Разновидности частушек и такмаков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разновидности частушек и такмаков



Изучая дополнительную литературу [1], я узнала, что существует множество частушечных напевов. Часто текст частушки распевают на один и тот же знакомый мотив.

Лирические частушки (припевки) — 4-х строчная частушка на разные темы:

(Приложение №2)

 

· Плясовые — 4-х строчные припевки, они отличаются от лирических особым ритмом, удобным для сопровождения плясок, строчки короче, чем в лирической частушке.

· Страдания — как правило, двухстрочные частушки о любви — поются медленно, протяжно. Их пели на Волге и в средней полосе России.

· Частушки, названные по зачину — «Семеновна». Это 2-х строчные частушки с особым заунывным ритмом. Появились в 30-е гг. XX века. В частушках Семёновна это разбитная русская баба. На мотив «Семёновны» в 30-40 гг. XX в. было создано много жестоких романсов.

Матаня — со словом «Матаня» исполнители частушек обращались к своим воз бленным, при этом слово так часто звучало и в запеве и в припеве, что по нему была названа вся жанровая разновидность.

При анкетировании, к сожалению, нам удалось услышать образцы услышать образцы плясовых частушек. Примеры других частушечных напевов, как Страдания, «Семеновна».Матаня нам удалось услышать по видеозаписям, найденным в Интернет- сети (видео-приложение взято с Инернет-ресурсов)

Знакомясь с татарскимитакмаками, я подразделила их на следующие поджанры:

а) такмаки, предназначенные для сопровождения плясок, - плясовые такмаки

Бие әле, биеәле

Идән бөгелсенәле!

Биеп ачылган күнелне

Кая күрерсеңәле!

б) такмаки, сопровождающие различные массовые игры, - игровые такмаки; сочиняются и.исполняются во время массовых хороводных игр. Все они состоят из двух частей: в первой - водится хоровод, во второй части исполняется такмак и все пляшут.Такмаки, исполняемые в этих играх в основном посвящены общественной, социальной тематике.

Ай урнында-кызылбайрак

Мәчет манарасында.

Социализм төзибез

Яшьлекзаманасында.


в) такмаки, обслуживающие обряды,- обрядовые такмаки;

Укаттымсуга-суга,

Кулымдакөмеш дуга.

Яшькиленнекитерәбез

Чыгыпалыгыз, кода.

 г) такмаки, предназначенные для поэтического спора-состязания, - такмаки а йт е ш- импровизированные поэтические диалоги – состязания.Айтеши обычно возникают между девушками и парнями на вечеринках, гулянках, при проводах в армию. Здесь парни и девушки подтрунивают друг над другом, острят, стараются задеть,подзадорить, обозлить противоборствующую сторону:
Девушки:

Аргыяктанберәү килә,

Кара костюм ак яка.

Кара костюм, ак якага

Исебез китми пока.

Парни в ответ:

Авызың кызыл, борының кызыл,

Помидормы ашадың?

Битләреңә пудра сөртеп

Безне күрми башладың.

д) такмаки, предназначенные служить памяткой, - такмаки-памятки или такмаки-ядгар; Среди молодежи бытует хорошая традиция, наблюдаемая и поныне - это заведение тетрадей-альбомов, где друг-другу записывают на память песни, стихи, такмаки. Записанные в эти тетради такмаки носят характер пожеланий, наставлений, откровений. Основная тема в них - предстоящая разлука.

Кулымдагыбалдагымның

Исемнәре Гөләндәм.

Язмышыңматурбулдымы

Бергә булган көннәрдә?

ж) такмаки, предназначенные для создания смеха, - такмаки- смешинки или небылицы.
Иртән торыптышкачыксам,

Сыерлар кар көриләр.

Ике тавык мылтык асып,

Куян атып йөриләр.


2.2. Тематика частушек и такмаков

Следуя своей гипотезе, я решила сопоставить частушки и такмаки с т.з. их тематики.(приложение№3)Для решения этой задачи мною были изучены тексты 140 частушек и 135такмаков, взятых как в литературных источниках, так и в Интернет – ресурсах, и в результатах анкетирования. Изучив тексты песен, я пришла к выводу, что они имеют много общего.

Проведя анализ текстов, я обратила внимание на то, что на одну мелодию исполнялась целая серия частушек, а в 4-ёх или 8 строчках можно рассказать целую историю, случай из жизни, причём рассказать с юмором.Содержание исследуемых частушек и такмаков позволяет выделить семь основных тем:

1. Частушки политические;

2. Частушки бытовые;

3. Частушки на военную тему и о ветеранах;

4. Частушки о веселье и художественной самодеятельности;

5. Частушки о людях села;

6. Частушки о старости и о себе;

7. Частушки заключительные.

Анализируя тексты, можно заметить, что большинство частушек и такмаков— о любви, однако граница между частушкой личной, бытовой и общественной, социальной весьма условна. Некоторые частушки и такмаки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. Частушки и такмаки сочиняли все — и взрослые и дети. В 1990-е годы, после Перестройки, появились частушки с использованием иностранных слов. С изменениями в стране изменились и темы для частушек, но основной темой по-прежнему остались взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Некоторые темы частушек запрещены цензурой. В предсоветскую эпоху к такой теме относилась религия. В эпоху СССР большинство частушек имело острую политическую или сексуальную направленность; многие содержали ненормативную лексику.

 2.3. Образы частушек и такмаков

Сравнивая татарские и русские песни, я заметила в них наличие сходных персонажей. (приложение №4)

Например, у обоих народов присутствуют образы парня и девушки, их родителей, членов семей. И не случайно. Ведь эти песни - главный жанр крестьянской лирической поэзии в последнее столетие.Мир и взаимоотношения людей в них изображаются с точки зрения деревенского человека. Они исходят от крестьянина (преимущественно в образе девушки или парня), к нему же обращены. Персонажи частушек пашут, боронят и сеют хлеб, косят и жнут, убирают сено и молотят, ловят рыбу, строят избы и мосты, рубят лес, ездят по дрова, на мельницу, в гости в другую деревню. Частушки и такмаки не обременяют себя описанием природы, хозяйственной и бытовой обстановки. Однако детали природы (образы птиц и животных)и деревенской жизни, вовлеченные в человеческие судьбы и в связи с этим освещенные особым поэтическим светом, воссоздают яркую картину, на фоне которой поют и плачут, радуются и страдают песенные персонажи.

2.4 Стиль, тип речи, связь между предложениями

 

   Обилиеразговорных и просторечных слов в частушках и такмаках дает право судить, что перед нами тексты-повествования и тексты – описания разговорного стиля. Анализ песен двух народов показал, что  в основном они  одинаково состоят из двух простых предложений и изредка из одного предложения. Связь между предложениями чаще параллельная, что позволяет сказать о стихотворности частушек и такмаков. (приложение№5)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.01 с.)