Научно-теоретическое обоснование программы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научно-теоретическое обоснование программы.



Пояснительная записка

    Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной культуры детей старшего дошкольного возраста основывается на четырёх сферах:

- природа;

- рукотворный мир человека;

- отношение к общественной жизни;

- человек и его собственная жизнь.

    В настоящее время возрастает интерес к истории родного края, его культуре, обычаям и традициям того места на земле, где человек родился и живет. Энтузиасты ведут большую работу по изучению своей малой родины. Их называют краеведами. Все материалы, созданные ими привлекают внимание взрослых, подростков, детей младшего школьного и дошкольного возраста. Детский сад «Василёк» расположен в селе Доброе Симферопольского района- это живописное место, вокруг леса, богатые растительным и животным миром, прекрасные луга с разнообразием трав. В долине протекает Река Салгир, богатая разнообразной рыбой. И конечно же, в городе Симферополе много достопримечательностей. Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой Родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно- практических способов познания. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность. Составленная программа для детей дошкольного возраста предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой Родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств. Дети дошкольного возраста получают знания через рассматривание иллюстраций книг, картин знаменитых художников, слушание произведений художественной литературы. Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения. Количество занятий по учебной программе составляет 2 занятия в неделю продолжительностью 20-25 минут в соответствии с нормами СанПин. Также программа включает в себя диагностическое обследование детей по выявлению уровня ЗУН (знаний, умений и навыков) на начало и конец учебного года по экологическому развитию.

Цель и задачи программы

Цель:

Воспитание у ребенка уважения к родителям, их культурной самобытности, языку и национальным ценностям страны проживания и страны происхождения, к культурам, отличным от его собственной; подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами.

Задачи:

Образовательные:

1. Включение дошкольников в практическую исследовательскую деятельность.

2. Развитие мотивации к сбору краеведческого материала.

3. Изучение истории и природы (флоры и фауны) своего родного края.

Воспитательные:

1. Формирование потребности в саморазвитии.

2. Формирование активной жизненной позиции.

3. Развитие культуры общения.

4. Воспитание любви к своей малой Родине;

Развивающие:

1. Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

2. Развитие вкуса к родному слову.

I. Воспитание начал духовной культуры, формирование духовно- нравственного отношения:

- к семье, родному городу (селу), Родине;

- к природе родного края;

- к языку, истории и культурному наследию своего народа и людей, среди которых проживает ребенок.

 II. Упражнение ребенка в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким людям, к друзьям и сверстникам, в том числе представителям различных национальностей и религий, к тем, кто о нем заботится в детском саду, дома и сам нуждается в его участии.

III. Воспитание уважительного отношения к людям и результатам их труда, родной земле, государственной символике и символам, традициям страны, к государственным религиозным праздникам.

IV. Воспитание любви, уважения к своей этнической группе, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства и толерантности.

V. Ознакомление с особенностями языка, быта и традициями людей, проживающими в Крыму, в том числе, семейных и религиозных обычаев, народного этикета, традиций гостеприимства.

VI. Воспитание уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей, обучение этике межнационального общения и «культуре мира».

VII. Формирование активной гражданской позиции, чувства национальной гордости, позитивного отношения к разнообразию культур.

 

  Предметные результаты:

Знать:

  • историю своего имени;
  • свой режим дня;
  • простейшие правила личной гигиены, их значение для здоровья человека;
  • свой домашний адрес;
  • что такое семья, обязанности члена семьи;
  • имена, отчества членов своей семьи, воспитателей, заведующего;
  • профессии своих родителей;
  • сельские профессии;
  • правила поведения в общественных местах;
  • адрес детского сада,;
  • историю происхождения своего города;
  • достопримечательности города и края;
  • несколько растений и животных города;
  • человек является частью природы;
  • символику Российского государства;
  • столицу нашей Родины;
  • президента России.

Уметь:

  • называть своих ближайших родственников;
  • выполнять некоторые поручения в своей семье;
  • соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • хранить старинные семейные вещи;
  • поддерживать чистоту в детском саду и дома;
  • работать на участке и у себя на огороде;
  • заботиться и ухаживать за домашними животными;
  • наблюдать за изменениями в природе.

 

Актуальность программы.

 

    В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.

    Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

    Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.

Взаимосвязь программы с целями и задачами ДОУ.

    Любовь к своему дому, к своему детскому саду, к селу, где он родился, чувство восхищения родным селом, родным краем – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками, это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви к своей родине.

     Одной из задач нашего детского сада является развитие у дошкольников представлений о человеке в истории культуры, любви семье, к родному селу, родному краю, окружающей природе.

