Роль и значение в культурном наследии региона основателей городов Курганской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль и значение в культурном наследии региона основателей городов Курганской области



А.М.Шаяхметова

Государственное бюджетное

Профессиональное образовательное учреждение

«Катайский профессионально-педагогический техникум»

Руководитель – М.М.Никифорова

 

Шадринск основан в XVII веке, когда русские землепроходцы приступили к освоению сибирских и дальневосточных земель. В это время в Исетском крае участились столкновения русских поселенцев с башкирами, кучумовичами и калмыками. Под прикрытием стен Шадринского острога шло заселение берегов Исети крестьянами из северных и центральных губерний России. Инициативу по созданию нового укрепления взял на себя выходец из крестьян Юрий Никифорович Малечкин, известный под именем Юшки Соловья, который и считается основателем Шадринска. Малечкин обратился в Тобольск с челобитной, в которой просил разрешения у воеводы строить острог и слободу на Шадриной заимке. В Наказной памяти на заведение Шадринской слободы Юшке Соловью было разрешено «лета 7171 (1662 год) сентября в 15 день (25 сентября)» начать строительство. Шадринская слобода (названая так по реке Курья Шадриха) стала одним из форпостов колонизации Южного Зауралья. Слобода росла быстро. К 1686 году Шадринская слобода стала самой большой слободой Западной Сибири. В слободе имелось 137 дворов пашенных крестьян, проживало 10 беломестных казаков, 41 драгун. Согласно переписи 1710 года, в слободе было 488 крестьянских и 176 бобыльских дворов. В 1712 году Шадринская слобода была переименована в город. Со второй половины XVII века и на протяжении XVIII и XIX веков Шадринск являлся административным и торговым центром Исетского края. В 1712 г. указом тобольского воеводы Шадринская слобода переименована в Архангельский Шадринский городок, или Малоархангельск, - Тобольского уезда. В 1733 г. пожар дотла выжег Шадринский городок, и его снова стали считать слободой, которая постепенно стала отстраиваться. В 1738 г. была образована Исетская провинция с первоначальной резиденцией провинциальной канцелярии в Шадринске. В 1744 году центр Исетской провинции был перенесен в Челябинскую крепость. В XVIII веке город ограничивался поперечными улицами – Веселой (ныне Либкнехта) и Церковной (Люксембург), продольными – Набережной (Кондюрина) и Петропавловской (Маркса), то есть в длину был приблизительно 1 км, а в ширину – 200—400 м. В 1771 году с благословения епископа Тобольского Варлаама был заложен каменный храм во имя Преображения господня. Спасо-Преображенский собор – первая каменная постройка города. Строительством руководил настоятель Успенского Далматовского монастыря игумен Адам Аркудинский. Этот храм искусствоведы относят к «украинскому» барокко не без влияния русской архитектуры. В 1774 г., во время восстания Емельяна Пугачева, получив подкрепление из Сибири, царские войска из Шадринска повели наступление и произвели разгром восставших. С 1781 года Шадринск – уездный город Пермской губернии. В 1822 году на западной окраине города Шадринска, на левом берегу Исети, купцом Фетисовым была открыта фарфорово-фаянсовая фабрика, работавшая до 1840 года. В 1835 г. на ней было всего 20 рабочих. В 1842-1843 гг. Шадринск явился центром, откуда шло подавление крестьянского восстания, известного у историков под именем «картофельного бунта». В Шадринске ежегодно проходили Петровская, Михайловская и Афанасьевская ярмарки. Торговали хлебом, крупой, мясом, маслом, салом, холстом. На эти ярмарки купцы с Урала, Нижнего Новгорода, Киргизии, Бухары везли ткани, ковры, изделия из металла. Во второй половине XVIII века в городе получила большое развитие кустарная промышленность. В Шадринске работало 1500 кустарей. Для переработки местного сырья строились промышленные предприятия: салотопни, мыловарни, пимокатни, синильни, кирпичные заводы. С 1822 по 1840 год работал фарфоровый завод купца Фетисова. Это было первое такого рода предприятие на Урале и в Сибири. К 1890 году в городе действует 27 промышленных предприятий. В 1863 году в Шадринске был основан городской общественный имени Пономарева банк. В 1865 г. тюменский купец Поклевский-Козелло становится владельцем винокуренного завода в Шадринске. В 1870 году в городе было введено местное самоуправление: появились представительная власть – Дума и исполнительный орган – Управа под предводительством городского головы. В 1870-е годы в Шадринске имелись две больницы, аптека. Знаменательным событием в культурной жизни города явилось открытие земской библиотеки в 1876 году. С 1880-х годов действовал любительский театр. Первая школа была открыта в 1789 году. В начале XX века появляются прядильно-ткацкая фабрика братьев Бутаковых, сельскохозяйственная мастерская Молодцова, в 1906 году появляется женская гимназия, в 1907 году – реальное училище, в 1914 году – учительская семинария. В 1910 году был открыт клуб приказчиков, в котором имелся театр и кинематограф. В 1913 году 25-летний Н. В. Здобнов организует в Шадринске выпуск первой в городе газеты «Исеть». К 1917 году Шадринск был уездным городом с 17-тысячным населением. С 1924 года – центр Шадринского округа Уральской области. С 1934 года — в составе Челябинской области. По переписи 1926 года в Шадринске было учтено жителей 19 177 человек, из них 8 723 мужчин и 10 454 женщин. В 1928 году открыт Шадринский педагогический техникум. В 1932 году открыт Шадринский финансово-экономический техникум. В 1933 г. основан чугунно-литейный и механический завод имени Второй пятилетки. В 1938 г. пущена первая очередь новой городской электростанции мощностью в 1 000 квт. В 1939 году создан Шадринский учительский институт (сейчас – Шадринский государственный педагогический институт). С мая 1941 года имеет статус города областного подчинения. С февраля 1943 года – в составе Курганской области, выделенной из состава Челябинской области. В Шадринске сохранилось большое количество домов второй половины 19 века, до этого времени город застраивался деревянными домами, которые не сохранились из-за частых пожаров. К памятникам храмовой архитектуры относятся Спасо-Преображенский собор – первый каменный храм города, возведенный в середине 19 века, а также Николаевская церковь (1793—1802) и Воскресенская церковь (1879). Шадринск известен именами скульптора И. Д. Шадра, жизни и творчеству которого посвящен дом-музей (открытый в 1987 году), полевода Т. С. Мальцева, родившегося недалеко от Шадринска в селе Мальцево. Об истории города и района рассказывает Шадринский краеведческий музей. В окрестностях Шадринска открыты месторождения минеральных вод, по своему составу напоминающих Ессентуки.

