Методика работы по картинке или серии картинок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика работы по картинке или серии картинок



Для школьников с нарушением слуха картинка или серия картинок являются одним из самых доступных источников материала для рассказов. Существует несколько вариантов работы по картинке: описание картины; рассказ-повествование по серии картинок; рассказ-повествование по одной картинке; восстановление событий, предшествующих (или последующих) событиям, изображённым на картинке; рассказ по закрытой картинке.

А.М. Гольдберг дала точное определение умений, которые необходимы глухим школьникам при работе по картинке: правильно выделить основные элементы картины; правильно установить связи (пространственные, временные, причинные) между отдельными моментами ситуации; адекватно дополнить непосредственно воспринятое тем, что отсутствует на картинке, но подразумевается под тем, что нарисовано; разместить информацию о каждом моменте ситуации в определённом порядке.

Для выработки этих умений глухие школьники должны внимательно рассмотреть картину и попытаться понять её основное содержание. И только после этого наметить последовательность словесной передачи этого содержания, составить план будущего рассказа.

План урока по описанию картины можно представить в следующем виде:

1. Рассматривание картины. Важно, чтобы учащиеся высказывали то, что они думают и чувствуют, когда смотрят на неё.

2. Словарная работа, в ходе которой учитель точным движением указки обращает внимание детей на предметы, действия, состояние действующих лиц и предлагает детям назвать, определить их, рассказать о них.

3. Составление плана.

4. Подготовительные упражнения. Нужно стимулировать учащихся к употреблению образных определений и сравнений (снег покрыл землю ковром, кругом белым-бело). Можно составить красивые словосочетания, а потом предложения; определить род и число отдельных слов, подчеркнуть окончания и т.д.

5. Устное описание по плану и опорным словам.

6. Письмо в тетрадь.

Для составления рассказа по серии картинок, относящихся к одной теме, детей сначала учат размещать их в определённой логической последовательности. С. А. Зыков предложил работу по серии картинок выполнять в следующем порядке:

1. Ученикам даётся первая картинка из серии и предлагается расставить остальные в логическом порядке.

2. Даётся центральная картинка, надо найти и расставить картинки с предшествующими и последующими событиями.

3. На классной доске вывешивается одна картинка, а рядом чертятся прямоугольники для изображения возможных событий, дети рисуют в этих прямоугольниках.

После этого С. А. Зыков рекомендует приходить к составлению рассказа по серии картинок, постепенно усложняя работу:

- детям предлагается рассмотреть простые картинки с одним персонажем, содержание которых передаётся одним-двумя предложениями. Под каждой из картинок ученики самостоятельно пишут то, что они видят на ней.

- предлагается для рассматривания картинки с несколькими персонажами, и по каждой из них ученики пишут 3-4 предложения.

- показывается центральная картинка, остальные стоят на доске тыльной стороной: школьники сначала рисуют, а в дальнейшем пишут, что могло происходить до и после центрального события; затем картинки на доске поворачивают, и дети видят, кто нарисовал или написал правильно, а кто ошибся.

В дальнейшем работа на уроке может быть сведена к следующему:

- Рассматривание картинок и расположение их в нужной последовательности;

- Беседа и словарная работа по каждой из картинок. Для проверки основного содержания всей серии картинок можно задавать вопросы: О чём картинки? Что в них главное? Как можно назвать все картинки?

- Составление плана (озаглавливание каждой картинки).

- Устный рассказ.

- Написание рассказа в тетрадь.

Работая с детьми с нарушением слуха и трудностями в обучении над рассказом-повествованием по одной картинке, И.В.Попова советует использовать интересный приём, подготавливающий их к рассказу по картинке, - «собирание» картинки под руководством учителя. Его суть в следующем: учащимся предлагается неполная картинка, её нужно дополнить отдельными объектами, выполненными в виде аппликации. Дети отбирают их из ряда предложенных. Затем каждому ученику даётся возможность самостоятельно высказаться по поводу собранной картинки. После педагог организует работу по углублению понимания содержания картинки, обращаясь к детям с вопросами: «Кто?», «Что?», «Где?», «Почему?» и т.д. Всё, что выясняется в ходе беседы, записывается на доске в виде связного рассказа. Рассказ прочитывается хором и отдельно каждым учеником. После этого может быть дано задание составить рассказ из разрезного текста.