 

    Цель обобщения опыта: создание целостной системы работы педагога в группе, направленной на полноценную реализацию воспитательного и развивающего потенциала краеведения в контексте воспитательно-образовательной работы.

 

    Новизна, актуальность, оригинальность идеи.

    Методами сбора информации для создания программы являлись: изучение научно-педагогической литературы, наблюдения, беседы, диагностические задания, анализ проведенной работы.

Новизна идеи состоит в том, что программа «Краеведческая» решает задачи воспитания любви и привязанности к малой родине, к культуре и традициям народа. Оригинальность ее состоит в тщательно продуманной интеграции краеведческой работы в систему воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др., а также в процесс взаимодействия с семьями воспитанников.

    Объектом обобщения опыта, представленного в программе, система работы по формированию у детей представлений у детей о человеке в истории и культуре старшего дошкольного возраста. Предметом обобщения является организация краеведческого работы воспитателя в группе.

    Работа по воспитанию любви к малой родине в рамках данной программы осуществлялась по четырём направлениям: работа с детьми, с родителями, с педагогами и работа над развитием предметно-развивающей среды.

 

Итоги освоения содержания.

    Достижения ребенка (Что нас радует).

У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине, он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому, в центральных улицах села. Знает и стремится выполнять правила поведения в нем.

    Ребенок проявляет интерес, любознательность по отношению к родному краю, его истории, необычным памятникам, к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к селу, району, краю.

    С удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование, создание мини-музеев.

    Ребенок проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами сельчан, стремится выразить позитивное отношение к его жителям.

    Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.

    Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

    Для ребенка характерно незначительное проявление интереса и выраженного положительного эмоционального отношения к малой родине. Не задает вопросов.

 

Работа с родителями.

    Решение задач воспитания у дошкольников любви к своему дому, к своей родине зависит от позиции близких. Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка необходимо привлечение родителей, преемственность семьи и детского сада.

    Цель работы с родителями: организация работы с родителями, стимулирующей повышение их активности в воспитании у ребенка любви к родному краю, селу. Традициям семьи и русского народа.

Задачи:

1.Побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям, характеризующим национальный колорит.

2.Формировать у родителей ответственность за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного края.

3.Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада,

раскрытию творческих способностей в семье.

    Из бесед с родителями стало ясно, что привлечь их внимание к совместной деятельности по воспитанию патриотических чувств у наших дошкольников можно только через определенные формы работы, те, которые пользуются наибольшей популярностью: 73% родителей группы готовы участвовать в творческих конкурсах, проявляют активный интерес к участию в проектной деятельности, созданию совместных детско-родительских проектов, 41% - готовы к участию в фестивалях семейного творчества, 54% - проявляют интерес к спортивным соревнованиям «Веселые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья».

 

Работа с педагогами.

 

    Современные исследования убедительно показывают, что развитие представлений дошкольников о родной стране, родном крае, воспитание интереса к нему происходит под влиянием близкого окружения. Поэтому конструируя педагогический процесс необходимо повышать компетентность педагогов в вопросах воспитания гражданско-патриотических чувств. В контексте осуществления данной программы педагог является носителем, как общечеловеческих ценностей, так и местных культурных традиций.

Принимая во внимание, что формирование патриотизма у каждого ребенка идет индивидуально и связано с духовным миром человека, его личными переживаниями, задачей педагогов является сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где он живет.     Для этого в работе с педагогами ставим следующие задачи:

Актуализировать краеведческие знания педагогов.

Повысить профессиональное мастерство, стимулировать педагогический поиск в вопросах краеведческого образования дошкольников, научить педагогов максимально использовать воспитательный потенциал традиций родного региона.

Обобщить передовой опыт, обменяться собственным накопленным опытом по теме.

 

Пояснительная записка

    Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной культуры детей старшего дошкольного возраста основывается на четырёх сферах:

- природа;

- рукотворный мир человека;

- отношение к общественной жизни;

- человек и его собственная жизнь.

    В настоящее время возрастает интерес к истории родного края, его культуре, обычаям и традициям того места на земле, где человек родился и живет. Энтузиасты ведут большую работу по изучению своей малой родины. Их называют краеведами. Все материалы, созданные ими привлекают внимание взрослых, подростков, детей младшего школьного и дошкольного возраста. Детский сад «Василёк» расположен в селе Доброе Симферопольского района- это живописное место, вокруг леса, богатые растительным и животным миром, прекрасные луга с разнообразием трав. В долине протекает Река Салгир, богатая разнообразной рыбой. И конечно же, в городе Симферополе много достопримечательностей. Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой Родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно- практических способов познания. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность. Составленная программа для детей дошкольного возраста предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой Родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств. Дети дошкольного возраста получают знания через рассматривание иллюстраций книг, картин знаменитых художников, слушание произведений художественной литературы. Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения. Количество занятий по учебной программе составляет 2 занятия в неделю продолжительностью 20-25 минут в соответствии с нормами СанПин. Также программа включает в себя диагностическое обследование детей по выявлению уровня ЗУН (знаний, умений и навыков) на начало и конец учебного года по экологическому развитию.

