Педагогика праздника и пространство ключевых дел школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогика праздника и пространство ключевых дел школы



 

Уже в начальной школе важная составляющая уклада – вехи праздников, расставленные по всему учебному году. Праздники могут быть разными по масштабности (от классных дней рождения до общешкольного Нового года), по тематике (календарные, связанные с образовательными достижениями, традициями школы…). Одни праздники могут повторяться из года в год, другие – возникать неожиданно. Важно, чтобы формы их проведения были действительно интересны детям, чтобы они могли ожидать от них сюрпризов, но и непременно участвовали в их задумывании и проведении. Тогда время подготовки и проведения праздников будет богатым полем для самовыражения ребёнка, возможностью творчества в заданных общим сюжетом рамках. Здесь дети смогут получить опыт напряжения в работе на общий результат, пережить радость от сделанного сообща.
Помимо праздников в жизни класса могут быть свои особые ритуалы. Чтобы они «прижились», они должны отвечать запросам, возникающим в жизни конкретного классного сообщества, быть интересными по форме. Для одних это почтовый ящик, в который собираются обиды и жалобы, и некое действо вокруг него, для других – особый ритуал поздравления именинника, для кого-то – совместно принятый способ отмечать чью-то победу, достижение на занятии или традиционное изготовление пятничной газеты о жизни класса за неделю.
Кроме обычных завтраков и обедов в школьной столовой, могут устраиваться каждодневные чаепития в классах, с беседами, историями, чтением книг или детских работ, обсуждениями дня. А возможны праздничные чаепития для родителей, приглашения классами друг друга на дегустацию блюд собственного изготовления и т.п.
Когда у одного класса возникает необходимость представить свою работу, поделиться с кем-то извне, возможны совместные действия нескольких классов. Например, один класс приглашает к себе «в гости» другой или желающих из нескольких классов. Такие встречи должны быть хорошо подготовлены, чтобы для обеих сторон в них был образовательный смысл. Например, если детей зовут смотреть «музей», созданный каким-либо классом, то учителям необходимо договориться об интерактивных формах общения со зрителями, организовать последействие (отзывы, обсуждения, рисунки…).

 

* * *

 

Особым пространством является пространство ключевых школьных дел. Ключевые дела – это школьные праздники, избирательные кампании в органы самоуправления, деловые игры, зимние и летние лагеря и т.п. Это проекты, важные для устойчивости уклада школы, связи разных её поколений, создания особой атмосферы школьного сообщества, общего дома.
Отличие ключевых дел от привычных школьных мероприятий прежде всего в том, что в них участвуют все учителя и ученики, а также в их интерактивном характере.
Какие именно ключевые дела планируются на конкретный учебный год, решают органы самоуправления школы с привлечением всех желающих внести свои предложения и последующим широким обсуждением в классах и иных школьных сообществах. При этом есть возможность обсуждать способы осуществления, наличие тех или иных ресурсов, наличие особо заинтересованных и желающих участвовать в проекте в позиции разработчиков, руководителей.
Какая-то часть такого плана может состоять из традиционных дел, повторяющихся из года в год, другая может быть «премьерами» года.
Очень важно, чтобы даже дела, являющиеся традиционными в течение многих лет, обновлялись по форме, а очень часто и по содержанию. И именно отношение к таким делам как к новым самостоятельным проектам позволит избежать скуки и равнодушия привычных мероприятий.

 

* * *

 

При всём разнообразии таких проектов можно выделить несколько организационных этапов, обязательных для них.
Это создание инициативной группы, сбор необходимой для начала проектирования информации, разработка концепции или создание образа предполагаемого события, определение руководителей проекта, разделение большого проекта, если это возможно, на относительно автономные части, определение их организаторов и исполнителей, согласование в общих чертах с органами самоуправления.
Каждый такой проект не только важен своими результатами, но его можно рассматривать как образовательную ситуацию.
Так, например, значительным событием для школы может стать избирательная кампания в органы самоуправления. Учащиеся получают личный опыт гражданского поведения, учатся заявлять и отстаивать свои взгляды, выделять основания своего выбора и т.д.
Каждый участник такого комплексного проекта получит огромный коммуникативный опыт. Придётся контактировать с учениками и учителями всей школы, с работниками разных школьных пространств. Иногда проект может требовать и более широкого выхода в социальную сферу, например, обращения в управу района, торговую базу и т.д. Очень важно, что это опыт общения с людьми разного возраста, разной степени заинтересованности в проекте.
Каждый проект ключевого дела в процессе его разработки и реализации даст детям широкое поле выбора деятельности и роли (от исполнителя фрагмента до автора и организатора всего проекта), помогая познать себя, свои возможности и склонности.
Участники проекта получат опыт реальной ответственности за дело, нужное и значимое для многих других людей.
Дети, неуверенные в себе, недостаточно успешные могут найти в таком проекте свою нишу и получить ощущение разделённого успеха, на который в одиночку никак не могли бы рассчитывать.
Осуществление такого большого проекта требует гибкости, быстрой реакции на изменившиеся условия. Это ценнейший опыт вариативного планирования, быстрого, но взвешенного принятия решений. И умение удерживать свою цель в течение длительного времени. В задачи взрослого, ведущего такой проект, входит создание условий для общения между участниками проекта, введение всех в курс изменяющейся ситуации, обсуждение возникающих трудностей или новых идей, помощь в ориентации во времени (ведение общего календаря, назначение вместе с детьми каких-то промежуточных сроков готовности)…
Проектирование таких дел, особенно праздников, сродни художественному проектированию, когда необходимо найти образ, адекватный концепции. Причём этот образ реализуется в пространстве, во времени, очень широким набором средств и способов, большим количеством людей… Вряд ли такой опыт возможно в условиях школы получить где-то в урочном пространстве.

