Политэкономический анализ медиа. Понятие коммодификации медиатовара. Основная проблематика политэкономии медиа. Концентрация сми и ее критика с позиций политэкономии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политэкономический анализ медиа. Понятие коммодификации медиатовара. Основная проблематика политэкономии медиа. Концентрация сми и ее критика с позиций политэкономии.



Самая распространенная группа современных теорий коммуникации. Политэкономия – порождение классической школы экономистов (Д. Рикардо и К. Маркс).

Политэкономия (2 определения)

1) изучение общественных отношений, особенно в сфере власти, которые совместно формируют производство, распределение и потребление ресурсов

2) Изучение контроля и выживания в общественной жизни.

  Политэкономия коммуникации: занимается исследованием «отношений между производством, распределением и потреблением коммуникационных продуктов в культурном и историческом контексте.

Основные принципы и приоритеты полит. анализа медиа:

1)Критическое отношение к «симплистским концепциям» эмпириков, и чистых экономистов.

2)Изучение властных отношений и их структурации и влияния. Продолжение «критической теории».

3)Изучение макроуровня (группы, стратегии, властные взаимоотношения), меньшее внимание потребителю.

Политэкономия коммуникации занимается исследованием «отношений между производством, распределением и потреблением коммуникационных продуктов в культурном и историческом контексте.

1)Баран Поль, не «национальное общество», а концепция «мирового общества». Разработал теория зависимости — социальная теория, в основании которой лежит утверждение, что ресурсы утекают из «периферии» (бедные, неразвитые, слаборазвитые, развивающиеся, зависимые страны) в «ядро» (богатые, развитые страны). Это центральное положение теории зависимости — что бедные (неразвитые) страны беднеют, а богатые (развитые) — богатеют в результате того, что интегрированы в миров экон систему.

2)Шиллер Герберт, Культурный империализм – Америка встала на путь глобального лидерства, навязывает свою идеологию под прикрытием доктрины «свободного потока информации», идеология распространяется при помощи СМИ в отсталых странах, культурный империализм приходит на смену колониальной системы

3)Маттелар Арман, критика концепции культурного империализма: защита национальной идентичности может служить оправданием национализма и протекционизма, и в итоге приводит к изоляции.

4) Поздний Шиллер – книга «Манипуляторы сознанием», была даже издана в СССР: экономическая структура американской медиасистемы продвигает лишь одну идеологию – капитализм.

5) Маттелар Тристан, «Аудиовизуальный троянский конь», международные СМИ могут быть агентами по борьбе с цензурой в отсталых странах, именно западные СМИ разрушили СССР.

Смайт Даллас, статья «Ослепление» спорит с большинством политэкономистов медиа, которые рассматривали медиаиндустрию как машину по производству идеологии. Даллас считал, что ТВ создает аудиторию, которую продают рекламодателю, а идеология глубоко третьестепенна. В этом положении основы политической экономии СМИ впервые делают выход в медиаэкономикс, поскольку здесь затрагивается важнейшая экономическая характеристика экономики СМИ – отношения с рекламодателями. !!Важно, что содержание массмедиа используется для конструирования аудитории; рекламодатели платят СМИ за услугу предоставления доступа к этой аудитории; в конечном итоге именно аудитория доставляется рекламодателям.

В отличие от социологов Франкфуртской школы, изучавших властные отношения в рыночном обществе и роль СМИ в их идеологическом обеспечении, Д. Смайт вводит концепцию «товара» применительно к аудитории. По существу он заложил теоретические обоснования для медиаэкономикс. Экономика СМИ «встраивается» в рыночную экономику, не только и не столько создавая специфические идеологические продукты для внедрения их в сознание аудитории, сколько выстраивая массовые и специализированные аудитории для рекламодателей. Процесс превращения аудитории в товар, придания ей свойств товара, произведенного для купли-продажи, т.е. процесс коммодификации аудитории (от англ, commodity – товар, произведенный для реализации), включает медиаиндустрию в капиталистическую рыночную экономику.

Кирия Илья, борьба с рынком при помощи «имитационных механизмов» и «суррогатной медиаэкономики».

