Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этап «Маленькие тайны зелёного друга»
Вопросы и задания: 1. Благодаря мощной корневой системе гектар эвкалиптового леса за год высасывает из почвы и испаряет 12 миллионов литров воды - 12 тысяч тонн. Как можно это использовать это свойство эвкалипта? (Использует ся для осушения болотистой местности. Так была осушена Колхидская низменность в Закавказье.) 2. Ель очень чувствительна даже к беглым низовым пожарам, когда горят на земле мох, хвоя и трава. Почему? (Корневая система ели расположена близко к поверхности почвы, поэтому даже беглый пожар повредит ее.) 3. Обыкновенный наш комнатный фикус у себя на родине, в Индии, порой творит чудеса. Он часто превращается здесь в дерево-лес. От его ветвей растут вниз воздушные корни. Достигнув земли, они внедряются в нее, а затем превращаются в стволы с ветвями, от которых вновь растут воздушные корни и тоже укрепляются в земле. Так продолжается долго, и одно дерево таким образом, обретя сотни и даже тысячи стволов, превращается в лес. Как называется такой лес? (Баньян.) 4. Баобабы, растущие в зоне тропиков, в середине лета, в самую жару, сбрасывают листья. Почему? (В жару сильно повышается испарение влаги листьями. Чтобы избежать обезвоживания, баобаб сбрасывает листья - испарение воды резко сокращается.) 5. Обычно срубленное дерево, падая, калечит растущий под ним молодняк. С вертолета спускают трос, обхватывают им дерево и не позволяют ему упасть после срезки. Такой способ заготовки древесины дорог. Назовите другое решение. (Можно рубить деревья зимой, когда есть сугробы: стволы деревьев, падая на глубокий снег, почти не повреждают молодняк.) 6. Почему христианские миссионеры на Филиппинах называли кокосовую пальму «деревом лентяев»? (Пальма дает пищу, питье, лекарства, материал для изготовления одежды и строительства жилищ, топливо, и все это достается человеку при небольших затратах труда. А это противоречит божественному установлению о том, что хлеб надо добывать в поте лица своего. Миссионеры заставляли аборигенов вырубать это дерево.) 7. Каждый плод кофейного дерева состоит из двух кофейных зерен и оболочки. Какое применение нашли для этих оболочек в Эфиопии? (Смешивая эти оболочки с эвкалиптовой стружкой и прессуя смесь, получают пластины, используемые для производства мебели. «Кофейная» мебель красива, прочна, своеобразна и имеет легкий аромат кофе.)
8. Замечено, что волки, пообедав, иногда валяются на остатках своей добычи. Причем эта особенность поведения сохраняется и у волков, выросших в неволе. Как можно объяснить такое поведение животных? (Это способ маскировки собственного запаха, что важно на охоте.) 9. Ежата появляются на свет ранней весной, когда в лесу еще очень холодно. У них нет меха - только колючки. Малышам холодно и в норе, особенно когда мамаша уходит за кормом. Уходя, ежиха заворачивает детишек в сухие листья - для сохранения тепла. Дайте общее название такому поведению. (Забота о потомстве.). 10.Это животное черно-оранжевое, хвостатое, похоже на ящерицу, но не пресмыкающееся. Весной живет в воде, но не лягушка. К зиме уходит из пруда в лес и спит, зарывшись в сырой мох. О ком идет речь? (О саламандре.) 11.Однажды в горах Восточной Словакии всем на удивление уродилась малина. Закупочные организации рассчитывали на десятки сверхплановых тонн лесного лакомства. Однако малины было собрано даже меньше обычного. А в чем была причина? (Виновными оказались 12.В ветвистых побегах этого растения римский ученый Плиний Старший усмотрел сходство с лошадиным хвостом и придумал ему название. Какое? (Хвост лошадиный, или хвощ лесной.) 13.Этот гриб обладает резким запахом, который после дождя еще больше усиливается. Гриб даже можно употреблять в пищу вместо чеснока. Как называется этот гриб? (Чесночник, или чесночный гриб.) 14.Животное, которое считается хозяином русского леса, его живой эмблемой. (Бурый медведь.) 15.Какого маленького зверя не едят ни лиса, ни хорь? (Животных из семейства землеройковых, так как они из дают отталкивающий мускусный запах.) 16.Эта змея «видит» тепло: даже слепая, без слуха и обоняния, она находит теплый предмет. Назовите ее. (Щитомордник.) 17.Как называется весенний темно-синий бескрылый жук, встречающийся в сосновых лесах? (Майка.)
