Процесс принятия решений. Проблема выбора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс принятия решений. Проблема выбора



Изучение процесса принятия решений. Становится в последнее время актуальным для школьного образования. Например, для учеников 11 классов разработано учебное пособие по информатике “Моделирование и элементы системологии”. Во введении к пособию его автор Т.П. Чубарова обращает внимание читателя на важность для любого человека качества решения им своих текущих жизненных проблем: “Каждый из нас в своей жизни неоднократно сталкивается с какими – либо проблемами, и поэтому каждому приходится принимать определенные решения. По какой дороге вести груз? Какой суп сварить на обед? Какой построить садовый домик? Одним словом, нам приходится принимать решения и на работе, и дома. Ну, а для руководителей любого ранга решения – это основной вид продукции. Каждый, кто сталкивался с решением определенных проблем, с принятием деловых или личных решений, знает, насколько это сложно и сколько сил на это требуется. Задачи такого типа не рассматриваются ни в одном из школьных предметов, всё это – жизненные задачи” [23].

С последним утверждением можно поспорить. Предмет, содержанием которого является цепочка принимаемых решений, в школе уже есть, пока, правда, в качестве факультатива. Предмет “шахматы” позволяет школьнику изучать технологию принятия решений на элементарном шахматном материале. Но и курс системологии (так действительно называется наука о решении “жизненных” задач) вводится только в старших (10 и 11) классах также в качестве факультатива.

Далее Т.П. Чубарова пишет: “Принимая решение, руководитель предприятия, врач, военачальник наряду с количественными результатами должен учитывать множество обстоятельств и соображений. В результате решение не сводится к однозначным ответам. Как правило, получается, что в одинаковых условиях можно действовать и так, и иначе. А жизнь заставляет на чём – то остановиться, прийти к определённому, единственному решению. Тут не обойтись без выбора…”.

О важности проблеме выбора упоминается и в “Практической логике” В.А.Светлова: “Из всего многообразия ответов, постулируемым социальным и культурным окружением, на вопросы Кем быть? Как быть? С кем быть? Каким быть? каждый должен выбрать те, которые наиболее отвечают его природе. Для этого надо уметь не только формулировать цели, но также уметь предвидеть последствия своего выбора, уметь оценивать их с точки зрения определенных общезначимых критериев” [19]. Только в этом случае выбор является осознанным и свободным”. Проблема выбора стоит перед каждым человеком, и в том числе перед шахматистом.

В шахматах, как и в экономике, при принятии решений имеет место цикл управления, состоящий из функций учета, контроля, анализа, планирования и регулирования. Все эти функции присутствуют ив шахматах даже терминологически – например, контроль полей, анализ позиции, план выигрыша и т. д. О важности влияния на формирование личности посредством шахмат с помощью функции планирования размышлял второй чемпион мира по шахматам Ласкер. В своей статье “Значение шахматной игры”, написанной в январе 1936 года в г. Москве, он писал: “Совершенствовать одну лишь технику – неблагодарная задача. Это мертвая способность, годная лишь для выигрывания партий у несведущих партнеров и ни для чего другого, в то время как способность размышлять и создавать планы всегда остается живой, и может принести пользу не только в шахматной игре, но и в жизни. Это умение очень важно, и именно в этом должен упражняться шахматист. Если даже недостаток свободного времени не позволяет ему уделять шахматам много внимания, и он не может поэтому достигнуть высокого мастерства в игре, то все же приобретенная привычка к самостоятельному составлению планов сама по себе является значительной ценностью, и она пригодится ему в различных жизненных ситуациях. Усилия, затраченные для приобретения и развития этой способности, даром не пропадут”.

 

Межпредметные связи шахмат

Свойство шахмат служить материалом для моделирования различных сторон жизни делает особенно перспективным развитие их межпредметных связей в связи с наметившейся в начальной школе тенденцией к созданию так называемых интегрированных уроков или учебных курсов, объединяющих материал нескольких предметов.Обучение младших школьников шахматам дает положительный эффект уже сегодня, но от использования межпредметных связей шахмат можно ожидать дополнительного эффекта за счет целостного представления младшему школьнику знаний и, как следствие, ускорения развития ученика. Установлено, что шахматы имеют достаточно тесные межпредметные связи со всеми предметами, составляющими базовый компонент образования в начальной школе. Тенденции в развитии методического обеспечения ряда близких к шахматам предметов и возможности использования шахмат в школьной педагогике, особенно в обучении логике, экономике и менеджменту, математике и информатике, ещё не оценены по достоинству.

Внедрение концептуального положения об использовании межпредметных связей шахмат может быть реализовано путем иллюстрация методов познания действительности, составляющих содержание других предметов, на шахматном материале. Необходим поиск связей шахмат с другими предметами, постоянное развитие этих связей, их углубление и использование для совершенствования процесса обучения. В процессе такого поиска нужно, в частности, находить общие черты между шахматным материалом и содержанием другого предмета, то – есть, нужен поиск аналогий. Аналогия должна стать орудием познания на уроках шахмат, так как она будет способствовать созданию учениками разного рода моделей и развитию творческого мышления.

