Этап «Маленькие тайны зелёного друга» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этап «Маленькие тайны зелёного друга»



Вопросы и задания:

1. Благодаря мощной корневой системе гектар эвка­липтового леса за год высасывает из почвы и испаряет 12 миллионов литров воды - 12 тысяч тонн. Как можно это использовать это свойство эвкалипта? (Использует­ ся для осушения болотистой местности. Так была осу­шена Колхидская низменность в Закавказье.)

2. Ель очень чувствительна даже к беглым низовым по­жарам, когда горят на земле мох, хвоя и трава. Почему? (Корневая система ели расположена близко к поверхнос­ти почвы, поэтому даже беглый пожар повредит ее.)

3. Обыкновенный наш комнатный фикус у себя на ро­дине, в Индии, порой творит чудеса. Он часто превраща­ется здесь в дерево-лес. От его ветвей растут вниз воз­душные корни. Достигнув земли, они внедряются в нее, а затем превращаются в стволы с ветвями, от которых вновь растут воздушные корни и тоже укрепляются в земле. Так продолжается долго, и одно дерево таким образом, обретя сотни и даже тысячи стволов, превращается в лес. Как называется такой лес? (Баньян.)

4. Баобабы, растущие в зоне тропиков, в середине лета, в самую жару, сбрасывают листья. Почему? (В жару сильно повышается испарение влаги листьями. Чтобы избежать обезвоживания, баобаб сбрасывает листья - испарение воды резко сокращается.)

5. Обычно срубленное дерево, падая, калечит расту­щий под ним молодняк. С вертолета спускают трос, об­хватывают им дерево и не позволяют ему упасть после срезки. Такой способ заготовки древесины дорог. Назо­вите другое решение. (Можно рубить деревья зимой, ког­да есть сугробы: стволы деревьев, падая на глубокий снег, почти не повреждают молодняк.)

6. Почему христианские миссионеры на Филиппинах называли кокосовую пальму «деревом лентяев»? (Паль­ма дает пищу, питье, лекарства, материал для изготовле­ния одежды и строительства жилищ, топливо, и все это достается человеку при небольших затратах труда. А это противоречит божественному установлению о том, что хлеб надо добывать в поте лица своего. Миссионеры заставляли аборигенов вырубать это дерево.)

7. Каждый плод кофейного дерева состоит из двух ко­фейных зерен и оболочки. Какое применение нашли для этих оболочек в Эфиопии? (Смешивая эти оболочки с эвкалиптовой стружкой и прессуя смесь, получают плас­тины, используемые для производства мебели. «Кофей­ная» мебель красива, прочна, своеобразна и имеет лег­кий аромат кофе.)

8. Замечено, что волки, пообедав, иногда валяются на остатках своей добычи. Причем эта  особенность поведе­ния сохраняется и у волков, выросших в неволе. Как мож­но объяснить такое поведение животных? (Это способ маскировки собственного запаха, что важно на охоте.)

9. Ежата появляются на свет ранней весной, когда в лесу еще очень холодно. У них нет меха - только колюч­ки. Малышам холодно и в норе, особенно когда мамаша уходит за кормом. Уходя, ежиха заворачивает детишек в сухие листья - для сохранения тепла. Дайте общее на­звание такому поведению. (Забота о потомстве.).

10.Это животное черно-оранжевое, хвостатое, похо­же на ящерицу, но не пресмыкающееся. Весной живет в воде, но не лягушка. К зиме уходит из пруда в лес и спит, зарывшись в сырой мох. О ком идет речь? (О са­ламандре.)

11.Однажды в горах Восточной Словакии всем на удивление уродилась малина. Закупочные организации рассчитывали на десятки сверхплановых тонн лесного лакомства. Однако малины было собрано даже меньше обычного. А в чем была причина? (Виновными оказались
медведи, которые отпугивали сборщиков. Они появля­лись в малинниках целыми группами, а отстреливать их было запрещено, поскольку в большинстве случаев ма­линой лакомились медведицы с медвежатами.)