18.Это животное называют «жемчужиной сибирской тайги». Еще в Киевской Руси шкурки его заменяли деньги. По стоимости его мех не уступает меху калана и шиншиллы. Кто это? (Соболь.) 19.До наших дней сохранилась деревянная башня Якутского острога, сооруженная в середине XVII века. Из какого дерева она сделана? (Из лиственницы.) 20.Лист какого растения изображен на национальном флаге Канады? (Клена сахарного.) 21.Какое животное за ловкость и проворство А. Брэм назвал «северной обезьяной»? (Белку.) 22.Какое дерево постоянно «переодевается», становясь то серо-серебристым, то зеленым? (Осина. Это дрожат ее листочки. Они дрожат даже в безветренную погоду, так как черешки у них в верхней части сильно сплющены.) 23.Какие грибы разрушают валежник? (Дождевики.) 24.Как называется плод березы, вяза, ясеня, клена? (Крылатка.) 25.Невысокое травянистое растение широколиственных лесов с листьями, напоминающими крапиву. На верхней стороне листа рисунок из белых пятнышек. Цветки желтые, венчик двугубый - напоминает раскрытую пасть какого-то животного. Как называется это растение? (Зеленчук.) 26.В названии какого травянистого растения с цветками, собранными в головки, встречающегося на опушках леса, «спрятался» царь зверей? (Клевер - лев.) 27.Из какого растения художник Илья Репин высадил в своем имении «Пенаты» аллею, сохранившуюся до сих пор? (Из «северного кипариса», или можжевельника.) 28.Какие птицы питаются семенами хвойных деревьев и вскармливают полупереваренной пищей птенцов, которых выводят зимой? (Клесты.) 29. Ночью лес наполняется его сильным и нежным благоуханием. Растение опыляют ночные бабочки, и в народе его зовут «ночной фиалкой», «ночной красавицей». А как его называют ботаники? (Любка двулистная.) 30. Гордостью лесов умеренного пояса является растение, которое в народе называют «кукушкины сапожки» или «сапожки Богородицы». Как называется это растение по-научному? (Венерин башмачок.) Лесничий. Испокон веков лес был и остается верным другом и защитником человека. Ведь лес и кормит, и лечит, и одевает, и согревает людей. Лекарственные растения, ягоды, грибы, плоды дарит лес людям, а взамен требует только одного - бережного обращения с ним. Во многих странах приняты законы об охране природы, в том числе и растений, создаются охраняемые природные территории: заповедники, заказники и национальные парки. Составлены специальные списки охраняемых видов животных и растений, так называемые Красные книги. Сберечь и сохранить растительный мир Земли для потомков - важнейшая задача человечества. Любить лес, охранять его - это долг каждого российского человека. Сегодня мы узнаем, насколько грамотны и воспитаны наши ребята с точки зрения экологии, и помогут нам в этом пятиклассники. Этап «Береги зелёный океан!» Пятиклассники читают стихи, а лесничий задает вопросы. Й ученик. Зайку серого найду, Принесу его домой - Будет этот зайка мой. Лесничий. Почему нельзя ловить диких зверей, брать ИХ ДОМОЙ? (Ответы учеников.) Й ученик. Завтра утром в лес пойдем И опята, и маслята, И груздочки соберем. Вот наелись мы, ребята... Лесничий. Какую опасность таят в себе собранные Самостоятельно грибы? (Ответы учеников.)
