Сценарий классного часа на тему: «культура и 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сценарий классного часа на тему: «культура и



ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАЗДНИКИ ЗАУРАЛЬЯ»

Бергалеева Т.С., преподаватель ГБПОУ «КТК»,

Ржанникова М.Ю. психолог ГБПОУ «КТК»,

Цели: 1. Познакомить студентов с культурой и традиционными праздниками Зауралья на примере Масленицы;

2. Развивать диалогическую речи монологическую речь студентов, творческую активность, память, мышление;

3. Воспитывать интерес к зауральскому фольклору, активную жизненную позицию, милосердие, доброту, понимание необходимости высоких ценностей в жизни человека.

Оборудование: классного часа: разработка классного часа, сообщения студентов, плакаты, презентация, выставка книг.

Кабинет оформлен под чайную Зауралочка»: стол, накрытый скатертью, самовар, баранки, блюда с блинами, варенье. Около стен расположены предметы быта русской избы или плакаты с их изображением.

Ход классного часа.

Преподаватель: Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Мы собрались с вами сегодня не случайно. Мы поговорим о традиционных праздниках Зауралья, а подробнее остановимся на праздновании масленичной недели. Начинается март, а с его приходом мы ждём весну, а какая весна может быть без проводов холодной и долгой зимы, без весёлого праздника. Называется этот праздник Маслениица. Сегодня мы узнаем, как проводились эти праздники в старину.

Студент: К праздникам готовились заранее. Особо готовились к календарным праздникам: Зимним святкам, Масленице, Красной горке, Зелёным святкам (Троице). Здесь можно было показать свою удаль в играх, умение играть на гармошке или балалайке, показать свой выход в пляске, пении частушек, устроить представление, похвастаться нарядами. Для праздников делали специальные выезды на лошадях, чтобы показать свой достаток. Чтили и аграрные праздники: Засевки, Отсевки (Борозда), Начало сенокоса (Петров день), Зажинки (Ильин день), Дождинки.

Студент: В каждой деревне был свой заводила, чудак, плясун, частушечник, мастер рядиться по-смешному, умелец завести игру. Именно такие люди пользовались у селян особым вниманием и любовью, именно они были своеобразными режиссёрами и организаторами народных праздников. Для молодёжи эти праздники имели особое значение: можно было познакомиться с девушкой или парнем из соседнего села; а там, глядишь, и свадьбу сыграть. Студент: Первые русские поселения в Зауралье возникли во второй половине XVII века по рекам Исеть, Миасс, Тобол и их многочисленным притокам. В первой половине XIX века, в период правительственного освоения Тобольской губернии много населённых пунктов, особенно южных и юго-восточных районов области, были основаны переселенцами из разных губерний западной части нашей страны. Ряд поселений Зауралья основали староверы, они же «двоеданы». Переселенцы старались сохранить традиции тех мест, откуда прибыли. Наша область многонациональна: наряду с русскими здесь мирно уживаются татары, башкиры, белорусы, украинцы и т.д. Каждый из этих народов старается сохранить свои традиции, а увидеть их можем, конечно же на праздниках.

Преподаватель: А теперь давайте посмотрим, как готовились к празднику и встречали гостей.

Студент: Престольный, т.е. годовой праздник ждали целый год. К нему начинали готовиться заранее. Подметали все улицы и дворы. Обновляли и убирали храм: чистили оклады на иконах, подсвечники, обновляли резьбу и краску на церковной утвари, украшали храм цветами, пёстрыми ленточками. Всю эту работу обычно выполняли мужчины. Женщины же приводили в порядок дом, старались купить обновы для членов семьи, пекли хлеб и пироги, варили пиво. В некоторых местах варили пиво и готовили стол в складчину на всё село. Во всех семьях, ожидая гостей, закупали необходимые припасы, водку и вино, памятуя о том, что «без блинов не масленица, а без вина не праздник». Каждый стремился в меру своих возможностей сделать праздничный стол богатым, чтобы накормить вволю и напоить всех гостей. Обед готовили с раннего утра в день праздника, поэтому в церкви женщин всегда было заметно меньше, чем мужчин.