12.В ветвистых побегах этого растения римский уче­ный Плиний Старший усмотрел сходство с лошадиным хвостом и придумал ему название. Какое? (Хвост лоша­диный, или хвощ лесной.)

13.Этот гриб обладает резким запахом, который пос­ле дождя еще больше усиливается. Гриб даже можно употреблять в пищу вместо чеснока. Как называется этот гриб? (Чесночник, или чесночный гриб.)

14.Животное, которое считается хозяином русского леса, его живой эмблемой. (Бурый медведь.)

15.Какого маленького зверя не едят ни лиса, ни хорь? (Животных из семейства землеройковых, так как они из­ дают отталкивающий мускусный запах.)

16.Эта змея «видит» тепло: даже слепая, без слуха и обоняния, она находит теплый предмет. Назовите ее. (Щитомордник.)

17.Как называется весенний темно-синий бескрылый жук, встречающийся в сосновых лесах? (Майка.)

18.Это животное называют «жемчужиной сибирской тайги». Еще в Киевской Руси шкурки его заменяли день­ги. По стоимости его мех не уступает меху калана и шин­шиллы. Кто это? (Соболь.)

19.До наших дней сохранилась деревянная башня Якутского острога, сооруженная в середине XVII века. Из какого дерева она сделана? (Из лиственницы.)

20.Лист какого растения изображен на национальном флаге Канады? (Клена сахарного.)

21.Какое животное за ловкость и проворство А. Брэм назвал «северной обезьяной»? (Белку.)

22.Какое дерево постоянно «переодевается», стано­вясь то серо-серебристым, то зеленым? (Осина. Это дро­жат ее листочки. Они дрожат даже в безветренную пого­ду, так как черешки у них в верхней части сильно сплющены.)

23.Какие грибы разрушают валежник? (Дождевики.)

24.Как называется плод березы, вяза, ясеня, клена? (Крылатка.)

25.Невысокое травянистое растение широколиствен­ных лесов с листьями, напоминающими крапиву. На вер­хней стороне листа рисунок из белых пятнышек. Цветки желтые, венчик двугубый - напоминает раскрытую пасть какого-то животного. Как называется это растение? (Зе­ленчук.)

26.В названии какого травянистого растения с цвет­ками, собранными в головки, встречающегося на опушках леса, «спрятался» царь зверей? (Клевер - лев.)

27.Из какого растения художник Илья Репин высадил в своем имении «Пенаты» аллею,  сохранившуюся до сих пор? (Из «северного кипариса», или можжевельника.)

28.Какие птицы питаются семенами хвойных деревь­ев и вскармливают полупереваренной пищей птенцов, которых выводят зимой? (Клесты.)

29. Ночью лес наполняется его сильным и нежным благоуханием. Растение опыляют ночные бабочки, и в народе его зовут «ночной фиалкой», «ночной красави­цей». А как его называют  ботаники? (Любка двулистная.) 30. Гордостью лесов умеренного пояса является рас­тение, которое в народе называют «кукушкины сапожки» или «сапожки Богородицы». Как называется это расте­ние по-научному? (Венерин башмачок.)

Лесничий. Испокон веков лес был и остается вер­ным другом и защитником человека. Ведь лес и кормит, и лечит, и одевает, и согревает людей. Лекарственные растения, ягоды, грибы, плоды дарит лес людям, а взамен требует только одного - бережного обращения с ним. Во многих странах приняты законы об охране природы, в том числе и растений, создаются охраняемые природные территории: заповедники, заказники и национальные парки. Составлены специальные списки охраняемых ви­дов животных и растений, так называемые Красные кни­ги. Сберечь и сохранить растительный мир Земли для потомков - важнейшая задача человечества. Любить лес, охранять его - это долг каждого российского человека.

Сегодня мы узнаем, насколько грамотны и воспитаны наши ребята с точки зрения экологии, и помогут нам в этом пятиклассники.

Этап «Береги зелёный океан!»

Пятиклассники читают стихи, а лесничий задает воп­росы.

Й ученик.

Зайку серого найду,

Принесу его домой -

Будет этот зайка мой.

Лесничий. Почему нельзя ловить диких зверей, брать ИХ ДОМОЙ? (Ответы учеников.)

