Проблемы обучения в современной начальной школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы обучения в современной начальной школе



Для подготовки таких членов общества необходимо совершенствовать систему современного образования. Решение этой проблемы настоятельно требует обновления содержания образования, создания новых моделей обучения, разработки новых учебных программ, средств и методов обучения. Это, в свою очередь, ведет к ревизии количества и качества учебных предметов с точки зрения эффективности их использования для решения стоящих перед системой образования задач по обучению, развитию и воспитанию личности ХХI века. Особую важность имеет решение этой проблемы для начальной школы, в которой закладываются основы развития и воспитания будущего ученика средней школы.

Известный российский специалист по мышлению младшего школьника, доктор психологических наук А.З. Зак пишет: “Состояние современной начальной школы нельзя считать нормальным. С одной стороны, засилье деятельности по усвоению знаний и умений, которое существенно, на наш взгляд, тормозит развитие интеллекта детей, в первую очередь, творческого мышления… С другой стороны, постоянное решение типовых задач обедняет личность ребенка, в частности, отношение к самому себе… Высокая самооценка зависит у ребенка не от проявления своей выдумки или сообразительности, а лишь от прилежания и старательности в освоении правил и знаний” [8].

Доктор психологических наук Н.Ф. Талызина акцентирует внимание на том факте, что “до сих пор нет конкретной программы логических приемов мышления, которые должны быть сформированы при изучении данного предмета, в связи с чем работа над развитием мышления в школе идет стихийно, и большинство учащихся не овладевает начальными приемами мышления даже в старших классах… Традиционное школьное образование тренирует сравнительно ограниченный набор навыков мышления, необходимый для чтения, письма, говорения, математических операций, и очень мало делаем для выработки умений высшего типа – рассуждать логично, критично, творчески, контекстуально, аргументированно, диалогично. В результате в мышлении начинается перекос” [22]. Можно добавить, что пока нет и программ учебных предметов, в которых прямо указано, на каком конкретно материале и как именно ученик овладевает навыками логического мышления.

Недостатки в логической подготовке учащихся и не только в начальной, но и в средней школе подчеркивают также и член – корреспондент РАО С.Д. Неверкович который упоминает об отсутствии логики, как предмета в школьном обучении[14], а также Б.А. Вахновецкий, отмечающий дефицит упражнений по логике в современном начальном образовании[1]. Тот факт, что в настоящее время у выпускника не только начальной, но и средней школы явно недостаточно развито логическое мышление, способность рассуждать логически, затрудняет эффективное обучение выпускников управлению сложными современными технологическими и организационными системами.

Например, в газете “Московский комсомолец” от 26.06.02 напечатана небольшая заметка, на первый взгляд, не имеющая к школьным шахматам никакого отношения. Заголовок заметки – “Начинающим военным летчикам стала отказывать логика”. В ней отмечается заметное снижение в последнее время уровня интеллектуального развития будущих российских летчиков. За последние 10 лет этот показатель их интеллекта снизился на 17%. Этот факт установили специалисты ГНИИ военной медицины, которые тестировали абитуриентов высших авиационных училищ: “Методика отбора будущих курсантов состояла из психофизиологических тестов,… тестов на особенности технического мышления и интеллект. Ученым надо было определить способность будущих авиаторов хорошо считать и проводить правильные аналогии (Шахматный материал дает широкие возможности использования аналогий для закрепления и лучшего усвоения знаний, а также для моделирования жизненных ситуаций и развития творческих способностей –А.Т.). Выяснилось, что чаще всего курсанты “прокалываются” именно в математике, физике и философии. Одной из причин этого, по мнению исследователей, является недостаточно сильная школьная подготовка”. Причем главным виновником пробела в знаниях является “начальная школа, которая в последнее время мало уделяет внимания… решению логических задач.

Еще одной важной особенностью современного школьного образования является придание ему, и, в первую очередь, обучению в начальной школе, игрового характера. Особенно важно применение игровых методов в начальной школе, так как известно, что ребенок легче обучается, играя.

Проблема, решаемая в этом случае, сформулирована в заголовке одной из статей, опубликованных в газете “Первое сентября” – “Как включить знания в правила игры?”.

Заголовок очень удачен, так как показывает перспективный стратегический путь развития школьного образования. Включая знания в правила игры, мы повышаем мотивацию и тем самым, эффективность усвоения. В статье ставится вопрос об использовании для повышения эффективности образовательных систем интеллектуальной игры: “Мировой педагогической практикой давно признано, что уникальным средством обучения и развития является игра. Именно поэтому можно рассматривать интеллектуальную игру как одну из перспективных форм работы в школе, способную развивать не только ученика, но и саму систему образования…. Игра – хороший тренер, она учит принимать решения и, может быть, неординарные; выслушивать мнение других и уметь настоять на своем; достойно выигрывать и проигрывать; радоваться не только собственным успехам, но и успехам друзей” [2].

Причину использования интеллектуальной игры для обучения объясняет доктор экономических наук В.Сабуров: “Сейчас преуспевают люди совершенно иного склада – те, кто умеет четко поставить задачу, ограничить её и найти для неё решение. Причем задачи эти, как правило, связаны с поведением других людей. Все сильнее мир больших денег и больших проектов начинает походить на игру… Сегодня достаточно понимать правила игры, в которой участвуешь. Навыки игрока становятся существенно важнее для успеха в жизни, чем багаж знаний….” [18].

Итак, школа, и, в первую очередь, начальная школа, нуждается в учебном предмете, который бы обеспечивал игровой характер обучения, улучшение логического мышления детей, способствовал бы изучению процесса принятия детьми решений, воспитывал бы ответственность за принимаемые решения и в то же время являлся бы интеллектуальной игрой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.006 с.)