Цель и задачи программы

Цель:

Воспитание у ребенка уважения к родителям, их культурной самобытности, языку и национальным ценностям страны проживания и страны происхождения, к культурам, отличным от его собственной; подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами.

Задачи:

Образовательные:

1. Включение дошкольников в практическую исследовательскую деятельность.

2. Развитие мотивации к сбору краеведческого материала.

3. Изучение истории и природы (флоры и фауны) своего родного края.

Воспитательные:

1. Формирование потребности в саморазвитии.

2. Формирование активной жизненной позиции.

3. Развитие культуры общения.

4. Воспитание любви к своей малой Родине;

Развивающие:

1. Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

2. Развитие вкуса к родному слову.

I. Воспитание начал духовной культуры, формирование духовно- нравственного отношения:

- к семье, родному городу (селу), Родине;

- к природе родного края;

- к языку, истории и культурному наследию своего народа и людей, среди которых проживает ребенок.

 II. Упражнение ребенка в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким людям, к друзьям и сверстникам, в том числе представителям различных национальностей и религий, к тем, кто о нем заботится в детском саду, дома и сам нуждается в его участии.

III. Воспитание уважительного отношения к людям и результатам их труда, родной земле, государственной символике и символам, традициям страны, к государственным религиозным праздникам.

IV. Воспитание любви, уважения к своей этнической группе, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства и толерантности.

V. Ознакомление с особенностями языка, быта и традициями людей, проживающими в Крыму, в том числе, семейных и религиозных обычаев, народного этикета, традиций гостеприимства.

VI. Воспитание уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей, обучение этике межнационального общения и «культуре мира».

VII. Формирование активной гражданской позиции, чувства национальной гордости, позитивного отношения к разнообразию культур.

 

  Предметные результаты:

Знать:

  • историю своего имени;
  • свой режим дня;
  • простейшие правила личной гигиены, их значение для здоровья человека;
  • свой домашний адрес;
  • что такое семья, обязанности члена семьи;
  • имена, отчества членов своей семьи, воспитателей, заведующего;
  • профессии своих родителей;
  • сельские профессии;
  • правила поведения в общественных местах;
  • адрес детского сада,;
  • историю происхождения своего города;
  • достопримечательности города и края;
  • несколько растений и животных города;
  • человек является частью природы;
  • символику Российского государства;
  • столицу нашей Родины;
  • президента России.

Уметь:

  • называть своих ближайших родственников;
  • выполнять некоторые поручения в своей семье;
  • соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • хранить старинные семейные вещи;
  • поддерживать чистоту в детском саду и дома;
  • работать на участке и у себя на огороде;
  • заботиться и ухаживать за домашними животными;
  • наблюдать за изменениями в природе.

 

Актуальность программы.

 

    В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.

    Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

    Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.

Взаимосвязь программы с целями и задачами ДОУ.

    Любовь к своему дому, к своему детскому саду, к селу, где он родился, чувство восхищения родным селом, родным краем – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками, это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви к своей родине.

     Одной из задач нашего детского сада является развитие у дошкольников представлений о человеке в истории культуры, любви семье, к родному селу, родному краю, окружающей природе.

 

    Цель обобщения опыта: создание целостной системы работы педагога в группе, направленной на полноценную реализацию воспитательного и развивающего потенциала краеведения в контексте воспитательно-образовательной работы.

 

    Новизна, актуальность, оригинальность идеи.

    Методами сбора информации для создания программы являлись: изучение научно-педагогической литературы, наблюдения, беседы, диагностические задания, анализ проведенной работы.

Новизна идеи состоит в том, что программа «Краеведческая» решает задачи воспитания любви и привязанности к малой родине, к культуре и традициям народа. Оригинальность ее состоит в тщательно продуманной интеграции краеведческой работы в систему воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др., а также в процесс взаимодействия с семьями воспитанников.

    Объектом обобщения опыта, представленного в программе, система работы по формированию у детей представлений у детей о человеке в истории и культуре старшего дошкольного возраста. Предметом обобщения является организация краеведческого работы воспитателя в группе.

    Работа по воспитанию любви к малой родине в рамках данной программы осуществлялась по четырём направлениям: работа с детьми, с родителями, с педагогами и работа над развитием предметно-развивающей среды.

 

Научно-теоретическое обоснование программы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.061 с.)