Й ученик.

Завтра утром в лес пойдем

И опята, и маслята,

И груздочки соберем.

Вот наелись мы, ребята...

Лесничий. Какую опасность таят в себе собранные Самостоятельно грибы? (Ответы учеников.)

Й ученик.

Убита белка!

На снегу

Она распластанна лежала...

Лесничий. Почему нельзя убивать животных? (Ответы учеников.)

Й ученик.

Зайдешь в лесную даль и глушь,

Муравьиным спиртом пахнет сушь.

В чаще муравейники не спят -

Шевелятся, зыблются, кишат.

Лесничий. Почему нужно оберегать муравейники? Почему их нельзя разрушать? (Ответы учеников.)

5-й ученик.

Колкую,зеленую

Срубили топором.

Из лесу душистая

К нам приходит в дом.

Лесничий. Почему нельзя рубить деревья? Как мож­но восстановить вырубленные деревья? (Ответы учени­ков.)

Й ученик.

Посадили деревце

У нас во дворе.

Пусть растет зеленое,

Лист резной, лист резной.

Поливаем деревце

Часто-часто мы,

Чтоб оно со временем

Нам дало плоды.

Лесничий. Нужно ли сажать деревья, не дающие нам плодов: тополь, березу, клен, вяз? Почему? (Ответы уче­ников.)

Й ученик.

Принесли из леса шишки, Желудей нашли мешок, От берез взяли сережки... Так зачем нам это впрок?

Лесничий. Для чего могут понадобиться семена дре­весных пород? (Ответы учеников.) Вопросы и задания:

1. Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку? (Лесную подстилку образуют лежащие на по­верхности почвы отмершие хвоя, листья деревьев, ветки.
Подстилка влияет на рост растений, молодых всходов, со­здает благоприятные условия для жизни землероек, ли­чинок насекомых, предохраняет корни растений от заморозков и жары.)

2. Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Ли­шайники растут лишь там, где чистый воздух.)

3. Почему весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, радио, разжигать костры? (Весной и в начале лета лесные обитатели выводят потомство. Шум, запах дыма пугают зверей и птиц, за­ставляют бросать насиженные места и искать более укромные.)

4. Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его? (Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на  земле, не тро­гать руками яйца, не брать птенцов.)

5. Почему нельзя брать выпавших из гнезда птенцов домой? (Птицы учат своих птенцов искать пищу, защи­щаться от врагов. Дома кормить птенца трудно, и, выпу­щенный потом на волю, он будет беспомощным.)

6. Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный костер, окурки, молния.)

7. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота.)

8. Бумагу делают из древесины. Чтобы получить тонну бумажной массы, рубят лес на делянке площадью почти с футбольное поле. Потом остается множество пней, му­сора. Все это необходимо убрать, участок заново удоб­рить, и только потом можно сажать новый лес. Это неэф­фективно. Подумайте, как вырастить новые деревья быс­трей и с меньшими затратами? (За счет корневого давления пни срубленных деревьев продолжают тянуть воду из почвы. В Козульском лесхозе выращивают елки, выса­живая их семена или саженцы прямо на свежие пни. Та­ким образом можно не только получить ощутимый эко­номический эффект при производстве бумаги, но и, к
примеру, обеспечить потребность в новогодних елках, незатрачивая основного лесного фонда.)

9. Как можно бороться с браконьерами? Ведь они мо­гут утащить убитое животное до того, как подоспеет лес­ник, и таким образом скрыть следы преступления. (Лесники национальных парков США ловят охотников на «подсадную утку» - чучела оленей. Чучела-роботы начи­нены электроникой, по радиокоманде они имитируют движения оленей и провоцируют браконьеров на стрельбу.)

10.Чем грозит лесу пребывание в нем большого ко­личества отдыхающих? (Отдыхающие в лесу нередко на­носят вред деревьям: обрубают живые сучья, ранят кору, делают надрезы для добычи сока. Массовый сбор цве­тов приводит к быстрому их исчезновению. Непогашен­ный костер или окурок зачастую становится причиной лесного пожара. Большое количество людей пугает зве­рей и птиц, заставляет покидать их насиженные места.)