Бродель Фернан, модель «мировой экономики»: центр, промежуточные зоны и зависимые от центра периферии.

Гарнэм Николас, олигополистические собственники медиа не столько получатели прибыли, сколько «получатели идеологической прибавочной стоимости».

 

8.Информационное поле Бурдье

Центральными в социологической теории Бурдьё являются понятия «габитус» и «социальное пространство», посредством которых преодолевается разрыв между макро- и микроанализом социальных реалий.

По Бурдьё, объективная социальная среда производит габитус — «систему прочных приобретённых предрасположенностей»; в дальнейшем они используются индивидами как исходные установки, которые порождают конкретные социальные практики индивидов.

 

Социальное пространство — это логически мыслимый конструкт, своего рода среда, в которой осуществляются социальные отношения. Социальное пространство — это не физическое пространство, но оно стремится реализоваться в нем более или менее полно и точно. Социальное пространство можно описать как совокупность полей, специфических однородных «под-пространств» (например, поле литературы, экономическое поле и т. п.), власть над которыми дает обладание дефицитными благами — капиталом. Именно распределение различных видов капитала (экономический, культурный, социальный, символический) в социальном пространстве и структурирует его.

 

9. Место избирательных технологий в системе политического менеджмента

 

Из лекции Быкова про полит.менеджмент:

 

Менеджмент – внутренние

Марктинг - внешние, направлены наружу

Менеджмент – управление с использованием ресурсов  с мах.эф-м и для мах. результата

Высший уровень менеджмента – система сможет работать без твоего постоянного участия

Управляющая система д.б.сложнее управляемой подсистемы

Полит.партии, коалиции – нуждаются в полит.менеджменте

Институт полит. партий делает гос-во ответственным перед обществом (мы выбрали-они должны)

М.б. партии: власти \ идеологизированные (ех-КПРФ)\ лидерского типа (ех-ЛДПР, Яблоко)

Для менеджмента важно выстраивание полит.структуры

Ныне проблема – в регионах, где все отличается от головных субъектов – Мск и СПб.

3 типа личности в структуре:

1. функционеры профессионалы – а)публичные политики б) умеют организовать. Получают з\п от партии

2. активисты – члены партии, участвуют без з\п, но иногда могут получить бонусы

3. сторонники – м.б. (не) членами партии, проголосуют за нее, но свое время тратить не будут.

 

Из интернета

Избирательные технологии

ИТ - методы ор­ганизации избирательных кампаний кандидатов и\или партий, направленные на достижение успеха на выборах. Т.е. это все действия кандидата и его команды от момента принятия реше­ния об участии в выборах до подсчета голосов.

Первая фирма ИТ была создана в Калифорнии в 1933. У нас известна Николо-М, ИМА-консалтинг, центр коммуник. Технологий «Пропаганда» и т.д.

Самые эффективные электоральные технологии в США: (из книжки «СО как социальная инженерия»):

•      стратегический менеджмент

•      реклама в СМИ

•      социологические исследования;

•      организация прямых рассылок);

•      изучение конкурентов);

•      обеспечение финансирования кампании -фандрайзинг);

•      полевые работы

В России иначе. Технологии исходя из отделов избирательного штаба:

-     отдел креатива, в котором разрабатываются агитационные материалы, а также материалы для СМИ;

•      аналитический отдел, собирающий и обрабатывающий информацию о ходе кампании;

•      социологический отдел, поставляющий руководству и кандидату свежие рейтинги;

•      юридический отдел, отвечающий за подготовку официальной документации и отношения с избирательной комиссией;

•      отдел «полевых работ», обеспечивающий распространение агитационной продукции и массовые мероприятия, включая, к примеру, кампанию «от двери к двери»;

•      общественная приёмная, отвечающая за контакты с особенно инициативными гражданами

ИТОГО:

Макротехнологии политконсалтинга:

