Не дополнение, а субстанция школьной жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Не дополнение, а субстанция школьной жизни



 

Законотворчество, соуправление, открытость школы к инициативам каждого из учеников и учителей - все эти грани правового пространства трудно представить себе достаточно развитыми, если они не дополняются другими сторонами жизни школы.
Речь идёт и об организации пространства социальной практики, и о наличии разновозрастных учебных и проектных групп, клубов, кружков, школьных научных и коммерческих обществ. Важны и группы, создаваемые для решения какой-либо одной конкретной задачи (организация школьного праздника, исследование возникшей проблемы, проведение конкретной акции). Важно и признание равноправия таких групп как элементов школьного сообщества, обладающих теми же институционными правами (и разумеется, обязанностями), как, например, классы.
И конечно, речь идёт об опыте выбора: учебных предметов, мастерских, проектов, темпа изучения, способов оценивания и т.д. - и опыте умения обосновать и доказать свой выбор.
Поэтому мы говорим, что демократия только после уроков недорого стоит.

 

* * *

 

Мы видим существенную связь между формированием опыта правового поведения и представлением о школе как совокупности взаимопроникающих образовательных пространств (а не линейных программ обучения).
Организация образования по пространственному принципу даёт возможность педагогам (или же различным органам школьного коллектива) инициировать встречи конкретного ученика с этим пространством, создавать ситуации проживания в нём, поиска своего способа поведения и отношения к происходящему.
Правовое пространство может «включаться» везде, где учителя и ученики участвуют в разрешении проблем и конфликтов, когда перед ними стоит задача совместно установить какие-то правила.
Поэтому если другие образовательные пространства относительно автономны друг от друга, то правовое накладывается на каждое из них (хотя и обладает своими собственными границами). Ведь представление о пространственной организации школы связано с тем, что ни в одном из пространств жёсткие правила не устанавливаются извне раз и навсегда, его нормы и правила создают действующие в нём ученики и учителя.
С другой стороны, следует учитывать, что далеко не все элементы учебного процесса могут быть демократически организованы. К примеру, странно бы выглядело голосование в классе по поводу правописания частиц «не» и «ни» или действенности закона Ома для участка цепи. Невозможно большинством голосов решать, какой метод учителю необходимо использовать при объяснении новой темы. То есть не всегда возможно использовать демократические процедуры там, где речь идёт о профессиональной деятельности.
Но они вполне актуальны в тех вопросах, где учебный процесс касается интересов, потребностей, ценностей учеников и учителей.

 

* * *

 

Приведу пример возможного формирования опыта свободного, правового поведения в трудовом пространстве.
При его создании (в отличие от системы привычных уроков технологии) возможно развёртывание различных мастерских как физического (столярная, слесарная, радиоэлектротехники и электроники, кулинарии и рукоделия), так и умственного труда (информатики, библиотечного дела, воспитателей детского сада, журналистики и т.п.), а также открытие художественно-творческих студий (керамики, росписи по ткани, оформительские и другие). Каждый ученик свободно выбирает на определённый период одну из мастерских, работает в ней в специально отведенный учебным планом день, переходит в другую мастерскую в своеобразный «Юрьев день» или остаётся в прежней при наличии свободных мест. Не имеет значения последовательность смены мастерских, выполнение обязательной программы обучения, степень сложности выполняемой работы. Важно, что всё обучение проходит только в процессе производства изделия или реальной деятельности с детьми в детском саду или библиотеке.
Пространственная организация трудового обучения позволяет ребёнку быть свободным в выборе как объектов деятельности, так и сроков пребывания в мастерской и объёма освоенных умений. Однако пространство труда небезгранично. Оно в определённом смысле очерчено правилами: выбрал дело - доведи его до конца; ты не просто учишься, а делаешь реальную работу; соблюдай правила безопасности и т.д.

 

* * *

 

Вообще при пространственном подходе к обучению одна из главных задач педагога (наряду с насыщением образовательного пространства соответствующим содержанием и видами деятельности) - сделать для ребёнка понятными специфику данного пространства и его границы. А в этих границах ученик может свободно пробовать себя.
Учитель к установлению оптимальных границ может подойти двояко.
Первый подход состоит в том, чтобы, постепенно расширяя границы свободы, отслеживать, насколько комфортны правила данного пространства для каждого ребёнка (получается ли у каждого самостоятельно действовать, опробовать себя, изучать среду, осваивать средства коммуникации и т.д.)
Второй путь - определять нормы, правила, границы данного пространства вместе с детьми в процессе совместного творчества.
Возможно, что выбор педагогом одного из путей сильно зависит от возраста ребят.
Но оба подхода могут способствовать развитию процесса самоопределения как процесса «определивания», т.е. самостоятельного установления своих пределов.
Созвучна этому и тема оценивания и самооценивания учеников, тесно связывающая проблематику учебного и правового пространства школы. Мы стремимся к тому, чтобы ученики не только выбирали предметы, но и участвовали в выработке критериев успешности обучения. По этим критериям в одних случаях ученик может оценить себя сам, в других оценивает учитель. И та и другая оценки порой могут обсуждаться в классе. (А Совет класса обладает правом оспорить оценку учителя). При этом нет поурочной системы оценок, никто не ловит ученика на том, что он сегодня не готов. Оценивается тема в целом.
Это всё очень важно - уметь оценивать себя и другого, относиться к оценке как к факту, отражающему реальные знания и умения.
А умение соблюдать принятые нормы при полной свободе действия - это не только критерий формирования правового сознания, но важнейшая черта развития индивидуальности. А для нас это и важнейший показатель эффективности школьного обучения.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.004 с.)