После рассматривания картины можно предложить выбрать относящиеся к содержанию картины готовые фразы на табличках и составить рассказ целиком из рассыпанного текста. При этом фразы предлагаются в альтернативном оформлении. Составленный на наборном полотне текст рассказа прочитывается в целом. Затем текст убирается, и работа по восстановлению текста рассказа может быть построена, как беседа по вопросам.

В дальнейшем подготовка к рассказу по одной картинке на уроке ведётся в следующей последовательности:

Рассматривание картинки.

Беседа по содержанию, определяющая основное содержание, и словарная работа.

Составление плана и озаглавливание рассказа.

Подготовительные упражнения.

Устный рассказ.

Написание рассказа.

Рассказ о возможных предшествующих или последующих событиях по содержанию картинки, предложенной учителем, А.Ф. Понгильская рекомендовала начинать при помощи готовых образцов или вопросов. Давая примеры таких дополнений или вопросы, учитель должен обращать внимание детей на логическую связь между тем, что дополняется, и тем, что уже изображено. Затем можно предложить детям самостоятельно придумать эпизоды, дополняющие изображённое на картинке. Сначала это может быть рассказ в рисунках, придумывание названия для него и подписей к рисункам, устный рассказ с помощью учителя. В дальнейшем после устного рассказа детей по картинке учитель чертит на доске слева и справа от картинки прямоугольники и предлагает учащимся рассказать о тех событиях, которые произошли раньше или позже изображаемых. Несколько учеников рассказывают свои варианты описания этих событий, остальные с помощью учителя выбирают лучший вариант, составляют по нему план, затем один или двое устно повторяют рассказ и, наконец, все пишут рассказы по составленному плану. Сильным ученикам можно разрешить самостоятельно составить план и написать по нему рассказ.

Методика обучения изложению

Изложение ‒ письменный пересказ прочитанного текста. В тексте, который требуется изложить, всё дано в готовом виде ‒ и тема, и содержание, и структура, и лексический материал. Ученик должен логически последовательно, своими словами, без искажения смысла  передать содержание прочитанного, используя новые слова и образные выражения.

Существует несколько классификаций изложений (Е.А. Бариновой,
Т.А. Ладыженской, И.Д. Морозовой и др.).

И. Д. Морозова, опираясь на классификацию Т.А. Ладыженской, выделяет два наиболее значимых критерия классификации изложений:  способ восприятия текста и характер его воспроизведения.

По способу восприятия исходного текста изложения в массовой школе делятся на три вида:

- изложения, в которых текст воспринимается на слух при чтении его учителем (в классах глухих учитель читает текст за экраном);

- изложения, в которых текст воспринимается и на слух, и зрительно (в классах глухих учитель читает текст без экрана, с использованием ЗУА, а дети следят за его чтением по книге);

- изложения, в которых текст воспринимается зрительно.

По характеру воспроизведения текста И. Д. Морозова выделяет 4 вида: подробные; выборочные (воспроизводится только часть текста); сжатые, передающие основное содержание; с творческим заданием (заменяется лицо рассказчика, время событий и т.д.).

При работе над изложениями всех видов необходимо учитывать тип исходного текста (повествование, описание, рассуждение). Текст для изложения должен быть связан с реальной жизнью, понятен и интересен ученику, невелик по объему, прост по композиции, написан литературным языком.

Подготовка к написанию изложения должна вестись по трём направлениям: работа над содержанием; работа над структурой; работа над языком.

Рассмотрим примерный план работы над обучающим изложением.

1. Вступительная беседа. Её цель ‒ подготовить детей к пониманию содержания текста. Учитель вводит в беседу новые слова и выражения, использует различные наглядные пособия.

2. Чтение текста учащимися. Предварительно даётся установка: «Прочитайте и подумайте, о ком  и о чём говорится в тексте», «Подумайте, почему текст так назван». В классах  глухих допускается повторное чтение текста учителем с небольшими комментариями и использованием наглядным пособий.

3. Беседа по тексту и словарная работа. Выясняется понимание прочитанного, ставятся вопросы, заставляющие учащихся думать, осознавать временные и причинно-следственные связи, отношения между действующими лицами.