 

ТРАДИЦИИ МОЕГО НАРОДА - ТРАДИЦИИ МОЕЙ СЕМЬИ

Н.К. Байженова

Государственное бюджетное

Профессиональное образовательное учреждение

«Мишкинский профессионально-педагогический колледж»

Руководитель: Т.А. Осалихина

 

Традиция обладает странным свойством уравновешивать

 доброе и злое, сглаживать, примирять противоречия.

Отказ от традиции - даже во имя свободы –

 оборачивается уничтожением норм человеческого общежития, разрушением более или менее приемлемых

форм социального поведения.

Денис Драгунский

Значению народных традиций уделяли внимание многие известные люди. «Утрата корней и отсутствие традиций невротизирует массы и чреваты коллективной истерией» - это слова известного психолога и психиатра Карла Юнга. Русский географ, экономист, политик, культуролог, философ, поэт, общественный деятель Петр Николаевич Савицкий говорил так о них: «Утрачивающий традиции скатывается вниз». Мы должны прислушаться к словам этих людей, так как проблема сохранения народных корней, взаимоотношений и взаимообогащения культур народов – это и межэтническая, и культурологическая, и этнопедагогическая проблема нашего современного общества. Одной из особенностей Российской Федерации является то, что исто­рически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религий. В нашей Курганской области проживают народы более 100 национальностей, поэтому данная проблема является актуальной и для нас. Знать культуру, традиции рядом проживающих народов – это значит знать и любить свои, обогащать культуру своего народа, самого себя.

Я хочу поделиться знанием традиций казахского народа на примере своей семьи. Культура любого народа не может существовать без традиций, которых этот народ придерживался на протяжении всего своего существования. Бережное отношение к традициям и неуклонное следование им является достойным примером для подражания. Всеми этими положительными качествами наделен казахский народ, который строго придерживается национальных традиций.

В Курганской области насчитывается около 15000 казахов. Это всего 1,2% от общей численности жителей Курганской области, но мы есть, мы проживаем на территории Курганской области рядом с народами других национальностей. Казахи проживают в приграничных с Казахстаном районах – это Петуховский, Половинский, Макушинский, Куртамышский, Звериноголовский, Целинный районы. Казахи проживают в Зауралье уже в третьем-четвёртом поколении. В Россию они пришли, в основном, в 20-30 года прошлого века, когда был голодомор. Фамильные и родовые кладбища у этих вчерашних переселенцев находятся в Казахстане.

Я – казашка, хоть и рождена в России. Мои деды родом из Восточно-Казахстанской области, а сама я родилась в Юргамышском районе Курганской области.

Казахские традиции и обычаи не появились в одночасье на пустом месте. Все они накапливались столетиями, еще со времен возникновения казахского ханства. Некоторые казахские традиции и обряды за такой долгий период времени немного трансформировались под современные и слегка претерпели изменения. Но основная их суть осталась неизменной.

Самым основным в жизни каждого казаха является его семья. Каждый уважающий себя человек с детства знает свой род до седьмого колена во всех подробностях. Уважение к старшим людям прививается малышу еще с пеленок – тут недопустимым считается вести спор со старшим человеком, и тем более повысить на него голос.

