Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль и значение в культурном наследии региона основателей городов Курганской области
А.М.Шаяхметова Государственное бюджетное Профессиональное образовательное учреждение «Катайский профессионально-педагогический техникум» Руководитель – М.М.Никифорова
Шадринск основан в XVII веке, когда русские землепроходцы приступили к освоению сибирских и дальневосточных земель. В это время в Исетском крае участились столкновения русских поселенцев с башкирами, кучумовичами и калмыками. Под прикрытием стен Шадринского острога шло заселение берегов Исети крестьянами из северных и центральных губерний России. Инициативу по созданию нового укрепления взял на себя выходец из крестьян Юрий Никифорович Малечкин, известный под именем Юшки Соловья, который и считается основателем Шадринска. Малечкин обратился в Тобольск с челобитной, в которой просил разрешения у воеводы строить острог и слободу на Шадриной заимке. В Наказной памяти на заведение Шадринской слободы Юшке Соловью было разрешено «лета 7171 (1662 год) сентября в 15 день (25 сентября)» начать строительство. Шадринская слобода (названая так по реке Курья Шадриха) стала одним из форпостов колонизации Южного Зауралья. Слобода росла быстро. К 1686 году Шадринская слобода стала самой большой слободой Западной Сибири. В слободе имелось 137 дворов пашенных крестьян, проживало 10 беломестных казаков, 41 драгун. Согласно переписи 1710 года, в слободе было 488 крестьянских и 176 бобыльских дворов. В 1712 году Шадринская слобода была переименована в город. Со второй половины XVII века и на протяжении XVIII и XIX веков Шадринск являлся административным и торговым центром Исетского края. В 1712 г. указом тобольского воеводы Шадринская слобода переименована в Архангельский Шадринский городок, или Малоархангельск, - Тобольского уезда. В 1733 г. пожар дотла выжег Шадринский городок, и его снова стали считать слободой, которая постепенно стала отстраиваться. В 1738 г. была образована Исетская провинция с первоначальной резиденцией провинциальной канцелярии в Шадринске. В 1744 году центр Исетской провинции был перенесен в Челябинскую крепость. В XVIII веке город ограничивался поперечными улицами – Веселой (ныне Либкнехта) и Церковной (Люксембург), продольными – Набережной (Кондюрина) и Петропавловской (Маркса), то есть в длину был приблизительно 1 км, а в ширину – 200—400 м. В 1771 году с благословения епископа Тобольского Варлаама был заложен каменный храм во имя Преображения господня. Спасо-Преображенский собор – первая каменная постройка города. Строительством руководил настоятель Успенского Далматовского монастыря игумен Адам Аркудинский. Этот храм искусствоведы относят к «украинскому» барокко не без влияния русской архитектуры. В 1774 г., во время восстания Емельяна Пугачева, получив подкрепление из Сибири, царские войска из Шадринска повели наступление и произвели разгром восставших. С 1781 года Шадринск – уездный город Пермской губернии. В 1822 году на западной окраине города Шадринска, на левом берегу Исети, купцом Фетисовым была открыта фарфорово-фаянсовая фабрика, работавшая до 1840 года. В 1835 г. на ней было всего 20 рабочих. В 1842-1843 гг. Шадринск явился центром, откуда шло подавление крестьянского восстания, известного у историков под именем «картофельного бунта». В Шадринске ежегодно проходили Петровская, Михайловская и Афанасьевская ярмарки. Торговали хлебом, крупой, мясом, маслом, салом, холстом. На эти ярмарки купцы с Урала, Нижнего Новгорода, Киргизии, Бухары везли ткани, ковры, изделия из металла. Во второй половине XVIII века в городе получила большое развитие кустарная промышленность. В Шадринске работало 1500 кустарей. Для переработки местного сырья строились промышленные предприятия: салотопни, мыловарни, пимокатни, синильни, кирпичные заводы. С 1822 по 1840 год работал фарфоровый завод купца Фетисова. Это было первое такого рода предприятие на Урале и в Сибири. К 1890 году в городе действует 27 промышленных предприятий. В 1863 году в Шадринске был основан городской общественный имени Пономарева банк. В 1865 г. тюменский купец Поклевский-Козелло становится владельцем винокуренного завода в Шадринске. В 1870 году в городе было введено местное самоуправление: появились представительная власть – Дума и исполнительный орган – Управа под предводительством городского головы. В 1870-е годы в Шадринске имелись две больницы, аптека. Знаменательным событием в культурной жизни города явилось открытие земской библиотеки в 1876 году. С 1880-х годов действовал любительский театр. Первая школа была открыта в 1789 году. В начале XX века появляются прядильно-ткацкая фабрика братьев Бутаковых, сельскохозяйственная мастерская Молодцова, в 1906 году появляется женская гимназия, в 1907 году – реальное училище, в 1914 году – учительская семинария. В 1910 году был открыт клуб приказчиков, в котором имелся театр и кинематограф. В 1913 году 25-летний Н. В. Здобнов организует в Шадринске выпуск первой в городе газеты «Исеть». К 1917 году Шадринск был уездным городом с 17-тысячным населением. С 1924 года – центр Шадринского округа Уральской области. С 1934 года — в составе Челябинской области. По переписи 1926 года в Шадринске было учтено жителей 19 177 человек, из них 8 723 мужчин и 10 454 женщин. В 1928 