Ii этап коррекционной программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ii этап коррекционной программы



Занятия на II этапе коррекционной программы прово­дятся также в две серии.

Первая серия направлена на формирование у детей по­ложительной мотивации обращения к взрослому (6 заня­тий).

Эта задача решается в процессе создания различных ком­муникативных ситуаций, требующих от детей обращения за помощью. На первых занятиях положительная мотива­ция обращения к взрослому формируется путем демонстра­ции куклой-коммуникантом формы поведения. Практи­чески во всех занятиях содержание взаимодействия де­тей с куклой одно и то же, но меняются внешние атрибуты конкретной ситуации, а также практические задачи, на основе которых осуществляется взаимодействие куклы и детей.

Так, в занятиях «Бабушкины бусы» и «Помогите Барсику» Заяц обращается к детям с просьбой помочь своему дру­гу, коту Барсику, исправить результаты его шалостей — игры с пуговицами, клубочками и нитками. В первом слу­чае дети классифицируют пуговицы по двум признакам, в третьем — распутывают разноцветные нитки и наматывают их на соответствующие по цвету катушки. Дети работают как индивидуально, так и во взаимодействии друг с другом и со взрослым (родителем, воспитателем).

Таким образом, кукла-коммуникант не только демонст­рирует детям форму активного обращения за помощью, но и включает их в процесс взаимодействия друг с другом и со взрослым по оказанию помощи.

В дальнейшем используемые на занятиях дидактические методы и приемы побуждают воспитанников проявлять боль­шую активность в ходе взаимодействия с куклой: на заня­тиях кукла уже не обращается за помощью непосредствен­но к детям — это обращение становится косвенным.

Так, на занятии «Посылка из леса» Заяц рассказывает детям о том, что получил посылку от Белки, но не может ее открыть. Он сокрушается по этому поводу, но не про­сит детей о помощи. В эту ситуацию включается воспита­тель. Он организует взаимодействие и с помощью наводя­щих вопросов подводит детей к проявлению с их стороны активности.

Как правило, в большинстве случаев дети охотно помога­ют кому-либо из героев спектаклей, однако испытывают су­щественные трудности в обращении друг к другу. Многие дети не только не стремятся обращаться к взрослому или сверст­нику, но и не готовы принять помощь. В связи с этим реко­мендуется вводить элементы оказания помощи друг другу не только в специальные занятия, но и в некоторые режимные моменты в группе (помощь друг другу во время одевания на прогулку, уборки игрушек в групповой комнате и т.п.), а так­же в свободную деятельность детей.

Кроме вышеобозначенных задач, на II этапе ставятся и реализуются задачи по коррекции нарушенных у детей функ­ций, выявленных в процессе психолого-педагогической ди­агностики. Для этого общение с детьми строится на основе специально подобранных заданий по развитию восприятия и мелкой моторики. Отбор указанных заданий и упражне­ний определяется «Программой воспитания и обучения де­тей в детском саду» (под редакцией Васильевой), являю­щейся основой для организации воспитания и обучения детей с ЗРР в специальных группах. Материал для обуче­ния отбирают по принципу постепенного увеличения труд­ности.

Учитывая сложность предлагаемых заданий, а также осо­бенности психического развития детей 2-3 лет, большин­ство занятий данной серии разработано на основе предмет­ной деятельности. Причем предметный материал подбирал­ся таким образом, чтобы работа с ним была доступна детям и способствовала развитию у них мелкой моторики (мелкие орехи, нитки, бисер, спички, разные виды круп — горох, рис и т.п.). Включение в предметную деятельность такого мелкого предметного материала объясняется тем, что он уже использовался воспитателями в настольных играх, представ­ленных в групповой комнате.

В коррекционную программу включены не только под­групповые, но и индивидуальные занятия с детьми.

На занятиях первой серии индивидуальная работа прово­дится со всеми воспитанниками группы, а ее содержание оп­ределяется особенностями развития их психических функ­ций и структурой дефекта.

Индивидуальная работа строится в соответствии с целями и задачами, поставленными на подгрупповых занятиях. Так, если на занятии «Барсик и пуговицы» ребенок не справляется с классификацией предметов по двум признакам (форма и цвет), то на индивидуальном занятии ему предлагается клас­сифицировать предметы по каждому признаку в отдельности, а далее — и по двум признакам.

В случае часто повторяющихся затруднений у отдельных детей на подгрупповых занятиях с ними проводится допол­нительная целенаправленная работа. Например, учитывая трудности некоторых детей в слуховом восприятии, прежде чем участвовать в игре «Угадай по звуку» на подгрупповом занятии, им предлагается еще перед началом занятия изу­чить предметы для этой игры.

Индивидуальный подход к детям с задержкой речевого развития позволяет значительно повысить успешность их действий в некоторых сложных для них практических си­туациях, на основе которых строилось взаимодействие со взрослым, а следовательно, упрощает сами акты общения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.004 с.)