11.Как же можно уменьшить вред, который причиняют лесу отдыхающие? (Нельзя допускать, чтобы люди раз­брелись по всему лесу и топтали всю его территорию. Гораздо лучше, когда для отдыха отведены определен­ные участки.)

12. Как правильно ходить по лесу? (Желательно пользоваться уже имеющимися тропинками, а не ходить где попало.)

13.Как правильно собирать лекарственные растения, чтобы не нанести ущерб? (Надо чередовать места сбора растений, то есть собирать в разные годы на разных уча­стках. И делать это умеренно, чтобы запасы растения не оскудели.)

14.Как правильно собирать грибы? (Не разрывать мох, не нарушать грибницу. Гриб нужно срезать ножом или выкрутить, а ямку засыпать землей и прикрыть мхом. Нельзя собирать незнакомые и старые грибы. Нельзя уничтожать ядовитые: ими лечатся животные.)

15.Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки? (Дерево теряет соки, в ранки попа­дают споры трутовиков, древесина разрушается.)

16.На вырубках леса производят посадку новых дере­вьев. Но перед этим необходимо освободить почву от старых корневищ и личинок вредных насекомых. Знаете ли вы, как это сделали в Англии? (В Англии на вырубку выпустили свиней. Они взрыхлили почву и уничтожили
значительную часть насекомых.)

17.Проблема, где достать елку к Новому году, актуаль­на не только в нашей стране. И, к сожалению, некоторые просто срубают ее в лесу недалеко от шоссе. Убытки ве­лики. Что делать? Не сторожить же огромные массивы леса? Знаете ли вы, как решили этот вопрос в Герма­нии? (В Германии деревья у шоссе опрыскивают специ­альным препаратом, запах которого отвратителен. Одна­ко в холодную погоду он не всегда ощутим. А вот в зак­рытом и теплом помещении встречать Новый год при­дется в противогазе.)

18.Что могут сделать школьники, чтобы меньше выру­балось деревьев? (Собирать и сдавать макулатуру, чтобы из нее могли изготовить бумагу, а деревья при этом сохранились бы.)

Лесничий. Многие растения еще с древности чело­век стал считать символами - долголетия, могущества, дружбы, любви, благородства. Изображение некоторых растений можно встретить на государственных флагах, гербах и монетах, где они являются олицетворением на­циональных традиций и государственности. В нацио­нальной символике используются разные по значению растения: одни священные - они запечатлены в народ­ных сказаниях и легендах, другие окружают человека, гар­монично вошли в его жизнь и потому связаны с народ­ными традициями. Иногда всеобщее внимание привле­кают редкие растения - достопримечательность страны, тогда их изображения украшают ее флаг и герб.

Этап «Растения-символы»

Вопросы и задания:

1. Это дерево рано пробуждается весной. Считается, что это происходит потому, что оно обладает особой пло­доносящей силой. Поэтому дерево это стало символом праздника Колосяницы, а после принятия на Руси хрис­тианства - Троицы. Дерево украшали лентами, вокруг водили хороводы, плели из его ветвей венки. Как оно на­зывается? (Береза.)

2. Высокое и могучее дерево это идет в дело цели­ком, без остатка, от корня до вершины, - как ценное сырье. У многих народов мира оно считается волшеб­ным, приносящим счастье и отводящим беду. Западные и восточные славяне хранили в избах от одного ново­годнего праздника до другого ветку этого дерева, чтобы в течение всего года отгонять злые силы от дома и обе­регать мир и благополучие его обитателей. Что это за дерево? (Сосна.)

3.Часто это дерево называли проклятым: по преда­нию, на нем удавился Иуда. Строения из него рушатся, придавливая хозяев, только колом из этого дерева мож­но убить вампира... Но дурная слава им не заслужена. Из древесины этого дерева в старину клали срубы колодцев, делали дранку для покрытия куполов храмов и крыш домов, а в наше время делают спички и фанеру. Листья,
кора и сок его используются в народной медицине. На­ зовите это дерево. (Осина.)