году открыт Шадринский педагогический техникум. В 1932 году открыт Шадринский финансово-экономический техникум. В 1933 г. основан чугунно-литейный и механический завод имени Второй пятилетки. В 1938 г. пущена первая очередь новой городской электростанции мощностью в 1 000 квт. В 1939 году создан Шадринский учительский институт (сейчас – Шадринский государственный педагогический институт). С мая 1941 года имеет статус города областного подчинения. С февраля 1943 года – в составе Курганской области, выделенной из состава Челябинской области. В Шадринске сохранилось большое количество домов второй половины 19 века, до этого времени город застраивался деревянными домами, которые не сохранились из-за частых пожаров. К памятникам храмовой архитектуры относятся Спасо-Преображенский собор – первый каменный храм города, возведенный в середине 19 века, а также Николаевская церковь (1793—1802) и Воскресенская церковь (1879). Шадринск известен именами скульптора И. Д. Шадра, жизни и творчеству которого посвящен дом-музей (открытый в 1987 году), полевода Т. С. Мальцева, родившегося недалеко от Шадринска в селе Мальцево. Об истории города и района рассказывает Шадринский краеведческий музей. В окрестностях Шадринска открыты месторождения минеральных вод, по своему составу напоминающих Ессентуки.
ТРАДИЦИИ МОЕГО НАРОДА - ТРАДИЦИИ МОЕЙ СЕМЬИ Н.К. Байженова Государственное бюджетное Профессиональное образовательное учреждение «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» Руководитель: Т.А. Осалихина
Традиция обладает странным свойством уравновешивать доброе и злое, сглаживать, примирять противоречия. Отказ от традиции - даже во имя свободы – оборачивается уничтожением норм человеческого общежития, разрушением более или менее приемлемых форм социального поведения. Денис Драгунский Значению народных традиций уделяли внимание многие известные люди. «Утрата корней и отсутствие традиций невротизирует массы и чреваты коллективной истерией» - это слова известного психолога и психиатра Карла Юнга. Русский географ, экономист, политик, культуролог, философ, поэт, общественный деятель Петр Николаевич Савицкий говорил так о них: «Утрачивающий традиции скатывается вниз». Мы должны прислушаться к словам этих людей, так как проблема сохранения народных корней, взаимоотношений и взаимообогащения культур народов – это и межэтническая, и культурологическая, и этнопедагогическая проблема нашего современного общества. Одной из особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религий. В нашей Курганской области проживают народы более 100 национальностей, поэтому данная проблема является актуальной и для нас. Знать культуру, традиции рядом проживающих народов – это значит знать и любить свои, обогащать культуру своего народа, самого себя.
Я хочу поделиться знанием традиций казахского народа на примере своей семьи. Культура любого народа не может существовать без традиций, которых этот народ придерживался на протяжении всего своего существования. Бережное отношение к традициям и неуклонное следование им является достойным примером для подражания. Всеми этими положительными качествами наделен казахский народ, который строго придерживается национальных традиций. В Курганской области насчитывается около 15000 казахов. Это всего 1,2% от общей численности жителей Курганской области, но мы есть, мы проживаем на территории Курганской области рядом с народами других национальностей. Казахи проживают в приграничных с Казахстаном районах – это Петуховский, Половинский, Макушинский, Куртамышский, Звериноголовский, Целинный районы. Казахи проживают в Зауралье уже в третьем-четвёртом поколении. В Россию они пришли, в основном, в 20-30 года прошлого века, когда был голодомор. Фамильные и родовые кладбища у этих вчерашних переселенцев находятся в Казахстане. Я – казашка, хоть и рождена в России. Мои деды родом из Восточно-Казахстанской области, а сама я родилась в Юргамышском районе Курганской области. Казахские традиции и обычаи не появились в одночасье на пустом месте. Все они накапливались столетиями, еще со времен возникновения казахского ханства. Некоторые казахские традиции и обряды за такой долгий период времени немного трансформировались под современные и слегка претерпели изменения. Но основная их суть осталась неизменной. Самым основным в жизни каждого казаха является его семья. Каждый уважающий себя человек с детства знает свой род до седьмого колена во всех подробностях. Уважение к старшим людям прививается малышу еще с пеленок – тут недопустимым считается вести спор со старшим человеком, и тем более повысить на него голос. Не так давно родители сами выбирали своим детям подходящую партию, и считалось грехом нарушение их воли. Теперь традиции стали более лояльными и будущие супруги сами решают, на ком жениться или выходить замуж, но с благословения родителей. Также как и люди других национальностей, молодые казахи знакомятся в разных местах и разными способами. Так мы с моим мужем познакомились через социальные сети. Сначала долго общались, потом мой будущий муж приехал к нам домой и познакомился с моими родителями, затем прошло сватовство, где соблюдались все народные традиции. Наша свадьба проходила с соблюдением обычаев казахского народа на русском и казахском языках. А теперь у нас уже есть дочка.