В ходе беседы следует побуждать учащихся использовать в своих ответах новые слова и выражения, находить их в тексте: «Прочитайте, как об этом пишет автор». И тут же: «Как можно сказать об этом по-другому?»

4. Работа над языком – лексическими изобразительными средствами, отдельными предложениями. Детей учат употреблять образные слова и выражения, фразеологизмы, синонимы, упражняют в перефразировании предложений.

5. Работа по составлению плана. Основными вариантами составления плана являются следующие:

Текст читается по частям и каждая его часть озаглавливается.

Текст читается не по частям, а в целом. После беседы по содержанию учитель или сами ученики перечитывают текст. Перед чтением учитель даёт установку: «Подумайте, сколько в тексте частей?», «Как назовём 1-ю  и т.д. часть?»

После повторного чтения ученики с помощью учителя выясняют, о чём надо писать сначала, и формулируют первый пункт плана и т.д.

Самостоятельное составление плана учащимися.

6. Устный пересказ текста, в процессе которого у  учащихся формируют умение выражать одну и ту же мысль по-разному, по возможности, своими словами.

7. Орфографическая подготовка к письменному изложению, заключающаяся в особом внимании к написанию отдельных слов.

8. Письменное изложение текста, в процессе которого учитель оказывает дифференцированную помощь в зависимости от уровня речевого развития учащихся.

9. Самопроверка учащимися изложений.

10.Анализ письменных работ, исправление ошибок.

Изложение планируется обычно на 2 урока.

При подготовке к написанию первого сжатого изложения можно дать детям образец и сопоставить его с исходным текстом. В процессе анализа текста учитель с учениками выясняют, что в нём самое главное, о чём обязательно надо написать, что можно опустить. Анализируя образец, обращают внимание на то, как можно выразить это самое главное в рассказе. Затем составляется план, каждый пункт кторого соотносят с соответствующей частью образца сжатого изложения и читают эти части. Затем сами пишут.

В классах глухих можно использовать такие специфические приёмы работы над изложением как изложение с вариантами; изложение по открытой книге; изложение с использованием черновика. Эти приёмы впервые опробованы на практике и описаны в литературе Л. М. Быковой. Изложение с вариантами направлено на формирование у учащихся навыков вариативного изложения текста, так как воспроизведение глухими текста часто представляет собой чисто механический процесс фотографического отражения его содержания. В результате применения методического приёма «изложение по открытой книге» ученики постепенно овладевают навыком использования книги для совершенствования своих работ и самостоятельной проверки своих письменных пересказов. Приём «изложение с использованием черновика» направлен на развитие у учащихся способности к самоанализу и самоконтролю.

Структуру урока контрольного изложения можно представить следующим образом:

1. Чтение текста.

2. Беседа по тексту (анализ более краткий, меньше вопросов).

3. Даётся готовый план, трудные слова на доске.

4. Письменное изложение текста.

Вопросы и задания

1. Обоснуйте роль и место словарной работы в специальной школе для детей с нарушением слуха.

2. Дайте сравнительную характеристику развития словаря глухих и слабослышащих учащихся.

3. От каких факторов зависит выбор учителем методов и приемов работы над словом, а также видов упражнений, направленных на его закрепление в речи учащихся?

4. Каким образом могут быть сгруппированы способы и приемы семантизации лексики? Расскажите об этих способах и приемах, приведите примеры.

5. Расскажите о видах упражнений, используемых для усвоения лексики на уроках.

6. Дайте сравнительную характеристику грамматической стороны речи глухих и слабослышащих учащихся.

7. Охарактеризуйте виды работ над построением предложений глухими и слабослышащими учащимися.

8. Определите понятия: «связная речь», «формы речи», «типы текстов».

9. Проследите по школьной программе, как усложняются требования к коммуникативным умениям учащихся с нарушением слуха по годам обучения.

10. Охарактеризуйте особенности связной письменной речи учащихся с нарушением слуха.

11. Проанализируйте раздел «Коммуникативная компетенция» школьной программы с точки зрения видов работ по развитию связной устной и письменной речи по годам обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 1215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.019 с.)