 

* * *

 

На нашей «Лицейской неделе» ребята погружаются в ХIХ век: лицейские балы, лицейские уроки, лицейские экзамены.
Этой традиции 25 лет1. Её можно назвать методом игрового проживания истории, когда ученик может сказать не «я знаю про Лицей», а «я там был». Подбираются по желанию около тридцати семиклассников, их одевают в костюмы лицеистов, и несколько суток они проводят вместе – и днём и ночью, как это было в Лицее.
Создаётся и атмосфера Петербурга того времени: есть трактиры, литературные кафе, музыкальные салоны, даже игорные дома. Ребята ставят большие спектакли.
А тема каждый год меняется: судьбы лицеистов, лицейская дружба, культ знаний и т.д.
Да, можно сказать, что таким способом мы изучаем историю начала ХIХ века. Это тоже. Но не только.
Литературоведческие, исторические исследования лицейского периода Пушкина есть, а педагогических нет. Но все равно благодаря вниманию к детству Пушкина в культуре возник этот возвышенный миф: о лицейской свободе, лицейской дружбе, о внимании к каждому лицеисту. Для Матюшкина, например, специально выписывали географические журналы, потому что он увлекался географией. Может быть, в силу такого внимания все выпускники Лицея стали в России известными людьми, несмотря на очень разный уровень и направленность дарований.
А ещё такой разноликий праздник, как «Лицейская неделя» – это возможность для ребёнка включиться во что-то большое целиком, дать выход своему желанию танцевать, играть, всячески участвовать в происходящем, а не просто быть пассивным зрителем. Общешкольная игра развёртывается во многом спонтанно, она растворяется в эпизодах эпохи, созданных самими детьми – во всех этих «трактирах», «игорных домах», «светских салонах», балах, «благородных дуэлях», уроках фехтования и верховой езды.
Так происходит встреча с отечественной культурой, в которой можно разместиться самому и прожить её. Педагогический смысл нашей работы – сделать так, чтобы подобных встреч случалось как можно больше. Эта возможность тем реальнее, чем богаче школьная среда, чем больше в ней всякого разного. А потом на уроках литературы ребята открывают «Войну и мир» – и вдруг: «Это же то самое время, мы же так много про него знаем!»
Так происходит узнавание. И обязательно – раньше ли, позже – случается так, что и песни начинают звучать, и стихи, и – «...пробуждается поэзия во мне». Это не значит, что все стали знатоками Пушкина. Но у них есть теперь очень ценный опыт, принесённый из детства, нечто – как говорил Булат Окуджава про своё «арбатство» – «растворенное в крови»...

 


Правовое пространство

 

Эффективность гражданского образования в школе во многом зависит от того, насколько атмосфера школьной жизни, образовательный процесс, взаимоотношения учителей и учеников, учеников между собой, разрешение всевозможных проблем и конфликтов, нормы и правила школьной жизни будут демократичными по существу.
Совместно составленные нормы и правила, их постоянное обсуждение, изменение и дополнение, использование при анализе возникающих коллизий, формируют опыт правового поведения. Здесь и учитель, и ученик постоянно находятся перед выбором – суметь договориться, понять, проявить терпимость или терпение или прибегнуть к помощи закона.
Правовое пространство школы представлено как действующая модель демократического общества. Его основания таковы:

§ – все, кто учит и учится в школе, наделяются статусом гражданина школы с равными гражданскими правами (это правило дополняется присвоением прав гражданства выпускникам школы и родителям по их просьбе);

§ – дети и взрослые совместно участвуют в создании норм и правил общей жизни (они оформились, в частности, в совместно разработанной Конституции, 12 законах и 8 положениях по разным аспектам школьной жизни); каждый гражданин школы привлекается к созданию или пересмотру норм общей жизни в той или иной степени;

§ – созданы возможности для открытого обсуждения ценностей и взаимоотношений в школьном коллективе с учётом реальных ситуаций или создания специальных ситуаций, побуждающих осмыслять эти ценности;

§ – существует выбираемый всеми орган – Суд чести, разрешающий конфликты и рассматривающий случаи нарушения законов;

§ – по инициативе ребят возникают органы самоуправления в классных и других малых коллективах, их наделяют правами принимать решения на основе законов; действует школьная юридическая консультация из учеников старших классов, оказывающая правовую помощь нуждающимся в ней.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.009 с.)