Й ученик. Убита белка! На снегу Она распластанна лежала... Лесничий. Почему нельзя убивать животных? (Ответы учеников.) Й ученик. Зайдешь в лесную даль и глушь, Муравьиным спиртом пахнет сушь. В чаще муравейники не спят - Шевелятся, зыблются, кишат. Лесничий. Почему нужно оберегать муравейники? Почему их нельзя разрушать? (Ответы учеников.) 5-й ученик. Колкую,зеленую Срубили топором. Из лесу душистая К нам приходит в дом. Лесничий. Почему нельзя рубить деревья? Как можно восстановить вырубленные деревья? (Ответы учеников.) Й ученик. Посадили деревце У нас во дворе. Пусть растет зеленое, Лист резной, лист резной. Поливаем деревце Часто-часто мы, Чтоб оно со временем Нам дало плоды. Лесничий. Нужно ли сажать деревья, не дающие нам плодов: тополь, березу, клен, вяз? Почему? (Ответы учеников.) Й ученик. Принесли из леса шишки, Желудей нашли мешок, От берез взяли сережки... Так зачем нам это впрок? Лесничий. Для чего могут понадобиться семена древесных пород? (Ответы учеников.) Вопросы и задания: 1. Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку? (Лесную подстилку образуют лежащие на поверхности почвы отмершие хвоя, листья деревьев, ветки. 2. Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Лишайники растут лишь там, где чистый воздух.) 3. Почему весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, радио, разжигать костры? (Весной и в начале лета лесные обитатели выводят потомство. Шум, запах дыма пугают зверей и птиц, заставляют бросать насиженные места и искать более укромные.) 4. Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его? (Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле, не трогать руками яйца, не брать птенцов.) 5. Почему нельзя брать выпавших из гнезда птенцов домой? (Птицы учат своих птенцов искать пищу, защищаться от врагов. Дома кормить птенца трудно, и, выпущенный потом на волю, он будет беспомощным.) 6. Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный костер, окурки, молния.) 7. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота.) 8. Бумагу делают из древесины. Чтобы получить тонну бумажной массы, рубят лес на делянке площадью почти с футбольное поле. Потом остается множество пней, мусора. Все это необходимо убрать, участок заново удобрить, и только потом можно сажать новый лес. Это неэффективно. Подумайте, как вырастить новые деревья быстрей и с меньшими затратами? (За счет корневого давления пни срубленных деревьев продолжают тянуть воду из почвы. В Козульском лесхозе выращивают елки, высаживая их семена или саженцы прямо на свежие пни. Таким образом можно не только получить ощутимый экономический эффект при производстве бумаги, но и, к
9. Как можно бороться с браконьерами? Ведь они могут утащить убитое животное до того, как подоспеет лесник, и таким образом скрыть следы преступления. (Лесники национальных парков США ловят охотников на «подсадную утку» - чучела оленей. Чучела-роботы начинены электроникой, по радиокоманде они имитируют движения оленей и провоцируют браконьеров на стрельбу.) 10.Чем грозит лесу пребывание в нем большого количества отдыхающих? (Отдыхающие в лесу нередко наносят вред деревьям: обрубают живые сучья, ранят кору, делают надрезы для добычи сока. Массовый сбор цветов приводит к быстрому их исчезновению. Непогашенный костер или окурок зачастую становится причиной лесного пожара. Большое количество людей пугает зверей и птиц, заставляет покидать их насиженные места.) 11.Как же можно уменьшить вред, который причиняют лесу отдыхающие? (Нельзя допускать, чтобы люди разбрелись по всему лесу и топтали всю его территорию. Гораздо лучше, когда для отдыха отведены определенные участки.) 12. Как правильно ходить по лесу? (Желательно пользоваться уже имеющимися тропинками, а не ходить где попало.) 13.Как правильно собирать лекарственные растения, чтобы не нанести ущерб? (Надо чередовать места сбора растений, то есть собирать в разные годы на разных участках. И делать это умеренно, чтобы запасы растения не оскудели.) 14.Как правильно собирать грибы? (Не разрывать мох, не нарушать грибницу. Гриб нужно срезать ножом или выкрутить, а ямку засыпать землей и прикрыть мхом. Нельзя собирать незнакомые и старые грибы. Нельзя уничтожать ядовитые: ими лечатся животные.) 15.Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки? (Дерево теряет соки, в ранки попадают споры трутовиков, древесина разрушается.) 16.На вырубках леса производят посадку новых деревьев. Но перед этим необходимо освободить почву от старых корневищ и личинок вредных насекомых. Знаете ли вы, как это сделали в Англии? (В Англии на вырубку выпустили свиней. Они взрыхлили почву и уничтожили 17.Проблема, где достать елку к Новому году, актуальна не только в нашей стране. И, к сожалению, некоторые просто срубают ее в лесу недалеко от шоссе. Убытки велики. Что делать? Не сторожить же огромные массивы леса? Знаете ли вы, как решили этот вопрос в Германии? (В Германии деревья у шоссе опрыскивают специальным препаратом, запах которого отвратителен. Однако в холодную погоду он не всегда ощутим. А вот в закрытом и теплом помещении встречать Новый год придется в противогазе.)