4.Древние славяне верили, что это дерево священное, приписывали ему чудодейственную силу, а изображения бога грома и молнии Перуна вырезали только из древе­сины этого дерева. Знаете ли вы его? (Дуб.)

5.Под сенью раскидистой кроны этого дерева зарож­далась античная культура. Из его ценной ароматической древесины был построен знаменитый храм царя Соломона в Иерусалиме, древесиной его был отделан также храм Дианы в Эфесе. Изображение этого священного
дерева красуется на государственном флаге Ливана. Известно ли вам, что это за дерево? (Кедр.)

6.На монетах и печатях Древнего Египта, а немного позднее Шумера и Ассирии изображения этого расте­ния встречаются с 4 тысячелетия до нашей эры. «Дере­вом жизни» называют жители пустыни это растение: плоды его - их «хлеб». Арабы говорят, что у дерева «го­лова должна быть в огне, а ноги в воде». Назовите это дерево. (Финиковая пальма.)

7.Поспорили как-то древнегреческие боги Посейдон и Афина, кто сделает лучший подарок грекам. Поднял бог моря Посейдон свой трезубец, ударил им по бесплодной скале, и хлынул оттуда источник. А Афина вонзила в зем­лю копье, оно оделось листвой и превратилось в дерево.
Боги присудили победу Афине, признав ее дар более ценным. Что же это за дерево, которое греки считали большим богатством, чем животворную влагу? Ветвь это­ го дерева является символом мира и изображена на флаге Организации Объединенных Наций. (Оливковое дерево.)

8.В скандинавских мифах это растение выступало как «мировое дерево», под которым каждый день боги вершили свой суд. Считалось также, что коза, ощипавшая его листву, вместо молока станет давать мед. Возможно, пос­ледняя легенда связана со сладким весенним соком это­го дерева. Назовите его. (Ясень.)

9.На Руси это дерево почиталось как музыкальное. Из его красивой древесины с волнистым рисунком, облада­ющей высокими резонансными качествами, делали «гус­ли яровчатые». А в наше время из его древесины делают жалейки для ансамблей народных инструментов и ра­кетки для тенниса. Что это за дерево? (Явор, или клен волнистый.)

10. На Кавказе существует легенда о девушке, проводившей жениха в дальнее плавание и каждый вечер ожи­давшей его на берегу. Но жених все не возвращался, и тогда девушка превратилась «в вечно ждущее» дерево. Древние греки также связывали дерево с печалью, тра­уром и считали его «деревом всех скорбящих». Оно было посвящено владыке подземного мира - богу Аиду:
дерево сажали на кладбищах, его ветвями украшали дом умершего. Своей формой оно напоминает устремлен­ный в небо факел - символ бессмертия. Назовите это дерево. (Кипарис.)

Лесничий. Деревья в лесу - живые существа. Наши предки считали, что у каждого дерева есть душа. Оно может по-разному относиться к разным людям: одним дерево помогает, других - отторгает. Этим чудесным даром наши предки умело пользовались. В каждой ме­стности, около каждого поселения существовали свя­щенные рощи или отдельные деревья. К ним люди при­ходили со своими недугами, заботами и почти всегда находили помощь. Во многих странах в день рождения ребенка сажали дерево, которое становилось его по­кровителем, охраняло, передавало часть своих жизнен­ных сил. На Руси, когда на свет появлялся сын, высажи­вали дуб, а если девочка - сосну или березу. Чтобы получить помощь, нужно было установить с деревом контакт, принести ему подарок, поговорить, попросить о помощи, а затем поблагодарить.

Этап «Найди своё дерево»

Вопросы и задания:

1. Название какого очень распространенного дерева состоит из четырех предлогов? (Сосна.)

2. Название какого правильного многогранника, име­ющего шесть граней, превратится в крупное дерево с гладкой светло-серой корой и твердой древесиной, если его прочесть наоборот? (Куб - бук.)

3. Вечнозеленое хвойное дерево семейства таксодиевых, известное под названием «японский кедр». (Крип­томерия.)

