Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разновидности частушек и такмаков
Изучая дополнительную литературу [1], я узнала, что существует множество частушечных напевов. Часто текст частушки распевают на один и тот же знакомый мотив. Лирические частушки (припевки) — 4-х строчная частушка на разные темы: (Приложение №2)
· Плясовые — 4-х строчные припевки, они отличаются от лирических особым ритмом, удобным для сопровождения плясок, строчки короче, чем в лирической частушке. · Страдания — как правило, двухстрочные частушки о любви — поются медленно, протяжно. Их пели на Волге и в средней полосе России. · Частушки, названные по зачину — «Семеновна». Это 2-х строчные частушки с особым заунывным ритмом. Появились в 30-е гг. XX века. В частушках Семёновна это разбитная русская баба. На мотив «Семёновны» в 30-40 гг. XX в. было создано много жестоких романсов. Матаня — со словом «Матаня» исполнители частушек обращались к своим воз бленным, при этом слово так часто звучало и в запеве и в припеве, что по нему была названа вся жанровая разновидность. При анкетировании, к сожалению, нам удалось услышать образцы услышать образцы плясовых частушек. Примеры других частушечных напевов, как Страдания, «Семеновна».Матаня нам удалось услышать по видеозаписям, найденным в Интернет- сети (видео-приложение взято с Инернет-ресурсов) Знакомясь с татарскимитакмаками, я подразделила их на следующие поджанры: а) такмаки, предназначенные для сопровождения плясок, - плясовые такмаки Бие әле, биеәле Идән бөгелсенәле! Биеп ачылган күнелне Кая күрерсеңәле! б) такмаки, сопровождающие различные массовые игры, - игровые такмаки; сочиняются и.исполняются во время массовых хороводных игр. Все они состоят из двух частей: в первой - водится хоровод, во второй части исполняется такмак и все пляшут.Такмаки, исполняемые в этих играх в основном посвящены общественной, социальной тематике. Ай урнында-кызылбайрак Мәчет манарасында. Социализм төзибез Яшьлекзаманасында.
Укаттымсуга-суга, Кулымдакөмеш дуга. Яшькиленнекитерәбез Чыгыпалыгыз, кода. г) такмаки, предназначенные для поэтического спора-состязания, - такмаки а йт е ш- импровизированные поэтические диалоги – состязания.Айтеши обычно возникают между девушками и парнями на вечеринках, гулянках, при проводах в армию. Здесь парни и девушки подтрунивают друг над другом, острят, стараются задеть,подзадорить, обозлить противоборствующую сторону:
Аргыяктанберәү килә, Кара костюм ак яка. Кара костюм, ак якага Исебез китми пока. Парни в ответ: Авызың кызыл, борының кызыл, Помидормы ашадың? Битләреңә пудра сөртеп Безне күрми башладың. д) такмаки, предназначенные служить памяткой, - такмаки-памятки или такмаки-ядгар; Среди молодежи бытует хорошая традиция, наблюдаемая и поныне - это заведение тетрадей-альбомов, где друг-другу записывают на память песни, стихи, такмаки. Записанные в эти тетради такмаки носят характер пожеланий, наставлений, откровений. Основная тема в них - предстоящая разлука. Кулымдагыбалдагымның Исемнәре Гөләндәм. Язмышыңматурбулдымы Бергә булган көннәрдә? ж) такмаки, предназначенные для создания смеха, - такмаки- смешинки или небылицы. Сыерлар кар көриләр. Ике тавык мылтык асып, Куян атып йөриләр.
Следуя своей гипотезе, я решила сопоставить частушки и такмаки с т.з. их тематики.(приложение№3)Для решения этой задачи мною были изучены тексты 140 частушек и 135такмаков, взятых как в литературных источниках, так и в Интернет – ресурсах, и в результатах анкетирования. Изучив тексты песен, я пришла к выводу, что они имеют много общего. Проведя анализ текстов, я обратила внимание на то, что на одну мелодию исполнялась целая серия частушек, а в 4-ёх или 8 строчках можно рассказать целую историю, случай из жизни, причём рассказать с юмором.Содержание исследуемых частушек и такмаков позволяет выделить семь основных тем: 1. Частушки политические; 2. Частушки бытовые; 3. Частушки на военную тему и о ветеранах; 4. Частушки о веселье и художественной самодеятельности; 5. Частушки о людях села; 6. Частушки о старости и о себе; 7. Частушки заключительные. Анализируя тексты, можно заметить, что большинство частушек и такмаков— о любви, однако граница между частушкой личной, бытовой и общественной, социальной весьма условна. Некоторые частушки и такмаки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. Частушки и такмаки сочиняли все — и взрослые и дети. В 1990-е годы, после Перестройки, появились частушки с использованием иностранных слов. С изменениями в стране изменились и темы для частушек, но основной темой по-прежнему остались взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Некоторые темы частушек запрещены цензурой. В предсоветскую эпоху к такой теме относилась религия. В эпоху СССР большинство частушек имело острую политическую или сексуальную направленность; многие содержали ненормативную лексику.
2.3. Образы частушек и такмаков Сравнивая татарские и русские песни, я заметила в них наличие сходных персонажей. (приложение №4) Например, у обоих народов присутствуют образы парня и девушки, их родителей, членов семей. И не случайно. Ведь эти песни - главный жанр крестьянской лирической поэзии в последнее столетие.Мир и взаимоотношения людей в них изображаются с точки зрения деревенского человека. Они исходят от крестьянина (преимущественно в образе девушки или парня), к нему же обращены. Персонажи частушек пашут, боронят и сеют хлеб, косят и жнут, убирают сено и молотят, ловят рыбу, строят избы и мосты, рубят лес, ездят по дрова, на мельницу, в гости в другую деревню. Частушки и такмаки не обременяют себя описанием природы, хозяйственной и бытовой обстановки. Однако детали природы (образы птиц и животных)и деревенской жизни, вовлеченные в человеческие судьбы и в связи с этим освещенные особым поэтическим светом, воссоздают яркую картину, на фоне которой поют и плачут, радуются и страдают песенные персонажи. 2.4 Стиль, тип речи, связь между предложениями
Обилиеразговорных и просторечных слов в частушках и такмаках дает право судить, что перед нами тексты-повествования и тексты – описания разговорного стиля. Анализ песен двух народов показал, что в основном они одинаково состоят из двух простых предложений и изредка из одного предложения. Связь между предложениями чаще параллельная, что позволяет сказать о стихотворности частушек и такмаков. (приложение№5)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.01 с.) |