же время, несмотря на то, что различные федеральные, региональные стратегические документы официально признают необходимость формирования и развития универсальных учебных действий как метапредметного образовательного результата ФГОС ООО, как деятельностной основы учебно-познавательной компетентности, отечественная система школьного образования не готова в полной мере к осуществлению этого процесса.

Сложная проблема, имеющая идеологические, ментально-культурные, содержательные, дидактические, методические, управленческие, квалиметрические аспекты, требует столь же системного решения, предполагающего разработку, теоретическое обоснование и внедрения в образовательный процесс целостной внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения формирования и развития универсальных учебных действий.

Под учебно-методическим сопровождением образовательного процесса подразумевают совокупность методологических, дидактических и методических разработок, отвечающих современным требованиям педагогической науки и практики.

Предполагается решить следующие ключевые задачи:

1. Актуализировать идеологические, содержательные и технологические позиции компетентностного подхода как одного из методологических оснований разработки и реализации ФГОС ОО.

2. Рассмотреть состав, структуру, методологические основания классификации общеучебных умений, конкретизирующей перечень универсальных учебных действий.

3. Рассмотреть основные требования и рекомендация ФГОС ОО к учебно-методическому сопровождению формирования и развития универсальных учебных действийи акцентировать необходимость соответствия ресурсной базы школы этим требованиям.

4. Рассмотреть основные требования к условиям реализации ФГОС и направления по созданию и развитию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.

 

Необходимые педагогические знания и умения:

- Владение понятийно-категориальным аппаратом: «содержание образования», «культурологический и компететностный подходы к образованию», «компетенция и компетентность», тип компетенции («ключевая», «общепредметная», «предметная»), «учебно-познавательная компетенция», «метапредметное содержание образования», «универсальные учебные действия», «общеучебные умения», «учебно-методический комплекс метапредметного курса», «внутренние ресурсы учебного успеха ученика», «дидактический потенциал учебного задания» и т.д.;

- Знаниеосновных особенностей ведущих подходов к проектированию содержания общего образования;

- Знаниевидов универсальных учебных действий и особенностей ведущие классификации общеучебных умений;

- Знаниеосновных особенностейучебно-методического комплекса метапредметного элективного курса;

 

Роль учебных предметов «История» и «Обществознание» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько они помогают им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и дают учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.

Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Метапредметность рассматривается как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности.

Уровни интеграции содержания учебного материала могут быть разные.

Самый высший уровень, на котором соприкасаются все учебные предметы, отражает взаимосвязи «человек – общество – природа». На этом уровне рассматриваются всеобщие связи, регулируемые всеобщими законами. Это философский уровень. Раскрытие его – общая задача гуманитарно-эстетического, общественно-исторического и естественнонаучного циклов предметов.

Следующий уровень – общий, включающий системы, законы, методы функционирования систем общепредметного уровня внутри систем «природа», «общество», «предметный мир». Ему предшествует внутрипредметный уровень интеграции. Это обязательно работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и соответственно деятельностных единиц содержания.

Реализация метапредметного подхода требует от учителя блестящего знания своего предмета, умения свободно ориентироваться в учебном материале, причём не только в материале сегодняшнего урока. 

Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.

Реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без формирования универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом, смысле универсальные учебные действия — это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических особенностей учащегося.

Функции УУД состоят, во-первых, в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Кроме того, речь идёт о создании условий для развития личности и ее самореализации в системе непрерывного образования, формирования толерантных установок личности, обеспечивающих ее жизнь в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности. Важным является успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

В примерной программе основного общего образования изложены следующие требования к метапредметным результатам обученияи освоения содержания курса по истории:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый планы, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.),

- использовать современные источники информации;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

  Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1. Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

 

2. Историческое пространство – историческая карта России и мира, её динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

 

3. Историческое движение.

        

   Сквозная линия, пронизывающая и связывающая всё названное выше, – человек в истории. Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. Содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.


Деятельностная модель урока истории и обществознания

 

Принятие новых образовательных стандартов и начало их внедрения в основную школу заставляет пересмотреть давно сложившиеся стереотипы педагогической деятельности и позволяет учителям по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Кроме того, актуальной является ориентация на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД), обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования. Речь идёт о разнообразии организационных форм и учёте индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов школьников.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.018 с.)