4. Крупное красивое дерево из Китая и Японии высо­той до 40 метров, имеющее вееровидные листья и семе­на с сочным покровом. (Гинкго.)

5. Какое дерево семейства кленовых говорит про себя, что оно преступник, занимающийся кражами? (Я - вор.)

6. Хвойное дерево с прямостоячими шишками на по­бегах и одиночными мягкими плоскими хвоинками, обра­зует темнохвойные леса на обширной территории севе­ро-востока европейской части нашей страны и Сибири. (Пихта.)

7. Какое дерево семейства лещиновых с гладким се­рым стволом, присоединив к своему названию только одну согласную букву, становится городом Швейцарии? (Граб - город Грабе.)

8. Светолюбивое хвойное дерево, на укороченных по­бегах которого пучки мягкой хвои, сбрасываемой еже­годно на зиму. Гордость русских лесов. (Лиственница.)

9. В названии какого населенного пункта Волгоградс­кой области можно увидеть название лиственного дере­ва? (Ольховка - ольха.)

10.Широко распространенное в Средиземноморье, на Кавказе и в Крыму хвойное дерево с плоской широ­кой хвоей и семенами, окруженными ярко-красной соч­ной чашей - ариллусом. (Тис.)

11.В переводе с японского название этого растения звучит как «серебряный абрикос». Что это за дерево. (Гинкго.)

12.Один из представителей этого растения из класса голосеменных носит имя выдающегося американского писателя Марка Твена. (Секвойя.)

13.По-латыни это дерево называется picea (от слова «pix» - смола). А как это растение называется по-русски? (Ель.)

14.Древесная порода, поселяющаяся чаще всего там, где вырублен еловый лес. Листья этого дерева похожи на листья яблони и никогда осенью не желтеют. (Ольха.)

15.В названии времени года смените первую букву, и вы получите название дерева семейства маслиновых с перистыми листьями и тяжелой упругой древесиной. (Осень - ясень.)

16.Европейцы это дерево узнали только тогда, когда попали в Южную Америку. Оно спасло их от малярии. Назовите это дерево. (Хинное дерево.)

17.Какой приток Дуная, потеряв последнюю гласную букву, становится южным вечнозеленым хвойным дере­вом? (Река Тиса - тис.)

Лесничий. Каких только экзотических деревьев нет на нашей планете! Среди них: хлебное, железное, мра­морное, коровье и многие другие. Попробуйте по не­скольким приведенным характеристикам определить, о каких деревьях идет речь.

Этап «Есть такое дерево...»

Вопросы и задания:

1. Представитель тропической флоры. Его огромные плоды, длиной 50-60 сантиметров и диаметром 30-40 сантиметров, весят до 30 килограммов. Плоды использу­ются в пищу в вареном и печеном виде, а семена едят жареными. (Хлебное дерево, или артокарпус.)

2. Это тропическое дерево описал еще знаменитый немецкий ученый Александр Гумбольт во время своего путешествия в Южную Америку. Он был немало удивлен похожим на молоко соком этого дерева, густым и клей­ким, с приятным ароматом, который местные жители
употребляли в пищу. (Молочное дерево, или коровье де­рево.)

3. Это дерево осенью одевается в яркий оранжево-красный наряд. Плоды его, собранные в густую кисть, содержат удивительно кислый, по вкусу сходный с уксусом, сок и используются для приготовления напитков. (Уксус­ное дерево.)

4. Памятник, изображающий медведя, лакомящегося плодами этого вечнозеленого дерева, является своеоб­разным символом Мадрида. В Америке дерево называ­ют «шептуном» за постоянный треск и шорох его листвы. Осенью сочно-мучнистые, сладкие на вкус, ярко-красные бородавчатые плоды покрывают все дерево. Свыше 20 видов этого дерева произрастают в Северной Америке
и Средиземноморье, его можно встретить в Крыму и За­ кавказье. (Земляничное дерево.)

5. Плоды этого дерева похожи на крупные, длиной до 60 сантиметров, ливерные колбаски, свешивающиеся с ветвей на длинных ножках. (Колбасное дерево, или ки­гелия.)

