Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гуманитарные науки (от 14 до 17 лет)
Песни моего края (сопоставление русских частушек и татарских такмаков)
ШакирзяноваАйзиля,14 лет, ученица 8класса
Руководитель работы: Шакирова АлияХанафиевна, преподаватель русскогоязыка и литературы МБОУ «Балтасинская СОШ» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан Год Введение Глава 1. Частушка и такмак как жанры народного фольклора … 3 Глава 2. Сопоставление частушеки итакмаковмоего края…... 4 2.1. Разновидности частушек и такмаков…………………………... 4 2.2. Тематика частушек и такмаков…………………………………. 6 2.3. Образы частушек и такмаков…………………………………… 7 2.4. Стиль текстов, тип речи, связь между предложениями………..7 2.5. Морфологический анализ текстов……………………………….8 2.6 Выразительные средства частушек и такмаков…………………8 2.7. Словообразовательный анализ частушек и такмаков…………8 2.8. Символизм цвета в частушке и в такмаке……………………….9 2.9. Создание сборника частушек и такмаков «Песни моего края»…………………………………………………..9 Глава 3. Заключение…………………………………………………10 Список использованной литературы …………………………………11 Приложения …………………………………………………………12
Введение Русская частушка – уникальный жанр русского народного словесно-музыкального творчества. Раньше ее от души пели и на отдыхе после ударной работы, и на гуляньях, и на улицах. Никакой деревенский праздник не обходился без нее! Но, к сожалению, всё реже и реже можно услышать частушки в России.Сегодня же их исполняют либо на концертах, либо на конкурсах, либо в узком семейном кругу. Мне интересно знать, а будут ли звучать они завтра или нет?Являются ли такмаки в татарском фольклоре аналогом русской частушки? Какие частушки и такмакипоют в нашей местности? Объектом моего исследования являются частушки и такмаки жителей Балтасинского района, которые до сих пор мало изучены как в русском, так и в татарском фольклоре. В этом и заключаются актуальность и новизна темы данной работы. Работа выполнена на основе русских и татарских фольклорныхматериалов. Я поставила перед собой цель: выявить черты сходства и различия частушек и такмаковнародов моего края. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие конкретные задачи:
1. организовать анкетирование жителей Балтасинскогорайона Республики Татарстан для сбора материала и ознакомления с частушками русского и такмаков татарского народов; 2.прочитать частушки и такмаки в литературных источниках; 3.проанализировать и сгруппировать тексты частушек и такмаков; 4.провести лингвистический анализ текстов частушек и такмаков; 5. провести сопоставительный анализ русских частушек и такмаковс целью выявить их национальные особенности; 6.создать сборник частушек и такмаков «Песни моего края» Гипотеза: частушкии такмакирусского и татарского народов во многом схожи.Такмаки в татарском фольклоре являются аналогом русской частушки. Частушка и такмаки—зеркало народной души. Методы: 1. Самостоятельная работа 2. Проблемный 3. Исследовательский 4.Сравнение и анализ Конечный результат: сборник частушек и такмаков«Песни моего края» Практическая значимость: расширение не только собственных знаний по фольклору народов Татарстана, но и знаний сверстников; пробуждение интереса к традициям и устному народному творчеству коренных народов нашего края.
Глава 1. Частушки и такмакикак жанры народного фольклора Прежде чем начать свое исследование, я обратилась к различным словарям и выяснила значение слов «частушка» и «такмак» [2]: Часту́шка -народная песенка четверостишие или двустишие лирического, злободневного, задорно шутливого содержания. Петь, играть частушки. | прил. частушечный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь Ожегова Часту́шка (припевка, коротушка) — жанр русского фольклора, сложившийся к 1870-х годах. Одни ученые считают, что частушка (припевка, пригудка, коротушка) родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты - скоморохи - еще в XVII-XVIII вв. Другие убеждены, что частушка возникла в середине XIX века в мужской среде и наибольшее развитие получила после становления советской власти. Предшественниками ее были игровые и плясовые песни, которые в народе называли «частыми».В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие, но по-своему, несерьезно, с озорством.
Такмак -жанр татарского и башкирского музыкально- поэтического фольклора. ТАКМАК - разновидность татарской народной песни. Поэтические четверостишия, отличающиеся широтой тематики, исполняемые различные танцевальные мелодии. По своей форме и манере исполнения такмаки близки русской частушке. Образцы такмака впервые записаны в конце XIX века С. Г. Рыбаковым и описаны в книге «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта». Первые запись на фонограф осуществлены в 1929—1931 годы И. В. Салтыковым. Первые публикации — в книге «Башкортхалкжырлары» («Башкирские народные песни»).Такмак использовали во время обрядов исцеления, как песенные вставки, в эпосах («Караюрга») и сказках о животных («Дүртдуҫ» — «Четыре друга»), во время плясок. Из дополнительной литературы[1] я узнала, что частушки и такмаки создаются преимущественно сельской молодёжью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Исполняются в сопровождении ударных инструментов, народных музыкальных инструментов (дунгур, дөмбөрҙәк — думбурзяк, шаҡылдаҡ — колотушка), предметов быта (ложка, скалка).Эти поэтические тексты обращены к определенному лицу или слушателю и схожи краткостью и простотой композиции,прямотой высказывания, остроумием злободневностью и разнообразием тематики. [3]
Глава 2. Сопоставление частушек и итакмаков моего края В начале своей работы я решила провести анкетирование (приложение№ 1) среди своих сверстников и взрослых. Мне хотелось узнать, знакомы ли они с русскими частушками и татарскими такмаками. Результаты оказались неутешительными. По данным анкетирования, из 30 опрошенных (27 – татар и 3- русских)в возрасте: 20чел. - по 12 лет 3чел. - по 13 лет 2 чел. – по 11 лет 1 чел – 26 лет 1чел. - 44 лет 1 чел– 67 лет 1 чел.-39 лет 1чел.- 58 лет Знают и частушки и такмаки – 7 чел.(21%) Знают частушки – 11чел.(зз%) Знают такмаки – 5 чел.(15%) Не знают частушки, такмаки -7 чел.(21%) 12 из 30 опрошенных (36%) могут пропеть частушки и такмаки. 24 из 30 опрошенных (72%) слышали частушки и такмаки по телевизору, по радио, на праздниках и концертах, некоторые пели с друзьями. 7 2 из 30 опрошенных (6%) приходилось сочинять частушки и такмаки. Этот опрос показывает, что современные дети- татары мало знакомы с традициями и культурой своего народа.А ведь фольклор в воспитании детей играет немаловажную роль, он обогащает духовный мир ребёнка, развивает патриотизм, уважение к прошлому своего народа, к его традициям, помогает усвоению морально-нравственных норм поведения в обществе.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.255.116 (0.007 с.) |