Наша команда слева направо: сорокин лев, берсенёв виктор, митрофанов Александр-старший, котов владимир, гусев сергей, гусев василий михайлович 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наша команда слева направо: сорокин лев, берсенёв виктор, митрофанов Александр-старший, котов владимир, гусев сергей, гусев василий михайлович



- 7 -

        Лично я увлёкся лодками в 1962-1963 г.г., когда самостоятельно изготовил два плавучих средства. Сначала это была деревянная каркасная лодка из фанеры «Нептун», чертежи для которой из журнала «За рулём» мне принёс мой друг и коллега по кафедре «Начертательной геометрии и графики» Пензенского ИСИ Арнольд Кушлин. На этой лодке я прокатился всего один раз, и так как фанера, хоть и была пропитана олифой, всё-таки намокала, я решил обшить корпус судна дюралюминевыми листами марки АМГ. Но тут я подумал: а не смастерить ли мне лучше из этих листов цельнометаллическую лодку, тем более, что в первом номере ежегодного журнала-альманаха «Катера и яхты», который стал издаваться в Ленинграде с 1963 года, я обнаружил чертежи катера К-29.

        Катер «Нептун» я отдал своему старшему брату Михаилу, который, покатавшись на нём один сезон, вскоре его кому-то продал, а себе чуть позже купил «Казанку». Я же довольно быстро из листов АМГ склепал новый катер К-29, причём дно было сделано из более прочного и жёсткого дюралюминия марки Д-16. В изготовлении катера мне посильную помощь оказывал Михаил. Мастерской по изготовлению плавсредств служил деревянный сарай, расположенный во дворе дома № 53 по улице Чехова, где я тогда проживал со своей семьёй (женой, сыном и тёщей).

        В спортивном магазине «Динамо» (был тогда такой на ул. Московской) я купил подвесной мотор «Москва», и вскоре совершил свой первый выезд по Суре на катере К-29. В дальнейшем было множество выездов на этом катере на рыбалку, за грибами и ягодами: сначала под моторе «Москва», который я спустя некоторое время приспособил под водомётный движитель, а затем «Москву» в водомёте заменила мотопомпа МП-800 мощностью 20 л.с. До постройки плотины Сурского гидроузла в 1978 году удавалось подняться вверх по Суре довольно далеко, во всяком случае, выше впадения в неё реки Уза. Однажды был совершён длительный однодневный выезд, но сейчас речь не об этом, это уже другая история.

       Вернусь в 1968 год. Мы, группа лодочников, решили совершить водный поход на моторных лодках по Суре до Волги и далее. В группу вошли 6 человек: Гусев Василий Михайлович, 58-ми лет, прекрасный токарь завода ЗИФ, умелый механик и строитель лодок; его сыновья Владимир Котов (приёмный сын) 29-ти лет, работал в Заречном токарем и Сергей Гусев, 18-ти лет, только окончил школу; зять приёмной дочери Гусева Веры - Лев Сорокин, 30-ти лет, работал лаборантом в одном из НИИ; Виктор Берсенёв, 29-ти лет, наш хороший знакомый, работал на ТЭЦ, не помню уже кем, и жил в том же районе; и автор этих строк - Митрофанов Александр Фёдорович, 42-х лет, работал преподавателем в инженерно-строительном институте. «Командором» похода был Гусев-старший.

       В поход мы решили отправиться на трёх самодельных дюралюминевых лодках типа «Стрела». Лодки эти лёгкие, двухместные, небольших размеров: длина – 3,5 м, ширина – 1,2 м, высота борта – 0,4 м. Две лодки склепал из дюралюминия Василий Михайлович, где приобрёл лодку Берсенёв, сказать не могу, да это и неважно, важно то, что она была таких же габаритов, как и «Гусевские». Мой 4-хместный катер К-29 был тяжеловат и для данного похода не годился из-за неизбежного проигрыша в скорости.

       Все лодки были оснащены подвесными моторами «Москва», которые производились в Москве и Рыбинске, причём взяли мы с собой 4 мотора, один в качестве запасного. Перед стартом состояние всех лодок и моторов было тщательно проверено.

      С собой мы взяли две брезентовых палатки и ватные телогрейки, из обуви, помимо сандалий – резиновые сапоги. Захватили также три пустых 20-тилитровых канистры для бензина, одну канистру с машинным маслом для добавления в бензин, а у моторов были свои бачки вместимостью 20 литров. Естественно, взяли харчи, в основном мясные и рыбные консервы, супы в пакетиках, хлеб, крупы, картошку, кружки, ложки, миски, ножи и несколько бутылок «денатурки», которую добыл в НИИ Лёва.