  1. политический маркетинг (отталкиваемся не от идеологии, а от исследования того, что людям надо и ориентируемся в своей политике на их потребности)
  2.  психологическое сопровождение политика (тут про имидж и умение подать себя в СМИ)
  3. политическая реклама (отличается от коммерческой: побеждает 1й из 10 кандидатов, а между 2м и 10м разницы нет)
  4. медиа-манипулирование (спиндокторинг) с 1984г в США – даем готовую интерпретацию событию, которая выгодна нам.
  5. совокупность полевых техник, нацеленных на непосредственную коммуникацию с избирателем от имени клиента. Рутина: сбор подписей, доставка агитационной продукции, расклейка плакатов, поквартирные обходы и организация встреч кандидата с избирателями

+ 6. стратегический менеджмент в политическом консультировании - осуществление общего руководства консалтинговым процессом (general political consulting).

 

Избирательная кампания = стратегия + тактика

Стратегия =

1.сбор информации, поступающей из двух источников: обследования общественного мнения и изучения соперников;

2.оценку имеющейся информации, в первую очередь путем выявления сильных и слабых сторон всех участников борьбы;

3.разработка стратегии: определение адресных групп, проблем, целей, основных лозунгов; (Цели: 1) доля голосов, которую хотим\мест); 2) изменения в позициях и убеждениях;

4.пишем план. Суть - учитывая слабые стороны соперника, максимально раскрыть свои преимущества.

Тактика = коммуникативная составляющая избирательных технологий – как донести стратегическую инфу до избирателя, чтобы он сделал то, что нужно.

Без хорошей тактики о ваших чудо-планах так и не узнают.

План-график – основной документ, в соответствии с которым проводится изби­рательная кампания.

Тактический рисунок кампании – главная директива всего: определяет масштаб, ресурсы, стратегию.

Направления кампании:

Базовые:

- организационно-массовое (личное общение кандидата и электората). Это эффективнее, но оч.трудоемкое

- агитационно-рекламное (опосред.влияние через СМИ, агитация, наружка)

Обеспечивающие:

- инфо-аналитическое

- управления кадрами

- технич.обеспечения

- юрид.обеспечения

Основные технологии:

- кампания «от двери к двери» (оргмассовая)

- прямой и (или) косвенной рекламы в СМИ\наружки (агитрекламная)

+ м.б. спецпроекты: программа адресной агитации одной из значительных групп избирателей, акции по контрпропаганде и (или) агитации против конкурентов и т.д.

Этапы кампании:

1. Подготовительный, проводимый до официального объяв­ления выборов – составляем план кампании

2. Этап сбора подписей. Помимо собственно сбора подписей, на данном этапе разворачивается команда активистов для реа­лизации оргмассового направления, разрабатываются материалы агитационной кампании

3. Агитационная кампания, которая проводится с момента официальной регистрации

4. Завершающий этап – интенсивный агитационный удар, ко­торый осуществляется в последние 7–14 дней до голосования.

+ есть грязные технологии!

 

 

10. Краткая история избирательных технологий

 

Полит.партии появились в конце 19века. Протопартии – тори и виги.

Причины:

- выборы

- всеобщее избир.право

- конкуренция за голоса

Институт полит.партий делает гос-во ответственным перед обществом (выбрали-должны).

М.б. связать появление ИТ с этим (?) – выборы, конкуренция, усложнение приемов, повышение бонусов за нахождение у власти – необходимость в полит.технологах.(избирательных менеджерах). Все пользуются одинаковыми технологиями, но выигрывает тот, чья команда технологичней и изощренней.

Из википедии:

Полит.консультирование появилось почти с появлением политики, но не в том виде, что сейчас. До появления профессиональных политических консультантов их называли советниками. Упоминают советника Томаса Джефферсона - Джона Бекли, который в 1796 г. распространял агитку о нем и бюллетени – протоконсультант.

1я консалтинговая фирма – США, компания супругов Клем Уайтекер и Леона Бакстер, которые с 1934 по 1958 гг. из 75 предвыборных кампаний выиграли 70.

Считается, что Джозеф Наполитан (крутой американский полит.консультант) был первым политическим консультантом, поскольку именно он в начале 60-х гг. двадцатого века ввел сам термин.