18.Что могут сделать школьники, чтобы меньше вырубалось деревьев? (Собирать и сдавать макулатуру, чтобы из нее могли изготовить бумагу, а деревья при этом сохранились бы.) Лесничий. Многие растения еще с древности человек стал считать символами - долголетия, могущества, дружбы, любви, благородства. Изображение некоторых растений можно встретить на государственных флагах, гербах и монетах, где они являются олицетворением национальных традиций и государственности. В национальной символике используются разные по значению растения: одни священные - они запечатлены в народных сказаниях и легендах, другие окружают человека, гармонично вошли в его жизнь и потому связаны с народными традициями. Иногда всеобщее внимание привлекают редкие растения - достопримечательность страны, тогда их изображения украшают ее флаг и герб. Этап «Растения-символы» Вопросы и задания: 1. Это дерево рано пробуждается весной. Считается, что это происходит потому, что оно обладает особой плодоносящей силой. Поэтому дерево это стало символом праздника Колосяницы, а после принятия на Руси христианства - Троицы. Дерево украшали лентами, вокруг водили хороводы, плели из его ветвей венки. Как оно называется? (Береза.) 2. Высокое и могучее дерево это идет в дело целиком, без остатка, от корня до вершины, - как ценное сырье. У многих народов мира оно считается волшебным, приносящим счастье и отводящим беду. Западные и восточные славяне хранили в избах от одного новогоднего праздника до другого ветку этого дерева, чтобы в течение всего года отгонять злые силы от дома и оберегать мир и благополучие его обитателей. Что это за дерево? (Сосна.) 3.Часто это дерево называли проклятым: по преданию, на нем удавился Иуда. Строения из него рушатся, придавливая хозяев, только колом из этого дерева можно убить вампира... Но дурная слава им не заслужена. Из древесины этого дерева в старину клали срубы колодцев, делали дранку для покрытия куполов храмов и крыш домов, а в наше время делают спички и фанеру. Листья, 4.Древние славяне верили, что это дерево священное, приписывали ему чудодейственную силу, а изображения бога грома и молнии Перуна вырезали только из древесины этого дерева. Знаете ли вы его? (Дуб.) 5.Под сенью раскидистой кроны этого дерева зарождалась античная культура. Из его ценной ароматической древесины был построен знаменитый храм царя Соломона в Иерусалиме, древесиной его был отделан также храм Дианы в Эфесе. Изображение этого священного 6.На монетах и печатях Древнего Египта, а немного позднее Шумера и Ассирии изображения этого растения встречаются с 4 тысячелетия до нашей эры. «Деревом жизни» называют жители пустыни это растение: плоды его - их «хлеб». Арабы говорят, что у дерева «голова должна быть в огне, а ноги в воде». Назовите это дерево. (Финиковая пальма.) 7.Поспорили как-то древнегреческие боги Посейдон и Афина, кто сделает лучший подарок грекам. Поднял бог моря Посейдон свой трезубец, ударил им по бесплодной скале, и хлынул оттуда источник. А Афина вонзила в землю копье, оно оделось листвой и превратилось в дерево. 8.В скандинавских мифах это растение выступало как «мировое дерево», под которым каждый день боги вершили свой суд. Считалось также, что коза, ощипавшая его листву, вместо молока станет давать мед. Возможно, последняя легенда связана со сладким весенним соком этого дерева. Назовите его. (Ясень.) 9.На Руси это дерево почиталось как музыкальное. Из его красивой древесины с волнистым рисунком, обладающей высокими резонансными качествами, делали «гусли яровчатые». А в наше время из его древесины делают жалейки для ансамблей народных инструментов и ракетки для тенниса. Что это за дерево? (Явор, или клен волнистый.) 