6. Плоды этого дерева напоминают дыню и использу­ются в пищу. Из их млечного сока получают фермент папаин, который применяется в пищевой и легкой промыш­ленности - для обработки кож, приготовления напитков. (Дынное дерево, или папайя.)

7. Из коры молодых побегов этого дерева родом из Восточной Азии производят высшие сорта бумаги для денежных знаков, государственных актов, а местное на­ селение изготавливает одежду и веревки. (Бумажное дерево, или бруссонетия.)

8. Семена этого дерева, растущего в Восточной Азии, покрыты слоем тугоплавкого жира, похожего на воск. Из налета на семенах получают так называемое китайское растительное сало, используемое в производстве све­чей и мыловарении. Масло, получаемое из прессован­ных семян, идет на изготовление лаков, красок. (Саль­ное дерево.)

9. Плоды этого дерева содержат до 38 % сапонинов -сложных органических соединений, растворы которых легко пенятся при взбалтывании, а потому плоды эти ис­пользуются вместо мыла. (Мыльное дерево.)

10. Древесина этого дерева, растущего на юге нашей страны, мягкая, легкая, с розоватым ядром, хорошо ре­жется, идет главным образом на изготовление каранда­шей. (Карандашное дерево, или виргинский можже­вельник.)

Лесничий. Уникальными памятниками природы считаются деревья-долгожители. Проносились бури, грозы обрушивали свои смертоносные молнии, шло быстротечное время. Ураганные ветры вырывали де­ревья, а могучие долгожители не склонили своей голо­вы перед натиском слепых сил стихии. «Часовыми века» называл Михаил Юрьевич Лермонтов такие де­ревья. Возникали и рушились государства, менялись общественные формации, а они росли и мужали. По­сланцы прошедших эпох, свидетели славных деяний народа...

Этап «Свидетели истории»

Вопросы и задания:

1. Какой древнеримский ученый считал вековые дубы одним из чудес света, по возрасту равным Вселенной? (Плиний.)

2. «Запорожский дуб» - памятник природы. Какого века? (XIII века.)

3. Какие дубы-ветераны тесно связаны с именами ве­ликих людей? (В Армении у села Акнахбюр растет 1500-летний дуб, который, как гласит легенда, посадил народ­ ный герой Спарапет Вардан Мамиконян. 800-летний дуб в Мухранской долине Грузии помнит военный совет, про­водимый полководцем Георгием Саакадзе.)

4. Почему ученые-археологи считают, что первым «хлебным» растением была не пшеница, а дуб? (Из дубо­вых желудей в IV-III веках до нашей эры пращуры наши получали и муку для хлеба, и крупу для каши.)

5. Где растет 800-летний дуб, под которым, по преда­нию, запорожские казаки писали свое  знаменитое пись­мо турецкому султану? (На Украине, в селе Верхняя Хортица, что на Днепре.)

6. Какой знаменитый платан растет в Туркменистане? (Платан «Семь братьев». Согласно легенде, в его стволы превратились семь братьев, павших в бою. Высота его 45 метров, а обхват - 26 метров. В тени его может укрыться более тысячи человек.)

7. Какими эпитетами издавна люди наделяли деревья: березу, клен, сосну, осину, дуб? (Березу ласково на­зывали «белокорой красавицей», клен - «кудрявым», со­сну - «величавой», осину - «беспокойной», дуб - «могу­чим» и «крепким».)

Лесничий. Лесами покрыты огромные пространства нашей планеты - треть всей земной поверхности! Осво­ено людьми немногим более 60 %. Ежесекундно выруба­ется площадь, равная площади футбольного поля. И не­мудрено! Ведь, например, для производства тонны бума­ги необходимо срубить 170 взрослых деревьев.

Этап «Найди ответ»

Задания -тесты:

1. Сосна занимает верхний ярус, потому что она...

- любит тень;

- влаголюбива;

- любит свет;

- устойчива к засухе.

2. В темном лесу многие растения имеют светлые цветки, потому что они...

- заметны насекомым;

- заметны людям;

- украшают лес;

- растут на плодородной почве.

3. Растения, характерные для темнохвойного леса - это...