Обычай давать калым за невесту остался, также как и то, что невеста должна иметь приданное, но несколько видоизменился – ведь не у многих сейчас в запасе имеется табун лошадей и отара овец. Раньше, на протяжении длительного времени, невестка в семье не имела никакого права голоса и была практически служанкой своего мужа и его родителей. Сейчас положение очень изменилось. В семье между невесткой и свекрами царит дружественная атмосфера, и свекровь вместе с невесткой дружно занимаются домашними делами. Вот и ко мне родители мужа относятся, как к дочери. С рождением ребенка молодая мать обретает новый статус. Многие традиции, связанные с маленькими детьми остаются и сегодня. Детей разного пола до пятилетнего возраста растят вместе, а после воспитанием мальчика занимаются мужчины, а девочкой женщины.[2] Воспитанием нашей дочки сейчас больше всего занимается бабушка, моя мама, так как я ещё учусь, а муж работает (ведь трудолюбие – это характерная черта казахов, можно сказать, и традиция). Мы стараемся всё свободное время посвятить нашей дочке. В воспитании нашего ребёнка нам помогают все родственники, особенно мой папа, мои брат и сестра, мои бабушка и дедушка. И это тоже семейная традиция моего народа – помогать друг другу, помогать молодым. А казахские семейные традиции чтятся очень строго. У казахов очень много традиционных народных праздников. Многие праздники имеют длительную историю. Самый долгожданный и радостный праздник у казахского народа – это Наурыз мейрамы (“рождение весны”), торжество весеннего обновления. Этот праздник возник у народов Востока до принятия мусульманства и лишен религиозной обрядности. Наурыз - первый день нового года, который совпадает с днем весеннего равноденствия. Для казахов этот праздник является символом весеннего обновления, торжества любви, плодородия и дружбы. В старину до прихода Наурыза люди приводили свои дома и хозяйство в порядок, в честь праздника сажали деревья, цветы. Главным ритуальным блюдом этого праздника является наурыз-коже. Наурыз-коже обязательно должен состоять из 7 ингредиентов, символизирующих 7 элементов жизни: вода, мясо, соль, жир, мука, злаки и молоко. Они символизируют радость, удачу, мудрость, здоровье, благосостояние, скорость, рост и божественную защиту. Особенно любим в нашей семье Айт. Существуют два айта: «ораза айт» и «курбан айт». «Ораза айт» (пасхальный) начинается после 30-дневного поста «ораза». Месяц этот называют еще и «месяцем рамазан». Каждый мусульманин в эти дни посещает мечеть и делает денежные пожертвования. «Курбан айт» тоже является большим праздником мусульман. Он начинается через 70-дней после «ораза айта» и длится 3 дня. В «Курбан айт» каждый мусульманин приносит жертвоприношение духам предков, то есть режет скот. Так бывает и в нашей семье: жертвой приношения является овца. Мы готовим много сладостей, печем, варим мясо и угощаем гостей. После каждого угощения звучит «бата». "Бата" (словесное благословение) - ценное духовное пожелание. Произносящий это слово испрашивает присутствующим милости от Всевышнего. Благословение произносят обыкновенно старшие по возрасту. Гостей у нас бывает много. Казахский народ – гостеприимный. Наша семья поддерживает тесные дружеские отношения с другими казахскими семьями.
Таким образом, казахский народ, соблюдая обычаи древних, и по сей день может с гордостью сказать, что чтит и уважает своих предков. Как и у других народов, празднуются в наших семьях дни рождения, рождение ребёнка и другие значимые семейные события, но народные праздники – это особая форма выражения своей принадлежности народу, уважения к своим предкам, важная форма воспитания нравственных качеств личности. Праздники способствуют сохранению и укреплению родственных связей. Кроме того, народные праздники одного народа способствуют пробуждению интереса у людей других национальностей. Изучение традиций своего народа и народов, проживающих рядом, будет способствовать сплочению всех членов общества. Мы – граждане многонационального общества и это для нас важно. Список использованных источников 1. Биисов, А., http://newsbalt.ru/analytics/2012/08/aset-biisov-evraziyskiy-soyuz-ideya-kho/ 2. Традиции и обычаи казахского народа, https://womanadvice.ru/tradicii-i-obychai-kazahskogo-naroda
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.021 с.) |