Студент: Хозяева знали: пришёл черёд встречать гостей, сами были у родственников в гостях. Встретили хорошо: три дня гуляли, всю родню обошли.

С утра открыты ворота. Гостей встречали согласно родству и важности: на крыльце или у входа на крыльцо, а самых дорогих – у ворот.

Преподаватель: Давайте послушаем, как это было.

(Студенты в костюмах разыгрывают сценку «Встреча готей»)

Хозяева с поклоном:

- Милости просим, гости дорогие!

- Как доехали? Как здоровье?

- Заходите в дом.

(Мужчины, сняв шапку, пожимают друг друу руки; а женщины берут друг друга за руки и целуются. Ребятишкам раздают «подорожники» - сладости или небольшие подарки. Гости входят в дом, хозяева заходят последними. Столы уже приготовлены).

Студент: Самого почётного гостя садили в «красный» угол; остальные гости, зная порядок, садились по степени родства. Ребятишек за стол не садили. Они забирались на полати и смотрели, как их родители потчуют гостей.

Преподаватель: А ещё мы узнаем сегодня, как на Руси отмечали проводы зимы?
Студент:  Давным-давно это был языческий праздник поклонения богу солнца Яриле, древние славяне почитали солнце, дающее жизнь и силу всему живому. Длится праздник целую неделю. Праздновали в наших краях Масленицу шумно, разгульно, весело и стар, и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями которые дошли и до наших дней.
Преподаватель: Все дни масленой недели имеют свои названия: Можете вы их назвать?

(ответы с мест: понедельник - встреча, вторник – заигрыши, среда – лакомка, четверг – разгул, перелом, пятница – тёщины вечёрки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье прощёное, проводы Масленицы).

Первый день начинался с посещения родных, наряжали яркие санки, салазки; целый день веселье - устраивались горки, качели, балаганы со скоморохами. В первый день наряжали Масленицу.
Преподаватель: А из чего ее делали? (Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили…)
Преподаватель: Любит Масленица, чтобы в ее честь песни пели да хороводы водили. Давайте посмотрим, как исполняют песню «Как вставала я ранешенько» «Зауральские венцы» (видео)

Студент: Второй день Масленицы – заигрыш беспечный,вторника отрада. Все выходили гулять резвиться как один, игры и потехи а за них награда- сдобный и румяный масленичный блин.
      А еще на масленицу играли в такие игры, как: катание с гор; бой мешками; ледяной столб; снежный тир; кулачные бои; перетягивание каната; жмурки.

Студент: В среду был «тёщин день». Ранним утром тёща встречала зятя с дочерью хлебом-солью. Зять тёще с тестем обязательно дарил подарки: шаль, рубашку, опояску и т.д.

В четверг и в пятницу также пекли блины и катались с горки.

Преподаватель: Послушайте русскую народную песню «Блины» Видео)

Студент: В субботу Масленица уже постарела. Напоследок отмечались ее проводы. На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе. Вечером чучело сжигали.

В прощёное воскресенье просили друг у друга прощения и целовались. Детям говорили: «Всё, ребятня, все блины, все оладьи сгорели. Больше не просите.» К 4 часам кто побогаче уезжал в церковь на службу. Начинался семинедельный пост.

Преподаватель: Оказывается, что не везде праздновали масленицу одинаково. В одной деревне жил дедушка, который считал, что в масленичную неделю (а именно в среду) нельзя топить баню. А если кто нарушал это правило, то он заходил в чужую баню и заливал каменку. Вот так бывало. А теперь приглашаем всех к столу отведать угощения и, конечно же, блинов. Приятного аппетита. Надеемся, что сегодня мы напомнили вам, как весело и интересно можно проводить праздник.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.009 с.)