К началу 50-х годов роль америк. политических консультантов выросла: «Выборы превращаются в состязание не между кандидатами, а между рекламными фирмами».

1960й г – выборы Кеннеди-Никсон – новая веха политконсалтинга. Впервые теледебаты использованы. После этого –новая эра политконсалтинга: термин «новая политика» -применявшийся по отношению к стилю избирательных кампаний, ориентированному не на содержательные (программные) разногласия между кандидатами, а на технические аспекты кампаний, использование коммуникационных новинок и формирование имиджа кандидата. США стали свои навыки транслировать на Европу.

1968 - в Париже - Международная ассоциация политических консультантов, цель: обмен методами по ведению избирательных кампаний

 

Идея о развитии в России (общие мысли (?):

В России все позже. Исторически у нас много партий\кандидатов не было: всю жизнь самодержавие, потом короткий период 1905-1917 с Думами и партиями, а потом монополия КПСС, а как Быков говорил, в СССР PR м.б. и был – были медиарилейшнз, хоть и газеты подотчетны властям, спичрайтеры для секретарей, проводились спец.мероприятия – съезды партий, пленумы, были прикормленные зарубежные СМИ. Тем не менее, в 90-е начали искать новые пути, стали появляться агентства – Никколо-М, например, т.к. изменилась ситуация в стране – спрос на такие услуги появился у всех и сразу. «Сейчас в РФ профессия полит.технолога демонизирована» (из книги Малкина-Сучкова) – считается, что все решает полит.технолог – он маг и кудесник.

Технологии мы переняли с Запада уже давно – и грязные и чистые (так сказал председатель фонда «Политика») еще в 90-е. Примерами яркими – выборы «Да-да-нет-да!», «Голосуй сердцем!», «Голосуй или проиграешь!». При этом в 90-х часто использовали помощь зарубежных спецов, например, в избир.кампаниях Ельцина.

Сейчас рынок свой развит достаточно, есть крупные игроки – лидеры сегмента, ех – наш Минтусов.

Основные технологии:

-Стратегическое консультирование

-Опросы общественного мнения

-Спичрайтинг

-Имиджмейкинг

-Спин-докторинг

-Медиапланирование политической рекламы

-Организация предвыборных мероприятий

-Фандрайзинг

 

11. Зарождение и развитие пол анализа:
Политический анализ - это совокупность различных методик, с помощью которых возможно исследование конкретных политических событий и политической ситуации, создание предположений по поводу ее возможного развития и принятие компетентных политических решений.

Возникновение политических технологий стало лишь реакцией на неспособность политиков самостоятельно принимать качественные решения, в результате чего у них возникла потребность в изменении существовавшей системы политического анализа. Новые аналитические приемы явились предложением, сформировавшимся под появившийся спрос, который, в свою очередь, образовался в результате существенного усложнения политической системы в XX в. Именно этот фактор и следует признать основной причиной появления научного политического анализа.
Подробней:
Активно развивается избирательная система, совершенствуется принцип разделения властей и парламентаризма, вследствие чего право выбора получает подавляющее большинство населения с демократической политической системой, а законодательная и судебная власти существенно расширяют свои полномочия. В мире появляется значительное число парламентских республик, где высший законодательный орган власти получает право формировать кабинет министров, при этом последний функционирует только на правах поддержки парламентом. Да и сами партии переживают существенную трансформацию: они совершенствуют навыки работы с избирателями, внутреннюю организационную структуру, механизмы реагирования на изменения ситуации.
Усложнение политического процесса приводит к тому, что политики вынуждены учитывать в своей деятельности все новые и новые факторы, сталкиваться с растущим в геометрической прогрессии объемом информации, принимать значительно большее количество решений. Кроме того, политический процесс оказывается настолько динамичным, что понятие опыта становится все более и более расплывчатым — повторяющихся ситуаций становится все меньше, а значит, получаемый от участия в определенных событиях опыт оказывается в будущем мало востребованным. Более того, попытки использовать старые наработки в новых ситуациях без учета изменившихся условий все чаще и чаще заканчиваются весьма неудачно. Данные обстоятельства приводят к тому, что политики вынуждены искать вспомогательные инструменты для оптимизации своей деятельности и находят их в виде носителей специального знания о политическом процессе, способных с помощью научных технологий трансформировать его в компетентный анализ ситуации, политический прогноз и, что самое главное, политическое решение.

