Гуманитарные науки (от 14 до 17 лет) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманитарные науки (от 14 до 17 лет)



 

 

 

Песни моего края

(сопоставление русских частушек и татарских такмаков)

 

ШакирзяноваАйзиля,14 лет, ученица 8класса

 

 

Руководитель работы: Шакирова АлияХанафиевна,

преподаватель русскогоязыка и литературы

МБОУ «Балтасинская СОШ»

Балтасинского муниципального района

 Республики Татарстан

Год

Введение

Глава 1. Частушка и такмак как жанры народного фольклора … 3

Глава 2. Сопоставление частушеки итакмаковмоего края…... 4

2.1. Разновидности частушек и такмаков…………………………... 4

2.2. Тематика частушек и такмаков…………………………………. 6

2.3. Образы частушек и такмаков…………………………………… 7

2.4. Стиль текстов, тип речи, связь между предложениями………..7

2.5. Морфологический анализ текстов……………………………….8

2.6 Выразительные средства частушек и такмаков…………………8

2.7. Словообразовательный анализ частушек и такмаков…………8

2.8. Символизм цвета в частушке и в такмаке……………………….9

2.9. Создание сборника частушек и такмаков

«Песни моего края»…………………………………………………..9

Глава 3. Заключение…………………………………………………10

Список использованной литературы …………………………………11

 Приложения …………………………………………………………12

 

 

Введение

Русская частушка – уникальный жанр русского народного словесно-музыкального творчества. Раньше ее от души пели и на отдыхе после ударной работы, и на гуляньях, и на улицах. Никакой деревенский праздник не обходился без нее! Но, к сожалению, всё реже и реже можно услышать частушки в России.Сегодня же их исполняют либо на концертах, либо на конкурсах, либо в узком семейном кругу.

Мне интересно знать, а будут ли звучать они завтра или нет?Являются ли такмаки в татарском фольклоре аналогом русской частушки? Какие частушки и такмакипоют в нашей местности?

Объектом моего исследования являются частушки и такмаки жителей Балтасинского района, которые до сих пор мало изучены как в русском, так и в татарском фольклоре. В этом и заключаются актуальность и новизна темы данной работы.

Работа выполнена на основе русских и татарских фольклорныхматериалов. Я поставила перед собой цель: выявить черты сходства и различия частушек и такмаковнародов моего края.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие конкретные задачи:

1. организовать анкетирование жителей Балтасинскогорайона Республики Татарстан для сбора материала и ознакомления с частушками русского и такмаков татарского народов;

2.прочитать частушки и такмаки в литературных источниках;

3.проанализировать и сгруппировать тексты частушек и такмаков;

4.провести лингвистический анализ текстов частушек и такмаков;

5. провести сопоставительный анализ русских частушек и такмаковс целью выявить их национальные особенности;

6.создать сборник частушек и такмаков «Песни моего края»

Гипотеза: частушкии такмакирусского и татарского народов во многом схожи.Такмаки в татарском фольклоре являются аналогом русской частушки. Частушка и такмаки—зеркало народной души.

Методы: 1. Самостоятельная работа

2. Проблемный

3. Исследовательский

4.Сравнение и анализ

Конечный результат: сборник частушек и такмаков«Песни моего края»

Практическая значимость: расширение не только собственных знаний по фольклору народов Татарстана, но и знаний сверстников; пробуждение интереса к традициям и устному народному творчеству коренных народов нашего края.

 

 

Глава 1. Частушки и такмакикак жанры народного фольклора

Прежде чем начать свое исследование, я обратилась к различным словарям и выяснила значение слов «частушка» и «такмак» [2]:

Часту́шка -народная песенка четверостишие или двустишие лирического, злободневного, задорно шутливого содержания. Петь, играть частушки. | прил. частушечный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь Ожегова

Часту́шка (припевка, коротушка) — жанр русского фольклора, сложившийся к 1870-х годах. Одни ученые считают, что частушка (припевка, пригудка, коротушка) родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты - скоморохи - еще в XVII-XVIII вв. Другие убеждены, что частушка возникла в середине XIX века в мужской среде и наибольшее развитие получила после становления советской власти. Предшественниками ее были игровые и плясовые песни, которые в народе называли «частыми».В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие, но по-своему, несерьезно, с озорством.

Такмак -жанр татарского и башкирского музыкально- поэтического фольклора.

 ТАКМАК - разновидность татарской народной песни. Поэтические четверостишия, отличающиеся широтой тематики, исполняемые различные танцевальные мелодии. По своей форме и манере исполнения такмаки близки русской частушке.

Образцы такмака впервые записаны в конце XIX века С. Г. Рыбаковым и описаны в книге «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта». Первые запись на фонограф осуществлены в 1929—1931 годы И. В. Салтыковым. Первые публикации — в книге «Башкортхалкжырлары» («Башкирские народные песни»).Такмак использовали во время обрядов исцеления, как песенные вставки, в эпосах («Караюрга») и сказках о животных («Дүртдуҫ» — «Четыре друга»), во время плясок.

Из дополнительной литературы[1] я узнала, что частушки и такмаки создаются преимущественно сельской молодёжью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Исполняются в сопровождении ударных инструментов, народных музыкальных инструментов (дунгур, дөмбөрҙәк — думбурзяк, шаҡылдаҡ — колотушка), предметов быта (ложка, скалка).Эти поэтические тексты обращены к определенному лицу или слушателю и схожи краткостью и простотой композиции,прямотой высказывания, остроумием злободневностью и разнообразием тематики. [3]

 

Глава 2. Сопоставление частушек и итакмаков моего края

В начале своей работы я решила провести анкетирование (приложение№ 1) среди своих сверстников и взрослых. Мне хотелось узнать, знакомы ли они с русскими частушками и татарскими такмаками. Результаты оказались неутешительными. По данным анкетирования, из 30 опрошенных (27 – татар и 3- русских)в возрасте: 20чел. - по 12 лет

                                           3чел. - по 13 лет

                                           2 чел. – по 11 лет

                                           1 чел – 26 лет

                                           1чел. - 44 лет

                                           1 чел– 67 лет

                                            1 чел.-39 лет

                                           1чел.- 58 лет

Знают и частушки и такмаки – 7 чел.(21%)

Знают частушки – 11чел.(зз%)

Знают такмаки – 5 чел.(15%)

Не знают частушки, такмаки -7 чел.(21%)

12 из 30 опрошенных (36%) могут пропеть частушки и такмаки.

24 из 30 опрошенных (72%) слышали частушки и такмаки по телевизору, по радио, на праздниках и концертах, некоторые пели с друзьями.

7 2 из 30 опрошенных (6%) приходилось сочинять частушки и такмаки.

Этот опрос показывает, что современные дети- татары мало знакомы с традициями и культурой своего народа.А ведь фольклор в воспитании детей играет немаловажную роль, он обогащает духовный мир ребёнка, развивает патриотизм, уважение к прошлому своего народа, к его традициям, помогает усвоению морально-нравственных норм поведения в обществе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.255.116 (0.007 с.)