Не так давно родители сами выбирали своим детям подходящую партию, и считалось грехом нарушение их воли. Теперь традиции стали более лояльными и будущие супруги сами решают, на ком жениться или выходить замуж, но с благословения родителей. Также как и люди других национальностей, молодые казахи знакомятся в разных местах и разными способами. Так мы с моим мужем познакомились через социальные сети. Сначала долго общались, потом мой будущий муж приехал к нам домой и познакомился с моими родителями, затем прошло сватовство, где соблюдались все народные традиции. Наша свадьба проходила с соблюдением обычаев казахского народа на русском и казахском языках. А теперь у нас уже есть дочка.

Обычай давать калым за невесту остался, также как и то, что невеста должна иметь приданное, но несколько видоизменился – ведь не у многих сейчас в запасе имеется табун лошадей и отара овец.

Раньше, на протяжении длительного времени, невестка в семье не имела никакого права голоса и была практически служанкой своего мужа и его родителей. Сейчас положение очень изменилось. В семье между невесткой и свекрами царит дружественная атмосфера, и свекровь вместе с невесткой дружно занимаются домашними делами. Вот и ко мне родители мужа относятся, как к дочери.

С рождением ребенка молодая мать обретает новый статус. Многие традиции, связанные с маленькими детьми остаются и сегодня. Детей разного пола до пятилетнего возраста растят вместе, а после воспитанием мальчика занимаются мужчины, а девочкой женщины.[2] Воспитанием нашей дочки сейчас больше всего занимается бабушка, моя мама, так как я ещё учусь, а муж работает (ведь трудолюбие – это характерная черта казахов, можно сказать, и традиция). Мы стараемся всё свободное время посвятить нашей дочке. В воспитании нашего ребёнка нам помогают все родственники, особенно мой папа, мои брат и сестра, мои бабушка и дедушка. И это тоже семейная традиция моего народа – помогать друг другу, помогать молодым. А казахские семейные традиции чтятся очень строго.

У казахов очень много традиционных народных праздников. Многие праздники имеют длительную историю.

Самый долгожданный и радостный праздник у казахского народа – это Наурыз мейрамы (“рождение весны”), торжество весеннего обновления. Этот праздник возник у народов Востока до принятия мусульманства и лишен религиозной обрядности. Наурыз - первый день нового года, который совпадает с днем весеннего равноденствия. Для казахов этот праздник является символом весеннего обновления, торжества любви, плодородия и дружбы. В старину до прихода Наурыза люди приводили свои дома и хозяйство в порядок, в честь праздника сажали деревья, цветы. Главным ритуальным блюдом этого праздника является наурыз-коже. Наурыз-коже обязательно должен состоять из 7 ингредиентов, символизирующих 7 элементов жизни: вода, мясо, соль, жир, мука, злаки и молоко. Они символизируют радость, удачу, мудрость, здоровье, благосостояние, скорость, рост и божественную защиту.

Особенно любим в нашей семье Айт. Существуют два айта: «ораза айт» и «курбан айт». «Ораза айт» (пасхальный) начинается после 30-дневного поста «ораза». Месяц этот называют еще и «месяцем рамазан». Каждый мусульманин в эти дни посещает мечеть и делает денежные пожертвования. «Курбан айт» тоже является большим праздником мусульман. Он начинается через 70-дней после «ораза айта» и длится 3 дня. В «Курбан айт» каждый мусульманин приносит жертвоприношение духам предков, то есть режет скот. Так бывает и в нашей семье: жертвой приношения является овца. Мы готовим много сладостей, печем, варим мясо и угощаем гостей. После каждого угощения звучит «бата». "Бата" (словесное благословение) - ценное духовное пожелание. Произносящий это слово испрашивает присутствующим милости от Всевышнего. Благословение произносят обыкновенно старшие по возрасту.  Гостей у нас бывает много. Казахский народ – гостеприимный. Наша семья поддерживает тесные дружеские отношения с другими казахскими семьями.

Таким образом, казахский народ, соблюдая обычаи древних, и по сей день может с гордостью сказать, что чтит и уважает своих предков.

Как и у других народов, празднуются в наших семьях дни рождения, рождение ребёнка и другие значимые семейные события, но народные праздники – это особая форма выражения своей принадлежности народу, уважения к своим предкам, важная форма воспитания нравственных качеств личности. Праздники способствуют сохранению и укреплению родственных связей. Кроме того, народные праздники одного народа способствуют пробуждению интереса у людей других национальностей. Изучение традиций своего народа и народов, проживающих рядом, будет способствовать сплочению всех членов общества. Мы – граждане многонационального общества и это для нас важно.

Список использованных источников

1. Биисов, А., http://newsbalt.ru/analytics/2012/08/aset-biisov-evraziyskiy-soyuz-ideya-kho/

2. Традиции и обычаи казахского народа, https://womanadvice.ru/tradicii-i-obychai-kazahskogo-naroda

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.021 с.)