       Стартовали мы 3 августа, было очень тепло. Совершал ли кто подобные походы до нас, сказать не могу, вполне возможно, что мы оказались первыми. После нас точно никто ничего подобного на моторках не совершал, а в 80-е годы, с постройкой плотины, «лодочный бум» в Пензе сошёл на нет, исчезла лодочная стоянка в районе острова Пески, на которой базировался наш водно-моторный клуб «Сура»; сам я продал катер в 1982 году. Однако, вернусь к походу.

 

- 8 -

        Итак, в 10 часов утра мы на трёх лодках подплыли к ТЭЦовской плотине, перенесли лодки и всё, что в них было, по берегу, и начали путь чуть ниже плотины. Расселись по лодкам мы в таком порядке: в первой – я и Гусев-старший, во второй – Володя и Сергей, в третьей – Лёва и Виктор. Двинулись вниз по Суре с лозунгом «Вперёд, на Селигер!» (озеро недалеко от Волги в Тверской и Новгородской областях).

Идём по Суре (экипаж Гусев-старший и Митрофанов)

        Дневник похода никто не вёл, да и думал ли я, что придётся вспоминать эти события спустя 50 лет?! Тронулись в путь мы безо всяких происшествий, управлять лодками умели все, в том числе и моторами, за рулём все члены экипажей находились по очереди. Так как мы спускались вниз по течению, то моторы включали нечасто. Сура и ниже Пензы по течению имеет в своём русле те же «прелести», что и выше Пензы – мели, перекаты, подводные коряги и так называемые «чёрные или морёные» дубы, которых в Суре в то время было много, и много их затонуло во время образования Сурского водохранилища.

         Первая стоянка была в районе Лунино, а первая ночёвка – рядом с селом Старая Кутля. Ночью мы отдыхали, плыли только днём, и то осторожно. Ночевали в палатках, по три человека в каждой. Так мы и шли вниз по течению, не заходя ни в какие селения, и было их по пути не так уж и много. В то время Сура километров на 300 от Пензы была практически «бесхозной», не встречалось ни моторных лодок, ни тем более теплоходов. Да и Сура сама по себе не очень широкая и не очень глубокая, извилистая, да вдобавок с корягами и мелями. Но берега её были живописны, очень часто поросшие густым лесом, встречались и песчаные пляжи, где мы останавливались для отдыха и купания. При этом на правом берегу Суры всё время виднелись не горы, конечно, но холмы, в основном поросшие лесом.

         Справка из Интернета. Река Сура́ (чуваш. Сăр, горномар. Шур, эрз. Сура лей) — второй по величине правый приток Волги. Протекает по Ульяновской, Пензенской и Нижегородской областям, республикам Мордовия, Марий Эл и Чувашия.

          Длина реки 841 км, площадь бассейна 67,5 тыс. км². Средний расход воды — 260 м³/с.

         Берёт начало на Приволжской возвышенности в Ульяновской области у села Сурские Вершины и течёт сначала на запад, затем в основном на север. Высота истока — 301 м над уровнем моря. В низовьях сплавная и судоходная. Используется для промышленного водоснабжения. Крупнейший город на Суре - Пенза. На Суре расположены также города Сурск, Алатырь, Ядрин, Шумерля, станция Сура, в устье – город Васильсурск, село Курмыш. До XVI века по Суре проходила восточная граница Московского княжества.

         О происхождении названия «Сура» существует несколько версий, и ни одна из них не является стопроцентно верной, но всё-таки в переводе с большинства финно-угорских языков

- 9 -

гидроним «Сура» означает «река», «ручей», «болото».

         Крупные левые притоки Суры – Труёв, Кадада, Уза, Пенза, Шукша, Пелетьма, Большая Сарка, Алатырь, Пьяна, Урга; правые притоки – Тешнярь, Юловка, Вядя, Иванырс, Айва, Инза, Барыш, Бездна, Люля, Киря.

         Плотин через реку больше не встречалось, да и мостов было немного: железно-дорожный у станции Сура на границе Пензенской области; запомнился также один автодорожный, так как он был понтонный, и его пришлось обходить по берегу, перетаскивая всё наше имущество, в том числе и лодки с моторами. У какого населённого пункта он находился, точно сказать не могу – никакой географической карты у нас не было. Да она нам, по сути, и не нужна была, поскольку главной целью являлась Волга, а её мы никак не могли миновать.

       Ночевали мы, как правило, на песчаном берегу. Еду готовили на костре из тех продуктов, что у нас были – варили супы и каши (из брикетов), но иногда варили уху из рыбы, которую ловил Лёва. Он один имел удочку и занимался рыбалкой. Был у нас с собой и небольшой бредешок, которым мы также иногда ловили рыбёшку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.008 с.)