10. На Кавказе существует легенда о девушке, проводившей жениха в дальнее плавание и каждый вечер ожидавшей его на берегу. Но жених все не возвращался, и тогда девушка превратилась «в вечно ждущее» дерево. Древние греки также связывали дерево с печалью, трауром и считали его «деревом всех скорбящих». Оно было посвящено владыке подземного мира - богу Аиду: Лесничий. Деревья в лесу - живые существа. Наши предки считали, что у каждого дерева есть душа. Оно может по-разному относиться к разным людям: одним дерево помогает, других - отторгает. Этим чудесным даром наши предки умело пользовались. В каждой местности, около каждого поселения существовали священные рощи или отдельные деревья. К ним люди приходили со своими недугами, заботами и почти всегда находили помощь. Во многих странах в день рождения ребенка сажали дерево, которое становилось его покровителем, охраняло, передавало часть своих жизненных сил. На Руси, когда на свет появлялся сын, высаживали дуб, а если девочка - сосну или березу. Чтобы получить помощь, нужно было установить с деревом контакт, принести ему подарок, поговорить, попросить о помощи, а затем поблагодарить. Этап «Найди своё дерево» Вопросы и задания: 1. Название какого очень распространенного дерева состоит из четырех предлогов? (Сосна.) 2. Название какого правильного многогранника, имеющего шесть граней, превратится в крупное дерево с гладкой светло-серой корой и твердой древесиной, если его прочесть наоборот? (Куб - бук.) 3. Вечнозеленое хвойное дерево семейства таксодиевых, известное под названием «японский кедр». (Криптомерия.) 4. Крупное красивое дерево из Китая и Японии высотой до 40 метров, имеющее вееровидные листья и семена с сочным покровом. (Гинкго.) 5. Какое дерево семейства кленовых говорит про себя, что оно преступник, занимающийся кражами? (Я - вор.) 6. Хвойное дерево с прямостоячими шишками на побегах и одиночными мягкими плоскими хвоинками, образует темнохвойные леса на обширной территории северо-востока европейской части нашей страны и Сибири. (Пихта.) 7. Какое дерево семейства лещиновых с гладким серым стволом, присоединив к своему названию только одну согласную букву, становится городом Швейцарии? (Граб - город Грабе.) 8. Светолюбивое хвойное дерево, на укороченных побегах которого пучки мягкой хвои, сбрасываемой ежегодно на зиму. Гордость русских лесов. (Лиственница.) 9. В названии какого населенного пункта Волгоградской области можно увидеть название лиственного дерева? (Ольховка - ольха.) 10.Широко распространенное в Средиземноморье, на Кавказе и в Крыму хвойное дерево с плоской широкой хвоей и семенами, окруженными ярко-красной сочной чашей - ариллусом. (Тис.) 11.В переводе с японского название этого растения звучит как «серебряный абрикос». Что это за дерево. (Гинкго.) 12.Один из представителей этого растения из класса голосеменных носит имя выдающегося американского писателя Марка Твена. (Секвойя.) 13.По-латыни это дерево называется picea (от слова «pix» - смола). А как это растение называется по-русски? (Ель.) 14.Древесная порода, поселяющаяся чаще всего там, где вырублен еловый лес. Листья этого дерева похожи на листья яблони и никогда осенью не желтеют. (Ольха.) 15.В названии времени года смените первую букву, и вы получите название дерева семейства маслиновых с перистыми листьями и тяжелой упругой древесиной. (Осень - ясень.) 16.Европейцы это дерево узнали только тогда, когда попали в Южную Америку. Оно спасло их от малярии. Назовите это дерево. (Хинное дерево.) 17.Какой приток Дуная, потеряв последнюю гласную букву, становится южным вечнозеленым хвойным деревом? (Река Тиса - тис.) Лесничий. Каких только экзотических деревьев нет на нашей планете! Среди них: хлебное, железное, мраморное, коровье и многие другие. Попробуйте по нескольким приведенным характеристикам определить, о каких деревьях идет речь. Этап «Есть такое дерево...» Вопросы и задания: 1. Представитель тропической флоры. Его огромные плоды, длиной 50-60 сантиметров и диаметром 30-40 сантиметров, весят до 30 килограммов. Плоды используются в пищу в вареном и печеном виде, а семена едят жареными. (Хлебное дерево, или артокарпус.) 2. Это тропическое дерево описал еще знаменитый немецкий ученый Александр Гумбольт во время своего путешествия в Южную Америку. Он был немало удивлен похожим на молоко соком этого дерева, густым и клейким, с приятным ароматом, который местные жители 3. Это дерево осенью одевается в яркий оранжево-красный наряд. Плоды его, собранные в густую кисть, содержат удивительно кислый, по вкусу сходный с уксусом, сок и используются для приготовления напитков. (Уксусное дерево.) 