Фронтальные занятия по развитию слухового восприятия и коррекции произношения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фронтальные занятия по развитию слухового восприятия и коррекции произношения



 

Фронтальные занятия – форма организации коррекционно-развивающей работы по развитию нарушенной слуховой функции с учащимися одного класса школы. Фронтальные занятия  проводит учитель-дефектолог (сурдопедагог), имеющий высшее педагогическое (дефектологическое) образование и высшую или первую квалификационную категорию. Продолжительность фронтального занятия – 45 минут. Фронтальные занятия проводятся в специально оборудованном помещении – кабинете слуховой работы. Требования к оснащению кабинета определяются инструкцией «Об организации деятельности кабинета слуховой работы».

Содержание фронтальных занятий включает три раздела:

1) развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями;

2) развитие слухового восприятия с помощью речи;

3) автоматизация и коррекция произносительных навыков.

В отдельных случаях может осуществляться работа только по восприятию на слух речи или неречевых звучаний.

Структура фронтального занятия определяется его типом, темой, задачами, мерой усвоения учащимися материала и может быть различной. Л.П. Назарова определяет структуру следующим образом:

I. Установка режима усиления. Учитель-дефектолог предлагает детям надеть телефоны и установить регулятор громкости на соответствующий уровень. Затем предъявляет учащимся для восприятия несколько слов, чтобы убедиться, что дети хорошо воспринимают речь.

II. Перекличка учащихся. Может осуществляться на слухо-зрительной или слуховой основе. Учащимся для восприятия (различения, опознавания) предъявляются их имена (фамилии).

III. Организация деятельности учащихся: сообщение темы и плана урока.

IV. Различение неречевых звуков.

V. Физкультминутка.

VI. Различение речевого материала.

VII. Закрепление материала (игры, кроссворды, слуховые диктанты).

VIII. Организация окончания занятия.

Одним из факторов, влияющих на эффективность слуховой работы, является выбор способов восприятия речевого материала. При работе с глухими учаимися первичным является слухо-зрительное восприятие. На слух материал предъявляется только в том случае, когда сформировано умение учащихся различать его с использованием зрения. Слабослышащим учащимся материал сразу предъявляется на слух. Слухо-зрительное способ восприятия может использоваться в виде помощи.

В процессе фронтальных занятий используются различные формы речи: устная, письменная, дактильная. Их соотношение зависит от этапа работы над темой. Так, при первичном предъявлении глухим учащимся речевого материала и в процессе его закрепления рекомендуется использовать все перечисленные формы речи (учитель-дефектолог предъявляет табличку с речевой единицей (словом, фразой), одновременно проговаривая и дактилируя речевой материал). В дальнейшем весь знакомый речевой материал предъявляется учителем-дефектологом только устно. Если у учащихся возникают затруднения в восприятии, устная речь подкрепляется дактильной, а затем этот же речевой материал снова предлагается устно.

Основой для планирования материала на учебную являются следующие документы: программы «Развитие слухового восприятия» и «Коррекция произношения», сведения о состоянии слуха и усвоении произносительных навыков учащимися данного класса.

Планирование уроков должно отвечать ряду требований:

1) каждый урок должен представлять собой нечто целое, законченное и в то же время находиться в тесной связи с предыдущим и последующим уроками;

2) связь уроков с индивидуальными занятиями должна быть двусторонней: первичные произносительные умения, приобретенные на индивидуальных занятиях, закрепляются на фронтальных уроках в процессе выполнения тренировочных упражнений и наоборот, сведения, полученные на уроках, закрепляются на индивидуальных занятиях;

3) важно, чтобы до составления плана каждого отдельного урока была продумана в общих чертах вся система уроков по данной теме.

Особенностью фронтальных уроков является то, что они, как правило, являются не однотемными. Тема урока должна соответствовать программным требованиям, быть четко сформулирована и отдифференцирована от задач.

Поскольку в каждом классе могут быть дети с различными остатками слуха, у учителя-дефектолога возникают трудности при организации фронтальной работы по развитию речевого слуха (определении способов предъявления материала, последовательности опроса учащихся). В этих случаях рекомендуется опрашивать детей по одному, начиная с более слабых (чтобы исключить ориентировку на ответы лучше слышащих). Целесообразно организовывать взаимопомощь, когда лучше слышащие ученики по просьбе учителя слухо-зрительно предъявляют воспринятый материал однокласснику, указывают на соответствующую картинку и т.д.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ НА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УРОКАХ

Одним из главных условий эффективности коррекционно-образовательного процесса в специальной школе для детей с нарушением слуха является создание слухо-речевой среды. Это обусловлено тем, что формирование речевой деятельности, развитие речевой способности, воспитание речевого поведения – важнейшие направления коррекционной работы с детьми с нарушением слуха, обеспечивающие их эффективную социальную адаптацию и интеграцию в общество. В условиях слухо-речевой среды устная речь является ведущей формой общения. В связи с этим важно, чтобы развитие слухового восприятия и коррекция произношения осуществлялись не только на специальных занятиях, но и в процессе общеобразовательных уроков и во внеклассное время.

Задачами развития слухового восприятия на общеобразовательных уроках являются включение слухового восприятия в учебно-воспитательный процесс школы, повышение коммуникативной функции речи.

Основным способом восприятия устной речи является слухо-зрительный, однако планируется работа и по восприятию речи только на слух. С этой целью учитель использует экран, исключающий возможность считывания с губ. При предъявлении речевого материала учитель закрывает лицо до глаз. Если после двукратного повторения материал не воспринят учащимися, то он предъявляется слухо-зрительно. В качестве помощи может использоваться дактильная или письменная формы речи. Затем речевой материал воспринимается учащимися снова только на слух.

! Методический прием использования экрана направлен на активизацию функции слухового анализатора в процессе слухо-зрительного восприятия речи.

Следует отметить, что в процессе общеобразовательного урока использовать экран слишком часто не рекомендуется, так как это затрудняет восприятие речи и затормаживает усвоение запланированного учебного материала. В зависимости от этапа обучения в рамках одного урока рекомендуется предъявлять с использованием экрана от 10 до 25 – 30 фраз. При этом учитель должен заранее отобрать необходимый речевой материал (слова, фразы), продумать виды и приемы работы. Один и тот же речевой материал включается в слуховые упражнения до тех пор, пока учащиеся не будут свободно опознавать его на слух в разных ситуациях. Однако формулировки вопросов и заданий должны варьироваться и усложняться за счет введения новых слов, изменения грамматических конструкций («Как твоя фамилия?» – «Назови свою фамилию»).

При отборе речевого материала для развития слухового восприятия предпочтение отдается:

- материалу разговорно-обиходного характера («Какой сейчас урок?», «Какое сегодня число?», «Назови осенние месяцы»);

- фразам, связанным с организацией урока («Прочитай задачу», «Откройте книгу»);

- целевым установкам («Будем решать примеры»);

- материалу, характерному только для данного типа или темы урока.

На общеобразовательных уроках используются также приемы развития слухового восприятия без звукоусиливающей аппаратуры. Такая работа носит индивидуальный характер: учитель, проходя по классу, произносит на ухо ученику определенный речевой материал.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 745; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.171 (0.006 с.)