- овсяница луговая и ястребинка волосистая;

- ястребинка волосистая и майник двулистный;

- майник двулистный и кислица обыкновенная;

- кислица обыкновенная и ландыш майский.

4. Светолюбивые растения - это...

- сосна обыкновенная и сосна сибирская;

- сосна сибирская и пихта сибирская;

- пихта сибирская и ель обыкновенная;

- лиственница сибирская и сосна обыкновенная.

5. Вечнозеленые растения хвойного леса - это...

- грушанка круглолистная и вероника лекарствен­
ная;

- вероника лекарственная и майник двулистный;

- майник двулистный и брусника;

- брусника и черника.

6. Растения широколиственного леса - это...

- ландыш майский и вороний глаз четырехлистный;

- вороний глаз четырехлистный и медуница лекар­
ственная;

- медуница лекарственная и ветреница дубравная;

- все верно.

7. В древесном ярусе темнохвойного леса преобла­дают...

- ель обыкновенная или сосна обыкновенная;

- сосна обыкновенная или пихта сибирская;

- пихта сибирская и ель обыкновенная;

- ель обыкновенная или лиственница сибирская.

8. В древесном ярусе смешанного леса преобладают...

- ель и береза;

- береза и сосна;

- сосна и осина;

- все верно.

9. Лесной злак - это...

- овсяница желобчатая (типчак);

- ковыль узколистный;

- мятлик дубравный;

- овсяница луговая.

10. Ветровальные деревья (это деревья с поверхнос­тной корневой системой, вследствие чего при ураганном ветре они падают, выворачивая корни из земли) среди голосеменных - это...

- береза;
-дуб;

- ель;

- все верно.

11. Наибольшую площадь среди хвойных лесов на территории России занимают леса с  преобладанием...

- сосны;

- ели;

- лиственницы;

- пихты.

12. Высококачественное пищевое масло добывают из семян...

- сосны обыкновенной;

- сосны сибирской;

- сосны веймутовой;

- сосны Палласа.

Лесничий. Для влажных тропических лесов характе­рен строго постоянный климат. Высокую влажность со­здают ежедневные дожди, в иных местах приносящие до двенадцати метров осадков в год. Это очень много! Ведь здешние растения способны усвоить лишь от 1/12 до 1/6 части обрушивающейся на лес воды. Часть выпавших осадков временно аккумулируется в пазухах листьев, различными эпифитами и мхами. Остальную влагу лис­тья деревьев испаряют в воздух, или она уходит в глубь почвы.

Этап «Бюро погоды»

Вопросы и задания:

1. По какому травянистому лесному растению, имею­щему маленькие белые цветочки в виде звездочек, мож­но легко предсказать дождь? (Звездчатка средняя, или мокрица.)

2. Что предвещает шум леса зимой? (Оттепель.)

3. Перед наступлением чего мыши зимой выходят из-под лесной подстилки на снег? (Мыши выходят на снег за сутки до оттепели.)

4. К какому лету течет много сока из берез? (К дожд­ливому.)

5. К чему дуб начинает отбрасывать листву? (К похо­лоданию.)

6. Какую осень предвещает позднее цветение ряби­ны? (Позднюю осень.)

7. В ожидании чего клевер наклоняется к земле, сбли­жает свои листочки? (Ненастья.)

8. Какую зиму предвещает обилие ягод? (Холодную.)

9. Какая будет весна, если по осени листья березы начнут желтеть с верхушки? (Ранняя.)

10.Осенью листья берез желтеют снизу. Какая весна будет? (Поздняя.)

11.Листья осины лежат на земле кверху «лицом». Какой будет зима? (Холодной.)

12.Какой ожидается зима, если листья осины лежат на земле кверху «изнанкой»? (Теплой.)

Лесничий. Закончилась наша игра. Слово предостав­ляется жюри.

Подведение итогов. Награждение лучшей команды и наиболее активных участников.

Библиотекарь. Нашу игру закончим стихами.

Чтец. Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка развилась

И была на ягодах роса!

(Е. Карганова)

Использованная литератур а:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.191 с.)