4. Памятник, изображающий медведя, лакомящегося плодами этого вечнозеленого дерева, является своеобразным символом Мадрида. В Америке дерево называют «шептуном» за постоянный треск и шорох его листвы. Осенью сочно-мучнистые, сладкие на вкус, ярко-красные бородавчатые плоды покрывают все дерево. Свыше 20 видов этого дерева произрастают в Северной Америке 5. Плоды этого дерева похожи на крупные, длиной до 60 сантиметров, ливерные колбаски, свешивающиеся с ветвей на длинных ножках. (Колбасное дерево, или кигелия.) 6. Плоды этого дерева напоминают дыню и используются в пищу. Из их млечного сока получают фермент папаин, который применяется в пищевой и легкой промышленности - для обработки кож, приготовления напитков. (Дынное дерево, или папайя.) 7. Из коры молодых побегов этого дерева родом из Восточной Азии производят высшие сорта бумаги для денежных знаков, государственных актов, а местное на селение изготавливает одежду и веревки. (Бумажное дерево, или бруссонетия.) 8. Семена этого дерева, растущего в Восточной Азии, покрыты слоем тугоплавкого жира, похожего на воск. Из налета на семенах получают так называемое китайское растительное сало, используемое в производстве свечей и мыловарении. Масло, получаемое из прессованных семян, идет на изготовление лаков, красок. (Сальное дерево.) 9. Плоды этого дерева содержат до 38 % сапонинов -сложных органических соединений, растворы которых легко пенятся при взбалтывании, а потому плоды эти используются вместо мыла. (Мыльное дерево.) 10. Древесина этого дерева, растущего на юге нашей страны, мягкая, легкая, с розоватым ядром, хорошо режется, идет главным образом на изготовление карандашей. (Карандашное дерево, или виргинский можжевельник.) Лесничий. Уникальными памятниками природы считаются деревья-долгожители. Проносились бури, грозы обрушивали свои смертоносные молнии, шло быстротечное время. Ураганные ветры вырывали деревья, а могучие долгожители не склонили своей головы перед натиском слепых сил стихии. «Часовыми века» называл Михаил Юрьевич Лермонтов такие деревья. Возникали и рушились государства, менялись общественные формации, а они росли и мужали. Посланцы прошедших эпох, свидетели славных деяний народа... Этап «Свидетели истории» Вопросы и задания: 1. Какой древнеримский ученый считал вековые дубы одним из чудес света, по возрасту равным Вселенной? (Плиний.) 2. «Запорожский дуб» - памятник природы. Какого века? (XIII века.) 3. Какие дубы-ветераны тесно связаны с именами великих людей? (В Армении у села Акнахбюр растет 1500-летний дуб, который, как гласит легенда, посадил народ ный герой Спарапет Вардан Мамиконян. 800-летний дуб в Мухранской долине Грузии помнит военный совет, проводимый полководцем Георгием Саакадзе.) 4. Почему ученые-археологи считают, что первым «хлебным» растением была не пшеница, а дуб? (Из дубовых желудей в IV-III веках до нашей эры пращуры наши получали и муку для хлеба, и крупу для каши.) 5. Где растет 800-летний дуб, под которым, по преданию, запорожские казаки писали свое знаменитое письмо турецкому султану? (На Украине, в селе Верхняя Хортица, что на Днепре.) 6. Какой знаменитый платан растет в Туркменистане? (Платан «Семь братьев». Согласно легенде, в его стволы превратились семь братьев, павших в бою. Высота его 45 метров, а обхват - 26 метров. В тени его может укрыться более тысячи человек.) 7. Какими эпитетами издавна люди наделяли деревья: березу, клен, сосну, осину, дуб? (Березу ласково называли «белокорой красавицей», клен - «кудрявым», сосну - «величавой», осину - «беспокойной», дуб - «могучим» и «крепким».) Лесничий. Лесами покрыты огромные пространства нашей планеты - треть всей земной поверхности! Освоено людьми немногим более 60 %. Ежесекундно вырубается площадь, равная площади футбольного поля. И немудрено! Ведь, например, для производства тонны бумаги необходимо срубить 170 взрослых деревьев. Этап «Найди ответ» Задания -тесты: 1. Сосна занимает верхний ярус, потому что она... - любит тень; - влаголюбива; - любит свет; - устойчива к засухе. 