+ мнение Л. Пала о возникновении па:
Период после второй мировой войны можно назвать временем появления и расцвета политического анализа. Причины: развитие наук об управлении, развитие экономики и рост внимания к гуманитарным наукам = осознание того, что качественный политический анализ является не продуктом опыта и богатой политической практики, а продуктом научных технологий.

                                                                                              

12. Становление современного анализа публичной политики

«Public policy» предусматривает согласование общественных интересов, а не борьбу или конкуренцию и этим она принципиально отличается от партийной политики, которая сосредоточена вокруг борьбы за власть.
Публичная политика – это политика, которая предполагает соответствие государственной политики общественным нуждам, взаимодействие государственных и негосударственных структур на всех стадиях принятия, реализации, контроля и оценки результатов государственных программ, проектов и решений.

Первые годы XXI века в российской общественной жизни можно охарактеризовать, в частности, и как начало смещения фокуса интереса от политики в смысле politics – борьбы за завоевания и удержания власти к политике в смысле policy – процессам подготовки, принятия и реализации властных решений, направленных на решение общественных проблем. Не вдаваясь в анализ конкретных причин такого тренда. Подчеркнем его позитивный характер, так как теперь в фокусе внимания оказываются разнообразные процессы взаимодействия различных общественных групп, властных структур, а также экспертного и академического сообщества, результатом которых может, в принципе, стать решение проблем сообщества. Эффективность же таких решений прямо зависит от характера и взаимодействий между этими основными акторами общественно-политической жизни. Кроме того, как уже отмечалось нами ранее, важную роль в эффективной «связности» общественно-политического поля играют структуры – посредники, или медиаторы, непосредственно реализующие и оптимизирующие взаимодействие основных акторов.
Такие структуры – посредники могут возникать со стороны любых основных акторов, в частности, со стороны государства. Примером такого государственного института – медиатора может служить институт омбудсмана (в России – институт Уполномоченного по правам человека), который, на основе анализа жалоб и обращений граждан предлагает исполнительной и представительной ветвям власти варианты решений возникающих проблем. С другой стороны, эти структуры могут возникать со стороны научного сообщества, путем трансформации аналитических центров к более активному участию в общественно-политической жизни, либо со стороны структур гражданского общества, некоммерческих организаций «третьего сектора», которые к своим функциям защиты и представления определенных общественных интересов добавляют также и аналитические, исследовательские функции.
Сообщество таких организаций не имеет пока единого названия – до недавнего времени в России наиболее распространенным было название «аналитические центры», «экспертные организации». В США а затем и в Европе наиболее употребим термин «Think tanks», который переводится на русский язык как «мозговые центры», «мозговые тресты», а также «фабрики мысли».

Первым, основным направлением анализа, по-видимому, будет их активность, их деятельность, направленная на реализацию их разнообразных функций. Второе направление – это характер и особенности взаимодействия с другими внешними структурами, в частности, с конкретными органами власти, с бизнесом, со структурами гражданского общества – политическими партиями, неправительственными организациями, ассоциациями и т.д., а также с научно-образовательными организациями и с научным сообществом как таковым.Третьим направлением может стать «организационный анализ» центров публичной политики – особенности их структуры, организационной культуры, информационных потоков в организации, человеческой атмосферы в коллективе, наличию тех или иных форм участия сотрудников в принятии решений, форм повышения квалификации, творческого и карьерного роста сотрудников и т.д. Это направление пока не пока не получило большого развития у нас в стране не только в отношении Фабрик мысли, но и в отношении многих других организационных структур
Внутри зарождающегося сообщества российских «фабрик мысли» можно выделить, хотя и достаточно условно, подкласс Центров публичной политики, «деятельность которых, как сформулировал недавно А.Макарычев, базируется на некой общественно значимой

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.042 с.)