Из современных школьных предметов наиболее близка к шахматам математика. Этому есть даже некоторое философское обоснование. Авторы книги для учителя курса “Математические основы мышления и коммуникации” для 1 класса приводят одну очень интересную мысль: “ Сравнение математики с игрой по формальным правилам и построение философии математики на этой основе принадлежит Дэвиду Гилберту, одному из крупнейших математиков конца ХIХ – начала ХХ вв ”. Не в этом ли секрет перспективности использования шахмат в начальной школе, ведь шахматы являются именно такой игрой – игрой по формальным правилам. Следовательно, по Д. Гилберту, они также могут в какой – то мере служить основой (!) для современной математики. Может быть, именно поэтому шахматы были выбраны Клодом Шенноном в качестве модели для изучения процесса принятия решений, когда великий математик начал учить компьютер играть в шахматы.

Анализ некоторых авторских программ по математике (Н.Б.Истомина, Л.Г. Петерсон) и особенно по информатике (курсы “Информатика в играх и задачах” и “Математические основы мышления и коммуникации”) для начальной школы и перспектив развития этих предметов показал, что уже в программу для начальной школы включаются элементарные сведения по многим разделам современной математики. В перечень этих разделов входят: теория алгоритмов, теория графов, теория множеств, теории игр, искусственный интеллект, объекты и системы, закономерности случая, теория управления, теория информации, экспертные системы.

Эти тенденции совершенно объективны и отражают необходимость обеспечить пропедевтику базовых знаний, которые ученик будет получать в старших классах, и плавного перехода от начальной школы к средней, особенно в части фундаментальных понятий философии, логики, математики, экономики и менеджмента. Специфика шахматной игры позволяет излагать содержание азов нижеприведенных наук на шахматном материале. Это позволяет достичь эффекта, о котором писал еще Д. Максвелл: “Нет лучше способа сообщения уму знаний, чем метод преподнесения их в возможно более разнообразных формах”.

Вышеизложенное позволяет посмотреть на чисто шахматные объекты с позиций различных наук. Обычное поле шахматной доски может рассматриваться как единица шахматного пространства (философский аспект), как элемент множества полей, образующих линию, или как множество, являющееся пересечением двух других множеств – вертикали и горизонтали (теория множеств), как элемент кодирования (информатика) или как точка в системе координат (математика). Этот пример иллюстрирует вышеупомянутую идею Д. Максвелла.

В программы для начальной школы включаются также некоторые элементы логики. По нашему мнению, именно логика с ее стремлением к обоснованию, к доказательству является общим фундаментом математики и шахмат, и, видимо, именно этим объясняется тот факт, что шахматы, как школьный предмет повышают успеваемость учеников по математике. Но особенно перспективным для сообщения школьникам знаний о математических основах мышления является, по нашему мнению, включение в курс шахмат элементарных сведений по математической логике, так как именно она моделирует процессы мышления и, в частности, операции с высказываниями.

В шахматах также ярко выражены геометрические моменты. Опыт показал, что иногда именно геометрическая трактовка решения простейших шахматных задач облегчает ученикам понимание методов их решения. Профессор Н.Б. Истомина справедливо утверждает, что “математическое развитие младших школьников невозможно без приобщения их к геометрии” [9]. Следовательно, и в этом аспекте шахматы помогают математике. Элементарные сведения по вышеперечисленным научным направлениям с достаточной степенью доступности могут быть изложены на шахматном материале.

Например, можно построить алгоритмы решения простейших шахматных задач типа “Напади на фигуру противника” или более сложный алгоритм выигрыша окончаний типа “ферзь против пешки” (где пешка дошла до предпоследней горизонтали).

Азы теории графов удобно рассмотреть, используя простейшие деревья расчета вариантов, где ребрами графа являются шахматные ходы, а вершинами – шахматные позиции, возникающие в результате этих ходов. Эти графы широко используются в шахматной (и не шахматной) литературе, посвященной исследованию шахматных компьютеров. Существуют также задачи на перемещение фигур (например, коней), где применение графов обеспечивает наглядность решения задачи, и в связи с этим решение оказывается предельно простым...

Основные сведения по теории множеств могут быть рассмотрены с использованием отношений шахматной доски как совокупности полей и комплекта шахматных фигур. Именно своеобразие объектов и отношений между ними в шахматной игре производит впечатление на учеников.

Даже такое сложное направление как “экспертные системы” можно достаточно просто проиллюстрировать детям с помощью любой игровой шахматной компьютерной программы, реализованной как на обычном персональном компьютере, так и на специализированном шахматном микрокомпьютере. Предварительные эксперименты показали, что даже возможность испытать свои силы с электронным “шахматистом – экспертом” вызывает у младших школьников большой интерес. Это позволяет говорить о качественно новой дидактике начальной (и, конечно, средней) школы, дидактике эпохи школьной компьютеризации, которая даст нам новые представления о природе мышления. Исторически сложилось так, что именно шахматы были выбраны моделью для развития такого важного для современной науки направления как искусственный интеллект.

В связи с вышеизложенным шахматный материал является удобным фундаментом для проектирования некоторого интегрированного учебного курса, объединяющего в себе сведения по философии и логике, математике и информатике, экономике и менеджменту и способного ускорить интеллектуальное развитие ребенка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.011 с.)