2. В темном лесу многие растения имеют светлые цветки, потому что они... - заметны насекомым; - заметны людям; - украшают лес; - растут на плодородной почве. 3. Растения, характерные для темнохвойного леса - это... - овсяница луговая и ястребинка волосистая; - ястребинка волосистая и майник двулистный; - майник двулистный и кислица обыкновенная; - кислица обыкновенная и ландыш майский. 4. Светолюбивые растения - это... - сосна обыкновенная и сосна сибирская; - сосна сибирская и пихта сибирская; - пихта сибирская и ель обыкновенная; - лиственница сибирская и сосна обыкновенная. 5. Вечнозеленые растения хвойного леса - это... - грушанка круглолистная и вероника лекарствен - вероника лекарственная и майник двулистный; - майник двулистный и брусника; - брусника и черника. 6. Растения широколиственного леса - это... - ландыш майский и вороний глаз четырехлистный; - вороний глаз четырехлистный и медуница лекар - медуница лекарственная и ветреница дубравная; - все верно. 7. В древесном ярусе темнохвойного леса преобладают... - ель обыкновенная или сосна обыкновенная; - сосна обыкновенная или пихта сибирская; - пихта сибирская и ель обыкновенная; - ель обыкновенная или лиственница сибирская. 8. В древесном ярусе смешанного леса преобладают... - ель и береза; - береза и сосна; - сосна и осина; - все верно. 9. Лесной злак - это... - овсяница желобчатая (типчак); - ковыль узколистный; - мятлик дубравный; - овсяница луговая. 10. Ветровальные деревья (это деревья с поверхностной корневой системой, вследствие чего при ураганном ветре они падают, выворачивая корни из земли) среди голосеменных - это... - береза; - ель; - все верно. 11. Наибольшую площадь среди хвойных лесов на территории России занимают леса с преобладанием... - сосны; - ели; - лиственницы; - пихты. 12. Высококачественное пищевое масло добывают из семян... - сосны обыкновенной; - сосны сибирской; - сосны веймутовой; - сосны Палласа. Лесничий. Для влажных тропических лесов характерен строго постоянный климат. Высокую влажность создают ежедневные дожди, в иных местах приносящие до двенадцати метров осадков в год. Это очень много! Ведь здешние растения способны усвоить лишь от 1/12 до 1/6 части обрушивающейся на лес воды. Часть выпавших осадков временно аккумулируется в пазухах листьев, различными эпифитами и мхами. Остальную влагу листья деревьев испаряют в воздух, или она уходит в глубь почвы. Этап «Бюро погоды» Вопросы и задания: 1. По какому травянистому лесному растению, имеющему маленькие белые цветочки в виде звездочек, можно легко предсказать дождь? (Звездчатка средняя, или мокрица.) 2. Что предвещает шум леса зимой? (Оттепель.) 3. Перед наступлением чего мыши зимой выходят из-под лесной подстилки на снег? (Мыши выходят на снег за сутки до оттепели.) 4. К какому лету течет много сока из берез? (К дождливому.) 5. К чему дуб начинает отбрасывать листву? (К похолоданию.) 6. Какую осень предвещает позднее цветение рябины? (Позднюю осень.) 7. В ожидании чего клевер наклоняется к земле, сближает свои листочки? (Ненастья.) 8. Какую зиму предвещает обилие ягод? (Холодную.) 9. Какая будет весна, если по осени листья березы начнут желтеть с верхушки? (Ранняя.) 10.Осенью листья берез желтеют снизу. Какая весна будет? (Поздняя.) 11.Листья осины лежат на земле кверху «лицом». Какой будет зима? (Холодной.) 12.Какой ожидается зима, если листья осины лежат на земле кверху «изнанкой»? (Теплой.) Лесничий. Закончилась наша игра. Слово предоставляется жюри. Подведение итогов. Награждение лучшей команды и наиболее активных участников. Библиотекарь. Нашу игру закончим стихами. Чтец. Мы хотим, чтоб птицы пели, Чтоб вокруг леса шумели, Чтобы были голубыми небеса, Чтобы речка серебрилась, Чтобы бабочка развилась И была на ягодах роса! (Е. Карганова) Использованная литератур а:
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.191 с.) |